Так, считает Шекспир, должно быть и в семье, где мужу принадлежат ведущая роль и решающий голос.



21

Флегий, плывущий на лодке через гигантскую реку, а вернее Стигийское болото (типа Стикса) — в древнегреческой мифологии — сын Ареса и Хрисы

Норны, Нифльхейм, Брунхильда, Медея, Аид

23. Что узнаёт читатель из первого действия трагедии Шекспира "Ромео и Джульетта"? Охарактеризуйте кормилицу, Меркуццио. Какую роль играют эти персонажи?

24. Опишите грешников 5 круга Ада в "Божественной Комедии" Данте

22

НОРНЫ - Норны – Сестры Вюрда – Богини Судьбы В мифологической системе древних скандинавов норны – это богини-воплощения судьбы. Вопреки расхожему мнению норн не три, а гораздо больше, хотя наиболее известными из них являются те, что упомянуты в «Младшей Эдде» как хранительницы одного из корней мирового древа Иггдрасиль – Урд, Верданди и Скульд. Вероятно, образ норн гораздо древнее их названия. Для европейских культур этот образ универсален, трех богинь, воплощающих судьбу, можно встретить в мифологии Древнего Рима (Парки), Древней Греции (Мойры), Древней Руси (Мокошь, Доля и Недоля). Однако в отличие от, к примеру, славянских богинь, между норнами нет «разделения обязанностей», каждая из них отвечает за судьбу как таковую. При этом норны лишь создают судьбы, но не влияют на них (в отличие от Парок и Мойр). Примечательно, что норны не были созданы Одином, Вили и Вё в тот момент, когда первые асы творили мир. Более того, деятельность норн универсальна – механизму судьбы, которым они управляют, подчиняются все – смертные и боги. Даже Один неоднократно посещает норн, прося у них совета (в одно из таких посещений Урд предсказывает, что Всеотец погибнет в пасти Фенрира).

Согласно тексту «Младшей Эдды», норны Урд, Верданди и Скульд живут в блистательном дворце, который расположен у источника Урд («Urðarbrunnr» на древнескандинавском, что переводится как «источник судьбы»). Сам источник находится под одним из трех корней Иггдрасиля, под тем корнем, который уходит в Асгард.

В части «Прорицание вельвы» из «Старшей Эдды» говорится о том, что Урд, Верданди и Скульд возникли из источника Урд, они «резали руны, судьбы судили, детям людей жребий готовя». Там же указано, что эти норны помнят «первую войну», то есть изначальное противостояние асов и ванов. Это говорит о том, что Урд, Верданди и Скульд, вероятно, являются одними из древнейших существ в скандинавской космогонии. Три норны следят за тем, чтобы мировой ясень Иггдрасиль не засох, они каждый день поливают дерево водой, которую собирают с берегов Урда (в Эдде подмечено, что они черпают воду вместе с грязью, что скапливается у берегов источника). В том же эпизоде указано, что вода из Урда настолько священна, что все, попадающее в нее, становится светлым и прозрачным. В саге «Речи Фафнира» из «Старшей Эдды» Сигурд указывает дракону на то, что норны приходят к людям в момент их рождения («кто эти норны, что могут прийти к женам рожающим?»). Эти слова подтверждаются в другой эддической саге, «Первая песнь о Хельги убийце Хундинга», где говорится, что норны явились к Богхильд, родившей Хельги, и предрекли ее сыну судьбу великого полководца. На основании этих фрагментов некоторые исследователи сближают образ норн с образом фюльгья (в древнескандинавской традиции так именуются женские духи-хранители, близкие к образу валькирий, но восходящие, очевидно, к архетипу праматери).

Норна Урд. Как уже отмечалось, имя этой норны («urd» на древнескандинавском) переводится как «судьба». Это самая старая из норн, живущих у корней Иггдрасиля, обычно ее изображают старухой и соотносят с понятием «прошлое». Предположительно норна Урд может быть самым непосредственным образом связана с уже упомянутым понятием «вюрд» («wyrd»), которое у северогерманских племен использовалось в двух значениях – «судьба» и «смерть». Именно норну Урд принято считать персонификацией рока, именно она предрекает Одину гибель.

Норна Верданди. С древнескандинавского языка имя этой норны можно перевести как «становление» («Verðandi» или «Werdandi»). По старшинству это средняя из трех норн, ее изображают женщиной умеренного возраста, традиционно соотнося с понятием «настоящее». Также является воплощением принципа «вюрд», но уже в контексте активной деятельности, то есть речь идет о судьбе, которую человек определяет себе сам, совершая те или иные действия.

Норна Скульд. С древнескандинавского «Skuld» традиционно переводят как «долг», хотя Франсуа-Хавьер Дилманн и ряд других скандинавоведов приводят еще два варианта перевода – «возможное будущее» и «чувство вины». Все три перевода близки в своих семантических аспектах, но Дилманн сомневается в том, что образ Скульд – изначальный, как образы Урд и Верданди.

 

НИФЛЬХЕЙМ - Мир Нифльхейм (иногда Нибльхейм или Нифльхайм) в мифологии древних скандинавов является одним из Девяти Миров, составляющих обозримую Вселенную (Иггдрасиль). Этимология этого слова неоднозначна, по всей вероятности речь идет о древнескандинавском «niflheimr». При этом многие источники (в частности – ныне популярная Википедия) жестоко ошибаются в этом плане, переводя слово «Нифльхейм», как «обитель туманов». В действительности, ни о каком тумане речи здесь нет. Если основа «heimr» вполне переводима (дословно – «земля» или скорее «земли»), то «nifl» по версии М.И. Стеблин-Каменского, чей авторитет в области древнескандинавской лингвистики непререкаем, переводится как «темный». Таким образом, Нифльхейм означает «темные земли» или, если выражаться чуть поэтичнее, «мир тьмы».

В «Младшей Эдде» о Нифльхейме можно найти следующие слова (их произносит сам Один): «За века до создания земли уже был сотворен Нифльхейм». Ниже другое воплощение Всеотца добавляет: «Но всего ранее были сотворены земли на юге, это Муспельхейм». Фактически Нифльхейм и Муспельхейм – это два первомира, которые существовали до возникновения других миров и первых живых существ. Согласно эддическим мифам Нифльхейм расположен на севере от Гинунгагап («мировой бездны»), а Муспельхейм – на юге от нее. Описания миров кардинально различаются: Нифльхейм темный и холодный, Муспельхейм – светлый и горячий, это мир пламени, там обитает раса огненных великанов. Но именно Нифльхейм и Муспельхейм, союз двух антагонистичных реалий, породил первое живое существо во Вселенной.

По легенде в Нифльхейме от начала времен располагался источник Хвельгельмир («кипящий котел» с древнескандинавского). Вода вырывалась из источника с огромной силой (вероятно слово «кипящий» используется здесь в значении «кипучий», то есть «бурный»), но мороз Нифльхейма практически сразу обращал воду в лед. Тем не менее, мощь источника была настолько велика, что все новые и новые потоки постоянно сдвигали ледяные глыбы все дальше и дальше от Нибльхейма. И когда покинул «страну мрака», миновал Гинунгагап и оказался у пределов Муспельхейма, пламя мира огня растопило глыбы, а огненные искры вдохнули в них жизнь. Так появился великан Имир, первое существо, из тела которого позже были созданы другие миры. Так Нифльхейм сыграл свою роль в формировании космической системы Иггдрасиля.

 

БРУНХИЛЬДА - Брунхильд или Брунгильда ("поединок"), героиня скандинаво-германской мифологии, самая воинственная и самая прекрасная валькирия, бросившая вызов Одину: она даровала победу в битве не тому, кому предназначал верховный бог. В наказание бог погрузил ее в сон и сослал на землю, где Брунхильд должна была лежать на вершине холма Хиндарфьялль, окруженная огненной стеной.

Прорваться сквозь бушующее пламя мог лишь Сигурд (в германском эпосе Зигфрид), знаменитый герой, сразивший дракона Фафнира. Он пробудил воинственную красавицу Брунхильд и, обещав жениться, оставил в залог кольцо карлика Андвари, не ведая о нависшем над кольцом проклятии. Ведьма Гримхильд дала Сигурду напиток забвения, и Сигурд, позабыв о своей невесте, женился на дочери колдуньи красавице Гудрун (в германских легендах, Кримхильда).

Тем временем к Брунхильд посватался брат Гудрун, король бургундов Гуннар (в германских преданиях, Гюнтер). Но валькирия дала клятву выйти замуж лишь за того, кто пройдёт испытания.

Сигурд согласился помочь Гуннару, на время брачного испытания герой поменялся с Гуннаром обличьем и прошел сквозь огонь вместо него. Брунхильд была вынуждена выйти замуж за Гуннара, но впоследствии когда обман раскрылся, разгневанная Брунхильд потребовала от мужа убить Сигурда. Наущенный женой, желавшей восстановить свою честь, а также, желая завладеть магическим кольцом силы, Гуннар и его брат Хёгни смертельно ранили Сигурда на охоте.

 

МЕДЕЯ - Медея, в древнегреческой мифологии, волшебница, дочь колхидского царя Ээта и океаниды Идии, внучка Гелиоса. Согласно легенде о золотом руне, когда аргонавты прибыли в Колхиду, покровительствующие им боги наслали на Медею страстную любовь к предводителю путешественников Ясону. Герой обещал Медее взять ее в жены, за это она помогла ему добыть золотое руно, усыпив охранявшего сокровище дракона. После похищения руна волшебница бежала с Ясоном из Колхиды.

Разгневанный царь преследовал беглецов. Для того чтобы его задержать, Медея убила своего брата Апсирта, разрезала его тело на куски и раскидала их по всему морю. Ээт прекратил погоню и стал собирать останки сына, чтобы предать их погребению.

Настигнутые преследователями на острове феаков Ясон и Медея поженились. После этого феакский царь Алкиной смог на законных основаниях отказать разгневанному отцу Медеи выдать ему дочь. Медея отправилась с Ясоном на его родину, где помогла мужу отомстить узурпатору Пелию за убийство отца и брата. Дочери Пелия, последовав совету волшебницы, изрубили отца на части и бросили их в кипящий котел.

За такое коварство Медею вместе с мужем изгнали из страны. Медея родила Ясону двух сыновей. Когда же он решил жениться на дочери коринфского царя Креонта Главке (в некоторых источниках – Креусе), коварная волшебница послала сопернице свадебное платье, облачившись в которое невеста сгорела заживо. Затем Медея умертвила своих детей и покинула Коринф.

В Афинах Медея стала женой царя Эгея, от которого родила сына Меда. Сын волшебницы убил царя и занял престол. По одному из мифов, Медея была перенесена на "острова блаженных", где стала женой Ахилла.
Медее приписывали способности оживлять мертвых, летать по воздуху на колеснице, запряженной крылатыми конями или драконами. Ее родство с богом солнца свидетельствует о том, что в древнейшее время Медею почитали как богиню.

 

АИД - — сын Крона и Реи, брат Зевса и Посейдона. После победы над титанами братья поделили власть над миром. По жребию Аиду досталось господство над подземным царством мертвых, где он правит вместе со своей супругой Персефоной, которую он похитил у матери — богини земледелия и плодородия Деметры. Он редко появляется на земле, не принимает участия в пиршествах богов на Олимпе. Более всего он дорожит самоцветами, драгоценными металлами, хранящимся под землей, и шлемом, который делает его невидимым (вариант: шапкой из меха собаки). Аид вселяет ужас своей неотвратимостью, однако он не всемогущ: его обманывает Сизиф, ему наносит рану Геракл. Культ Аида не был развит в Древней Греции. Аиду не строили святилищ и алтарей. Только в Элиде ему был посвящен храм, который открывался лишь раз в году, и в него мог входить только жрец. В античной мифологии героического периода Аид постепенно становится второстепенным божеством. В римской мифологической традиции А. соответствует Плутон.

 

23

В первом действиии повествуется о давней вражде двух семейств Монтекки и Капулетти, а также рассказывается история знакомства Ромео и Джульетты на балу.

Кормилица – РОЛЬ: сводница, она передает вести от влюбленных и помогает встретиться.

Кормилица – важный образ в пьесе. Она искренне привязана к Джульетте, ведь воспитывает ее с ранних лет. Девушка тоже любит кормилицу и доверяет свои тайны. Героиня помогает влюбленным встречаться, так как понимает их чувства.

Меркуцио - друг Ромео с юных лет, горячий и вспыльчивый юноша. По сюжету он родственник Принца Веронского. Этот молодой повеса все свое время проводит с друзьями. Ради них он готов на все, а ради Ромео даже пошел на верную смерть. Он был убит дерзким кузеном Джульетты – Тибальтом. Тибальт ранил его из-под руки Ромео, когда последний, в свою очередь, старался избежать кровопролития. Перед смертью Меркуцио изрекает проклятие «Чума возьми семейства ваши оба! Я из-за вас стал кормом для червей», которое, как и многие другие моменты, предсказывает трагический конец.

24

В пятом круге оказываются те, кто часто предавался гневу или унынию (по аналогии с четвертым кругом – две крайности одной сущности), они обречены на вечную драку в грязном болоте Стиксе, где дном служат тела скучающих.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!