Работа над техническим материалом
Работа над инструктивным материалом (гаммами, упражнениями, этюдами) – неотъемлемая часть обучения в музыкальной школе. Изучение гамм – одна из основных форм развития техники инструменталиста. Систематическая работа над гаммами развивает правильную координацию пальцев, ровность звучания в разных регистрах, ритмичность.
Основное требование к игре гамм – постоянный слуховой контроль, соблюдение правильной аппликатуры. Важным моментом в исполнении гамм является подкладывание первого, третьего и четвертого пальцев. Нужно следить за плавностью перехода руки с одной позиции в другую.
Последовательность изучения гамм в классе бандуры зависит от технических особенностей исполнителей на инструменте. Поэтому сначала необходимо начинать изучения гамм от самой удобной для бандуриста, то – есть, Соль – мажор, далее До – мажор и т.д.
Особенное внимание нужно уделять игре упражнений, двойных нот, аккордов и арпеджио. Исполнение двойных нот имеет много общего с исполнением аккордов. А именно: одновременное извлечение звуков, игра с подушечки на ноготь. Во время игры необходимо обращать внимание на активность подушечки с ногтем и на четкость щипка. После щипка пальцы остаются над струнами и не подгибаются к ладони.
Одним из путей развития техники бандуриста является систематическая и старательная работа над этюдами. Перед тем как начать изучение этюда нужно внимательно ознакомится с его строением, развитием тематического материала, и его характерными особенностями. Параллельно преподаватель помогает ученику разобраться во всех технических трудностях, которые встречаются в тексте. Работать над этюдами нужно так же старательно, как и над художественным произведением, придерживаясь точного ритма, всех указаний нотного текста, добиваясь красивого звука, динамики, усвоения всех необходимых приёмов игры, осмысленного и выразительного исполнения.
|
|
Работа над инструментальными и вокально- инструментальными произведениями
Главная задача педагога – приучить юных бандуристов добиваться не только технического совершенства, но и содержательности, выразительности исполнения. На первом этапе обучения ученик получает целостное представление о музыкальном произведении, которое будет играть. Большую роль играет рассказ преподавателя об авторе музыки, характерные черты музыкального языка пьесы, круг её художественных образов и прочее.
На следующем этапе целесообразно последовательно отрабатывать отдельные части произведения, постепенно преодолевая технические и художественные сложности. После того как пьеса выучена напамять, педагог направляет внимание ученика на раскрытие художественного замысла автора, на целостность и безукоризненность художественного исполнения. При исполнении вокально – инструментального произведения главная роль отводится пению. Песню, которая изучается впервые, педагог поет сам, анализирует её, знакомит ученика с текстом, объясняет непонятные слова, а потом задает несколько вопросов ученику относительно характера и содержания. Когда мелодия усвоена, разучивается бандурное сопровождение. Анализируя инструментальную партию, надо определить фактуру, динамику, приемы игры, расставить аппликатуру. Отдельно разучивается литературный текст, вокальная партия, а потом переходим к соединению пения с сопровождением.
|
|
На первых этапах обучения желательно включать в рабочие планы ученика простой аккомпанемент. В старших классах ученик должен уметь самостоятельно работать над музыкальным произведением.
Развитие творческих способностей
В развитии творческих способностей важную роль играет подбор по слуху, транспонирование, чтение с листа, подбор аккомпанемента.
Занимаясь этими видами занятий, у ребенка развивается инициатива, он поднимается в глазах своих сверстников, преподавателя, появляется чувство уверенности в себе.
|
|
Подбор по слуху и транспонирование способствуют лучшему освоению инструмента, быстрому обучению музыкальной грамоте. Увлечение транспонированием дает стимул к лучшему усвоению технических трудностей связанных со спецификой расположения струн на бандуре, (хроматические струны извлекаются с некоторыми трудностями, так как расположены очень близко к основным). Также развивается ладовый слух, метроритмическое чувство долей.
Для грамотного чтения нот с листа необходимы навыки зрительно-слуховой, двигательной памяти и прочей их связи; понимания «языка музыки»: фразировки, мотивного строения пьесы, её формы в целом; соблюдение определённых аппликатурных принципов и принципов чередования штрихов. Развитием всех навыков необходимо заниматься с первого года обучения игре на бандуре. Очень важно развить при слышании музыкальных построений и заложить основы ритмической организации. Главным условием нот с листа является исключение зрительного контроля: необходимо уделять большое внимание освоению расположения струн, прочности связи между нотой и звуком. Навык осмысленного чтения с листа способствует расширению музыкального кругозора, активно содействует воспитанию музыкальной культуры и вкуса учащихся, развитию музыкального мышления.
|
|
Для формирования гармонического слуха большое значение имеет навык подбора аккомпанемента, тем более что бандуристы аккомпанируют себе при пении различных песен. Задача преподавателя привить учащимся умение слышать вертикаль и получать необходимые начальные знания по гармонии.
Работа с ансамблем
Важное внимание в учебном процессе уделяется игре в ансамбле. Это способствует развитию природных музыкальных данных: слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, а также выработке специфических навыков – умение хорошо слышать не только себя, но и товарищей, также согласовывать свою партию с остальными.
При создании ансамбля преподаватель должен уделять большое внимание, как пению хора, так и игре на бандуре. В процессе работы необходимо учитывать индивидуальные качества каждого участника, внимательно распределить учеников по партиям, учитывая их исполнительские возможности. Участие в ансамбле требует овладения вокально-хоровыми навыками: певческим дыханием, звукообразованием, строем, дикцией.
Начиная с первых занятий, руководитель коллектива должен добиваться выработки интонационной чистоты и ансамблевого звучания. Особое внимание следует уделять сопоставлению пения с сопровождением. Также необходимо научить детей петь песни без сопровождения. Пение совершенствует слух учеников, развивает ладогармоническое чутье.
Репертуар ансамбля бандуристов должен быть разносторонним, включать как вокальные, так и инструментальные произведения, а также аккомпанемент певцам и солистам на разных инструментах: - свирели, домре, балалайке, виолончели, флейте и других. Преподаватель должен подбирать произведения так чтобы они не только стимулировали развитие ансамбля, но и были посильными как в вокальном, так и в инструментально - техническом отношении.
Достаточно важной частью процесса обучения является чтение нот с листа. Материал для чтения нот с листа подбирается более лёгкий, чем тот, что изучается в классе. Играть следует в доступном для ученика темпе и без остановок. Систематическая практика – лучший способ для усвоения этого навыка.
Работа над репертуаром
В воспитании музыкально – эстетического вкуса ученика качество репертуара занимает центральное место. Занятие в специальном классе строится на основе последовательно разработанной программы обучения, которая состоит из художественного и инструктивного материала. При подборе репертуара необходимо учитывать индивидуальность каждого ученика, меру его способностей и подготовки.
В репертуар специальных классов бандуры следует включать разные по содержанию, форме, стилям и фактуре музыкальные произведения разных авторов, произведения украинской и зарубежной классики, а также современных композиторов. Особенно широко следует использовать украинские народные, детские, современные массовые песни, а также зарубежные народные песни. Вместе с тем нужно изучать вокальные произведения с сопровождением бандуры: украинские, зарубежные народные песни, классические вокальные произведения, произведения современных композиторов.
Вокальные произведения необходимо подбирать тщательно, учитывая индивидуальные особенности голосовых данных того или иного ученика.
Не рекомендуется включать в план произведения, которые превышают технические возможности или не отвечают психологическим возрастным особенностям ученика. Не рекомендуется также перегружать количеством произведений, так как это приводит к невнимательности и поверхностному отношению к обучению.
Для приобретения исполнительского опыта ученикам необходимо давать возможность выступать на академических концертах, вечерах с разными по форме и стилям музыкальными произведениями.
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 178; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!