ГЛАВА 1 ШКОЛА «ВОЗРОЖДЕННОГО» ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА
Общая характеристика методологических основ
К концу XIX в. идея естественного права казалась окончательно забытой. После сокрушительной критики исторической школы стало невозможным говорить о постоянном и неизменном, раз и навсегда Данном «природном» праве. На другом «фронте» против естественного права выступил правовой позитивизм. Если историческая школа указывала на изменчивость, социокультурную обусловленность и относительность любого права, то позитивизм делал акцент на его реальности, эмпиричности, формальной определенно-ота, принудительности. Казалось бы, естественному праву есть место лищь в истории правовой мысли. Однако идея естественного права "брежила на рубеже XIX-XX в. свое возрождение в Германии, Франции и России. Более того, идея естественного права присутствует и в беременной правовой мысли, однако она претерпела существенную •модификацию с целью адаптации к современному научному знанию.
361
Раздел V
ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XX века
Возрожденное в новых условиях естественное право кардинальным образом отличалось от своего классического прототипа. Ведь его апологетам необходимо было «встроить» идеальные представления о праве в новую реалистическую парадигму изменяющегося мира, в центре которого находился человек.
Основная задача нового понимания естественного права заключалась уже не в отрицании позитивного права, а в обогащении представлений о нем. Теперь уже признавалось, что право никаким иным, кроме как позитивным, и быть не может, но позитивное право нельзя сводить только к приказу, не считаясь с тем, как этот приказ связан с миром человеческих ценностей. В постклассических концепциях естественного права актуализируется именно ценностная составляющая права, призванная дополнить образ права как позитивного явления, реального факта социальной жизни, «изнутри» управляющего поведением людей. Это был путь между формализмом, характерным для этатистского позитивизма, и метафизическим идеализмом классического естественного права. Более того, постклассическое естественное право стремилось к союзу и с историзмом, и с социологическим право-пониманием, и с психологией. Это означает, что все то, что получило название «"возрожденного" естественного права» (впрочем, как и многие другие направления постклассической правовой мысли), по сути, является одним из вариантов интегративного правопонимания, но таким вариантом, в котором старое название «естественное право» используется в расширительном смысле, и именно на этой стороне правопонимания делается акцент.
|
|
Именно поэтому такое правопонимание следует относить к ин-тегративному, а не к интегральному. Интегральное правопонимание сознательно строится как целостное, синтетическое правовидение и не позиционирует себя как юснатурализм. Интегративный вариант, наоборот, подчеркивает свою приверженность, например, идеям естественного права, но при этом кардинальным образом трансформирует само понятие «естественности» и не может обойтись без включения в такой концепт аспектов правопонимания, разработанных в рамках других подходов.
|
|
Важнейшей методологической основой возрождения естественного права в начале XX в. в Европе выступило неокантианство. Неокантианство возникло в эпоху кризиса классической рациональности, образцом которой были спекулятивно-идеалистические системы
362
ШКОЛА «ВОЗРОЖДЕННОГО» ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА
ГлаЧ.
Гегеля, а также материалистические и в какой-то степени марксистское учения. Их кризис был вызван неспособностью философски осмыслить результаты научных достижений того времени и обосновать такую методологию, которая бы исходила из самого человека.
Неокантианцев привлекало основное положение кантовской философии, согласно которому формы чувственности и категории рассудка суть функции познающего субъекта (см. об этом разд. III, гл. 8, § 1), а главную ошибку Канта они видели в признании объективности «вещи в себе». Отказ от понятия «вещи в себе», осуществленный неокантианцами, привел к представлению об «укорененности» объекта в самом мышлении. Активность мышления толковалась представителями неокантианства как деятельность по конструированию культуры в целом. Важным положением философии Канта признавалось также различение теоретического и практического разума, сущего и должного.
|
|
Неокантианство никогда не было однородным течением. Возникнув в 60-е годы XIX в. в Германии, свой расцвет оно пережило в первой четверти XX в., имея сторонников во Франции, России и др. В последующие годы неокантианство было потеснено другими философскими направлениями, но до сих пор отдельные его положения пользуются признанием в западной правовой мысли.
Для истории правовой мысли особое значение имели два течения неокантианства: трансцендентально-логическое (марбургская школа) и трансцендентально-психологическое (баденская школа). Оба направления трансформировали основную схему кантовской теории познания, отказавшись от противопоставления трансцендентального субъекта трансцендентальному объекту («вещи в себе») и признавая априорные формы отношения познающего субъекта к чиру. При этом в баденской школе получила дальнейшее развитие проблема соотношения сущего и должного, сформулированная Кантом.
|
|
Исходя из кантовского разграничения теоретического и практического разума и примата последнего, один из основоположников Аденской школы, В. Виндельбанд (1848-1915), противопоставлял философию как нормативное учение, основанное на оценочных суждениях, т. е. на познании должного, опытным наукам, основанным Ча теоретических суждениях и эмпирических данных о сущем.
Особое значение в неокантианстве придавалось ценностям. Ценности предшествуют бытию. Их сущность — в значимости для
363
Раздел У
ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XX qfka
нормального человеческого сознания, а не в фактичности. Человеческий дух, полагал Виндельбанд, в своем развитии постепенно осознает мир ценностей, приближаясь к идеалу, которого полностью никогда достичь нельзя. Общество, двигающееся по пути прогресса, должно приводить социальные нормы в соответствие с идеальными ценностями.
Неокантианскую концепцию ценностей развивал также Г. Рик-керт (1863-1936). Для него понятие ценности становится центральным вопросом философии. Риккерт отрицал присутствие смысла в самих человеческих суждениях. Обладая психическим бытием, суждения существуют только во времени, тогда как истинные мысли относятся не к миру эмпирической действительности, а к сфере трансцендентного смысла, которая логически предшествует реальности, бытию. «Ценности, — писал Риккерт, — не представляют собой действительности ни физической, ни психической. Сущность их состоит в их значимости, а не в их фактичности».3
Характерной чертой методологии неокантианства баденской школы, вытекающей из ее гносеологических и аксиологических установок, является противопоставление наукам о природе наук о культуре. По мнению представителей школы, естествознание, т. е. науки о природе, имеет своей целью выяснение законов, устанавливающих устойчивые, общезначимые связи между явлениями. Науки же о культуре имеют объектом исследования индивидуальные явления, поэтому их задачей является описание отдельных событий и фактов. Из данных посылок логически следовало отрицание возможности для социальных и исторических наук познать законы развития общества, права, да и наличие самих этих законов подвергалось сомнению.
Помимо неокантианцев баденской школы, определенное влияние на формирование течения «возрожденного» естественного права оказали представители марбургской школы. Они стремились очистить трансцендентальный метод Канта4 от психологии и метафизики и утвердить его в чисто логической форме. Всеобщность и необходимость научного знания при этом объясняется саморазвертыванием разума, не зависящего от ощущений и «вещи в себе». Предмет познания при этом отождествлялся с понятием о предмете, само же бытие истолковывалось как совокупность чистых понятийных отношений. Таким образом, по мысли марбургжцев, «предмет познания
3 Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. СПб., 1911. С. 128.
4 В философии Канта трансцендентальное — это все то, что относится К априорным (т. е. вне- или до-опытным) условиям возможности познания, его формальным предпосылкам, которые организуют опыт.
364
rweat _____________ШКОЛА «ВОЗРОЖДЕННОГО» ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА
конструируется человеческим мышлением. "Чистое" познание на основе собственных логических законов, в соответствии со своей внутренней природой "конструирует" мир нашего познания. Сознание оказывается первичным по отношению к бытию».5
философы марбургской школы возводили к трансцендентальным основаниям не только познание, но и культуру в целом, включая право. Юриспруденция при этом провозглашалась математикой общественных наук.
Р. Штаммлер
Видным представителем марбургской школы неокантианства был Рудольф Штаммлер (1856-1938)— выдающийся философ и теоретик права. Штаммлер избрал академическую карьеру. С 1885 г. он являлся профессором гражданского права университета г. Галле, а затем — Берлинского университета. Основные работы: «Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории» (1896), «Учение о правильном праве» (1902), «Сущность и задачи права и правоведения» (1908), «Учебник философии права» (1922).
Методологические основы правового учения. Правовое учение Штаммлера затрагивало несколько важных аспектов правопонимания. Следует отметить, что в его трудах неокантианская интерпретация права была противопоставлена марксистской. Критике марксизма и была посвящена значительная часть его работы «Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории». Для Штаммлера неприемлем марксистский тезис о том, что бытие права, как и иных надстроечных явлений, определяется исключительно способом экономического производства, господствующим в обществе.
Ученый был убежден в том, что любое общество возможно лишь как «внешним образом урегулированное сожительство».6 Это означало, что подчинение неким обязательным правилам является транс-Цбндентальной формой любого человеческого общества, без которой оно просто не может существовать. Но такого рода общение "евозможно без «какого бы то ни было соглашения между отдельными
5 Зорькин В. Д. Неокантианская политико-правовая философия. Штаммлер // •'стория политических и правовых учений/под ред. В. С. Нерсесянца. М., 1983. С. 521. Штаммлер Р. Хозяйство и право с точки зрения материалистического по-"имания истории. Т. 1. СПб., 1907. С. 100.
365
Раздел V
ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XX ВЕКА
лицами». Но «стоит только ввести в понятие совместной деятельности идею соглашения, — тем самым уже дано понятие внешнего регулирования совместной жизни. Тут уже исчезает... совершенно изолированный человек».7
В качестве примитивной формы соглашения Штаммлер называл язык. Язык имеет социальное значение, поскольку «обозначение вещей с помощью этих звуков предполагает общее соглашение... В этом уже кроется идея (явного или молчаливо предполагаемого) условного регулирования».8 Таким образом, смысл социального как такового ученый связывал с общением между людьми, внешним образом урегулированным при помощи языка. При этом внешние правила, которым подчиняются люди, не зависят от побуждений, заставляющих отдельных лиц им следовать. В этом уже, полагает Штаммлер, выявляется необходимость правовой формы существования общества. Общеобязательная правовая форма общества противопоставлялась им разнообразию его материального содержания.
Исходя из данных посылок Штаммлер обосновывал трансцендентальную версию естественного права, и противопоставлял причинному объяснению права его телеологическое обоснование.
Право, по его мнению, не может подчиняться закону причинности, так как относится не к сфере сущего, а к сфере должного. Поэтому оно связано с логической и этической деятельностью человека и принадлежит к явлениям целесообразным (телеологическим).
Ученый полагал, что экономические отношения не могут существовать в отрыве от юридической формы, а производственные отношения — это и есть взятые под определенным углом юридические отношения. Даже научное исследование экономических отношений, по мнению Штаммлера, должно осуществляться через их правовую форму. Он утверждал, что каждая правовая норма необходимо имеет своим содержанием возможную совместную деятельность людей, следовательно, право как совокупность этих норм означает только форму социальной жизни.
Таким образом, для Штаммлера основную роль в общественной жизни играла логическая форма, что находилось в полном соответствии с методологическими идеями марбургекой школы неокантианства.
Соответственно и первоосновой социальной жизни Штаммлер признает право. Он видел общественный прогресс не в революционном
' Там же. С. 105. 8 Там же.
366
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 905; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!