Рекомендуемые источники и исследования
Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства М., 1998.
Гегель Г. Философия права. М., 1990. Иеринг Р. Борьба за право. М., 1891.
Иеринг Р. Дух римского права на различных ступенях его развития Ч 1
СПб., 1875.
Иеринг Р. Цель в праве. Т. 1. СПб., 1881. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 2004. Маркс К. К критике гегелевской философии права (любое издание). Маркс К. Критика Готской программы (любое издание). Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии (любое из-. дание).
ОстинДж. Определение сферы права//Антология мировой правовой
мысли. В 5 т. Т. 3. М., 1999. ПухтаГ. Ф. Энциклопедия права. Ярославль, 1872. Савинъи Ф. К., фон. О призвании нашего времени к законодательству и
правоведению // Фемис. Ежегодник истории права и правоведения.
М., 2002. № 3.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства (любое издание).
Завьялов Ю. С. Взгляды Р. Иеринга на государство и право // Правоведение. 1968.№3.
ЛапавваВ. В. Социология права. М., 2000. МамутЛ. С. Карл Маркс как теоретик государства. М., 1979. Муромцев С. А. Образование права по учениям немецкой юриспруденции. М.,1886.
Нерсесянц В. С. Гегелевская философия права. М., 1974. Новгородцев П. И. Историческая школа юристов. СПб., 1999. Омельченко О. А. Ф. К. Савиньи и манифест исторической школы права // Фемис. Ежегодник истории права и правоведения. М., 2002. № 3. Остроух А. Н. Учение Бентама о праве. Краснодар, 2002. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992.
|
|
358
Раздел V ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XX ВЕКА
ВВЕДЕНИЕ
Современная наука может быть охарактеризована как наука постклассическая, т. е. пришедшая на смену классической науке. Последняя отличалась собственным типом рациональности, т. е. типом отношения к миру, к возможностям его познания, целям и задачам познания и т. д. Тип классической научной рациональности сформировался и достиг апогея в XVII-XIX вв., хотя его предпосылки были заложены уже в античный период. Отличительная черта классической научной рациональности — интерпретация окружающего мира как разумно устроенного, механически упорядоченного и линейно развивающегося согласно действующим в нем причинно-следственным закономерностям.
Человек с позиций классической науки познает окружающий мир как мир объективный, существующий независимо от субъекта познания. Соответственно и объективная истина существует «сама по себе» и никак не связана с человеком. Язык в классической науке рассматривался в качестве инструмента логического мышления, с помощью которого можно отобразить весь мир в мыслительном образе, адекватном своему объекту.' Такой картине мира в полной мере соответствовали классические варианты правопонимания: естественное право и юридический позитивизм (этатизм).
|
|
В конце XIX— начале XX в. начинает складываться неклассический тип научной рациональности, который постепенно вытесняет классические представления о науке. Познание уже не рассматривается как «зеркало природы». Теперь субъект познания понимается ^к неотъемлемая часть процесса познания, как то, что определяет само познаваемое. Получает признание тезис о том, что познаваемая Реальность конструируется самим субъектом. Социальная реальность
' См. подр.: Поляков А. В., Тимошина Е. В. Общая теория права. Учебник. ^Лб., 2005. С. 16 и ел.
359
Раздел V
ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XX ВЕКА
предстает как смысловая реальность, имеющая знаковую, символическую, текстуальную форму.
Именно в неклассической науке происходит осознание зависимости человеческого познания от специфики языка, которым владеет познающий субъект. Соответственно все научные и философские проблемы переводятся в сферу языка и решаются на основе анализа его средств и выражений (так называемый лингвистический поворот в гуманитарных науках).
Научное знание начинает пониматься в контексте социальных условий его бытия, как особая часть жизни общества, определяемая на каждом этапе своего развития общим состоянием культуры данной исторической эпохи, ее ценностными ориентациями и мировоззренческими установками.
|
|
Современная постклассическая рациональность характеризуется как коммуникативная рациональность, определяемая возможностями человека общаться с себе подобными, понимать их и взаимодействовать с ними.
Изменившиеся представления о науке обусловили формирование и новых представлений о праве. Классические варианты право-понимания —естественно-правовой и этатистский (позитивистский) — к этому времени оказались в глубоком кризисе. Они уже не соответствовали новой парадигме научного знания и не могли ответить на вопросы, задаваемые современностью.
История развития правовой мысли в XX в. проходила или в попытках приспособить классические варианты правопонима-
ния к новым условиям, или в попытках сформулировать новые варианты правопонимания. Выявившаяся односторонность классических теорий права делала актуальным поиск «третьего пути». Этот путь немецкий ученый А. Кауфман определял как путь «между» или даже «по ту сторону» естественного права и позитивизма.2 При этом речь не шла о противопоставлении классических вариантов правопонимания по дихотомической модели «или — или», но была актуализирована идея интеграции, синтеза различных правовых подходов. Именно эту идею разрабатывали русские теоретики и философы права, и лишь в середине XX в. она получила признание на Западе.
|
|
2 Kaufmann A. Rechtsphilosophie. 2 Auflage. Munchen, 1997. S. 40-53.
360
ШКОЛА «ВОЗРОЖДЕННОГО» ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА
Таким образом, ни один из правоведов XX в. не мог обойтись без включения в свою правовую концепцию тех аспектов правопонимания, которые были разработаны в рамках иных подходов. Вот почему достаточно сложно разграничить, например, возрожденное естественное право и социологическое правопонимание, правовой реализм и интегральные концепции, коммуникативные теории и теории феноменологические и т. д. Даже позитивистско-этатистский подход в постклассическую эпоху стремится найти точки соприкосновения с той проблематикой, которая всегда была «вотчиной» естественного права.
Из сказанного следует, что на основной вопрос философии права — что есть право — в постклассическую эпоху предлагали принципиально иные варианты ответов, чем в эпоху классическую. Из этих ответов и складывалось то новое, интегративное (интегральное) понимание права, характерное для правовой мысли XX в.
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 210; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!