TO THE QUESTION OF THE RECEPTION OF THE HERITAGE OF F. SCHUBERT IN THE CREATIVITY OF DOMESTIC COMPOSERS OF THE END OF THE XX TH CENTURY



KarnaukhovaVeronika Alexandrovna,

Sizova Olga Alekseevna

 

Annotation. The purpose of the article is to study the traditions of Russian Schubertianism in the works of Russian composers of the second half of the twentieth century, V. Gavrilin and A. Murov. The material included such compositions as the Second German Notebook by Valery Gavrilin, the orchestral transcription of the vocal cycle Winter Path created by Askold Murov, as well as his two other works The Autumn Symphony and Symphonies for Strings. The subject of the study was the Schubert allusions in the music of these composers.

Keywords: Composer's creativity, Schuberianism, reception, allusion, tradition, neo-romanticism, score, style

 

Исследование традиций шубертианства в контексте русской музыкальной культуры, в частности, отечественного композиторского творчества ХХ века давно привлекает музыковедов, культурологов, историков искусства. Рецепция русскими музыкантами европейского наследия и, в том числе, творчества романтиков, рассматривается как пример межкультурного диалога. Часто подобным образом расцениваются такие явления, как отголоски романтизма в творчества А. Скрябина, С. Рахманинова и Н. Метнера, неоклассицизм И. Стравинского и С. Прокофьева и т. д. Такой подход представляется актуальным не только в сфере научных изысканий, но и в контексте образовательного процесса, например, в обучении молодых педагогов-музыкантов, в рамках преподавания таких дисциплин как «История зарубежной музыки», «История русской музыки» (заключительная часть) и ряда других. Здесь также необходимость проводить параллели между творчеством европейских и русских гениев давно осознана педагогами высшей школы. К этому следует добавить стремление обновлять материал, используемый для подобных параллелей, открывая при этом новые или забытые имена и наследия.

В данном случае примерами диалога с музыкой романтизма и – конкретно – с Ф. Шубертом послужили Вторая «Немецкая тетрадь» В. А. Гаврилина, оркестровая транскрипция вокального цикла Ф. Шуберта «Зимний путь»А. Ф. Мурова, а также два других его сочинения – «Осенняя симфония» и Симфония для струнных.

Предметом исследования стали шубертовские аллюзии в произведениях этих композиторов. Так, в вокальном цикле В. Гаврилина содержится ряд жанрово-семантических констант (например, лейткомплекс, открывающий и завершающий цикл, в котором подчеркивается звуковая вертикаль, «колокольность» и хоральность), свидетельствующих о сложном стилевом сплаве, что обусловлено связью этой музыки с традициями композиторов прошлого. Наиболее яркими «прототипами» в ней выступают сочинения двух романтиков, Ф. Шуберта и Р. Шумана. С последним роднит, например, выбор поэтического текста Г. Гейне, с присущей его стихам горькой иронией. Связь с вокальными циклами Ф. Шуберта проявляется в содержательных аспектах сочинения Гаврилина, выборе темы и героя (влюбленного романтического изгнанника), а также в использовании музыкальной символики, в частности, символики круга, заметной в композиции целого.

Композитор А. Муров выступает в отечественном творчестве конца ХХ века как один из наиболее последовательных шубертианцев. Об этом свидетельствует созданная им оркестровая транскрипция шубертовского «Зимнего пути», которую Муров в письмах рассматривал как одно из главных своих сочинений, своеобразное «духовное завещание». В нем он совершил попытку исповеди, осмысления проблемы тотального одиночества художника, что совпало с духовными «камертонами» великого австрийца. В оркестровых партитурах Мурова – таких, как его Струнная и Осенняя симфонии на первый план выступают основные принципы шубертовской музыки – такие, как камерность, опора на лирико-философские жанры в тематизме (в частности, в Струнной симфонии А. Мурова важную роль играет автоцитата из «Двух мотетов» на текст «Блаженны изгнанные за правду»). О Шуберте в ней напоминает также двухчастная композиция цикла, которую завершает симптоматичный для музыки неоромантиков Post scriptum.

Добавим, что при исследовании диалога отечественных композиторов с европейскими мастерами в курсе истории музыки, педагог может придерживаться двух путей: первый, более традиционный, предполагает погружение в исторический контекст, анализ такого явления музыки второй половины ХХ века, как неоромантизм. В этом случае творчество В. Гаврилина и А. Мурова изучается «в окружении» музыки современников, т.е. таких композиторов, как В. Сильвестров, Э. Денисов, Р. Щедрин и др. Однако, вполне возможен и продуктивен и второй путь, который, правда, потребует некой «перестройки» и от обучающихся, и от преподавателя. Не исключено, что какую-то часть учебного материала при этом придется вынести «за скобки» аудиторных занятий, сделав её базой для творческой, внеурочной работы со студентами. Этот путь предполагает параллельное изучение европейской и русской музыки по принципу «Ф. Шуберт и шубертианцы». Одно из достоинств данной стратегии, на наш взгляд, заключается в том, что она дает возможность для продолжения избранной темы в рамках студенческих исследований и, таким образом, может послужить выполнению некой педагогической сверхзадачи. 

 

Список литературы:

1. Аскольд Муров: Музыка. Сибирь. Эпоха / авт.-сост. Л. Л. Пыльнева. – Новосибирск: Наука, 2008. – 448 с.

2. Гаврилин В. От автора // В. Гаврилин. Вторая Немецкая тетрадь. Для пения и фортепиано. – Л.: Советский композитор. Ленинградское отделение, 1981. – 99 с.

 3. Пыльнева Л. Л. Симфония в творчестве Аскольда Мурова: автореф. дис. … на соиск. канд иск. – Новосибирск, 2000. – 24 с.

4. Сохор А. Н. Две «тетради» В. Гаврилина [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.booksite.ru/gavrilin/19.htm. Дата просмотра – 28.11.2018.

5. Супоницкая К. А. Вокальные циклы В. Гаврилина: особенности стиля: автореф. дис. … канд. иск. – М., 2011. – 26 с

6.Черняк Т.М., Сизова О.А. Развитие самостоятельности и инициативы детей старшего дошкольного возраста через игру на детских музыкальных инструментах
В сборнике: Культура, образование и искусство: партнерство семьи и дополнительного образования в формировании профессиональных ценностей сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции ученых-исследователей, специалистов; преподавателей вузов, колледжей, школ, учреждений дополнительного образования; руководителей образовательных учреждений; аспирантов, студентов. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 147-150.

7. Шан И., Сизова О.А. Специфика формирования познавательного интереса
В сборнике: Культура, образование и искусство: партнерство семьи и дополнительного образования в формировании профессиональных ценностей сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции ученых-исследователей, специалистов; преподавателей вузов, колледжей, школ, учреждений дополнительного образования; руководителей образовательных учреждений; аспирантов, студентов. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 155-157

 

РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ MOODLE КАК ИНСТРУМЕНТА РАСШИРЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЕПОДАВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В КУРСЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Королева Е.В., Олейник М.А. 

ФГБОУ ВО «НГПУ им. К. Минина»

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с внедрением платформы Moodle для организации как дистанционного, так очного обучения. Раскрываются возможности открытой системы электронного обучения. Выделяются различные типы LMS и перспективы их использования в образовательной среде.

Ключевые слова. Moodle, платформа обучения, система электронного обучения, обучающая среда, дистанционное обучение.


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 120; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!