Принципов составления перечня заповедей 39 страница



И Тора предостерегает свидетелей, чтобы они не щадили такого преследователя и не останавливались перед необходимостью убить его. И об этом речение Ашема: "...То отсеки руку... пусть не сжалится твое око" (Дварим 25:12; Д 247).

И объяснено в Сифри (Ки теце): "Отсеки руку..." - сказано так, чтобы научить, что ты обязан спасти преследуемого даже ценой руки преследователя. А откуда известно, что, если ты не можешь спасти ценой руки, то обязан спасти ценой жизни преследователя? Тора говорит: "Пусть не сжалится твое око".

И еще там написано: "...И протянет руку свою, и схватит того (преследуемого) за срамные части, то отсеки руку..." - поскольку поражение "срамных частей" предоставляет опасность для жизни, необходимо "отсечь руку". Подобно этому, если под угрозой любой орган преследуемого, поражение которого представляет опасность для его жизни, заповедано "отсечь руку" преследователя.

Но повеление остановить преследователя даже ценой его жизни прежде, чем он осуществит свой замысел, относится не ко всем видам преступлений (например, нельзя останавливать ценой жизни того, кто нарушает Шабат или поклоняется идолам). Это повеление имеет силу только в отношении того, кто преследует другого еврея с целью убить его, - и даже в том случае, если преследователь еще не достиг совершеннолетия, а также в отношении того, кто преследует другого человека, чтобы вступить с ним в запрещенную близость - если преследователю уже исполнилось девять лет. И разъяснено (Санхед-рин 73а), что гомосексуальная связь также входит в понятие "запрещенная близость" (НД 350).

Ашем, да будет Он превознесен, сказал: "...Он (насильник) в поле встретил ее, кричала девица обрученная, но некому было спасти ее" (Дварим 22:27). Т.е. если кто-то в состоянии спасти ее от насилия, он обязан остановить насильника всеми возможными средствами. И чтобы показать, что в отношении насильника действует тот же закон, что и в отношении преследователя, намеревающегося убить преследуемого, Тора говорит: "Как, когда восстает человек на ближнего своего, чтобы убить его, - так и это..." (там же 22:26).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Санхедрин (72-74а).

294-я заповедь - запрещение подвергать наказанию того, кто был принужден к совершению греха. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если же в поле встретит мужчина обрученную девушку и схватит ее, и ляжет с нею, то будет предан смерти только мужчина, лежавший с нею; девушке же не делай ничего, нет на девушке греха смертного..." (Дварим 22:25-26).

В трактате Недарим (27а) говорится: "Совершившего преступление по принуждению Милосердный освобождает от наказания, как сказано: "Девушке же не делай ничего...".

295-я заповедь - запрещение принимать выкуп за преступника, совершившего умышленное убийство: он обязательно должен быть казнен. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И не берите выкупа за душу убийцы, грешника, который подлежит смертной казни, но он должен быть предан смерти" (Бемидбар 35:31).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Ктубот (37б).

296-я заповедь - запрещение принимать выкуп за совершившего неумышленного убийство, чтобы освободить его от изгнания. Но он обязательно должен быть изгнан. Ашем, да будет Он превознесен, сказал: "Не берите выкупа за бежавшего в город-убежище, чтобы возвратиться ему на жительство в страну..." (там же 35:32).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Ктубот (376).

297-я заповедь - запрещение оставлять человека из народа Израиля в смертельной опасности, на краю гибели, если в наших силах спасти его. Например, он тонет, а мы умеем плавать и можем спасти его, или иноземец хочет убить его, а мы можем расстроить преступный замысел и предотвратить убийство, - в таких случаях нам запрещено уклоняться от оказания ближнему спасительной помощи. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Не стой над кровью ближнего своего" (Ваикра 19:16).

И сказали мудрецы, что этот запрет распространяется также на того, кто отказывается дать свидетельские показания - ведь он видел, как ближнему был нанесен ущерб, и он в состоянии способствовать возмещению этого ущерба, предоставив правдивые показания. И Тора говорит по этому поводу: "...Человек, который... был свидетелем, видел или знал, но не сообщил, понесет на себе вину" (там же 5:1).

В Сифре (Кедошим) объясняется: "Откуда известно, что если ты явился свидетелем преступления, у тебя нет права молчать об этом? Тора говорит: "Не стой над кровью ближнего своего". А откуда известно, что, когда ты видишь тонущего в реке и когда ты видишь, как на человека напали разбойники или дикий зверь, ты обязан спасать его? Тора говорит: "Не стой над кровью ближнего своего". А откуда известно, что, когда преследователь собирается убить человека, ты обязан спасать преследуемого, и даже ценой жизни преследователя? Тора говорит: "Не стой над кровью ближнего своего".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Санхедрин (73а-74а).

298-я заповедь - запрещение оставлять в наших поселениях и в наших домах любые источники повышенной опасности, представляющие угрозу человеческой жизни или здоровью. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Когда будешь строить новый дом, то сделай перила на своей кровле, чтобы не упал с него кто-нибудь - и не наводи крови на свой дом" (Дварим 22:8). А в Сифри (Ки теце) сказано: "Сделай перила на своей кровле" - заповедь "Делай", "...и не наводи крови на свой дом" - заповедь "Не делай".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в начале трактата Шекалим, входящего в Иерусалимский Талмуд, а также в нескольких местах раздела Незикин (Бава кама 15б, 46а и др.).

299-я заповедь - запрещение подводить друг друга недобросовестными советами. Например, когда у тебя спрашивают совета по вопросу, в котором спрашивающий не разбирается, тебе запрещено вводить его в заблуждение и обманывать. Но ты должен указать ему путь, который, по твоему мнению, является наиболее верным и прямым. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Перед слепым не клади препятствия" (Ваикра 19:14). В Сифре (Кедошим) объясняется: "Перед тем, кто "слеп" в данном деле - если он просит у тебя совета, не давай неподходящий совет".

И сказали мудрецы, что этот запрет распространяется также на того, кто подталкивает человека к греху или способствует ему в совершении преступления. Ведь он помогает совершить грех человеку, ослепленному своим вожделением. И поэтому сказали мудрецы, что и тот, кто ссужает под проценты, и тот, кто берет в долг под проценты, - оба преступают запрет "Перед слепым не клади препятствия" (НД 237): ведь каждый из них делает для другого совершение преступления возможным, и они помогают друг другу согрешить. И во многих подобных случаях мудрецы говорят: «преступил запрет "Перед слепым не клади препятствия"».

Но основное значение этого запрета - то, что мы упомянули вначале.

Трехсотая заповедь - запрещение судье назначать, а судебному исполнителю наносить такие удары бичом, которые могут привести к смерти грешника. Согласно устной традиции, максимальное количество ударов, которое может быть назначено, - "сорок без одного". Но в каждом конкретном случае количество ударов назначается в соответствии с тем, сколько наказуемый сможет выдержать, учитывая его возраст, темперамент и телосложение. Если приговоренный может выдержать максимальное количество ударов, то ему наносятся все 39; а если он не в состоянии выдержать 39, то его бьют столько раз, сколько он сможет выдержать - но он должен получить не меньше трех ударов.

Ашем, да будет Он превознесен, сказал: "Если нечестивец заслужил побои, то пусть прикажет судья положить его и бить его при себе, смотря по вине его, по счету" (Дварим 25:2). Максимальное количество ударов - "сорок без одного", и судебному исполнителю запрещено добавлять даже один удар к тому количеству, которое, по мнению судьи, наказуемый может выдержать. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "До сорока ударов можно дать ему, не добавляй..." (там же 25:3).

В Сифри (Ки теце) объясняется: "Если судебный исполнитель добавляет хотя бы один удар, он нарушает заповедь "Не делай". Однако из этих слов Торы мы видим, что нельзя добавлять, начиная от сорока ударов - откуда известно, что нельзя добавлять к любому числу ударов, назначенному судом? Тора говорит (там же): "...Не добавляй; а если добавишь к этому лишний удар, то будет унижен твой брат у тебя на глазах".

И этой же заповедью запрещено бить любого еврея - ведь, если уж нам запрещено наносить лишний удар грешнику, приговоренному судом к наказанию, то тем более нельзя бить остальных людей! А мудрецы запретили замахиваться на другого еврея, даже не нанося удара. Сказали мудрецы (Санхедрин 58б): "Каждый, кто поднимает руку на другого еврея, называется нечестивцем, как написано: "И вышел он (Моше) на другой день, и вот, два еврея ссорятся; и сказал он нечестивцу: Зачем тебе бить ближнего своего?!" (Шмот 2:13).

301-я заповедь - запрещение распространять сплетни. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Не ходи сплетником в народе своем" (Ваикра 19:16).

Сказали мудрецы (Сифра, Кедошим) : "Не будь любезным с одними и грубым с другими (слово рехилут - "сплетня", "пересуды" - имеет общий корень со словом pax - "мягкий", "нежный", "любезный"). И еще - не будь коробейником, разносящим сплетни (слово рехилут однокоренное со словом рохелут - "мелочная торговля")".

И этой же заповедью запрещается распространение клеветы (см. Ктубот 46а).

302-я заповедь - запрещение ненавидеть друг друга. И об этом Его речение: "Не питай в сердце своем ненависти к брату своему" (Ваикра 19:17).

В Сифре объясняется: "Тора говорит именно о ненависти, затаенной в сердце. Однако, если человек открыто выражает свою ненависть и тот, на кого она направлена, знает, что его ненавидят, - в таком случае ненавидящий не преступает этот запрет. Но он преступает запреты "Не мсти и не храни злобы на сынов своего народа" (там же 19:18; НД 304-305) и не выполняет предписывающую заповедь: "И люби ближнего своего, как самого себя" (там же; Д 206).

Но ненависть, хранимая в сердце, - самый тяжкий из этих грехов.

303-я заповедь - запрещение позорить друг друга. Наши мудрецы называют этот грех: "заставить ближнего побледнеть на глазах у других людей" (Авот 3:11; Бава меция 58б).

Этот запрет содержится в Его речении: "Наставляй, увещевай ближнего своего - и не понесешь из-за него греха" (Ваикра 19:17). В Сифре разъясняется: "Откуда известно, что даже если мы уже увещевали человека четыре или пять раз, мы все же вновь и вновь должны наставлять его? Из того, что Тора говорит: "Наставляй, увещевай...". Может быть, мы должны увещевать его, пока он не переменится в лице (т.е. может быть, разрешено даже позорить его в присутствии других людей)? Но ведь Тора сказала: "...и не понесешь за него греха" (а опозорив человека при других, мы "понесем из-за него грех")".

Однако, согласно простому смыслу стиха: "Не питай в сердце своем ненависти к брату своему, наставляй, увещевай ближнего своего - и не понесешь из-за него греха" - это запрет обиженному хранить в сердце память о грехе, совершенном против него, и мысленно обвинять обидчика. Но обиженный обязан высказать свои претензии вслух (Д 205).

304-я заповедь - запрещение мстить друг другу: отвечать обидчику злом на зло и на причиненную боль - причинением боли. Ашем, запрещая это, сказал: "Не мсти" (Ваикра 19:18).

В Сифре поясняется: "И это тоже называется местью: один еврей попросил у соседа серп, а тот не дал. Назавтра сосед просит топор, а обиженный отвечает: "Я тебе не дам топор, как ты мне вчера не дал серп". Но ведь Тора говорит: "Не мсти".

И во всех случаях жизни выверяй свое поведение, сравнивая с этим примером.

305-я заповедь - запрещение проявлять злопамятность. И даже если обиженный не мстит, ему запрещено хранить в сердце память о перенесенной обиде. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Не мсти и не храни злобы на сынов своего народа" (там же).

В Сифре поясняется: "И это тоже называется злопамятностью: один еврей попросил у соседа серп, а тот не дал. Назавтра сосед просит топор, а тот отвечает: "Вот, бери! Ведь я не такой, как ты, - я у тебя просил серп, а ты мне не дал". Поэтому-то Тора говорит: "Не храни злобы...".

306-я заповедь - запрещение забирать пойманную во время охоты птицу вместе с ее гнездом и птенцами. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если попадется тебе птичье гнездо по дороге, на каком-либо дереве или на земле, с птенцами или с яйцами, и мать сидит с птенцами или на яйцах, то не бери матери вместе с детьми" (Дварим 22:6).

Нарушение этого запрета может быть исправлено выполнением соответствующей заповеди "Делай", и об этом Его речение: "...Отослать должен ты мать" (там же 22:7; Д 148). И если ловцу, схватившему птицу на гнезде, уже не возможно отослать ее и исправить тем самым свой проступок, - например, если птица умерла у него в руках, - он карается бичеванием.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в конце трактата Хулин.

307-я заповедь - запрещение сбривать волосы на язве. И об этом Его речение: "Если же при осмотре коэном язвенного струпа окажется, что на вид он не глубже кожи и на нем нет черных волос, то пусть коэн уединит человека с язвенным струпом на семь дней; и осмотрит коэн язву в день седьмой, и вот струп не разросся... то пусть он (изъязвленный) обреет себя, по струпу же пусть не бреет" (Ваикра 13:31-33).

В Сифре (Тазриа) говорится: "Откуда известно, что тот, кто удаляет признаки ритуальной нечистоты со своей язвы, нарушает заповедь "Не делай"? Ведь сказано: "...По струпу же пусть не бреет".

308-я заповедь - запрещение срывать с кожи признаки проказы или выжигать их, изменяя их облик. И об этом Его речение: "Будь осторожен с язвою проказы" (Дварим 24:8). А в Сифри (Ки теце) указано: "Будь осторожен с язвою проказы" - это заповедь "Не делай". И еще в мишне (Негаим 7:4) говорится: "Срывающий признаки ритуальной нечистоты и выжигающий мясо на язве проказы - преступает заповедь "Не делай".

И такой нарушитель карается бичеванием, как разъяснено в соответствующем месте (см. комм. Рамбама на Мишну).

309-я заповедь - запрещение засевать и обрабатывать землю в долине, где совершается ритуал преломления черепа искупительной телицы (Д 181). И об этом Его речение: "...И пусть сведут старейшины того города телицу в скалистую долину, которая не обрабатывается и не засевается..." (Дворам 21:4).

Преступивший этот запрет карается бичеванием. В трактате Макот (22а), где перечисляются нарушители закона, подлежащие наказанию бичеванием, сказано: "И также тот, кто засевает скалистую долину, в которой совершается ритуал преломления черепа искупительной телицы. А откуда известно, что это запрещено? Из стиха: "...в скалистую долину, которая не обрабатывается и не засевается".

Итак, ясно, что это запрет Торы и что преступивший запрет карается бичеванием.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в конце трактата Coma (456-466).

Триста десятая заповедь - запрещение оставлять в живых колдуна. И об этом Его речение: "Колдуньи не оставляй в живых" (Шмот 22:17).

И тот, кто щадит колдуна, не только не выполняет заповедь "Делай" - побивать камнями преступивших определенные запреты Торы (Д 229), но и преступает заповедь "Не делай".

311-я заповедь - запрещение отрывать молодого мужа от дома в первый год после свадьбы для каких-либо общественных работ или для воинского служения. Но на протяжении всего года он освобождается от обязанностей, связанных с отлучкой из дома. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если кто взял жену недавно, то пусть не идет он в войско, и да не будет на него возложено ничего..." (Дворам 24:5).

Сказано в трактате Coma (44a): "...То пусть не идет он в войско". Может быть, хотя он и "не идет в войско", но зато изготовляет оружие и обеспечивает воинов водой и провизией? Тора говорит: "...И да не будет на него возложено ничего". На него "не будет возложено", но будет возложено на других (имеется в виду, "на других", освобожденных от воинской службы - на того, кто построил новый дом или посадил новый виноградник. См. Дварим 20:5-6; Д 191). Но после того, как сказано: "...И да не будет на него возложено ничего", зачем же нужен стих: "...То пусть не идет он в войско"? Научить, что нарушитель, призывающий молодого мужа в войско, преступает два запрета Торы".

И мы уже объясняли в "9-ом принципе" (см. Предисловие), что не во всех случаях, когда нарушается два запрета, речь идет о двух самостоятельных заповедях "Не делай".

И знай, что и самому молодому мужу запрещено покидать свой дом и уезжать куда-либо по торговым делам в течение первого года.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Coma (43а-44б).

312-я заповедь - запрещение оспаривать законодательное решение хранителей Традиции, да пребудет на них мир, и поступать вопреки такому решению. И об этом речение Ашема: "Не отступай от слова, которое они скажут тебе, ни вправо, ни влево" (Дварим 17:11). И сказано в Сифри (Шофтим): "Не отступай..." - это заповедь "Не делай".

И, если этот запрет преступает один из авторитетных знатоков Торы, который оспаривает законодательное решение Санхедрина и наставляет людей поступать в соответствии со своим мнением, он карается удушением, как это разъяснено в конце трактата Санхедрин (846). И там же (86б-89а) приводятся другие законы, связанные с выполнением этой заповеди.

313-я заповедь - запрещение прибавлять что-либо к Торе, полученной Моше на Синае, как к Письменной Торе, так и к Устной. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Все, что я заповедую вам, бережно исполняйте, не прибавляй к этому..." (Дварим 13:1). И ясно сказано в нескольких местах Талмуда (Рош ашана 286, Зевахим 80а): "преступает заповедь "Не прибавляй", "нарушил заповедь "Не прибавляй".


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 85; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!