Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 18 страница
всегда лучше хорошей женщины» стало широко распростра ненной русской поговоркой1.
Социальным институтом, воплощающим все эти идеи, был Терем - женская половина в домах знати. Это своеобразное ар хитектурное доказательство приниженного и изолированного положения женщины было не по средствам простому крестья нину, и поэтому он был вынужден доказывать свою правоту тем, что время от времени бил свою жену палкой и выбивал ей кулаком зубы. Но для того, кто мог себе это позволить, терем служил средством держать женщину подальше от тлетворных влияний, а очень часто и от самого мужа; кроме того, он был ме стом ссылки или заточения женщины в случае необходимости. После принятия христианства женщины молились в церквях отдельно от мужчин, что не было характерно для язычества. Позднее, вероятно в XII в., практика разделения на мужскую и женскую сферы была распространена и на домашний быт. Од нако она не была, как иногда утверждается, заимствована у та таро-монголов, которые будучи мусульманами, также изолиро вали женщин. Из византийского обычая строгой изоляции женщин, принадлежавших к высшему обществу возникло и само понятие «терем», имевшее греческое происхождение. Гре ческое слово teremnon означало дом или строение; на Руси же оно приобрело двоякое значение: «тюрьма» и «терем». Под по нятием «женский терем» изначально подразумевалась женская половина дома, которая служила как для защиты женщин от разнузданного поведения мужчин в семье, так и для того, чтобы отгородить морально неустойчивых представительниц слабого пола от внешнего мира2.
|
|
|
|
|
|
|
|
Все это служило основанием для всеобщего убеждения, что в отличие от мужчины женщина должна меньше делать, занимать более низкое положение и получать меньше (например, по на следству). Поэтому бояре, купцы и крестьяне относились к сво
Шульгин В. О состоянии женщин в России до Петра Великого: Историческоеисследование. Киев, 1850. С. 4-7; Щепкина Е.Н. Из истории женской личности в России. СПб., 1914. С. 17-27; Claus C. Die Stellung der russischen Frau von der Einfbhring des Christentums bei den Russen bis zu den Reformen Peter des Grossen. Munich, 1959. S. 53-54; Grimal P. Histoire mondiale de la femme: In 4 vols. Paris, 1965-1967. Vol. III. Ch. 2 (Gieysztor A. ‘La femme dans la civilisation des peuples slaves’). P. 11-43.
2 О «тереме» см.: The Cambridge Medieval History, IV., The Byzantine Empire, pt. II. P. 88-91; Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка, 3-е изд. Т. 4. СПб., 1903-1909. С. 751-752; Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского язы ка: В 4 т. М., 1934-1940. Т. 4. С. 688.
36
им женам не иначе как к производительницам потомства или самкам, которые должны удовлетворять их сексуальные потребности в любое время. И не удивительно, что женщины, постав ленные в такие условия, начинали вести себя так же распущенно, как и мужчины.
Было бы неверно датировать возникновение «женского во проса» временем Петровских реформ, но несомненно, что его по явление стало бы невозможным без заложенной ими социальной базы. Во многом это было заимствованием из европейской куль туры и традиций, каким бы поверхностным и эклектичным не было это заимствование, и какой бы узкой не была его социаль ная база, состоящая из тонкой прослойки образованных и куль турных русских мужчин и женщин. Последующее развитие жен ского самосознания и мужского представления о женщине на прямую было связано с характером и масштабом заимствованной европейской «культуры». Менее чем за сто лет забитая затворни ца, считавшаяся всего лишь движимым имуществом, преврати лась в коммуникабельную, хорошо воспитанную, уважаемую и благородную русскую даму; а еще через полвека подверглось пе ресмотру само представление о несовершенстве женщины во всем, кроме морали.
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 193; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!