Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 17 страница
2. Меняющиеся образы
середине XVII в. положение русской женщины, вне зави симости от ее социального статуса, было абсолютно противопо ложным тому, к достижению которого стремились сторонники женского освобождения два века спустя. И хотя существуют свидетельства того, что в период докиевской и Киевской Руси многие русские женщины обладали определенным престижем, властью и даже наравне с мужчинами принимали участие в во енных походах, все это они утратили с образованием Москов ского государства. Исторические источники точно не говорят о том, каким образом, почему и когда произошел этот важный сдвиг. Историки в большинстве своем полагают, что данная тен денция возникла в XIII в. и окончательно утвердилась в XVI. Причина этой перемены, по их мнению, заключается в распро странении византийской церковной традиции и «милитариза ции» Московского государства в результате татаро-монгольско го ига. Как явствует из большинства источников, к концу этого
|
|
|
|
Соллогуб В.А. Жизнь светской женщины. Цит. по: Добролюбов НА. Собраниесочинений: В 9 т. М., 1961-1964. Т. 1. С. 535.
34
периода наиболее распространенным взглядом мужчины на женщину был тот, что она нечиста по своей природе, является источником постоянного греховного искушения и во всех отно шениях несовершеннее мужчины; что ее следует держать в изо ляции от внешнего мира в подчинении отцу или мужу; что ее основной функцией является удовлетворение физиологических потребностей мужчины и рождение детей1.
|
|
Учение о греховной природе женщины, характерное для ви зантийской церкви и было принесено в Россию после принятия христианства. Основанное на византийской традиции, право славное вероучение считало половой акт грехом и поэтому пред писывало занавешивать иконы во время него и совершать омове ние после. И не вызывало сомнений, что в большей степени не чистыми являются женские половые органы. Поэтому женщине не позволялось посещать церковь сразу после родов или во время менструации. В соответствии со средневековым мировоззрением, русские боялись, презирали и в то же время испытывали силь ную тягу к женскому лону2.
|
|
Естественным, хотя едва ли логичным, следствием пред ставления о женской нечистоте было всеобщее убеждение в том, что женщина должна быть подчинена мужчине. В далекое прошлое ушли те времена, когда амазонки, а затем славянки отправлялись в поход против степняков. Отныне вся жизнь представительниц высших слоев русского общества ограничи валась семьей, в которой они занимали самое незначительное положение. Люби свою жену, но не давай ей власти над со бой - эта рекомендация Владимира Мономаха, правившего в Киеве в XII в., - трансформировалась в совет на страницах «Домостроя» бить жену и не давать ей никакой власти. Утвер ждение из появившегося на Руси в XII в. женоненавистниче ского византийского сборника «Пчела», что «плохой мужчина
Анализ соответствующих источников, относительно Московского периода (Герберштейн, Флетчер, Котошихин и т. д.), см.: Костомаров Н.И. Очерк домаш ней жизни и нравов великорусского народа в XIV и XVII столетиях. СПб., 1860. См. также: Стоюнин В. / / Вестник Европы. 1884. XIX. Янв; Забелин И Ј. Жен щина по понятиям старинных книжников / / Русский Вестник. 1857. IX. С. 5-47; Щапов А. Положение женщин в России по допетровскому воззрению / / Сочинения: В 3 т. СПб., 4906-1908. Т. II. С. 105-153; Atkinson D. Society and the Sexes in the Russian Past / / Woman in Russia / Ed. by D.Atkinson, A.Dallin, G.Lapidus.
о
влиянии византийской христианской традиции на русские социальные и ре лигиозные обычаи см.: Fedotov GJ>. The Russian Religious Mind: Kievan Christian ity, the 10* to the 13th Centuries. N. Y., 1960.
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 198; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!