Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 15 страница
Детство девочки-дворянки было беззаботным. Она играла в куклы, каталась на коньках и санях зимой, ходила по грибы ле том и иногда участвовала в играх братьев в «казаков-разбойни-ков». Русский язык она учила у своей крепостной няньки, фран цузский - у гувернантки, которая к тому же обучала ее шить, петь и наигрывать на пианино песенки Шуберта. Ее миром было отцовское поместье, столицей этого мира - дворянская усадьба. Его правителем, одновременно и добрым, и строгим, был далекий
|
|
загадочный человек, которого она редко видела. С матерью у нее были более близкие отношения, хотя и не настолько, чтобы девочка могла узнать об интимных сторонах жизни. Долли Об лонская, золовка Анны Карениной, с сарказмом вспоминала о своем собственном опыте: «Я с воспитанием maman не только была невинна, но я была глупа. Я ничего не знала»2.
|
|
Одним из психологических последствий недостатка обще ния между дочерью и родителями могло быть развитие у мно гих молодых девушек чувства «инаковости». Под этим подра зумевается не просто изоляция или отчуждение от семейного круга, но и обращение к другим за поддержкой и дружбой. В крупных и средних дворянских поместьях эту роль зачастую играли кормилицы, няньки и другие слуги. Из-за отсутствия или недостатка внимания со стороны родителей и учителей
|
|
Wallace D.M. Russia on the Eve of War and Revolution. N. Y., 1961. P. 124-125; Ковалевская C.B. Воспоминания детства и автобиографические очерки. М.,1945. С. 74.
2 Толстой Л.Н. Анна Каренина. М., 1956. С. 80.
31
многие дети искали необходимые им тепло и ласку у других домочадцев - у своих любимых слуг. Об этом без конца упоми нается в воспоминаниях о детстве у русских женщин. В ответ на эту доброту, ребенок часто вставал на сторону слуг, когда они вызывали недовольство родителей. Как мы увидим впо следствии, многие русские женщины, воспитанные в поме щичьих усадьбах, испытали возвышенные и в то же время му чительные порывы альтруизма в результате свойственного оп ределенной части общества «социального фантазирования» - мечтаний, в которых девушки-дворянки приходят на помощь угнетенным, защищая их от общего врага: холодной и бездуш ной власти. Это «социальное фантазирование» было многооб разным и имело различную направленность, причем не только радикальную; более того, само его существование ставило на повестку дня вопрос о взаимоотношениях между системой вос питания и государством1.
|
|
Помимо домашнего обучения, девочка-дворянка восемь наи более важных лет в своей жизни (с 10 до 18 лет) проводила в институте или другом учебном заведении. Здесь она изучала азы арифметики, Закон Божий, приобретала некоторые навыки ведения домашнего хозяйства, совершенствовала свой француз ский, а также знакомилась с представлениями высшего света о моде, танцах и правилах поведения в обществе. Девическая по требность любить и быть любимой у ребенка оторванного от своих родителей, выливалась в трогательные «увлечения» свои ми учителями и более старшими ученицами. По достижении де вушкой восемнадцатилетнего возраста ее «подготовка для выс шего общества» завершалась. Поступив в институт ребенком, она возвращалась в свое имение барышней или, как шутя могли бы ее назвать в то время, «кисейной барышней». Более всего она походила на красавиц американского Юга - такая же неж ная, беспомощная, непосредственная как ребенок, в пышном кринолине - она ожидала своего первого бала, первого танца, первого знакомства с жизнью.
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 214; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!