Янус определяет сознание Будды 17 страница



Сюжет с доброжелательным приемом одним правителем сына другого повторяют два предания о Канишке, записанных Сюань-цзаном в первой половине VII века. Первое китаец записал со слов монаха одного из буддийских монастырей в царстве Цзябиши:

«В трех-четырех ли к востоку от большого [столичного] города у подножия северных гор есть большой монастырь с более чем 300 монахами, изучающими вероучение малой колесницы (хинаяна). [Они] слышали (вэнь), [что] во всех (чжу) давних (сянь) записях (чжи) говорилось (юэ): в старину власть Канишки, правителя царства Цзяньтоло, распространялась на соседние царства, а влияние [его] проникло в отдаленные страны. [Он] водил войска, расширял территорию и дошел до [земель] к востоку от Цунлина. И [правитель] иноземцев, [живших] к западу от реки (хэ-си), только из страха [перед его] могуществом прислал сына в свиту (чжи). Правитель Канишка принял сына в свиту (чжицзы) по особому (тэ) дополнительному (цзя) церемониалу (ли) и повелел менять [его] местожительство в [зависимости от] холода и жары: зимой жить [в одном из] царств Индии, летом возвращаться в царство Цзяньтоло. Поэтому в каждом из трех мест проживания чжицзы [в зависимости от] времени года был построен монастырь. Этот нынешний монастырь был построен для его проживания летом. Поэтому все стены [его] помещений в рисунках. [На них] чжицзы по чертам лица, одеянию и украшениям очень похож на восточных ся (китайцев, — Л. Б.). Потом он смог вернуться домой. Но в данном царстве заботливо (синь) сохраняли (цунь) [его] прежнее [место] жительства. Хотя [он] был отделен горами и долами, [в этом монастыре] не прерывали [обряд] подношений (гунь-ян). Поэтому и теперь множество монахов, начиная и кончая [обряд] медитации (аньцзюй), на общем собрании воодушевленные учением (?— Л. Б.) молятся и чжицзы, [чтобы] получить благословление на самосовершенствование. [Так] продолжалось без перерыва до сих пор».[619]

Вариант этого предания о Канишке и юном чжицзы Сюань-цзан услышал и записал еще и в царстве Чжинапуди:

«В старину была империя (юйюй) правителя Канишки. [Его] слава приводила в трепет соседние царства, а влияние распространялось на [народы] с иными обычаями. [Правитель] иноземцев, [живших] к западу от реки, только из страха [перед его] могуществом прислал сына в свиту (чжи). Правитель Канишка принял чжицзы и удостоил приема щедрого и любезного. [Он выделил ему] три места проживания [в зависимости от] времени года и четырех воинов для охраны. Это царство тогда и было зимним местожительством [в нем] чжицзы Чжинапуди (в Тан говорят, что Хань пожаловала (фэнь) [его]) и было названо царство (Чжинапуди чжицзы соцзюй инь вэй го хао). В пределах этого [царства] и в землях всех Индий[620] [изначально] не было груш[621] и персиков[622]. По причине того, что [они] были выращены чжицзы, персики назвали чжина-ни (в Тан говорят, что завезены при Хань), а груши — чжина-лоду-фуданьло (в Тан говорят, что [завезены] при Хань сыном правителя). Поэтому люди этого царства глубоко уважают [иноземцев из] восточных земель. А указывая друг на друга, [они] заявляли [мне] (гэн сян-чжи гао юй): «А мы и есть люди данного царства давнего правителя (ши во сянь-ван бэнь-го жэнь е)».[623]

С другой стороны на такую же историю смотрел автор Хоу Хань шу, описывая царство Шулэ (Серы? — Д. Н.):

«В середине (чжун) [эры] Юань-чу (114–119. — Л. Б.) [правления императора] Ань-ди правитель Шулэ Аньго выслал за проступок дядю по матери Чэнь-паня в [царство] Юэчжи. Правитель Юэчжи приблизил и полюбил его. Позже Аньго умер, не имея сыновей. [Его] мать взяла в [свои] руки (чи) управлением царством и совместно с вельможами (го-жэнь) возвела на трон правителя Шулэ Ифу, сына младшего брата-близнеца (тун-чань) Чэньпаня. Чэньпань прослышал об этом и обратился с просьбой к правителю Юэчжи [отпустить его], сказав: «У Аньго не было сыновей, а [его] сородичи малолетние. Если же возводят на трон [человека] из рода [его] матери, то я, дядя Ифу по отцу, должен стать правителем». И тогда Юэчжи послало войско сопроводить [его] домой в Шулэ. Вельможи издавна уважали и любили Чэньпаня, а еще больше боялись юэчжей. [И они] тут же сообща отобрали у Ифу [царскую] печать со шнуром, приветствовали Чэньпаня и возвели на трон. А Ифу сделали хоу[624] г. Паньгао.

Потом Шаче (Яркенд. — Л. Б.) взбунтовалось против Юйтянь (Хотана. — Л. Б.) и подчинилось Шулэ. Вследствии этого Шулэ усилилось и потому смогло стать равным [по могуществу] с Гуйцы (Кучей. — Л. Б.) и Юйтянь.

Во 2 г. Юн-цзянь [правления императора] Шунь-ди (127 г. — Л. Б.) Чэньпань прислал посла преподнести дары. Император пожаловал Чэньпаню ханьское [звание] да-дувэй, а сыну [его] Чэньсюню — [звание] шоу-го-сыма. В 5 г. (130 г. — Л. Б.) Чэньпань снова преподнес [императору] в дар льва и крупного буйвола. В 1 г. Цзянь-нин [правления] Лин-ди (168 г. — Л. Б.) правитель Шулэ [с] ханьским [званием] да-дувэй был убит во время охоты младшим дядей Хэдэ. И Хэдэ сам вступил на трон».[625]

Л. А. Боровкова присоединилась к мнению А. К. Нарайна, что 23-летнее правление Канишки, перенесшего столицу из Ланьши (Шахринау) в Пурушапур (Пешавар), длилось с 103 по 125 г. н. э.[626] В Риме с этим временем совпало правление Траяна, дошедшего с армией в своем стремлении в Индию до Персидского залива (116 г.). «Вслед за Траяном, обожествившим своих родственников, Адриан обожествил свою приемную мать, а Антонин Пий и Марк Аврелий — своих супруг. Последующие правители династии Антонинов отказались от продолжения широкой экспансионистской политики Траяна, тем не менее, они во многом заимствовали положения его официальной идеологии: пропаганду единения императора с армией, пропаганду культов военных божеств, призыв солдат к верности и мужеству, подражание Александру Македонскому».[627]

Более ранние мены правителей подтверждают монеты. Хотя часто неясно, стоит ли за разными именами один и тот же царь или разные.

«Монета времен правления Азеса II, небольшая терракотовая маска-гротеск эллинистического типа и маленький, но показательный осколок края бутыли из зеленого мраморного стекла предположительно римско-сирийского производства вместе с данными керамики позволяют датировать период концом I–II в. н. э. Стеклянный осколок представляет особую значимость, поскольку свидетельствует о том, что через поселение проходили торговые пути на запад».[628]

«Нам известны имена: Мауэс, Азес, Азилис, Вонон (нельзя отождествить с царем Вононом I Парфянским (8–11 гг.), Орфагн, Пакор, Гондофарн, Гуда (или Гудана)».[629]

Один из таких — Гондофарн оставил Арахосию в 19 г. н. э. и принял власть в Индии, где стал самым знаменитым из царей-пахлавов. Фарн, вторая часть имени Гондофарна — упоминание бога Фарна (Хварны, Хварены), популярного в Персии во времена Сасанидов. Образ Фарна — рогатый горный баран. Считалось, что Хварена-Фарн помогал первому Сасаниду.[630]

У Гондофарна также было иранское имя, означающее «славный победитель». Данные нумизматики наводят на мысль о том, что он включил в пределы своего царства территории пахлавов и саков в Юго-Восточном Иране и Северо–Западной Индии, а также в долине Кабула, где было обнаружено большое количество его монет. Племянник (?) Гондофарна Абдагаз действовал как его наместник в новой иранской провинции. Гондофарн все еще находился у власти в 45 г. н. э., но нам неизвестна дата его смерти. Его монеты, отчеканенные отдельно, либо вместе с монетами его племянника или его главнокомандующих, обычно носят особый символ; этот знак обнаружен надчеканенным на монетах Орода II (57–37/36 гг. до н. э.) и Артабана III (12–38 гг. н. э.).[631] Считается, что власть саков в Индии стала быстро слабеть при преемниках Гондофарна.

Считается, что ко времени правления последнего относится посещение Фраата в Индии Аполлонием Тианским.[632] Рассказывавший байки о Мошиахе-Христе апостол Иуда Фома возвращается из своих странствий также именно в царство Гондофарна. В «Гимне о маргарите Иуды Фомы в стране индийцев топонимы Газак, Бет Кашан (Кушаны, сир. byt ksny) и Индия находятся к востоку от Парфии, там же должна находиться и область Бет Элайе (сир. bytly)».[633]

По христианской традиции, апостол Фома посетил Гундафара в 29 г. н. э. Индия досталась Фоме по жребию при разделе мира между апостолами учения Мошиаха.[634] Фома не хотел плыть в Индию. Тогда явившийся Господь продал его пьяного как искусного плотника купцу Наббану (или Хаббану) за 20 серебрянников, посланному в южную страну царем Индии Гундафаром.[635] Прибыв в Индию ко двору царя Гундафара, апостол Фома обратил в христианскую веру царя, его брата Гада и множество других жителей городов и деревень. Затем он пришел в город, где правил царь Маздай, обратив там в христианскую веру его жену Тертию (римлянка? — Д. Н.) и другую знатную даму. «Своими действиями он вызвал подозрения и был убит четырьмя воинами, после чего якобы был погребен в царской усыпальнице, откуда тело его тайком было вывезено на Запад.[636]

Красноречива разноязыкая передача имени Гондофарна, которая дошла до нас: на парфянском, древнеперсидском, эламском, греческом, аккадском, арамейском и санскритском языках. Также Gadaphar [Ga(n)dafarr], парфянское имя индопарфянского царя в монетной древнеиндийской легенде (письмом кхароштхи): rajatirajasa fratarasa gadapharsasa «Царя царей великого (?) Га(н)дафарна» (вариант Gadasvharasa). Ср. др.-ир., авест. Fratara-, др.-инд. prataram «первейший; выдающийся; великий». Древнеперс. Vi(n)dafarnah- «Получивший харизму/счастье» (farnah-), эламская передача Mindaparna, греческая Ἰntaférnhς, аккадская Ú-nii-in-ta-pa-ar-na-‘, арамейская wndprn, среднеперс. Gundafarr. Gondofar, Gudavhara, греческая и санскритская передачи имен индопарфянского царя. Монетные легенды: Av., греч. BASILIOU GONDO[F]AR; Rv., др.-инд. maharajasa gudavhara sasajayata (?) «Сасаджайата (?)-Гондофарна, великого царя».[637]

«Свидетельство Помпея Трога позволяет заключить, что Гуйшуан-сихоу Куджула Кадфиз был главой племени асиев или асианов, а свергнутый им правитель Большого Юэчжи — главой племени тохаров, несомненно самого многочисленного среди юэчжей, поскольку после гибели позднего Кушанского царства в V в. бывшая Бактрия стала называться Тохаристаном.

О межплеменном характере борьбы Куджулы Кадфиза свидетельствует, с нашей точки зрения, и установленный исследователями следующий факт: в собственно кушанских памятниках название «тохары» не встречается, тогда как в античных, индийских, тибетских и китайских источниках упоминаются именно «тохары», а не «кушаны». Куджула Кадфиз, глава племени асиев (асианов), провозглашен царем в столице Ланьши (район Шахринау, — Д. Н.)[638] около 20 г., после подчинения всего обширного царства Большое Юэчжи, подавляющую часть которого составляли бактрийцы и тохары. «В ряду экономических мер одной из важнейших должен был стать выпуск Куджулой Кадфизом своих монет, без чего добиться экономической стабилизации в созданном им царстве вряд ли было возможно (если это царство не было res publica, республикой, — Д. Н.). Но, как ни странно, в Северной Бактрии, на землях которой вместо Большого Юэчжи и появилось Кушанское царство, монет, чеканенных от имени первого кушанского царя Куджулы Кадфиза, не найдено. Однако здесь часто и в большом количестве встречаются монеты безымянного царя с титулом «царь царей великий спаситель», кратко именуемого исследователями по двум последним словам этого титула — сотера мегаса».[639]

Все это напоминает борьбу оптиматов и популяров (optimates и populares) в революционном Риме, правда, с иным итогом.

Новая монетная система, чье введения связывают с приеемником Вимы Ток(то)[640] Кадфизом II была римской. Вес новой основной денежной единицы, золотой монеты, условно названной статером почти точно совпадает с весом римского ауреуса.

«Важным средством утверждения римского имперского мифа, начиная с Августа, стала нумизматика. Роль нумизматики как средство римской имперской пропаганды в отечественной литературе раскрывают монографические исследования М. Г. Абрамзона.[641] Появившиеся при Августе монеты с легендами-лозунгами «римского мифа» и «золотого века» — RES PUBLICA RESTITUTA, FELICITAS TEMPORUM, SAECULORUM AUREUM, SECURITAS REI PUBLICAE — выпускались даже в IV в.[642]».[643]

«Примерно в 10 г. н. э. в Парфии была разгромлена проримская группировка и царем стал основатель младшей ветви Аршакидов Артабан III (ок. 10–40 гг.), при котором положение в стране более или менее стабилизировалось. Однако после его смерти между его племянниками Готарзом и Варданом разгорелась в 40-е годы борьба за трон. В 47 г., по сообщению Тацита, во время их междоусобицы Вардан перенес лагерь на «поля Бактрии», с чем В. М. Массон и В. А. Ромодин связывают нападение Куджулы Кадфиза на Аньси.

Все это согласуется, с нашей точки зрения, с предположением В. М. Массона и В. А. Ромодина о том, что Гаофу было царством Гондофара. Они и многие другие учение в общем согласны в том, что он правил в первой половине I в. н. э. долго, до 50 г. или даже позже. Известны его монеты как индо-греческого типа, так и аршакидского, обнаруженные на обширной территории — от Гандхары (Цзинбинь) на востоке до Сакастены к юго-востоку от Парфии. Но особе много его монет найдено в Беграме[644]». После смерти Гондофара, совпавшей со смертью Артабана III, его царство распалось и, как и Парфия, вступило в полосу усобиц наследников». По монетам известны царь Пакора, возможно, сын Гондофарна, чеканивший монеты по типу парфянских, которые найдены на западе Арахосии и в Сакастене, т. е. на юго-западе царства Гаофу; царь Абдагас, названный на монетах, чеканенных по типу гандхарских, племянником Гондофарна. Известны многочисленные монеты царя Гермея, правителя Паропамисада (Гиндукуша). В Кундузском кладе обнаружена одна серебряная монета Гермея греко-бактрийского образца. Но больше других. На лицевой стороне одних — портрет Гермея и греческая легенда: «царя Гермея, освободителя», а на оборотной — стоящий Геракл и легенда на индийском языке кхароштхи: «Куджулы Кадфизв, ябгу кушан, стойкого в вере». На лицевой стороне других монет, сохранявших тип чекана Гермея — несколько отличный профиль человека, сходный с изображением императора Августа, и греческая легенда: «ябгу кушанов, Кузуло Кадфиза», а на оборотной — сидящий царь или божество и индийская легенда на кхароштхи, почти такая же как на предшествующем типе. Известны еще и монеты, на лицевой стороне которых — стоящий бык зебу и нечитаемая греческая легенда, а на оборотной — двугорбый верблюд и легенда на кхароштхи с именем Куджулы Кадфиза, но уже без титула ябгу. «И, наконец, отмечаются монеты, чеканенные от имени Куджулы Кадфиза, называемого в легенде «царем царей».[645]

«Изображения верблюда на среднеазиатских монетах встречаются впервые в группе монет Кадфиза I, основателя государства Кушан. О владетелях Дома Кан (Самаркандский Согд) в названных ранее хрониках говорится, что они были потомками Кангюйского дома — выходцев из Дома Юечжей, правивших ранее владениями Ань (Бухарский Согд), Меймург, Кушания, Вардана и др. То же родство ряда владений подтверждают некоторые монеты из Бухарского оазиса, на которых М. М. Явич читает надписи К'н (Кан)».[646]

Среди находок римского происхождения в Беграме замечательны стеклянный кубок I в. н. э. с изображением сражающихся пеших и конных римлян, гири с иконами Марса и Афины. В буддийских ступах найдено множество римских монет; в могиле Тиллятепа неподалеку от города Шабургана нашли золотой императора Тиберия, выпущенный в Лугдунуме (Лион, Галлия) между 16 и 27 гг.[647]

Современники Гая, даже после его объявления Августом еще не знали, что живут в другом государственном строе, а не старой республике. Внешние ее признаки еще много веков будут превращаться в мимы для богатых. На востоке подобное превращение обрело причудливый вид в монетах.

В ранней республике Рима монеты напоминали карикатурные спартанские, введенные Ликургом:

«Затем он взялся за раздел и движимого имущества, чтобы до конца уничтожить всяческое неравенство, но, понимая, что открытое изъятие собственности вызовет резкое недовольство, одолел алчность и корыстолюбие косвенными средствами. Во-первых, он вывел из употребления всю золотую и серебряную монету, оставив в обращении только железную, да и той при огромном весе и размерах назначил ничтожную стоимость, так что для хранения суммы, равной десяти минам, требовался большой склад, а для перевозки — парная запряжка. По мере распространения новой монеты многие виды преступлений в Лакедемоне исчезли. Кому, в самом деле, могла припасть охота воровать, брать взятки или грабить, коль скоро нечисто нажитое и спрятать было немыслимо, и ничего завидного оно собою не представляло, и даже разбитое на куски не получало никакого употребления? Ведь Ликург, как сообщают, велел закалять железо, окуная его в уксус, и это лишало металл крепости, он становился хрупким и ни на что более не годным, ибо никакой дальнейшей обработке уже не поддавался».[648]

В Риме металл не портили: «Слова As, Assis и Assarius римляне употребляли, говоря о деньгах. И поскольку они начали свою чеканку с меди, асс был их самой древней денежной единицей. Синонимами слов as и assis были libra, libella и pondo; вес асса как денежной единицы был равен весу фунта, состоявшего из двенадцати унций; сохранилось не только множество монет достоинством в асс, но и частей асса, на которые его разделяли в монетарных целях. Не следует относить к римской чеканке все экземпляры этого рода, которые, не имея надписей, ничем не свидетельствуют о том, в какой местности отчеканены. Именно типы дают яснейшее свидетельство о римском штемпеле. Ибо асс имеет на аверсе голову Януса, семисс — Юпитера, триенс — Паллады, квадранс — Геркулеса, секстанс — Меркурия, унция — тоже Паллады; и при этом все они имеют нос корабля на реверсе».[649]

«Согласно Ливию, поскольку такую груду нельзя было поместить в сундук, ее складывали (stipabatur) в каком-то хранилище, чтобы она не занимала более нужное пространство, и из-за этого обстоятельства ее называли stips, отсюда — слово stipendia. Медные монеты римлян столь многочисленны, особенно монеты императорских серий, что их разделили на три класса: крупные, средние и мелкие, или — первый, второй и третий размер. Август зарезервировал за собой и своими преемниками право чеканить золото и серебро и оставил медь в распоряжении сената, официальная подпись которого, так сказать, выражается в хорошо известном символе S. C.[650]».[651]

Серебряная таньга была основной монетой Бухары ещё в период Бухарского ханства. В качестве разменной единицы чеканились медные пулы (фалсы). Таньга и пул чеканились несколькими монетными дворами, вес монет различных дворов нередко отличался. Выпуск золотых монет был нерегулярным. Существуют различные версии происхождения названия Бухары: по одной версии, слово бухара означает буддистский монастырь, по другой — обитель знания. Таньга в русском языке деньга, деньги. М. Р. Фасмер: «деньга (1361 г.) из тат., чагат. täŋkä деньги; серебряная монета, чув. täŋgǝ, казах. teŋgä, монг. teŋge, калм. tēŋgn̥ мелкая серебряная монета; Источник этих слов искали в ср.-перс. dāng, нов.-перс. dānag монета, др.-перс. δανάκη и в tamga, damga метка, штемпель».

Бухара считается одним из священных городов исламского буддизма: суфизма. Население главным образом составляют — узбеки, таджики, персы-ирани-арии. Арии приходили в Бухару из земель, известных в те дни как Арахосия (Ἀραχωσία), — современные территории Юго-восточного Афганистана и северного Пакистана (южнее Тохаристана).

Георги И.-Г: «Бухарцы почитают себя чистыми потомками уцов».[652]

В 1406 г. Бухару описал испанец-путешественник:

«Прибыли в большой город, называемый Бояр (Бухара).[653] Лежит он на обширной равнине и окружен земляным валом и глубоким рвом, полным воды. На одном конце его — крепость, также земляная, так как в этой земле нет камня, чтобы делать ограды и стены; а возле крепости протекала река. У города значительное предместье, и там большие здания».[654]


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 150; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!