Вопрос. Ольвия. Основные элементы материальной и духовной культуры полиса.



Раскопки древнейших культурных напластований Ольвийского городища обнаружили многочисленные образцы расписных ваз ионийской, родосской, самосской, коринфской, халкидской, аттической и даже навкратийской работы. Из произведений привозной скульптуры раннего времени обращают на себя внимание находки мраморной статуи архаического Аполлона, повидимому, сделанной на о. Самосе, и плоская мраморная скульптура, изображающая задрапированную в длинную одежду женскую фигуру аттико-ионийской работы конца VI— начала V в. до н.э. В V— IV в. до н. э. среди предметов ольвийского импорта встречаются произведения первоклассных греческих художников.

Когда в Ольвии налаживается собственное производство, оно также начинает работать на сбыт. Значительная часть вещей, находимых в местных погребениях, выполненных в «зверином» стиле, очевидно, делалась в Ольвии. На усиленный ввоз Ольвия отвечает не менее усиленным вывозом. Она экспортирует хлеб, местное сырьё (рыбу, скот, холст, воск и т. п.) и, очевидно, рабов. Ольвийская нумизматика ярко запечатлела эту энергичную торговую деятельность города. Ольвия приступает к регулярным выпускам своих денежных знаков, начиная со второй половины VI в. до н. э., значительно раньше многих других городов. Равняться с ней в этом отношении могут только Пантикапей и расположенная на южном побережье Синопа.

Весьма характерно, что при исследовании древнейшего поселения греческих колонистов на острове Березани наряду с чисто греческими вещами импортного происхождения были обнаружены и явные следы чисто местного быта.

Самое имя «Ольвия» по-гречески означает — «счастливая». Однако филологические изыскания позволяют сделать предположение, что Ольвия была основана не на пустом месте, а там, где уже существовало чисто местное поселение, от которого она, очевидно, и получила своё название, осмысленное на греческий лад. Предположение это как нельзя более подтверждается раскопками ольвийского некрополя VI и V вв. до н. э. Здесь среди типичных греческих могил было раскрыто и значительное число местных погребений со скорченным трупоположением и характерным сочетанием в погребальном инвентаре греческих и местных вещей. Тесное общение пришлого и местного населения в сложившихся условиях не могло не положить начало процессу ассимиляции. Развитие этого процесса удостоверено показаниями и письменных источников. Геродот называет ближайшее к Ольвии племя каллипидов «эллино-скифами». Позднейшая эпиграфика знает, повидимому, ту же группу под ещё более характерным именем «миксэллинов» — «смешанной» группы населения, явившейся прямым результатом постоянного общения греков с окружающими их племенами. Яркий образ эллинизировавшегося «варвара» даёт рассказ Геродота о скифской царе Скиле, несомненно отражающий, несмотря на свой новеллистический характер, реальную действительность.

Непосредственная близость и постоянное общение с миром северочерноморских «варваров» не могли не наложить на Ольвию своего отпечатка, хотя он сказался на городе значительно позднее, в ту пору, когда все греческие города Северного Причерноморья, не исключая и Ольвии, вступили в полосу постепенной «варваризации». До этого, в первые истекшие с начала колонизации века, Ольвия, безусловно, продолжала сохранять свой облик эллинского города во всех доступных нашему современному наблюдению проявлениях. Об этом ясно говорят и памятники её материальной культуры, и язык ольвийских надписей, и то немногое, что мы знаем о её духовной культуре. Так, например, до нас дошли имена нескольких философов и учёных, уроженцев Ольвии, ставших в III—II вв. до н. э. известными во всей Греции. Таковы получивший разностороннее философское образование и славившийся своей огромной эрудицией Бион и стоик Сфер, написавший ряд сочинений на философские и историко-политические темы. Религиозные верования ольвиополитов также отличались всеми типичными для религии греков чертами. Судя по надписям, монетам и другим источникам, здесь существовали культы Аполлона, Деметры, Афродиты, Зевса и других божеств общегреческого Пантеона. Ольвия была типичным греческим полисом и по особенностям своего социального и политического строя.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 335; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!