Тема «Какие люди мне нравятся».
Этот аналитический классный час проводится в форме лабораторного анализа, адаптированного к возрасту младшего возраста.
Первая часть занятий называется «Предположение» (именно с такого этапа часто начинается научное исследование). Предлагается создать мысленно фантастическую картинку «Вокруг меня только симпатичные мне люди». Описываются десять характеристик этих людей. Они, эти люди:
1. Как выглядят...
2. Как говорят...
З. Как делают...
4. Что любят...
5. Что никогда не...
6. Как всегда и везде...
7. у них...
8. С ними всем...
9. для них главное...
10. В обществе они...
Подростки дописывают начатые характеристики, невольно создавая образ тех людей, «которые им нравятся».
Вторая часть занятий — резкий поворот в размышлениях. Мысль ученика направляется на самого себя. Если представить, что эти люди, которые мне нравятся, хотели бы, чтобы и я, находясь рядом с ними, нравился им, то они хотят, чтобы:
1. Я выглядел...
2. Я говорил...
3. Я делал...
4. Я любил...
5. Я никогда не
6. Я всегда и везде...
7. У меня...
8. Со мною всегда...
9. для меня главным...
10. В обществе я...
А теперь совместим написанное по цифрам: что написано на первом листе и что написано под той же цифрой на втором. Окажется, что от других людей мы требуем многое, но сами не отвечаем этим требованиям. И они точно так же: от человека, требуют многого, хотя сами этим требованиям не отвечают.
Как же быть, чтобы нравиться людям, которые тебе нравятся?
|
|
Прежде всего, спросить себя, имеются ли у тебя такие качества, которых ожидаешь от других. А затем предъявить требования к себе и, если сможешь, в полнить их. Далее следует свободное обсуждение этого вывода. В ходе обмена мнениями прозвучит сомнение: «Мне нравятся, например, веселые, а я не мо быть веселым» или «Мне нравятся красивые, а я не очень красивый». На это есть ответ: иметь другие достоинства, проявлять их свободно.
В завершение классного часа возможна рекомендация для подростков: провести мини-исследование, сказать человеку несколько приятных слов, а потом пронаблюдать, как он к тебе выражает свое отношение в последующие минут после твоего комплимента.
Тема «Кто любит меня — кого люблю я?».
Этот классный час имеет лишь одну задачу: инициировать этический анализ реальных взаимоотношений подростка с окружающими людьми через сопоставление двух позиций: отношения к нему окружающих и его собственное отношение к этим окружающим его людям, от которых он хотел бы получать выражение любви к собственной личности.
Подростку, жаждущему признания «всех», предоставляется возможность задуматься над связанностью этих отношений и взаимным их влиянием.
|
|
Две узкие полоски бумаги получает каждый участник занятий. Педагог тоже может принять активное участие в таком анализе. На этих полосках обозначаются имена людей.
На одном листе — «Кто любит меня?» На другом — «Кого я люблю?».
Далее две полоски располагают напротив друг друга и проводится сопоставление. Не исключена возможность подсчитать процентное количество совпадении имен на этих двух листах. Очевидным становится, что существует определенная связь «Моего отношения к человеку» и «Отношения человека ко мне».
Сохраняя тайну написанных имен, надо хорошо выслушать мнения учеников по поводу совпадения имен в случаях «нелюбви» моего Я и другого Я: обнаружат ли подростки причину такого обоюдного неприятия? Педагог тоже сообщает результат своего анализа.
Вывод классного часа, вероятно, прозвучит так: Моё отношение к людям определяет их отношение ко мне. Поэтому не надо жалеть себя и жаловаться, но стоит попробовать выразить им доброе отношение и посмотреть, что за этим последует в наших взаимоотношениях.
Тема «Человек в роли Homo moralis»
Homo moralis — «человек моральный». Прежде чем определить суть данной характеристики человека, проиграем в качестве этюда несколько ситуаций, в которых хорошо выявляется для восприятия ориентация человека на другого человека, находящегося рядом.
|
|
1. Стоит один стул — предложим двум юным дамам присесть.
2. В руках две конфеты — предложим угоститься трем товарищам.
3. Перед одной дверью — оказались одновременно трое.
Обсуждение способов разрешения этих коллизий приведет к появлению понятия «ориентация на другого». Во всех случаях человек ориентируется на другого человека, рядом находящегося, и исходит из интересов данного человека. Человека, имеющего такую ориентацию, называют «человеком моральным». Понятно, что обретал данную способность человек исторически долго — в процессе осознания значения общих правил жизни для выживания рода на Земле. Сначала это были жесткие табу - запреты, которые неукоснительно исполнялись. Далее количество запретов росло и дополнялось предписаниями определенного поведения. Позже они оформились в нормы морали.
Homo moralis — такая же принципиально важная характеристика человека, как Homo sapiens. Но что значит быть ориентированным на другого? Это значит замечать присутствие другого, видеть его состояние, учитывать интересы, сочувствовать ему, выказывать внимание и проявлять уважение.
|
|
Из всех древнейших табу одно осталось на сегодняшний день: «Не посягать на другого». Этот запрет очень важный и широкий по смыслу. Можно обсудить меру данного запрета.
Предписания положительные многочисленны. Укажем на некоторые:
- в сфере семейной — «любить друг друга»;
- в сфере профессиональной — «добросовестно работать во имя созидания блага для людей»;
- в сфере предметно-вещной — «неприкосновенность чужих вещей и предметов»;
- в сфере природы — «не разрушать красоту и величие природы»;
- в сфере общественной — «внимательность и сочувствие».
- в сфере учебно-познавательной — ...? (тут полезно установить паузу и предложить дать общее решение: как ведет себя «человек моральный» на уроке?)
Обсуждение приведет к выводу: Общество, состоящее из « Homo moralis», оказалось бы идеальным условием для развития каждого человека. Проблема, слабо решаемая сегодня в нашем обществе, — воспитать из каждого человека « Homo moralis».
Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 111; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!