Философия и футурология. Глобализация



Первобытные люди — стремл-е предугадать ход событий, судьбу по знаменьям, приметам, гаданиям, сновидениям; религ-е пророчества (Апокалипсис), предсказания ясновидцев и астрологов (Нострадамус), утопические проекты (Р. Бэкон, Т. Мор, Т. Кампанелла), в которых речь шла о коренных переменах в общест-ом укладе и образе жизни людей. В основе — магич-е, мистич-е представ-я, фант-е проекции челов-х желаний. С возник-ем филос-и истории появились также рационально и эмпирически обоснованные проекты будущего. Таким образом, возникла филос-я и научная футурология, опирающаяся на филос-ие и научные методы исслед-я.

Футурология (от лат. «будущее»), в шир. значении — совокупность представлений о будущем человечества, в уз. смысле — филос-ие и научные исслед-я перспектив соц-х процессов, синоним прогнозирования и прогностики. Термин «футурология» предложил в 1943 г. нем. социолог О. Флехтхейм для обозначения «философии будущего», кот он противоп-л идеолог-м и утопич-м проектам. В нач. 1960-х гг. на Западе футурол-я — в смысле «истории будущего», «науки о будущем».

В футурологии выделяются апологетическое, реформистское, леворадикальное и др. В 1960-х гг. преобладало апологетическое направление, которое опиралось на теории «индустриального общества» (Р. Арон), «стадий экономического роста» (У. Ростоу), «постиндустриального общества» (Д. Белл, Г. Кан, и др.). Представители реформистского течения разрабатывали идею «конвергенции» капитализма с социализмом (Ф. Бааде, Ф. Полак, И. Галтунг). Сторонники леворадикального направ-я рассматривали перспективу катастрофы западной цивилизации в связи с научно-технической революцией (А. Уоскоу).

Разработке идеи глоб. катастрофы — деят-ть Римского клуба (1968 г.), кот включал видных западных ученых, политиков, бизнесменов. Развернулось «глобальное моделирование» перспектив человечества с использованием компьютерного моделирования. Одни участники дискуссий заняли позиции экологического пессимизма, или «экопессимизма» (Дж. Форрестер, Д. Медоуз), а другие — позицию «технооптимизма», обосновывая возможность избежать катастрофу (А. Тоффлер, М. Месарович, Э. Пестель, Э. Ласло и др.). Спор между «экопессимистами» и «технооптимистами» составил основное содержание истории футурологии последней четверти XX в. и продолжается поныне.

В последние десятилетия наряду с «глобалистикой» развивается «альтернативистика»: изучение возможностей спасения от катастрофы на путях перехода к альтернативной цивилизации. Осн. черты: демилитаризация, качественно новая энергетика, соблюдение глоб. экол-го и демогр-го баланса, приоритет гуманист-х ценностей.

В конце XX в. предметом внимания философов, обществоведов стал процесс глобализации и связанный с ним вопрос о перспективах нового миропорядка. Роланд Робертсон — один из инициаторов разработки теории глобализации.

Определения глобализ-и:

1) это «социальный процесс, в котором ограничения, налагаемые географией на социальное и культурное устройство, ослабевают и в котором люди это ослабление все в большей мере осознают»;

2) процесс повыш-я уровней трансграничных передвижений или нараст-ей транспарентности (прозрачность, открытость)границ;

3) «глобализация означает втягивание всего мира в открытую систему финансово-экономических, общественно-политических и культурных связей на основе новейших коммуникационных и информационных технологий».

Глобализация — сложный и противоречивый процесс, его перспективы и возможные результаты неочевидны. Обсуждается множество вариантов, моделей, сценариев глобализации. Осн. вопросы в дискуссиях — о полит-ом устройстве глобализированного мира и о нац-ой или культ-ой идентификации людей в нем.

Глобализация расшатывает нацию как форму социокультурного единства; она требует наднацион-й организации государст-й власти, кот упраздняет нац. суверенитет (народом, кот считал себя сувереном, будут править «чужие», для кот интересы народа не будут приоритетными). Мене развитые страны опас-ся углубления разрыва между ими и высокоразв-ми странами. Последние опас-ся варваризации, сниж-я достиг-го уровня и качества жизни.

- «Модели» или «сценарии» глоб-и — проекции людских опасений и надежд на будущее. + возможность демилитаризации, более успешного решения экологических, экономических, энергетических, гуманитарных проблем в условиях глобального единства человечества.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 297; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!