Общество как предмет социально-гуманитарного познания.
Общество (в шир . смысле) совок-сть всех способов взаимоде-ия и форм объединения людей, в которых выражается их зависимость друг от друга; (в уз . смысле) структурно или генетически определенный тип общения, предстающий как исторически определенная целостность.
Исторически первым способом рационального осмысления общества была соц - я философия. От нее обособилась теор ет- я социология, из которой выделилась эмпирическая социология.
Социология — это наука об обществе как целостной системе и об отдельных соц-х институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общ-ва, законом-ях массового поведения людей.
Идея социологии как «социальной физики» существовала с XVII века. С точки зрения соци-й физики общество — часть природы, у которой должны быть свои естественные законы. Первоначально Огюст Конт называл позитивную науку об обществе социальной физикой. Термин «социология» он впервые испол-л в 1824 г. Сен-Симон, Конт и Спенсер считали, что научное изучение общества должно основывался на позитивных знаниях и соц-я должна открывать общие законы соц-х изменений.
В соц-и давно ведутся споры о том, в каком смысле и в какой мере соц-я может быть наукой. Макс Вебер: соц-я должна заниматься определением значений соц-х действий и конкр-ми уникальными истор-ми событиями. Напротив, Эмиль Дюркгейм считал, что соц-и удалось выявить сходство мор-ых, прав-х институтов и религ-ых верований в различ. общ-ах, а это доказывает, что соц-зая сфера подчиняется опред-ым универсальным законам.
|
|
Многие социологи позит-кой ориентации считают, что соц-я отвечает требованиям научности. Они стремятся к причинному объяснению явлений соц-го мира, к соотнесению теории с эмпирическими данными, к использованию средств математики.
Однако есть основания не считать социологию подобием естественных наук. 1) нельзя изучать людей наподобие объектов природного мира, поскольку люди способны мыслить и придавать смысл себе и тому, что их окружает. Требуется понимание соци-х явлений; 2) чисто объективное исследование общества невозможно потому, что социологи сами являются частью того, что они изучают, общества; невозможно строгое отделение объекта от субъекта.
Спец-ка предметов и методов соц.-гуман-го познания:
Вильгельм Дильтей видел задачу «наук о духе» в том, чтобы понять жизнь из нее самой (из ее временности и историчности). Для этого Дильтей разработал метод «понимания», при кот одна «жизнь» интуитивно проникает в другую и постигает ее не в абстракциях, а в целостном переживании. Понимание Дильтей противопоставил методу объяснения, который применяется в естест-ых науках. Сближал историческое познание с искусством. Способность к эмпатии (сопереж-ю, вчувст-ю, вживанию в чужой мир) — условие возможности понимания культурно-исторической реальности. Он разрабатывал метод герменевтики — метод социально-гуманитарного познания.
|
|
Представители баденской школы неокантианства В. Виндельбанд и Г. Риккерт. Основой человеческой культуры они считали сферу идеальных ценностей.
Вильгельм Виндельбанд: ценности — ориентиры культурной деятельности. Ценности — это не реальные вещи, а идеальные значимости (истина, добро и красота). Различал понятия «ценности» и «блага». Блага — это реальные вещи, предст-щие интерес с т. зр-я идеал-ых ценностей. Ценности осуществ-тся в благах культуры — науке, правопорядке, искусстве, религии. Ценность не имеет реал-го существования. Она — идеал. Всякая ценность выступает как цель сама по себе, к ней стремятся ради нее самой, а не ради только корысти или удовольствия. Генрих Риккерт проводил различие между ценностями и нормами. Ценность, или значимость, стан-ся нормой только в том случае, если с ней сообраз-ся некот. субъект.
Теорию ценностей Виндельбанд и Риккерт положили в основу учения о специфике гуманитарного познания. Естествознание и гуманитарные науки различаются не по предмету, а по методу. Естест-е стремится установить общие понятия и законы, чтобы объяснять отдел. явления. Метод естест-ия они называли номотетическим (устанавливающим закон) или генерализирующим (обобщающим). Истор-ие науки нацелены на познание индивид-го, своеобразного, особенного. Их метод — идиографический (метод, описывающий своеобразие) или индивидуализирующий. Иначе говоря, различаются науки о законах и науки о событиях.
|
|
Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 175; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!