Проблема истины в социогуманитарном познании. Истина и ценность, истина и правда.



Слово «истина» многозначно. В филос-и и естест-и истина — такое представ-е или суждение об объекте, кот соответ-т самому объекту, обусл-но объектом, а не субъ-м, явл-ся объек-м, а не субъ-м.

С появл-ем социально-гуман-х наук чисто объективистская трактовка истины оказалась недостаточной («объекты» этих наук представляют собой или включают в себя субъекты, а при попытке устранить из объектов элементы субъективности они теряют свою специфику и суть). В социально-гуманитарном познании субъект познания не полностью обособляет себя от «объекта», хотя и должен соблюдать так называемую «вненаходимость» (М. М. Бахтин). Напротив, в естественнонаучном познании идентификация субъекта с объектом не только не требуется, но должна быть исключена.

Таким образом, понятие истины в соц.-гуман-ом познании не только не исключает субъективизма, но даже требует, чтобы наряду с объективными методами применялись также субъективные методы познания. Важно соблюдать меру.

Истинность в социально-гуманитарном познании обеспеч-ся соотн-ем наших представлений не только с объективной действит-ю, но и с тем, чего нет в действительности, а именно с ценностью, с должным, кот является требованием разума. Так поступки отдел-х людей или действия соц-х групп, истор-е события не только описываются, какими они были на самом деле, но и оцениваются с точки зрения должного.

Таким образом, в соц.-гуманитарном познании требуется не только объективное знание об объектах, но и соотнес-е объектов и событий с ценностями. Теорию ценностей разработали неокантианцы баденской школы В. Виндельбанд и Г. Риккерт.

В контексте соц.-гуманитарного познания наряду с понятием истины актуализируется и понятие правды. В событиях человеческого существования кроме внешнего, объективного плана имеются также внутренние, субъективные аспекты: переживания, эмоции, цели, тревоги, надежды участников событий. Для выявления внутреннего, субъективного плана событий требуется «вчуствование», «вживание» исследователя в ситуацию и в душевные состояния ее участников. Необходим также диалог, в котором участники события способны сами высказать свою внутреннюю правду о себе, о своих переживаниях и мотивах поступков. Речь здесь о «правде» как о внутреннем, субъективном и «участном» понимании и выражении своих переживаний и побуждений, а не о «истине» как объективной, беспристрастной, безучастной констатации фактов. Диалог — один из важнейших методов социально-гуманитарного познания.

Вопрос об истине в соц.-гуманитарном познании и методах ее познания разрабатывается в герменевтике. Этим термином называют: 1) искусство и теорию понимания и истолкования текстов; 2) направление в философии и гуманитарных науках, которое рассматривает понимание как условие социально-культурного бытия и его познания.

Мэтр современной философской герменевтики Х. Г. Гадамер вслед за М. Хайдеггером истолковывал истину в гуманитарном познании как «алетейю» («несокрытость»). Эта истина представляет собой «свершение» понимания, герменевтическое «событие», охватывающее собою, как игра, понимающего и понимаемое, «игрока» и «игровой предмет». В гуманитарном познании «истина» — алетейя —является действительным событием во времени, принадлежит историческому бытию. Условием возможности истины как события-понимания является принадлежность понимающего к некоторой традиции и языку. Исследователь должен «вжиться» в понимаемое, «прочувствовать» его, чтобы в настоящем пережить события прошлого. Исследователь должен идти к истине (алетейе) путем «диалога» с «текстом» (предметом, подлежащем интерпретации), обращаясь к нему с вопросами и улавливая в нем ответы.


 53.Философия постмодернизма.

Постмодернизм (от лат. post = после и франц. moderne = новый, современный) — понятие, применявшееся в 60–70-е годы XX века в теории лит-ры и архит-ры, а затем (особенно после появления работы Ж.‑Ф. Лиотара «Состояние постмодерна», 1979) вошедшее в филос-й лексикон. Это понятие обозн-т новый образ мысли и деят-ти, проявившийся в XX веке во всех областях человеч-ой кул-ры.

Постмодернизм признает игровое равноправие множества сосуществующих картин мира, провозглашает «закат метарассказов». Метарассказ (метанаррация) — это повествование о мире, легитимирующее определенный образ мышления, знания, социальные институты.

Ведущие представители постмодернизма: Р. Барт, Ж. Батай, М. Бланшо, Ж. Бодрийяр, Ф. Гваттари, Ж. Делез, Ж. Деррида, Ф. Джеймисон, П. Клоссовски, Ю. Кристева, Ж. Лиотар, М. Фуко, И. Хассан и др. Постмодернизм не представляет собой философскую школу или направление.

Этапами становления постмодернизма являются структурализм и постструктурализм. Структурализм возник в начале XX в. в гуман-х дисциплинах (лингв-ка, литературоведение, психология и др.) как методол-ая ориентация, выдвигающая в качестве задачи научного исследования выявление структуры объектов. Структурализм имел лингвистическую ориентацию и опирался на выдвинутую Ф. де Соссюром теорию знака как целого, включающего означающее и означаемое. Широкое распространение структурных методов в различных сферах знания породило попытки возвести структурализм в ранг философской системы. Постструктурализм, сформир-йся в 1970–80-е годы, пришел на смену структурализму и явился продолжением и развитием его тенденций. Постструктурализм так же ориентирован на семиотическое истолкование реальности («мир как текст»), но выдвигает на передний план «изнанку» структуры, «хаосмос».

Постмодернизм приветствует возможность разнообразия образов мысли и жизни, культурных миров. Характерные формулы постмодернизма: плюрализм, партикулярность, различие, сосуществование, конкуренция, дискурс, диалог и т. д. Осн. убеждением постмодернизма является то, что действительность структурирована не гомогенно, а гетерогенно, не гармонично, а драматично, не единообразно, а разнообразно.

Плюрализму свойственны опасности (как тоска по новым абсолютным ценностям и обязанностям, или полная распущенность, когда уже нет возможности и необходимости ясных решений, обоснований и критики). Поэтому обсуждается вопрос о необходимости развивать «коммуникабельность форм разума» (способность «перехода от одной конфигурации смысла к другой»). Принципиальная установка философии постмодернизма постметафизическое мышление(отказ от универс-х филос-х систем, отказ от логоцентризма, т. е. от стремления приписать всему логос (порядок и смысл)). Видение реальности, характерное для постмодернизма, обозначается как постмодернистская чувствительность, т. е. ощущение мира как хаоса.

Исследовательские подходы постмодернизма:

Текстовой анализ — подход, предлож-й Р. Бартом, преследует цель «помыслить, вообразить, пережить множественность текста» и не ставит перед собой «задачи найти единственный смысл, ни даже один из возможных смыслов текста».

Номадология — постмодернистская установка на рассмотрение событий по аналогии со спонтанными движениями кочевников в их случайности, непредопределенности, ненаправленности к «высшему» смыслу ( Ж. Делеза и Ф. Гваттари).

Генеалогия — постмодернистская методология нелинейного моделирования исторической событийности (М. Фуко, Ж. Делеза, Ж. Дерриды). Этот подход утверждает антиэволюционизм и случайность, спонтанную событийность в историч. процессе.

Симуляционный подход (Бодрийяр), предпол-т, что в соврем. культуре произошла «замена реального знаками реального», симулякрами (от лат. «образ, подобие»). Возник мир моделей и симулякров, никак не соотносимых с реальностью, но воспринимаемых как нечто более реальное, чем сама реальность. Мир — гиперреальность.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 433; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!