Погляди одоев ського на проблеми виховання дітей. Од. як досвідчений майстер створення науково-популярної казки «містечко в табакерці» «мороз іванович»



ОДОЕВСКИЙ, ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ (1803–1869), князь, русский писатель, журналист, издатель, музыковед. Родился 30 июля в Москве. Последний потомок старинного княжеского рода. Отец его служил в должности директора Московского отделения Государственного банка, мать была крепостной крестьянкой. В 1822 Одоевский с отличием окончил Московский университетский благородный пансион. 1826 Одоевский служил в цензурном комитете министерства внутренних дел, был составителем нового цензурного устава. С 1846 – помощник директора Императорской публичной библиотеки и заведующий Румянцевским музеем, умер в москве.

В. Ф. Одоевский стремился к усовершенствованию русской педагогики как науки. Они зависят от: усовершенствования всей области наук, от наблюдений над процессом умственного развития человека почти с его рождения”. Он думал наблюдения над детьми помогут родителям и воспитателям открыть способы развития “духовного снаряда ребенка” В. Ф. Одоевский, признавая, что у каждого ребенка имеются индивидуальные задатки, которые педагогу необходимо учитывать, преувеличивал роль природной конституции и преуменьшал роль воспитания.

Одоевский одним из первых педагогов России пытался наметить путь умственного развития детей, начиная с раннего Возраста. обучение детей возраста должно быть занимательным, привлекательным, интересным, но вместе с тем не развлечением - или забавой. Оно должно быть по-своему систематическим, воспитывать у детей волю к преодолению трудностей, приучать их к умственному труду. Он дал ценные советы и методические указания для родителей и наставников по проведению бесед с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Отмечал огромное влияние слова педагога на развитие самостоятельности мышления детей. Одоевский не отрицал необходимости для родителей и наставников заниматься передачей детям доступных им знаний, расширять и уточнять круг детских представлений и понятий.

Особое место в творчестве Одоевского занимают научно-фантастические произведения.

Главную задачу воспитания педагог видел в «приучении ученика прежде всего быть человеком». Общее образование он понимал как общечеловеческое, пред­шествующее всякому специальному. Многие педагогические идеи Одоевского воплотились в его произведениях для детского чтения. Вообще же задачу литературы Одоевский видит в пробужде­нии «непроснувшегося» детского ума, в содействии духовно­му росту ребенка. Одновременно с этим писатель ставит за­дачу развить «благодатные» чувства в душе ребенка.При жизни Одоевского его книги для детей издавались 6 раз: «Городок в табакерке» (1834, 1847), «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея» (1838 и 1840), «Сборник детских песен дедушки Иринея» (1847).В жанровом отношении его произведения разнообразны: сказки, рассказы, очерки, стихи..

«Городок в табакерке». Главное открытие Одоевского как детского писателя — произведения научно-познавательной направленности. Ему принадлежит безусловный приоритет в разработке жанра научно-художественной сказки. Сказка «Го­родок в табакерке» — самое лучшее и самое известное произ­ведение Одоевского для детей. Материалом для его первой сказки послужила музы­кальная шкатулка, вещь в быту прошлого века достаточно рас­пространенная и в то же время вызывающая любопытство ре­бенка. Одоев­ский знакомит маленьких читателей с устройством заводно­го механизма музыкальной игрушки. Окутывая рассказ лег­ким сказочным флером, он избегает скуки и рассудочности. Научный материал «ловко приноровлен к детской фанта­зии» (Белинский).

Любознательный пришелец видит множество разновели­ких мальчиков-колокольчиков, изящная царевна Пружинка. Она-то и объясняет Мише слаженную работу му­зыкального механизма. С удивлением Миша обнаруживает похожесть принципов устройства музыкальной шкатулки с закономерностями общественного устройства: все взаимосвя­зано и нарушение в одном звене выводит из строя всю систе­му, нарушает чудесную гармонию. Городок в табакерке оказыва­ется своеобразной микромоделью мира.

Путешествуя по сказочному городку, Миша, а значит, и маленький читатель, попутно открывает для себя законы пер­спективы в живописи, музыке. И все это просто и естественно вписывается в повествова­ние. воспитательный заряд. Подспудно про­ходит мысль о том, что все в мире движется трудом, празд­ность кажется привлекательной только со стороны. Маль­чик-колокольчик тоже преподает Мише важный урок: не торопись с выводами, не суди ни о чем поспешно. При этом мораль ненавязчива, она вытекает из действия.

В «Городке в табакерке» Одоевский продемонстрировал в полной мере искусство говорить с детьми о сложных вещах языком внятным, простым и убедительным, к чему он при­зывал воспитателей.

Миша вежлив, любознателен, несколько наивен. Основная роль мальчика — задавать вопросы и выслушивать ответы. Он связывает два плана повествования: реалис­тический и сказочно-фантастический.

 «Мороз Иванович».В других сказках Одоевский использо­вал фольклорные традиции, причем как русские, так и других народов. Наиболее популярна его сказка «Мороз Иванович». Создавая свое произведе­ние, Одоевский дополнил его деталями быта, описанием уб­ранства жилища Мороза Ивановича, подробно обрисовал ха­рактеры главных героинь — девочек Рукодельницы и Ленивицы. В литературной сказке они родные сестры, живут с нянюшкой, поэтому мотив несправедливого гонения со стороны мачехи отсутствует, акцентируется нравственная сторона отношений. Сказка Одоевского построена на противопоставлении тру­долюбия и лености. Рукодельница и в родном доме, и в гостях у Мороза Ива­новича трудолюбива, прилежна, добросердечна, за что и была вознаграждена. Ленивица, только мух умевшая считать, не смогла ни перину снежную взбить, ни кушанье изготовить, ни платье починить. Финал сказки писатель смягчает. Ленивица получает от Мороза Ивановича подарки, которые тают на глазах. Какова работа, такова и награда.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 262; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!