IX. Читта шрени – этапы развития сознания



 

В предыдущей главе я подробно рассмотрел свойства сознания и их отличительные черты, а также явление многогранности ума. В этой главе я рассматриваю этапы читты по Патанджали. Знание об этих этапах дает представление о последовательном развитии и трансформации, которые приближают к сердцу йоги Патанджали и позволяют пережить божественное состояние сознания.

В начале мне хотелось бы рассмотреть различные состояния осознанности, присущие индивидуальному сознанию. Осознанность произрастает из первого принципа природы, махата , космического сознания.

В Йога-сутрах сказано:

 

 

тасья саптадха пранта-бхуми праджня (II .27)

Человеческому сознанию присущи семь основных состояний, сфер, этапов осознанности (праджня). В последующих сутрах Патанджали называет эти состояния этапами (шрени) сознания. (Й-с. III. 9, 10,12; IV. 27 и 29){44}.

 

Вьюттхана читта и ниродха читта

 

вьюттхана-ниродха-самскарайо абхибхава-прадурбхавау ниродха-кшана-читта-анвая ниродха-паринама (III. 9)

Вьюттхана читта – это блуждающее сознание, а ниродха читта – сознание усмиряющее.

Как правило, мы раскачиваемся между умом блуждающим и умом усмиряющим. Между этими состояниями есть непроизвольная пауза, о которой мы даже не задумываемся. Патанджали призывает нас наблюдать за промежутком, существующим между блуждающим и усмиряющим состояниями сознания.

Внутри этой паузы сознание переживает безмолвное спокойствие. Это третья стадия сознания, состояние тишины и безмятежности. Если ухватить его и удержаться в нем, можно соприкоснуться с более высокими и благородными состояниями сознания.

 

прамана-випарьяя-викалпа-нидра-смритая (I. 6)

Мыслительные волны блуждающего ума делятся на пять разновидностей: непосредственное восприятия, или правильное понимание; превратное восприятие, неверные суждения и/или негативные мысли; фантазии воображения; сновидения; память. Эта категоризация углубляет наше исследование. Из пяти динамических состояний сон и превратное восприятие формируют дремлющее состояние сознания, воображение – изнуряющее состояние сознания, память прерывает поток сознания. Непосредственное восприятие предполагает полностью активную читту . Рассматривая ниродха читту , Патанджали прежде всего говорит об обуздании сознания, а затем рассматривает его в блуждающем состоянии.

 

йога читтавритти-ниродха (I. 2)

Патанджали определяет прекращение (ниродха ) движений и колебаний сознания (вьюттхана читта ) как йогу. Он разъясняет, что прамана, випарьяя, викалпа, нидра и смрити вызывают вьюттхана читту , блуждающие мысли. Поскольку эти мысли движутся неупорядоченно, неважно, произвольно или непроизвольно, Патанджали призывает дисциплинировать сознание через его усмирение.

 

В сутре III. 9 Патанджали конкретизирует смысл сутр I. 2 и I. 6{45}. Принимая во внимание как блуждающее, так и усмиряющее сознание, он пытается найти золотую середину между ними, которая позволила бы укротить блуждающую читту .

В связи с этим я хотел бы обратить внимание на пранаяму , а именно на прана стамбха вритти , или, по-другому, кумбхака вритти (задержка дыхания после вдоха или выдоха). Я могу соотнести прана стамбхана вритти с сознанием, в котором возникает пауза между вьюттхана и ниродха читтой , а также между ниродха и вьюттхан а читтой , обозначая эту паузу как читта стамбха вритти .

 

 

бахья-абхьянтара-стамбха-вритти деша-кала-самкхьябхи паридришта диргха-сукшма (II. 50)

В сутре I. 34 (смотрите главу о манасе ) Патанджали предполагает, что усмирение дыхания после выдоха помогает усмирить колебания сознания.

Прана стамбха вритти (обуздание дыхания) подобно мгновениям безмолвия и умиротворения, которые возникают в промежутке между блуждающим и усмиряющим состояниями сознания.

В связи с этим мы можем сделать вывод о наличии тесной связи между дыханием, праной , и читта праджней .

 

 

Шанта читта

 

тасья прашанта-вахита самскарат (III. 10)

Пауза (ниродха кшана ) между блуждающими и обуздывающими мыслительными волнами в сознании позволяет пережить мгновения безмолвия и постоянный поток умиротворения.

 

Патанджали призывает наблюдать за безмолвием сознания и увеличивать эти паузы, чтобы испытать полное внутреннее равновесие (самахита читта ).

 

Экагра читта

 

тата пуна шанта-удитау тулья-пратьяяу читтасья экаграта-паринама (III. 12)

Когда безмолвие и умиротворение начинают преобладать, блуждающее сознание преображается, приобретая устойчивость. Это, в свою очередь, позволяет придерживаться однонаправленного внимания (экагра читта ).

 

 

Чхидра читта

 

тат-чхидрешу пратьяя-антарани самскаребхья (IV. 27)

Если по обретении экагра читты практикующий возгордится собственным успехом, проявит беспечность или невнимательность, сила прошлых латентных впечатлений выйдет на первый план и, расколов сознание, пробьет брешь в его связи с созерцателем.

 

читта-антара-дришье буддхи-буддхе атипрасанга смрити-сакара ча (IV. 21)

Практикующий сам создает в сознании линии разлома, от которых протягиваются трещины. Причиной может стать также концентрация, которая своей мощью способна опьянить практикующего. Эти сейсмические сдвиги нередко нарушают стабильность интеллекта и сознания.

 

Через эти бреши прорываются нежелательные колебания и страдания.

Вот что говорит Патанджали о воздействии чхидра читты :

 

 

ханам эшам клешават уктам (IV. 28) {46}

Если сознание раскалывается, значит, йогин оступился и пал, лишившись всех своих достижений. Чтобы заново обрести утраченное просветление, ему следует начать йогу с самого начала.

 

Помимо объяснений, приведенных выше, чхидра читта нередко прорывается через санкара и самскара читту (смотрите главу X, санкара читта в пратикула вритти и самскара читта в анукула вритти ).

 

Нирмана читта

 

Этот режим читты – не что иное, как благородное, чистое состояние, рождаемое через целостность сознание и его единение с самим собой.

 

 

витарка-вичара-ананда-асмитарупа-анугамат сампра-джнята (I. 17)

Анализ и предположение, рассуждение и синтез, восторг неописуемого блаженства и подлинное знание настоящей формы целеустремленного сознания приводят человека к ощущению и проживанию просветленности созерцателя. Это асмитарупа читта, нирмана читта .

 

нирмана-читтани асмита-матрат (IV. 4)

Если сознание устанавливается и постоянно закрепляется в этом режиме, можно говорить о его просветленности, которая достигается путем практики (абхьяса ).

 

Патанджали рассматривает сознание в блуждающем режиме (читта вритти ) с 6 по 11 сутру первой главы. Эти вритти могут как загрязнить и деформировать человека, так и стать проводником на пути к познанию истинной природы сознания.

Следует сознательно направлять мыслительные волны таким образом, чтобы развивать, укреплять и совершенствовать интеллектуальную чувствительность для достижения нирмана читты – возделанного сознания, или, по-другому, сампраджнята читты (сасмита читта ) (I. 17).

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 185; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!