VII. Читта свабхава – первозданность сознания
Рассмотрев понятие «пуруша » и связь между пурушей и читтой , я хотел бы перейти к рассмотрению читты в ее первозданности. Принято считать, что читта состоит из ахамкары (я-деятель), буддхи (разум) и манаса (ум).
К анатомическому (аннамая ) и физиологическому телу (пранамая ) относятся чувства восприятия и органы действия. Наружный ум в его связи и взаимодействии с чувствами называется экадашендрия (одиннадцатое чувство) или, по-другому, бахьендрия (собственно, наружный ум). Когда наружный ум начинает сворачиваться в направлении виджнянамаи (разум), ахамкары (я-деятель) и ахам-акары (самости), он преобразуется во внутренний ум (антара манас ). Подобная инволюция ума приносит освобождение и рождает чистое блаженство. При этом сознание пребывает в состоянии одновременно пассивности и размышления.
Созерцатель (душа) по сути является ниракарой (лишенный формы). Когда душа вне формы эту форму обретает (сакара ), она становится самостью (ахам-акара ). Из-за невежества (авидья ) эта самость отождествляется с я-деятелем, ахамкарой .
Ахамкара (я-деятель), зерцало созерцателя и зримого
Как я уже говорил, слово ахамкара имеет два значения.
В слитном написании оно обозначает эго, то есть я-деятеля.
Если разделить это слово на два корня, то получится ахам и акара. Ахам-акара – это не что иное, как пуруша вне формы, преобразованный в персонифицированную сущность (сакара ). Эта персонифицированная форма сущности все еще остается Сущностью в ее чистоте.
|
|
Если ахам-акара (самость) – персонифицированная форма Сущности, изначально существующей вне формы, то ахамкара – это имитатор Сущности (я-деятель).
Большая редкость, когда эти три компонента сознания разделены на практике столь же четко, как это показано в таблице (I. 3){33}. Как правило, один подменяет собой другой. Если на первый план выходит гордыня, то разум (буддхи ) отступает. Если ум правит бал, то разум и гордыня умолкают, а ум при этом уподобляется стремительно несущейся лошади. У простых смертных, каковыми являемся мы с вами, дело обстоит именно так. У йогинов и святых компоненты читты уравновешены между собой.
Патанджали выделяет девять разновидностей антарай – препятствий на пути духовного становления (см. сутру I. 30){34}, которые можно разбить на несколько категорий. Так, вьядхи и аласья проявляют себя на физическом, а авирати – на соматопсихическом уровне (влияет на ум через тело). Самшая и прамада являются психическими проявлениями, бхрантидаршана – проявлением интеллекта, а алабдхабхумикатва и анавастхитатвани обнаруживают себя на духовном уровне.
|
|
дриг-даршана-шактьо эка-атмата ива асмита (II. 6)
Из-за недостатка духовного знания или полного невежества самость (ахам-акара ) принимает себя за элемент сознания и преобразуется в эго. При этом она проявляет себя так, как если бы была истинным созерцателем. В результате самость (сакара пуруша ) вынуждена стать частью сознания и вовлекаться в его колебания (см. Й-с., 1.4, вритти-сарупьям итаратра ){35}, в гордыне возвышая себя над другими.
Подобная самость (ахамкарика асмита ) исполнена раджаса и тамаса .
нирмана-читтани асмита-матрат (IV. 4)
Все, что прорастает из сознания с чувством гордыни или эго, воспринимается как если бы это исходило от созерцателя. Эта сутра говорит о необходимости трансформировать эго, то есть я-деятеля, исполненного высокомерия, в инструмент познания и мудрости{36}.
Ахамкара , выдавая себя за Сущность, исполняет роль зеркала (бимба ), которое отражает созерцателя. Это отражение отражается (пратибимба ) в уме разными способами. Вместе с тем ахамкара играет двойную роль:
• самозванца, выдающего себя за Сущность;
• инструмента для джняны , в который превращается ахамкара, если использовать способность интеллекта к различению (вичара джняна ). В этом случае ахамкара , будучи частью интеллектуального сознания головы, снисходит вниз и растворяется в разуме сердца, позволяя тому очиститься и возвыситься. Когда это происходит, читта очищается и успокаивается, а человек утверждается в мудрости, узревая свет истинной джняны , которая, в свою очередь, преобразуется в бхакти (преданность).
|
|
Буддхи (мудрость, разум)
Вторым компонентом читты является буддхи – разум, исполняющий роль настоящего эксперта. Он позволяет обретать надежное, чистое знание, достигаемое через опыт. Его способность к различению – сияние мудрости.
Вот что говорит бог Кришна о буддхи :
вьявасая-атмика буддхир эке’ха куру-нандана / баху-шакха хьянанташ ча буддхайо ‘вьявасайинам // (Б-г., II. 41)
«Решительна эта мысль, целостна <…>; А нерешительных мысли нескончаемы, много ветвисты». Совершенствуемое знание, достигаемое опытом через усердное, целенаправленное усилие, устойчиво, уникально и целостно. Оно не создает колебаний в уме, а наоборот, поддерживает его целиком и полностью в стабильном состоянии. Знание, которое не приходит из опыта, а имеется только словесно или же черпается из опыта еще незрелого, разветвляется на огромное количество сочетаний и комбинаций. Таким образом, сияние истинного знания (расатмака джняна ), достигаемое опытом (анубхавика джняна ), является вьявасаятмика буддхи .
|
|
Из-за прошлых впечатлений качество нашего мышления и поступков ухудшается.
паринама-тапа-самскара-дукаи гуна-вритти-виродха ча дукхам эва сарвам вивекина (II. 15)
Мудрый осознает, что все то, что кажется приятным, окутано печалью, поэтому он держится от этого в стороне. Это буддхи .
Буддхи – ось читты . Он выступает в качестве гравитационной силы, притягивающей читту к созерцателю. Это посредник. Кроме того, буддхи – это способность к рассуждению, которая разворачивает все остальные инструменты созерцателя внутрь, ставит их на внутренние рельсы. Разум служит садхаку компасом, с помощью которого тот может отследить печали, неизбежно скрывающиеся в приятных переживаниях.
Разум, словно Полярная звезда, указывает путь читте в ее путешествии к истокам. Подобно сознанию, он находится на пороге между мирскими удовольствиями и избавлением от них. Вот почему так необходимы исследования и размышления для того, чтобы научиться видеть разницу между разумом и сознанием.
Если не принять во внимание, что незрелый разум{37} отличается от зрелого{38}, врата к высшему разуму{39} останутся закрытыми. Только на основе тщательнейшего очищения, о необходимости которого говорит Патанджали, сияющий разум, буддхи , может достичь уровня созерцателя. Тогда разум разворачивается внутрь, и созерцатель притягивает его собственной гравитационной силой, позволяя читте напрямую воспринимать подлинный свет пуруши .
вивека-кхьяти авиплава хана-упая (II. 26)
В садхане различающая мудрость должна растекаться бесконечным, непрерывным потоком.
Если это происходит, невежество, дисгармония и дисбаланс в теле, уме и интеллекте исчезают, а вместо них появляются истинная мудрость, верное слово и верное действие. Это трикарана шуддхи – правильный помысел, правильная речь и правильный поступок.
Эта сутра говорит о вершине мудрости, которая достигается, когда мудрость распространяется от своего ядра к границам – телу и все человеческое существо воспринимается как единое целое.
дхруве тад-гати-джнянам (III. 29)
Подобно Полярной звезде (Дхрува ), указывающей путь мореплавателям, интеллектуальная мудрость – это путеводная звезда, присутствующая в каждом из нас. Она ведет по пути постоянного эволюционного процесса к одной-единственной цели – вечного избавления от оков[2].
саттва-пуруша-аньята-кхьяти-матрасья сарва-бхава-адхиштхатритвам сарва-джнятритвам ча (III. 50)
Когда йогин постигает различие между умом (манас ), знанием (джняна ), приобретенным знанием (видья ), разумом, опирающимся на опыт (буддхи ), эго (ахамкара ), сознанием (читта ) и созерцателем, он достигает вершин знания и увенчивается мудростью, неизменной во все времена.
кшана-тат-крамайо самьямат вивека-джам джнянам (III. 53)
К примеру, если мы сохраним целостную, сфокусированную осознанность мгновения, не вовлекаясь в последовательное движение мгновений, сознание не только избавится от ограничений времени и пространства, но и воссияет в мудрости.
таракам сарва-вашаям сарватха вишаям акрамам ча ити вивека-джам джнянам (III. 55)
Йогин, обретший сияющую мудрость, не вовлекается в движение мгновений, а пребывает во мгновении как таковом. Он преодолевает ограничения природы и обретает чистое знание света созерцателя, атмана .
саттва-пурушайо шуддхи-самье кайвальям ити (III. 56)
Совершенствуясь, инстинктивный разум становится зрелым и занимает позицию, равную с интуитивным знанием созерцателя. Это означает, что разум достиг освобождения и обрел свет.
тада вивека-нимнам кайвалья-прагбхарам читтам (IV. 26)
Когда сияет венец мудрости, сознание озаряется и обретает чистоту, аналогичную чистоте созерцателя. Воссияв в свете созерцателя, оно становится божественным и абсолютным. Разум и сознание, будучи первыми принципами человека, словно магнитом притягиваются к созерцателю, дабы достичь единства с ним, искоренить семена разделенности и обособления.
Манас (ум)
Ум связывает и координирует работу пяти чувств восприятия и пяти органов действия. Одновременно он выступает как глубинное чувство (антарендрия ), связывая буддхи и ахамкару с пурушей . Ум играет двойную (двандва ) роль. С одной стороны, он связывает между собой десять органов (индрии ), с другой – объединяет разум, сознание и сердцевину человеческого существа. Двойная игра ума не оставляет равнодушной читту , которая тоже начинает вести двойную игру. Ум, будучи грубой частью сознания, должен научиться отличать субъект от объекта.
Позвольте мне представить более подробно, каким образом ум играет свои роли.
К различным граням ума относятся:
чайтанья шила манас – биологический ум
свабхава-шила манас – физический ум
грахана-кшама манас – сенсорный ум
лаукика манас – житейский ум
сендрия манас – органический ум
праника манас – энергетический ум
наитика манас – этический ум
нривамшия манас – этнический ум
манасика манас – эмоциональный ум
ахамкарика манас – эгоистический ум
читтаджа манас – доминирующий ум
вьявахарика манас – привычный ум
перана манас – импульсивный ум
самскарика манас – инстинктивный ум
шанкара манас – растерянный ум
вьюттхана манас – блуждающий ум
чхидра манас – «перфорированный» ум
атипрасанга манас – впечатлительный ум, черпающий мысли отовсюду
джанукия манас – генетический ум
кармаджа манас – предопределенный ум
паньча праника манас – пять энергий ума
гунаджа манас – качественный ум
випарьяя манас – заблуждающийся ум
викалпа манас – ум в фантазиях
смрити мана с – ум, работающий совместно с памятью
нидра мана с – инертный ум
витарка мана с – аналитический ум
вичара манас – синтезирующий ум
ниродха манас – обуздывающий ум
шанта манас – спокойный ум
экагра манас – внимательный ум
прабхава-шива, теджас манас – просветляющий ум
ананда мана с – исполненный радости ум
ведантика манас – бескорыстный ум
дивья йогика мана с – божественный ум
Должен добавить, что буддхи манас и виджняна манас предполагают тонкий способ развития через анализ, который садхака использует в процессе тапаса для продвижения по духовному пути. В этой ипостасти манас позволяет критически оценивать прогресс, избегать ловушек в жизни и опасностей на духовном пути.
саттва-шуддхи-сауманасья-эка-агрья-индрия-джая-атма-даршана-йогьятвани ча (II. 41)
Когда с помощью йогических практик чувства восприятия и ум очищаются, берутся под контроль и увлекаются к внутренним чувствам, ум становится благожелательным, исполняется радости и божественности. Тем самым он превращается в инструмент, подходящий для видения созерцателя, пуруши (атмадаршана ). Смотрите также сутру II. 28, в которой Патанджали определяет йогические практики как средства{40}.
грахана-сварупа-асмита-анвая-артхаваттва-самьямат индрия-джая (III. 48)
Занимая уникальное местоположение между чувствами, обращенными внутрь, и чувствами, обращенными наружу, ум, постигнув силу как чувств, так и созерцателя, соединяет (самьйога ) и интегрирует (самьяма ) наружные чувства с внутренними, позволяя созерцателю ощущать его совершенство.
С этой целью необходимо возделывать наружный слой читты , то есть чувства и ум, и устремляться к разуму и сознанию, дабы всем сердцем сохранить внимание на созерцателе. Интересна также сутра I. 35: вишьявати ва правритти утпанна манаса стхити-нибандхани {41}. Приведу в качестве примера собственную садхану. Раньше, в самом ее начале, я был полностью поглощен внешними аспектами йоги. Когда я стал соприкасаться с внутренними гранями собственного тела во время внимательной практики, я начал постигать тончайший аспект йоги – осознанность созерцателя. Для такого садхака, как я, это открыло путь для развития постоянства в практике.
В качестве способа обрести внимательность Патанджали указывает пранаяму :
тата кшияте пракаша-аваранам (II. 52)
Затемняющие покровы – это состояния ума, причиняющие страдание, вращающиеся вокруг невежества, закрывающие свет знания. Они совлекаются благодаря пранаяме .
дхаранасу ча йогьята манаса (II. 53)
И тогда ум и сознание становятся инструментами, подходящими для концентрации с однонаправленным, сфокусированным вниманием.
праччхардана-видхаранабхьям ва пранасья (I. 34)
Патанджали рекомендует ознакомиться с пранаямой с пассивной задержкой после выдоха, которая позволяет сознанию оставаться спокойным, пассивным и вдумчивым.
тато мано-дживатвам викарана-бхава прадхана-джая ча (III. 49)
Вследствие такого покорения ума (маноджая ) возникает бдительность, позволяющая объять космический разум (махат ), первый принцип природы.
Последняя сутра говорит о том, что ум, который играет множество ролей в процессе мышления и деятельности (II. 48), преобразуется до состояния единственного, универсального, космического ума.
Сознание – это загадка. Чтобы двигаться к усмирению волн сознания, или, иначе говоря, роя мыслей, нужно знать характер и свойства сознания.
В главе V я рассмотрел понятия кутастха и паринама читты . Я полагаю, что, прежде чем рассматривать свойства читты , следует взглянуть на эти понятия еще раз более подробно.
Кутастха читта (большое «Я»)
Абсолютное, чистое сознание – это не что иное, как созерцатель, который остается навеки невозмутимым, устойчивым, безмолвным и исполненным блаженства. Эта чистая грань сознания остается неизменной от рождения до смерти. Кутастха , абсолютное сознание, обитает в сущности (свастха ) в форме большого «Я» (ахам-акара ), в то время как меняющееся сознание имитирует реальное сознание, превращаясь в эго (ахамкару ).
Паринама читта (малое «я»)
Другой гранью сознания является паринама читта , колеблющееся сознание, устремляющееся в разных направлениях, постоянно меняющееся. Это сознание возбужденное, прыгающее с одной мысли на другую и увлекающееся целым ворохом идей. Я называю читту в ее переменчивости эго, ахамкарой , малым «я», употребляя в последнем словосочетании строчную букву, чтобы разграничить это сознание и сознание неизменное. Переменчивая читта возникает из читты , изменениям не подвластной. Кутастха читта – это чистое сознание, в то время как паринама читта – сознание омраченное.
вритти сарупьям итаратра (I. 4)
Зеркало не может отражать образ четко, если на нем налет пыли. Так же и созерцатель, имея на себе отпечатки чувств восприятия, оказывается под их воздействием и превращается в искусственное, сотворенное сознание.
нирмана-читтани асмита-матрат (IV. 4)
Когда зеркало чисто, отражение в нем тоже чисто. Так же и созерцатель, отстраняясь от буйного потока мыслей и растождествляя себя от них, сияет один во всей своей славе и отражает собственную чистоту без всякого искажения.
Часто искусственное сознание маскируется под истинную асмита-читту . Нужно воспитывать свое сознание, развивать его таким образом, чтобы оно не имитировало истинное, а преображалось в него.
Исходя из этих двух сутр, становится очевидным, что термин асмита можно понимать по-разному в зависимости от контекста. С точки зрения главы IV Йога-сутр асмита – это чувство индивидуальности, прорастающее из созерцателя. Она отождествлена со своим источником и понимается как чистое сознание. Но с точки зрения главы II это чувство индивидуальности, присущее незрелому сознанию, которое заявляет о себе как о чистом сознании, порождая тем самым клеши .
Чтобы показать разницу между кутастха и паринама читтой на практике, я расскажу, как присутствие большого «Я», чистого сознания созерцателя, ощущается в занятиях пранаямой, асанами и дхьяной .
В пранаяме вдох начинается во вместилище кутастха читты , а затем преобразуется в паринама читту . При задержке после вдоха (антара кумбхака ) кутастха читта смешивается с паринама читтой , сливаясь с ней в единое целое. На вдохе, при котором воздух выталкивается наружу, паринама читта убывает, а кутастха читта , наоборот, прибывает. На задержке после выдоха (бахья кумбхака ) паринама читта поглощается созерцателем и становится с ним одним целым (кутастха читта ).
Когда мы выполняем асаны, кутастха читта преобразуется в паринама читту , забывая свою истинную природу, утрачивая устойчивость. Сознание уподобляется беспокойной птичке из легенды, рассказанной в Мундакопанишаде . Это хорошо заметно со стороны. Какие-то части тела растягиваются слишком сильно, какие-то – недостаточно. В одних чувствуется опаска, в других – боль (бадхана ), а где-то возникает приятное, сладкое ощущение (бхавана ). Какие-то мышцы работают охотно и внимательно, какие-то против желания и небрежно, а некоторые остаются безразличными, не давая никакого отклика или сопротивления.
Вместилищем кутастха читты в процессе выполнения асан становится срединная линия тела от макушки до промежности. Практикующему следует работать в позах так, чтобы паринама читта (в данном случае боковые части тела) выравнивалась на одной линии с кутастха читтой . Можно также заставить разум (буддхи ) протекать и разливаться единым потоком, подобно маслу, неуклонно текущему из одного сосуда в другой при переливании.
Как опытный практикующий я уверен, что если вернуть разум, отклоняющийся в ненужных направлениях, в единое русло и позволить ему растекаться от одной границы тела к другой целостным потоком, то выполнение асан превратится в стхирам сукхам асанам . Когда паринама читта трансформируется в кутастха читту , блуждающий читтан преобразуется в однонаправленный читтан . Это веданта . «Веда » означает «знание», а «анта » – это апогей (знания, мудрости). Когда мы выполняем асаны должным образом, свет разума созерцателя распространяется вдаль и вширь, беспрепятственно освещая собой все вокруг и равномерно распространяясь по всему телу. В этом совершенство асан . Когда свет созерцателя разливается от своего источника к периферии, а от периферии – к источнику, наступает завершающий этап – веданта асаны . Это и есть стхира сукхам асанам (II. 46).
Единственность разума, текущего от сердцевины к границам, подробно разъясняется в сутре II. 26.
Только достигнув вивекакьяти (см. Й-с., II. 26), практикующий в состоянии понять подлинное значение сутры II. 48:
тата двандва-анабхигхата (II. 48)
В совершенно выполняемой асане человек должен cокрушить двойственность сознания и пережить ничем не омрачаемое состояние единства.
В дхьяне паринама читту образуют чувства, ум, разум, ахамкара (эго) и сознание. В состоянии созерцания (дхьяна ) эти элементы паринама читты должны свернуться в направлении кутастха читты . Устремление к созерцателю должно привести к тому, чтобы обе читты слились воедино.
В дхьяне нужно подтолкнуть паринама читту к объединению с кутастха читтой , чтобы чистое сознание стало постоянным, непрерывным и сохраняло сфокусированную осознанность. Тогда наступает экатаната дхьянам (III. 2).
Если практиковать асану, пранаяму и дхьяну в таком духе, можно непосредственно познать чистоту читты , неподвластной изменениям гун природы.
кшана-пратийоги паринама-апаранта-нирграхья крама (IV. 33)
Когда изменения гун прекращаются, останавливается и череда мгновений. Как следствие, ощущение времени стирается. Переживание этого есть кутастха читта , оно наступает, когда в выполнении асаны и пранаямы достигнуто совершенство. Отныне созерцатель начинает устремляться к Господу.
Вот каким образом йога-садхака успокаивает колебания гун (пракрити лая ) и устремляется к покорению природы (пракрити джая ), которое ведет к кайвалье .
В главе IV Йога-сутр Патанджали исчерпывающим образом исследует характер и свойства сознания, в том числе его способности к трансформации. Постигая сознание, можно научиться успокаивать негативные (пратикула ) мыслительные волны, а положительные (анукула ) – сохранять и подталкивать к эволюции, происходящей в рамках инволюционного процесса. Все это осуществляется с помощью йогической дисциплины.
У некоторых людей отпечатки садханы , осуществляемой в предыдущих жизнях, свидетельствуют о зрелом сознании. Памятуя об этом, Патанджали выделяет в первой сутре Кайвалья-пады пять категорий реализованных йогинов, обладающих силами (сиддхи ). К ним относятся: а) йогин по рождению, таких мы называем одаренными (джанма ); б) йогин , переживший божественность с помощью трав и снадобий (аушадха ); в) йогин , обретший опыт через пение мантр ; г) йогин , обретший опыт через аскетизм (тапас ); д) йогин , обретший опыт путем глубокого наблюдения и погруженности (самадхи ). Таким образом, йогины , относящиеся к двум последним категориям, обретают опыт путем йоги. Вот что об этом говорит Патанджали в последующей сутре:
джати-антара-паринама пракрити-апурат (IV. 2)
Благодаря тому, что йогин придерживается преданной йогической практики, изобильный поток божественной энергии преобразуется в положительные, благоприятные мысли (анукула вритти ). В то же время у других негативные мыслительные волны, идущие против потока (пратикула вритти ), прерывают инволюцию.
Если йогин, принадлежащий к одной из вышеобозначенных пяти категорий, попадает в сети физических или психических расстройств, он в состоянии выбраться из них благодаря природе, которая обладает потенциалом освободить его.
Чтобы вырваться из ловушки психосоматических или соматопсихических нарушений, требуется сила воли. Это справедливо даже для высокоразвитых, совершенных йогинов . Патанджали говорит о необходимости поддерживать устойчивое равновесие различающего разума, нирмана-читтани асмита-матрат (IV. 4){42}, которое поможет развитым практикующим устоять даже тогда, когда их начнут искушать небесные создания (III. 52).
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 263; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!