Читта нирупана (определение читты)



 

Основное свойство читты заключается в том, что она служит мостом между созерцателем и принципами природы, представленными в теле. Созерцатель изначально излучает свет, но читта , будучи частью природы, этой способностью не обладает.

 

 

эка-самае ча убхая-анава-дхаранам (IV. 20)

Читта не в состоянии постигать и себя, и созерцателя одновременно.

 

Невозделанная, недисциплинированная читта претендует на роль созерцателя из-за тесной связи с ним. Для садхака существенно важно избавить сознание от препятствий, которые мешают ему признать превосходство созерцателя.

 

 

правритти-бхеде прайоджакам читтам экам анекешам (IV. 5)

Из-за нашей способности к пониманию сознание обретает множество ипостасей, хотя на самом деле оно одно. Поскольку ум – это часть сознания, многочисленные грани ума, перечисленные выше, относятся также и к сознанию.

 

васту-самье читта-бхедат тайо вибхакта пантха (IV. 15)

В сущности объект может оставаться одним и тем же. Из-за того, что разум одного человека качественно отличается от разума другого, объект воспринимается по-разному, но это не меняет его сущности. В качестве примера приведу известную басню о шести слепцах, ощупывающих слона. Различие в восприятии и недостаточное понимание заставляют неодинаково ощущать одного и того же слона. Таким образом, мы смотрим на один и тот же объект по-разному в зависимости от качества развития собственного разума и сознания (мудха, кшипта, викшипта, экагра, нируддха ).

 

на ча эка-читта-тантрам чед васту тат-апранамакам тада ким сьят (IV. 16)

Существование объекта или его суть нельзя отрицать лишь по той причине, что сознание его не воспринимает. Если объект не воспринимается умом или сознанием, это вовсе не означает, что он не существует. Но даже если он познается, он познается каждым человеком по-своему.

 

тад-упарага-апекшитват читтасья васту джнята-аджнятам (IV. 17)

Из-за своей обусловленности сознание может неверно интерпретировать объект, который видит, поскольку не в состоянии воспринять его правильно.

 

сада джнята читта-вриттая татпрабхо пурушая апаринамитват (IV. 18)

Созерцатель, пуруша , неизменен, вечен и освещает самое себя. Он Господин, хозяин сознания (читта ).

 

на тат-свабхасам дришьятват (IV. 19)

Атман изначально лучезарен. При этом он может одновременно выступать объектом и субъектом, исполнять роль и оставаться зрителем. Читта , будучи познаваемым объектом для созерцателя, не излучает собственный свет. Следовательно, она может быть воспринята и постигнута созерцателем.

 

читта-антара-дришье буддхи-буддхе атипрасанга смрити-санкара ча (IV. 21)

Сознание едино. Невежество, неразумность и незрелость заставляют принимать его за множество, создавая сумятицу и беспорядок. Такое сознание пребывает в иллюзии, что существует множество разумов и умов. Это создает ситуацию постоянной неразберихи.

 

Размышляя над этими сутрами (смотрите также сутры IV. 22–24 и IV. 32, приведенные в последующей главе), мы неизбежно приходим к выводу о том, насколько сложно устроено сознание и насколько опасна и трудна дорога, которую должен осилить йогин . Осуществить это можно только путем благоразумного обращения с латентными впечатлениями (IV. 28){43}, на фоне высшей сфокусированной осознанности.

 

 

VIII. Читта лакшана. Свойства сознания

 

Тело и сознание являются частью природы (пракрити ). Это значит, что мула пракрити является основанием для сознания. Прежде чем перейти к лакшане , характерным преобразованиям, свойственным сознанию, рассмотрим природу сознания и его принципы (смотрите таблицу ниже ).

Но прежде чем рассматривать центральную роль читты в этой таблице, обратите внимание на соответствие чувств восприятия подструктурным звеньям первоэлементов природы.

 

Как видно из таблицы, читта – индивидуальное сознание, прорастает из первого принципа природы, космического, универсального сознания (махат ). Прежде чем вычленить составляющие читты , проясним ее функцию и, таким образом, поймем к чему вообще нужна йога.

 

Читта не находится в неподвижном состоянии, она изменяется. Ее реальное вместилище находится в сердце, откуда берут свое начало высший разум и духовные устремления. Когда мы осознаем переменчивость читты , мы видим ее ограничения и обнаруживаем превосходство вечного, неизменного созерцателя.

Описывая атрибуты, свойства читты , Патанджали обращает внимание на ее слабость и склонность к вожделенным объектам. Он утверждает, что читта соседствует как с созерцателем, так и с природными объектами. Чтобы не стать жертвой соблазна, который вызывают видимые объекты, крайне важно понять, как устроено сознание и как оно работает.

 

 

чандре тара-вьюха-джнянам (III. 28)

Подобно луне, сознание прибывает и убывает в зависимости от того, какие мысли возникают в нем, как они преобразуются и сочетаются друг с другом.

 

хридае читта-самвит (III. 35)

Вместилищем сознания служит духовное сердце (созерцатель, душа). Знание сознания рождается благодаря внутреннему свету духовного сердца.

 

дхруве тад-гати-джнянам (III. 29)

Дхруве – это Полярная звезда. Она имеет свое место на небосводе. Если луна – это сознание, то солнце – душа, а дхруве – разум (буддхи ). Ум собирает впечатления и передает их разуму, чтобы тот различил и рассудил. Проделав нужную работу, разум сообщает уму, каким образом ему нужно реагировать на полученные впечатления.

 

Дхрува , сын царя Уттанапады, чья история рассказана в Пуранах , превратился в путеводную звезду для мореплавателей. В человеческом теле он указывает верный курс уму.

С восходом солнца звезды блекнут, но не гаснут. Лунный свет позволяет их отчетливо видеть. Так же и сознание (луна) – это отраженный свет души (солнца), который позволяет звездному свету разума направлять наши своенравные мысли по правильному пути.

Любой объект, освещаемый пурушей , становится отчетливым и доступным для исследования в йогическом путешествии. Поэтому пуруша , будучи вечно озаряющим и неизменным, зрит сознание, разум, ум и их вритти , а также помогает человеку в его развитии и движении к себе.

 

Читта бхуми

 

Прежде чем приступить к описанию свойств (лакшана ) сознания, рассмотрим концепцию бхуми (почва, земля).

В своей эволюции читта проходит пять этапов, которые сопоставимы с пятью первоэлементами. Разум и ум, будучи компонентами сознания, неизбежно зависят от этих этапов, организуя себя согласно принципу, который соответствует какому-то из них.

 

Читту необходимо очищать и утончать, устремляя тем самым к свету и освобождению. Мудрец Вьяса рассматривает ее состояния как последовательные этапы развития – от невежественной читты через очищение ума, через кшипту и викшипту , достигая экагры и нируддхи . Пять этапов отображают рост и развитие разума. А поскольку каждому соответствует свой первоэлемент, можно заключить, что эволюция ума и разума заключается в гармонизации пяти первоэлементов. Притхви, ап, теджас, ваю и акаша обладают специфическими свойствами:

 

Притхви (элемент земли) –  сила, твердость, запах

Ап (элемент воды) –  мягкость, гладкость, ритмичность потока, вкус

Теджас (элемент огня) –  жар, блеск, вид

Ваю (элемент воздуха) –  сухость, прозрачность, осязаемость

Акаша (элемент эфира) –  пористость, чувствительность к вибрациям, слух

 

Читта лакшана

 

Теперь рассмотрим характеристики читта лакшаны .

Мы уже определили, что отличительное свойство читты – ее роль моста между созерцателем и принципами природы, представленными в теле. Работа сознания зависит от созерцателя, который озаряет себя собственным светом. Читта не озаряет самое себя. Она подвластна свету созерцателя. Как мы уже определили, сознание не может постигать и созерцателя, и самое себя одновременно (IV. 20). Из-за своей тесной связи с созерцателем оно, находясь в состоянии мудха, кшипта или викшипта , объявляет себя созерцателем. Вместе с тем это состояния, к которым читта наиболее склонна по причине невежества (авидья ). Сознание нуждается в том, чтобы его очистили от малы (загрязнения) колебаний и раскачиваний, поскольку они не оставляют возможности увидеть и признать превосходство созерцателя.

 

 

правритти-бхеде прайоджакам читтам экам анекешам (IV. 5)

Сознание одно, но из-за способности человека к пониманию оно проявляет себя в многочисленных ипостасях.

 

сада джнята читта-вриттая тат-прабхо пурушасья апарина-митват (IV. 18)

Созерцатель, пуруша , неизменен, вечен, самоозарен. Он Господин, хозяин. Он знает, что такое сознание, состоящее из ахамкары, буддхи и манаса .

 

Быть может, читателю будет проще понять состояние кутастха читтан и паринама читтан на следующем примере. В индийских храмах есть мула виграха , статуя бога, никогда не покидающая стен святилища. Над ним совершается обряд пранапратиштха , вдыхание жизни. В праздничные дни в процессиях используется копия оригинала, утсава виграха , которая олицетворяет мула виграху .

Мула виграха олицетворяет кутастха читту , а его копия, утсава виграха символизирует паринама читту .

 

 

на тат-свабхасам дришьятват (IV. 19)

Атман озарен собственным светом, читта – нет. Читта для созерцателя – воспринимаемый и познаваемый объект. Ее главная черта в контексте отношений с созерцателем – доступность для восприятия и познания.

 

эка самае ча убхая-анава-дхаранам (IV. 20)

Читта неспособна постичь атман , а также себя или любой другой объект одновременно.

 

чите апратисамкрамая тад-акара-апаттау сва-буддхи-самведанам (IV. 22)

Сознание способно определить собственные ограничения, а также отождествиться со своим Хозяином, Господином.

 

драштри-дришья-упарактам читтам сарва-артхам (IV. 23)

Читта – это связующее звено между телом (пракрити ) и созерцателем (пуруша ). Осознав, что заимствует свет у созерцателя, оно перестает горделиво претендовать на всезнание и вездесущность.

 

тат-асанкхея-васанабхи читрам апи пара-артхам самхатья-каритват (IV. 24)

Сознание – это часть пракрити , и в связи с этим оно обладает мирскими желаниями (васанами ) и подсознательными впечатлениями (самскарами ) о прошлом. Одновременно оно пребывает по соседству с созерцателем. Задача сознания заключается в развитии чувств и ума, дабы они соединились с созерцателем. К сожалению, читта по большей части попадает в ловушку желаний, амбиций, побуждений и удовольствий. Чтобы направить сознание и все его элементы в сторону созерцателя, их нужно усмирить, воспитать и развить путем йогических практик.

 

тата крита-артханам паринама – крама-самапти гунанам (IV. 32)

Чтобы очиститься, избавиться от загрязнений объектов окружающего мира, читте необходимо оценить и взвесить значимость житейского знания (лаукика джняна ). Читта наряду с органами действия, чувствами восприятия, умом и разумом должна погрузиться в Сущность. Растворяясь в атмане , она прибывает в место своего назначения.

 

Выше я рассмотрел сознание и его роль, обратив внимание на необходимость вскормить, возделать и возвысить его до состояния беспристрастности.

 

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 237; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!