Приложение В Нетрадиционные техники рисования



· Пальцеграфия

Пальчиковое рисование (пальцевая живопись) доступно самым маленьким деткам. Оно не требует навыков работы с кистью или другими инструментами.

К этой группе нетрадиционных техник относятся рисование кончиками пальцев, ладошками, ступнями.

Последовательность выполненияработы: в начале наносим краску на ладошку (кулачок, палец, ступню) ребенка, затем прикладываем окрашенную частьк бумаге, в конце дорисовываем мелкие детали.

Пальцеграфия обогащает сенсорный опыт детей. [18]

· Расчёсывание краски

Для основы потребуется плотная бумага или картон. В качестве «расчесок» можно использовать обычную расческу, зубную щетку или самостоятельно изготовленные из плотного картона или пластика расчески. Для грунта тщательно смешиваем 1 столовую ложку муки, 1 чайную ложку клея ПВА, гуашь и немного воды. Получившуюся смесь наносим кистью на основу. Не давая высохнуть грунту, начинаем расчесывать. Движения расческой по основе могут быть различными: волнообразные, в одном направлении, пересекаться и т. д. Полученные загрунтованные и «расчесанные» листы можно использовать для создания аппликаций. [14]

· Рисование мылом

Методы рисования с помощью мыльного кусочка условно можно разделить на несколько видов:рисование на стекле (в технике диатипия), рисование пеной, изображение на мыле, гравюра в технике граттаж. [20]

Самый простой вариант – намыливание кисточки с краской и рисование получившейся пеной.

Второй вариант. Наливаем в стаканчики обычное жидкое мыло, или жидкость для мыльных пузырей, в каждый стаканчик добавляем немного гуаши. Получаем разноцветную мыльную краску. Окунаем в нее трубочку от коктейля или круглую «выдувалку» и пускаем пузыри прямо на бумагу. Получаем нежные пузырчатые облака. Их можно оформить в интересную картину.[17]

Вариант тонирования пространствас использованием"устройства". Устройство делаетсятак: отрезаем от пластмассовой бутылки(из-под питьевого йогурта)верхнюю часть,на горлышко, вместо крышки, надеваем лоскутик махровой тряпочки и закрепляем резинкой; берём бутылочку и мочим в воде ту часть ткани, которая закреплена резиночкой. Выбираем нужный цвет и закрашиваем им эту часть на ткани. Далее, используя мыло, намыливаем ткань мылом(с помощью кисти, чтобы не пачкаться сильно). Наводим на бумагу, дуем (сильно)в место среза бутылочки, плотно прижав её к губам. Образуется цветнаямыльная пена. Высохнув на листе остаётся воздушный красивый узор.[8]

Существует вариант рисования акварельными красками по мыльной пене. [2]

· Акватипия

Акватипия– это импровизации на тему красочного пятна, техника рисования водяными красками.

Варианты акватипии: по стеклу, зеркалу, фольге.

Последовательность работы. Хорошо смочить краски, которыми будем творить и подождать, пока они размягчатся. Краски нанести кисточкой на стекло, Дети могут размазывать краску прямо ладошками или пальчиками. Можно наносить краски одного цвета или сочетать в несколько цветов. Затем на пятно краски кладете листок мелованной бумаги, прижимаете его и разглаживаете аккуратными, плавными и естественными движениями. Бумагу можно предварительно смочить водой или мыльным раствором – получатся другие эффекты, также интересные потеки получаются, если посыпать еще не высохший листок с краской солью. После этого поднимайте листок бумаги. Это тоже можно делать по-разному – с поворотом, волнообразно, от угла или со всех углов сразу. Дорисовка по высохшему изображению. [19]

Разновидностью акватипии является акватушь. Порядок работы: развести гуашь и нарисовать изображение. Когда гуашь подсохнет, покрыть весь лист одной тушью (черной). После того как тушь подсохнет, рисунок опустить в тазик (ванночку) с водой, т.е. «проявить». В воде гуашь смывается, а тушь - лишь частично. Бумага должна быть плотной, изображение крупное, получается эффект фотографии.[4]

Эбру – рисование на воде. Это означает, что поверхностью для нанесения узора буквально служит жидкость. Правда, это не обычная вода (специальная для эбру с уплотнителем, жидкий клейстер на основе крахмала, с акриловым лаком на водной основе или с канцелярским клеем), да и краски тут нужны специальные (для эбру, масляные, акриловые или витражные). [29]

· Монотипия

Считается одной из простейших нетрадиционныхтехникрисования(от греческого monos - один,единый и tupos - отпечаток). Это простая, но удивительнаятехникарисованиякрасками (акварелью, гуашью и пр.). Она заключается в том, что краска наносится на одну сторонубумаги и отпечатывается на другую.

Например, на правой половине листа рисуют бабочку с плотно сложенными крылышками или стрекозу, цветок и т. п.; лист перегибается пополам, плотно прижимается и проглаживается рукой; разворачивается, получается полное изображение предмета или насекомого, которое можно расписать другими цветами.

Рисование нитками

Линотипия – рисование нитками («цветные ниточки»).

Нетрадиционные техники рисования нитками (ниткография, ниткопись) используют окрашенные нитки для создания изображения предмета или воплощения художественного образа(не путать с изонитью, в которой графический рисунок выполняется нитями, натянутыми в определенном порядке на твердой основе).

Часто техника сочетается с монотипией. Потребуется одна или несколько ниточек длиной 25 — 30 см. Сложить лист бумаги пополам, а затем разбросать в произвольном порядке предварительно выкрашенные цветными красками ниточки на одну половинку сложенного листа. Затем обе половинки складывают, один конец ниточки должен оставаться снаружи, плотно прижимают и аккуратно разглаживают. Прижимая сверху одной рукой, другой резким движением ниточки выдергивают. Полученное изображение следует довести до образа.[15]

· Диатипия

Диатипия («dia» в переводе с греческого означает «сквозь, через»). На гладкую поверхность тампоном наносится слой краски. Затем сверху накладывается белый лист бумаги, по нему рисуется заострённой палочкой или карандашом Не давить руками на бумагу – не лёгкое задание для детей младшего дошкольного возраста.Получается оттиск - зеркальное повторение рисунка.[5, с. 17]

· Кляксография с трубочкой

Технология изображения.Зачерпнуть пластиковой ложечкой (пипеткой) краску, вылить (капнуть) её на лист бумаги, делая небольшое пятно (капельку).Коктельной трубочкой выдуваем кляксу снизу вверх в разные направления так, что бы её конец не касался ни пятна, ни бумаги.Когда клякса разделится на несколько побегов (веточек) – выдуваем их по отдельности в нужном направлении.Для получения более мелких веточек каждую большую ветку выдуваем быстрыми движениями трубочки вправо-влево, вверх-вниз.При необходимости процедура повторяется (т. е. капнуть ещё капельку краски в нужное место и раздуть).Недостающие детали дорисовываются карандашами или красками. [13, с. 18]

· Набрызг

Суть техники состоит в разбрызгивании капель краски.

Требуются акварельные краски или гуашь, зубная щетка и стека, плоская палочка, карандаш, пластиковая линейка или расческа(по выбору).

Этапы работы:

Смочить щетку водой.

Стряхнуть лишнюю воду, чтобы не было клякс.

Набратьнемного краски на зубную щетку.

Взять щетку в левую руку, а стеку в правую.

Держать щетку над листом, отвернув от себя, и быстрыми движениями проводить стекой по поверхности щетки, по направлению к себе (снизу вверх). Брызги полетят на бумагу.

Постараться направить брызги в нужном направлении и затонировать ими весь рисунок или конкретный его участок, в зависимости от замысла.

Принабрызгиванииможно менять направление движения руки: по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от листа бумаги. Можно использовать краски разного цвета и разной густоты.

Варианты применениятехники рисования набрызгом:

пририсованиис использованием трафаретов, шаблонов, листьев и других предметов;

при изображении в пейзажах дождя, снега, звездного неба ;

для доработки, дополнения рисунков;

при создании украшений, открыток, декоративных работ и поделок ;

в качестве фона рисунка;

при тонировке бумаги для аппликативных работ;

при изготовлении паспарту* и др. [9]

· Граттаж (рисование зубочисткой)

Граттаж – это процарапывание изображения на дощечке или листе бумаги, покрытой тонким слоем воска и туши.

Суть техники: на лист картона или плотной бумаги наносят толстый слой воска, который затем покрывают черной тушью. Когда острый предмет процарапывает слой туши, на черном фоне появляется штрих, цвет которого соответствует цвету восковой подложки. Здесь уже могут быть различные вариации, например, для создания черно-белого изображения достаточно просто покрыть белый лист воском и тушью. А чтобы получить эффектный разноцветный рисунок, подложку нужно сделать из нескольких цветов восковых мелков. Также допустим такой вариант: сначала основу прокрашивают акварелью, задавая будущий цветовой контекст изображения, затем покрывают воском и красят тушью.[28]

· Штампинг и принт

Штампинг – оттиск печатками из различных материалов.[23]

Принт– рисунок, нанесенный определенным способом на бумагу (английское слово «print»переводится как «отпечаток»). [25]

засушенными растениями, листьями,

печатками из ластика,

печатками из овощей (картофеля, капусты, перца)

печатки из пластилина

Для создания принта можно использовать линогравюры (гравирование на линолеуме). Линогравюра – наиболее простой вид гравюры (фр. Gravure от нем. Graben – копать или фр. Graver – вырезать, создавать рельеф).[26]

Пластилинография отличается от принта пластилиновыми печатками тем, что в первом случае изображение получается при размазывании пластилина по поверхности картона. В младшем дошкольном возрасте пластилинография опасна вероятностью травм кисти, возможно применять её с осторожностью и лишь индивидуально при строгом соблюдении правил нанесения пластилина (размазывать большим пальцем, использовать мягкий пластилин, предварительно согретый в ладошках).Это трудоемкая техника, требует от ребенка усидчивости и длительного сосредоточения внимания.

· Рисование сыпучими материалами

В процессе рисования сыпучими материалами (песком, крупой, солью) у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук, воображение, творческие способности, память, а так же происходит активное формирование речевой деятельности.

Способы:

Светлымпо тёмному. Сначала готовим фон: тонкий, равномерный слой песка, наносим путём равномерного рассеивания («солим») песка над поверхностью стола с высотой 20-30 см. Изображения получают, нанося на фон линии, точки и другие фигуры пальцами, боковой стороной ладони, внутренней частью ладони. Тонкий слой раздвигают, разгребают.

Тёмным посветлому(насыпание). Он немного сложнее. На чистый «световой» лист можно сыпать песок любым образом: линиями тонкими, толстыми, фигурными (например: чайки над морем).

Техники легко можно комбинировать, совмещать в одной композиции. Рисунок можно всегда подкорректировать – не нужно бояться сделать ошибку. В этом и заключается одна из прелестей рисования песком – все поправимо.

С помощью сыпучих материалов и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Так же используется в работе песок, крупы и другие сыпучие материалы. [10]

· Тычок

К этому методу относятся три приема: рисование жесткой полусухой кистью, поролоновый тычок и тычок ватными палочками..

Для того чтобы работа была выполнена аккуратно и красиво, необходимо соблюдать следующиетребования:

Краски должны быть густыми (хорошо подходит гуашь).

Нарисовать контур любого пушистого животного.

Подобрать кисти (широкую и тонкую). Чтобы кисть лучше расплющивалась при тычке о бумагу, ее надо немного подрезать, т. к. кисть с длинным ворсом не будет образовывать«пушистую» точку, а просто ляжет в одну сторону.

Выполнять работу, держа кисть вертикально к листу бумаги.

Первый «тычок» хорошо сделать на отдельном листе бумаги.

Сначала, тычками выполняется контур рисунка, а затем он весь заполняется частыми тычками (без промежутков).

После каждого промывания кисти ее необходимо насухо вытирать тряпочкой.

Если рисунок выполняется поролоновым тычком, то часто используются трафареты. В работе можно использовать готовые трафареты или вырезанные из картонасамостоятельно.

Пользуясь методом тычка можно нарисовать: салют, одуванчики, пушистых животных, пейзажи и многое другое.[24]

Рисование на мятой и мокрой бумаге

· Живопись по мокрой бумаге включает два технических приема:

а. Лист бумаги полностью погружается в тазик с водой, затем вынимается; когда вода с поверхности листа стечет, он размещается на клеенке и на него наносится изображение.

б. Лист плотной бумаги с помощью кусочка поролона с одной стороны обильно смачивается водой, а затем по этой поверхности пишут красками.

Наибольшей выразительности в работах можно добиться при условии повторного обращения к ним и прорисовки, но уже другими материалами (цветными восковыми мелками, цветными карандашами, шариковыми ручками, фломастерами и др.), отдельных деталей лица, одежды, а также художественно-декоративного оформления деревьев, зданий и др.

· Рисование по мятой бумаге

Лист бумаги осторожно сминают, что бы нарушить структуру бумаги. Расправить бумагу и намочить ее водой. Хорошо удаются в этой технике пейзажи.[5, с. 16]

Сочетания создания изображений по мокрому слою бумаги и монотипии (складывание листа бумаги пополам).

· Рисование двумя красками

Вариант 1. На кисточку набрать одновременно две краски. Например, на весь ворс — серая, а на кончик – белая краска.

Вариант 2. Краску набирают на две разные кисточки. При рисовании держат их вместе.

При нанесении на лист бумаги получается эффект объемно­го изображения. Для всех возрастных групп начиная с раннего возраста. [16]


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 176; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!