Философия -- это мировоззренческая наука



Философский взгляд на проблему – это видение проблемы свысока. Этот взгляд стратегический. Он позволяет увидеть любую проблему в целом, а не только в деталях. Для него не существует междисциплинарных проблем. В свою очередь, философский взгляд является следствием того, что учёный имеет в своём разуме систему философских понятий и представлений.  Подобное познаётся подобным.

 

П. Истинное философское мировоззрение –   это способность  разума понимать  любое явление окружающей действительности и любое мыслимое представление   средствами имеющихся в нём истинных  философских знаний, ибо нет такого предмета в Бытии, который бы не входил в пр едметную сферу философии. (1.4.3)                                   57

 

Наука философия и знания разума в виде философских понятий и представлений имеют одну и ту же предметную сферу. Здесь решающую роль играет истинность философских понятий. Неистинное философское мировоззрение – это шарлатанство. Например, марксистская философия способна объяснить всё, что угодно, но неправильно. В этом её коренное отличие от других наук.

 

П. Сфера научно философского мировоззрения – это необходи мо есть предметная сфера науки философии.(1.4.3)                                      58

 

Человек, обладающий в полной мере истинными философскими понятиями и представлениями, как бы находится в центре этой сферы. Он своими полными, истинными и диалектически системными знаниями как бы уверенно охватывает Бытиё.  Аесли же философских знаний о подобных предметах восприятия или мышления в разуме нет или их ничтожно мало, то и никакого философского мировоззрения не получится. Тогда смыслы предметам будут придавать другие знания, которые хранятся в разуме. 

Без соответствующих предмету восприятия или мышления понятий и представлений человек способен только различать предметы,  но не узнавать их. А если эти понятия и представления недостаточно полны или мало истинны, то человек о предмете способен иметь только смутные представления.   Например: «МИРОВОЗЗРЕНИЕ -- система представлений о мире и месте в нём человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями осн. жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. М. – способ духовно-практического освоения мира человеком в единстве его теоретического и практического отношения к действительности»1.

«Система представлений» -- это идеальные знания. А такие знания -- это  вовсе не способность разума, а его часть. Здесь мировоззренческая функция   идеальных знаний перепутана с самими знаниями.

Человек, обладающий широким кругом истинных знаний, всегда назывался мудрым.  «Во-первых, мы предполагаем, что мудрый, насколько это возможно, знает всё, хотя и не имеет знания о каждом предмете в отдельности. Во-вторых, мы считаем мудрым того, кто способен познать трудное и нелегко постижимое для человека (ведь воспринимаемое чувствами свойственно всем, а потому это легко и ничего мудрого в этом нет). В-третьих, мы считаем, что более мудр во всякой науке тот, кто более точен и более способен научить выявлению причин, и, [в-четвёртых] что из наук в большей мере мудрость та, которая желательна ради её самой и для познания, нежели та, которая желательна ради извлекаемой из неё пользы, а [в-пятых],  та, которая главенствует, -- в большей мере, чем вспомогательная, ибо мудрому надлежит не получать наставления, а наставлять, и он не должен повиноваться другому, а ему – тот, кто менее мудр»2.

Но  мудрецом или мудрым  сегодня философа называют разве что в ироническом смысле. А вот термин «мудрость» себя совершенно не изжил. Ребёнок не опытен, старик мудр. Мудрость как мировоззренческая концепция сознания обычно называется концепцией здравого смысла. Это «стихийная метафизика» каждого человека. Просто у более наблюдательных людей она развита до совершенной степени.

________________________________

1 Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989.

2   Аристотель. Соч. Т. 1. М., «Мысль», 1975. С. 68.

Термин «философская мудрость» не надо выводить из употребления. Ему следует оставить однозначный смысл истинного философского знания, представленного в виде полной системы истинных философских понятий.

 

П. Мудрость – это широкое и истинное мировоззренческое знание в идеальной форме истинных понятий человеческого разума. Мудрый человек действительно обладает широким кругозором (мировоззрением) благодаря своим многочисленным истинным понятиям. (1.4.3)                                                                                        59

 

  Человек, который способен объяснять всё и правильно,  называется мудрым. Человек, который способен объяснять всё, но неправильно – болтуном, пустословом.

                                                                                                          2009-02-04

 

 

Развитие науки философии

 Оно всегда имеет циклический характер. Рассмотрим её развитие на примере некоторого одного  нового и истинного  фрагмента философского знания.  (Новый фальшивый фрагмент научного знания не является фактором развития.) 

 1. Новое и истинное философское знание создаётся только в разуме учёного. Только   развитая философская концепция порождает из фактов фрагмент нового и истинного философского знания. Тем самым эта концепция сама увеличивается на величину этого фрагмента.  Так она получает своё саморазвитие. Впрочем, подобное относится к любому научному знанию в идеальной форме, поскольку тексты мертвы и к саморазвитию не способны.

2. Затем этот фрагмент нового знания изменяет своё идеальное представление на текстовую форму. И тем самым происходит шаг в развитии науки философии. Подобным образом происходит развитие любой науки. Частная наука – это её пассивные знания. И каждое новое и истинное научное знание увеличивает систему знаний этой частной науки. Объём знаний -- это не то слово, поскольку любая наука – это прежде всего диалектическая система её пассивных знаний. А объём знаний – это только их количество.

3. Далее. Этот самый фрагмент нового философского знания извлекается из текстов другими учёными философами.  Таким образом, копии этого фрагмента нового знания возникают уже в философских концепциях   других учёных философов. Таким образом, это новое знание уже участвует в создании следующего нового философского знания. Оно, но в идеальной форме элемента концепции ученого, само уже является инструментом познания.

 Всё. Круг замкнулся.  Хотя это не совсем круг, а, скорее,  виток, цикл очередной спирали познания.  Только данная философия имеет не менее тысячи таких циклов.

 

П. Каждое новое и истинное философское знание необходимо возникает только в разуме  в результате деятельности философской концепции учёного.  Далее оно переводится в пассивную форму текста и увеличивает систему пассивных философских знаний.     Это новое в процессе извлечения знаний расширяет концепции учёных. Впоследствии это новое уже участвует в создании следующих новых знаний. Принцип  развития  философского знания. (1.4.4)                     60    

                                         

В общем, каждое новое и истинное знание – это новый  элемент знаний. И,  таким образом, развитие знаний происходит цикличным образом. 

 

П. Развитие знаний происходит циклично, поскольку новые  знания, полученные в результате одного цикла некоторых исследований, уже в следующих циклах подобных исследований  приобретают своё инструментальное значение.   Принцип цикличности развития научного знания. (1.4.4)                                                                              61

  Здесь нечто подобное, только в более обобщённом виде. 

 

Обратной связью называется действие результата процесса на дальнейшее развитие самого процесса. Любой процесс есть взаимодействие, и он обладает непрерывным рядом собственных состояний.

 

П. Новые и истинные философские знания в форме понятий и представлений необходимо оказывают положительное действие на развитие пассивной формы философского знания. Принцип положительной обратной связи в развитии философского знания. (1.4.4)

                                                                                                                        62

 Однако существует и отрицательнаяобратная связь. И здесь не требуется особой смекалки, чтобы понять то, что новые, но неистинные знания ничего не дают развитию частной науки,    кроме вреда.

 Только новый и истинный философский принцип действительно расширяет систему философского знания. Законы устанавливает только природа, а человеку остаётся только их правильно сформулировать в принципах. Но прежде их надо ещё увидеть. Диалектическое же видение предмета называется философской  интуицией

Истинный принцип -- это надёжная опора познания.Но этого мало.Во избежание ошибок необходимо требуется  замкнутая система принципов, где нет существенных пробелов. Например, нельзя объяснить материю, не зная истин природы физического поля и пространства. И наоборот. Всё необходимо  связано.  Это ключевая формула диалектики, открытая Гераклитом. Однако существующее философское знание слабо формализовано.  В нём мало  однозначных и истинных принципов, оно слабо систематизировано.  Много противоречащих теорий разных философий. Кроме того  фальши в современной философии значительно больше, чем истин, истинных принципов и истинных теорий. Собственно только по причине обилия фальши современная философия и остановилась в своём развитии.   Выход только  один. Здесь просто необходима единая система истинных принципов, охватывающая все ключевые моменты Бытия. Именно таково необходимое диалектическое условие истинного философского познания

 

Автор истины всегда один. Он всегда первый её создатель. И незачем перечислять всех, кто эту истину повторил. Если истины -- это алмазные зёрна, то истинные принципы – это уже изделия с правильно огранёнными бриллиантами. Их трудно перепутать с подделками.

2009-02-04

 

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 259; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!