Тема: В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»
Цели: расширить знания о творчестве В.В. Голявкина; помочь понять смысл произведения; учить анализировать поступки героев; отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать память, речь.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение, метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ произведения, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность».
Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет писателя, карточки с заданиями.
Ход урока 1
I . Организационный момент
II . Речевая разминка
Драчун Петя
Петя драться любит очень,
С ним играть никто не хочет.
На друзей не дуйся, брат, —
|
|
Сам ты в этом виноват!
Драчунов и нытиков
Пусть исправит Критика.
С. Маршак
— Прочитайте стихотворение самостоятельно.
— О чем оно?
— Выучите стихотворение за 1 минуту.
(Учитель следит за временем. Через 1 минуту говорит: «Стоп! Слушаем!» Рассказывают наизусть несколько человек.)
III . Проверка домашнего задания
(Выразительное чтение рассказа В.Ю. Драгунского.)
IV . Работа по теме урока
Знакомство с жизнью и творчеством В.В. Голявкина
— Прочитайте, что здесь написано, соблюдая указанный порядок. (Виктор Владимирович Голявкин.)
ЧИАТИВОВМЛКРВДИЯОРИКВЛОГИН
621141712
8 10 3 14 5 915 18 7 21 191
24 23 22 16 13 20 25 26
— Знакомо ли вам это имя?
— Прочитайте название рассказа.
— Не показалось ли оно вам странным?
— Как вы думаете, о чем рассказ? (Рассказ учителя о писателе. См. материал к уроку.)
V . Физкультминутка
VI . Продолжение работы по теме урока
Работа над рассказом «Никакой я горчицы не ел»
— Найдите значение слова.
ПАТЕНТ— документ, дающий изобретателю исключительное право на его изобретение.
— Подберите синонимы к словам: помочь (содействовать, выручить, прийти на помощь, поддержать и др.), угадать (прочитать, отгадать, догадаться, почувствовать, почуять (разг.), попасть в точку).
|
|
— Подберите антоним к слову скучно (весело, интересно, увлекательно).
— Объясните выражения.
• Гляди-ка, парень как рот раскрыл.
• Попусту не катайся. (Чтение рассказа на с. 29—34 учебника учащимися.)
— От чьего имени ведется рассказ? Почему автор использует такой прием?
— Почему герой попадает в нелепые ситуации?
— Как характеризуют мальчика его поступки? Что о нем думают окружающие? Как к герою относится автор?
— Так почему же испортилось настроение мальчика? (Моль -чику стало грустно к концу прогулки, так как он понял, что совершил плохой поступок и его при этом разоблачили. Он понял, что виноват в своих злоключениях сам, так как нехоче^п учиться.)
VII . Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
— За что бы вы себя похвалили сегодня?
VIII . Подведение итогов урока
— В чем основная мысль рассказа?
— Что бы вы посоветовали герою?
— Почему автор назвал свой рассказ «Никакой я горчицы не ел»? Что он хотел сказать своим читателям?
— Что вы узнали об авторе?
— Повторим стихотворение, которое выучили в начале урока.
Домашнее задание
Написать мини-сочинение о прогульщике.
|
|
Материал для учителя
Краткий обзор биографии В.В. Голявкина
Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 г. в Баку. Наперекор родителям, музыкальным педагогам, мечтавшим видеть сына музыкантом, Голявкин выбрал живопись. Среди друзей-подростков, начинавших вместе с ним, — впоследствии известные художники Т. Салахов и Т. Нариманбеков. Поступил в художественное училище в Самарканде, переехал с ним в Ташкент. Когда училище закрыли, поступил в художественное училище в Сталинобаде, которое окончил с отличием в 1953 г. После года учебы в ленинградской художественной школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (Академия художеств) поступил в этот институт и окончил его в 1960 г. с дипломом театрального художника.
В Ленинграде стал одним из лидеров формировавшегося художественного авангарда. Среди близких ему живописцев Голявкин называл О. Целкова, М. Казанского и М. Аветисяна. Тогда же были написаны и первые рассказы для взрослых, экспериментальная форма которых сделала их предметом подражания молодых литераторов (под их непосредственным влиянием написаны ранние рассказы А. Битова). Форма рассказов была столь непривычна, что они не смогли тогда увидеть свет (последние из неизданных произведений тех лет были опубликованы лишь в 1999-2000 гг.).
|
|
Отдушиной для В.В. Голявкина стала детская литература. Свойственные его прозе этого периода черты как нельзя лучше подходили для детского повествования, хотя собственно повествования в его детских рассказах почти нет. Острый короткий диалог, где слова двоятся и троятся, отчего изменяется смысл сказанного и благодаря таким изменениям формируется сюжет рассказа, венчает чаще всего парадоксальная острая концовка. При этом произведения отнюдь не лишены необходимой для такого рода литературы назидательности. Появившийся в майском номере журнала «Костер» за 1958 г. рассказ «Как решался сложный вопрос» знаменовал рождение необычного прозаика: именно как детского писателя уже в 1961 г. Голявкина приняли в Союз писателей СССР. Особняком стоит книга путевых заметок «Города и дети» (1967).
Иное дело написанные о детях и для детей несколько повестей В.В. Голявкина. Тут и созданные на современном материале повесть «Ты приходи к нам, приходи» (о том, как складываются отношения обитателей пионерского лагеря и мальчика, который отдыхает рядом в деревне), и повесть «Этот мальчик» (о мальчишке, которого можно коротко охарактеризовать: «еще тот»), и произведения, рассказывающие о прошлом, — вероятно, самая известная вещь Голявкина «Мой добрый папа» (1964) о чудаковатом человеке, довоенном интеллигенте, чья жизнь не совсем сложилась (мечта сочинять музыку так и осталась мечтой, но он трудится, дирижирует оркестром) и чья смерть на войне высветила личность и жизнь этого человека особым образом: он не герой, ибо выполнять свой человеческий долг — вовсе не героизм, а обязательное условие, духовная необходимость для такого рода людей. Повесть «Полосы на окна» (1971) рассказывает о том же маленьком герое, чей отец ушел на фронт, о его житье в годы войны, о мальчишеских интересах, постепенно отходящих на второй план, — герой взрослеет. Примерно о том же времени идет речь и в повести «Рисунки на асфальте» (1965). Во всех трех повестях присутствуют автобиографические мотивы.
Умелый рисовальщик, Голявкин сам оформил большинство своих детских книжек и в члены Союза художников СССР в 1973 г. был принят по секции графики. Сам он считал себя в первую очередь живописцем. Картины В.В. Голявкина выставлялись на Международной выставке н Москве (1957), на I Всероссийской выставке книжной графики в Союзе художников в Ленинграде (1975). В 1990 г. прошла персональная выставка м ленинградском Доме писателя. Две живописные работы раннего периода были приобретены Государственным Русским музеем.
Умер Голявкин в Петербурге 27 июля 2001 г.
________________________________
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 310; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!