Ум как упорядочивающая деятельность



 

Одним из решающих испытаний для антропологии является ее способность дать характеристику УМА, которая удовлетворяла бы всем противоречивым требованиям к нему: ум должен быть показан и как тесно связанный с телом, и, однако, столь же эффективно соединенный с миром ценностей, а также с духом. Посмотрим, выдержат ли наша схема подобное испытание.

Ум не является ни телом, ни какой-либо частью его; его не следует идентифицировать с мозгом. Ум также и не нематериальный "дух" того типа, который подверг критике Риль[66].

Большая часть трудностей исчезает, когда мы понимаем ум как активность и поэтому подвергаем его изучению в качестве тетрады. Положение этой тетрады на Шкале Энергий дает ключ к статусу ума. Он находится в области между Жизненными и Космическими энергиями и не может быть правильно понят в терминах любой из этих групп[67]. Мы можем описать ум как деятельность, которая связывает тело - как структуру жизненных энергий - и дух как структуру космических энергий. Это может быть представлено следующей диаграммой:

 

Космические                    Творчество Е3

Энергии                            Сознание Е4                     Сверхсознательный ум


Ум, обычно называемый

"сознательным умом"

 

Жизненные                       Чувствительность Е5

Энергии                            Автоматизм Е6                 Подсознательный ум

 

Рис.39.7. Ум как Переходная Область.

 

Ум не похож на материальный объект с хорошо определенной конфигуральной - скорее он является постоянно меняющимся потоком энергий. Этот поток переживается как флюктуация сознания между нечувствительными (или автоматическими), чувствительными, сознательными и сверхсознательными (или творческими) состояниями. Тем не менее ум имеет свои собственные ограничения; у своего низшего предела он связан переходом от чувствительности к автоматизму, а у своего верхнего предела - своей неспособностью проникнуть в область истинного творчества. Таким образом, ум разделен на три части: подсознательную, сознательную и сверхсознательную; обнаружено, однако, что эти деления не являются фиксированными или непреодолимыми.

Роль ума как транзитивной деятельности между жизненными и космическими энергиями возможна благодаря сращению чувствительной энергии Е5 с сознанием Е4, создающей инструмент восприимчивости. Это подобно экрану, на который проецируется образы как с более высокого, так и с более низкого энергетического уровней ума.

Ум действует в качестве звена между двумя тетрадами энергий - жизненной и космической, - принимая участие в обеих. Он приводится в действие автоматическими и творческими импульсами и отвечает комбинацией чувственных образов и сознательных суждений. Это дает нам тетраду ментально деятельности.


 

                                          Творчество

 

Чувствительность                        Сознание

 

                                          Автоматизм

 

 

Рис.39.8. Ум как Тетрада.

 

На диаграмме три уровня: более высокая точка является вершиной ментальной активности, где происходит чистое творчество; нижняя точка - предел, где ум коллапсирует в механический автоматизм; центральная линия является переходной областью и может быть названа "местом ума". Эта линия обладает особым свойством служить сценой совместной активности двух совершенно различных видов энергии: чувствительности и сознания.

В процессе поиска ум может быть трансформирован так, что приобретает устойчивую структуру. Тогда он становится душой. Такая трансформация - тема следующей главы. На данной стадии мы можем, тем не менее, увидеть, что ум, как предшественник души, обладает способностью соединять два мира благодаря сво ему уникальному положению на шкале энергий.

Ограничение тетрады состоит в том, что мы видим перед собой сцену деятельности, на которой отсутствует сам актер. Четыре Самости являются тетрадой; но чтобы быть человеком, мы должны иметь "Я есмь", которое удерживает их вместе. Это верно даже тогда, когда "Я есмь" узурпировано ложным Я, или Эгоизмом. Тетрада, подобно всем системам с четным числом терминов, нецентрирована. Чтобы найти в центре Человека, нам следует перейти от тетрады к пентаде. Это откроет нам Дух Человека, благодаря которому он более чем активность, потому что одарен потенциями, которые придают ему значимость и влияние на Реальность.

 

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ДУХ

 

Мы рассмотрели структуру целеустремленной человеческой деятельности, направленной к творчеству и поддержанию порядка. Цель включает в себя значение. Важность и значение проистекают из реальности Ценности, но их вхождение в мир - их реализация - зависит от акта, произведенного в пределах контекста Факта. Это не инициация деятельности и не ее завершение;

такой акт, собственно говоря, не свершается во времени и пространстве. Истинный акт, делающий мир реальным, является творческой трансформацией в бытии, которое выполняет этот акт. Трансформации присущ фокус, являющийся точкой значения: именно там, в тот момент, происходит свершение /commitment/.

Нашей следующей задачей является поместить этот фокус значения в структуру нашей человеческой природы. Тогда степень значения, придаваемого любой деятельности, будет видна как нечто большее, чем сама активность. Значение - более конкретный, более субстанциональный элемент реальности, чем активность. Деятельность прекращается, значение остается. В главе 35 мы говорили, что ищем "свойство, которое включает одинаковость, различие, соотнесенность и существование, но идет далее этого, открывая дверь, благодаря которой существование может, не теряя себя, быть тем, не менее, больше самого себя". Мы обнаружили это свойство в системном качестве пентады, которое может быть описано как значимая потенциальность. Мы связываем это с понятием Духа как звена между Сущностью и Существованием, который трансформирует оба и делает их реальными. Поиск человеческой значимости может быть в таком случае описан как поиск Духа Человека. Это должно быть фокусом, в котором концентрируется смысл человеческой жизни. Мы хотим, чтобы Дух Человека был представлен теперь как нечто более конкретное и определенное, чем до сих пор.

Крестообразный символ тетрады (рис.39.4) отчетливо подразумевает особое значение центральной точки, где линия Мотивации (от Актуального к Идеальному) пересекает линию Инструментальности (между Теоретическим и Практическим). Идея, возникающая первой, что там должен быть "сам человек" не подходит, поскольку тетрада имеет дело с источниками активности, а не с сущностями. Мы должны принять центральную точку тетрады как фокус гармонии активности: если она хорошо отрегулирована внешне и внутренне, а мотивация находит правильный баланс между актуальным и идеальным, тогда активность обладает "центром гравитации" в своей средней точке. Это верно как для Семейства Самостей отдельной личности, так и в пределах группы, семьи, общества, страны, или в отношении исторических событий. С помощью этой процедуры мы находим не значение события, а лишь степень его правильности.

Вот почему мы должны перейти к пентаде. Тогда мы имеем не четыре термина и центральную точку, но пять независимых терминов, каждый из которых вносит в ситуацию как целое свой элемент значения. Это сложный паттерн значения, и каждая из пяти точек может рассматриваться как точка концентрации, или фокус значения.

В соответствии с разделом 14.37.8., есть пять фокусов в любой пентаде:

 

5. Верхний Внешний Предел. Наивысший уровень, до которого сущность сохраняет свое непосредственное значение - Мастер (Господин).

 

4. Высшая Часть. Максимальное развитие врожденных потенций сущности - Высшая природа.

3. Центр. Внутренний характер, благодаря которому сущность есть то, что она есть - Персона[68].

 

2. Низшая Часть. Минимальное разворачивание способностей и сил сущности, достаточных для сохранения ее идентичности - Низшая Природа.

 

1. Нижний Внешний Предел. Низший уровень, непосредственно влияющий на природу сущности как таковой, обеспечивая ее элементами ее конструкции - Питание.

 

Комбинация пяти терминов имеет своей целью определить все, что может быть сказано о значении сущности в терминах того, что она есть, где она есть, откуда и почему она есть. Мы используем пятиточечный символ, уже введенный в главе 37:

 

 

                                                                  Мастер

                   Высшая

          Природа


Персона

 


   Низшая

                   Природа

 

                                                                  Питание

 

 

Рис.39.9. Пентада Значения.

 

Рассмотрим по очереди пять узловых точек. Их следует понимать как "пределы" (экстремумы); содержание же системы дается скорее внутренними областями между этими фокусными точками, и точки служат прежде всего показателями предела, а не типичных ситуаций.

Жизнь человека имеет в качестве своей базы (основы) и своих пределов Биосферу. Человек находится в эффективном обмене со всем, что живет на поверхности Земли. Исходя из нашего изучения эссенциальных классов (глава 35 Второго тома), мы заключаем, что человек зависит от Биосферы в двух аспектах: от зеленой растительности как первичного источника жизненной энергии и от зародышевой (герминальной)???? сущности как источника чувствительности. В поддержании своего существования человек зависит от вегетативной энергии, в реализации же своей Сущности он зависит от Сущностного Класса Зародышей. Так оказывается, что существует не один единственный модус значения для человека, но два противоречивых принципа. Нам следовало этого ждать, потому, что, как мы видели это ранее, противоречие в человеческой диаде не может быть разрешено или отложено в сторону. Конечность и бесконечность человека, конфликт между его экзистенцией и его эссенциальной природой находятся в самом корне его бытия, и этот конфликт по необходимости заявляет о себе теперь, когда мы решились подойти к вопросу о значении человека.

Поэтому у нас будет две пентады: первая будет представлять эссенциального человека, вторая - человека экзистенциального. Различие может быть выражено так: Человек как Индивидуальность и Человек как Самость.

 

Питание

 

Питание Эссенциального Человека обеспечивается герминальной Сущностью и жизненной энергией, сконцентрированной в Зародыше.

Сущностный Класс Зародышей охватывает всю ту часть жизни Биосферы, которая обладает стремлением к Индивидуальности. У зародышей это стремление лишь потенциально - но именно оно отличает зародыши от растений. Зародыш динамичен, растение статично по природе. Сущностная природа человека ищет реализации и не может быть удовлетворена растительным существованием. Первичное стремление бессознательно и ненаправленно; оно очень близко к Аристотелевскому принципу лишения, которым вое принуждается реализовывать свою собственную форму. Мы можем описать этот фокус значения как поиск: это хорошо соответствует характеристике герминальной Сущности, а также человеческому предназначению достичь Индивидуальности.

Питание Экзистенциального Человека - Растительная Сущность и конструктивная энергия, сконцентрированная в растении. Его характеристическое значение - неодолимое желание существования; так растение стремится прочно внедрить свои корни в почву, из которой оно извлекает средства к существованию, и удержать свое место под солнцем, от которого оно получает свою энергию. Таково "базисное" значение человека, чьи цели сосредоточены в пределах Семейства Самостей. Он - трансформатор энергии, подобно растению, и строитель своего мира. Его цели исходят из потребности "иметь и удержать". Такой человек ищет безопасности вне себя, и поскольку он не может расплатиться за то, что получил от Жизни, его позиция ложна. Кажется, что он думает и действует как человек, но его значение - это значение животного, чей вклад в мировой процесс бессознателен и непроизволен. Это обуславливает предел его внешнего значения в вегетативных процессах жизни, и пока он живет, его значение не может упасть ниже этого: существовать за счет окружающей его жизни.

 

Высшая и низшая природы

 

Минимальное проявление человеческих потенций состоит в выполнении человеком его космического долга: быть носителем порядка и урегулирования в области экзистенции, вверенной его заботе. Это соответствует Демиургическому Интеллекту (глава 35). Низшая природа Эссенциального Человека представляет собой инструмент адаптации к обстоятельствам земной жизни и выражается в различных психических функциях и их силах. Когда человек развит полностью, этими силами владеют низшие Самости и тогда они не мешают более высоким целям, преследуемым Индивидуальностью (см. след. главу).

Разделенная Самость может рассматриваться как экзистенциальная диада в человеке и как проекция на план Существования фундаментальной космической диады, дающей человеку беспредельные возможности, но лишь ограниченные способности и силы для их реализации. Поэтому мы можем принять Разделенную Самость как местонахождение верхнего и нижнего пределов значения Экзистенциального Человека. У него есть потенциал для трансформации благодаря обретенной им человеческой форме однако он еще не истинный человек, хотя у него есть возможность стать таковым. Это - решающая возможность, являющаяся основанием экзистенциального значения человека. Пока он не достиг Истинной Самости, эта возможность представляет собой верхнюю границу его внутреннего значения. Мы можем приравнять это к высшим функциональным центрам. На другом экстремуме мы имеем движущую силу, заставляющую человека искать удовлетворения естественных потребностей. Это можно назвать желанием: это либидо. скрытые мотивы, требования подсознательного и животные страсти, находящиеся в корне животной природы человека. Эти мотивы и отрасти обладают своим собственным паттерном, который соответствует характеру[69].

Рассмотрим теперь более высокие внешние пределы эссенциального и экзистенциального человека, и после этого мы вернемся к понятию фокуса внутреннего значения.

 

Мастер

 

Эссенциальный Человек стремится к Индивидуальности, которая репрезентирует для него Реальность, являющуюся для него окончательной целью. Как мы видели в главе 35, Космическая Индивидуальность является истинным Учителем человека.[70]

Единение с Космической Индивидуальностью - предел духовного достижения для человека и исполнение его предназначения.

Термин "Космическая Индивидуальность" используется здесь, чтобы избежать теологических вопросов, хотя при этом подразумевается, что высочайший предел значения Человека невозможно описать в терминах Существования. По определению, Космическая Индивидуальность является Сверхъестественной, поскольку Законы Природы действуют до Мира, 6, в то время как мы ассоциируем Космическую Индивидуальность с чистой Триадой Мира 3, где на Космические Импульсы не накладывается ограничений. Мы пытаемся подойти к нашим заключениям без предубеждений или ссылок на традиционное знание или Религию Откровения, но путем последовательного применения метода Систематики. Это поставило нас перед выводом, что более высокие значения Человека в свете его эссенциального бытия лежат не только за пределами человеческой природы, но и за пределами всей Природы. Это имплицируется человеческой амбивалентностью с ее противоречием конечного и бесконечного в пределах единственной структуры - Человека.

Мы можем здесь повторить, как в главе 35, что высочайшим предназначением и истинным значением Человека является то, что он может быть "пищей для Космической Индивидуальности".

Теперь нам следует вернуться к Экзистенциальному Человеку, чей центр гравитации лежит в Семействе Самостей. Без индивидуального он не может стать независимым существом в Космосе. Отсюда тенденция экзистенциального человека к поиску полноты в пределах Существования. Его внутренний предел значения находится в завершенности Семейства Самостей. Поскольку он не имеет расположения за границами Семейства Самостей. Поскольку он не имеет расположения в сторону Индивидуальности -что требует от Семейства Самостей подчинения - он должен искать свое значение некоторым другим путем. В нашем изучении Эссенциальных Классов (гл.35, раздел 13.35.13) мы поместили Демиургическую Сущность между Человеком и Космической Индивидуальностью. Понятие Существ, ограниченных в своих силах, но тем не менее относящихся к более высокому порядку, чем Человек, совершенно неприемлемо для современного способа мышления поэтому для читателя может оказаться менее чуждым понятие Над-природной или Сверхъестественной Индивидуальности. Однако, как выясняется, уже накопилось достаточно свидетельств в пользу такой концепции Мирового Порядка. Сегодня, когда мы знаем о громадной протяженности Вселенной и мизерном масштабе человеческого существования в сравнении, скажем, с Галактикой с ее сотнями миллионов звезд, невозможно более отвергать, как абсурдную, идею о том, что могут существовать интеллекты значительно выше наших, но которые тем не менее конечны и поэтому не застрахованы от ошибок.

Простой, но не поддающийся проверке способ определения высшей цели - или Господина - для Экзистенциального Человека -это сказать, что человек существует для пользы Демиургических Сил. Форму языка можно изменить, и мы скажем о том же самом, если примем, что Человек, ограниченный Существованием, может быть значимым лишь для Природы - и именно для той части Природы, которая соизмерима с его собственным масштабом значимости. Весьма ограниченной была бы версия, что Человек "есть прах и вернется в прах", то есть что он является физико-химическим комплексом и его значение ограничено преобразованиями, которым может подвергнуться этот комплекс.

Нам следует также принимать в расчет человеческий опыт. Это равносильно утверждение, что человек состоит по крайней мере из тела, то есть физического механизма, и ума. то есть чувствительного комплекса, в котором локализован его опыт. Человек, который есть не более чем это, может быть значим только в окружении подобных же составляющих. Но будет ли это, в любом реальном смысле, значимым? Если же принять, что слово "значение" должно относиться к некоторому аспекту или составляющей "реальности", тогда мы должны пойти дальше и заявить, что Экзистенциальный Человек должен быть значимым для Целей Природы - по крайней мере в том смысле, который мы использовали бы в обыденной речи.

Этот окольный подход может дать понятие о том, что должна быть некоторая полезная цель, которой служат жизни людей, даже если они и не находятся на пути к Индивидуальности. Это на самом деле весьма важное понятие, являющееся частью более общего утверждения: все, что существует, служит некоторой цели. А это очень близко к Гурджиевской доктрине Универсальной Взаимной Поддержке.

 

Персона

 

Два предназначения человека различны по самой своей сущности, как будет ясно из нашего последующего исследования, когда оно подведет нас к фокусу внутреннего значения.

Мы начинаем с допущения, что каждое существо имеет центр или ядро, в котором сконцентрированы его доминирующее мотивы и интересы. Будем называть это "персоной" (Ipseity), чтобы соединить в одном выражении Семейство Самостей и Индивидуальность. Мы не можем проверить это у животных и растений, хотя можем предположить, что все существо тигра концентрировано на том, чтобы быть хорошим тигром, а розы - чтобы быть хорошей розой. По крайней мере, мы не можем вообразить, чтобы тигр или роза имели стремление стать не тем, что они есть. Однако, говорят - и, вероятно, справедливо, - что животные, очень близкие к человеку, как собаки и лошади, тянутся к человеку, чувствуя, что им недостает чего-то существенного[71]. Если это так, то можно понимать такое стремление к общению как надежду на завершенность, которую они чувствуют в человеке.

У людей, тоже есть "центральное стремление", но его нелегко распознать, потому что оно лежит в тех частях Семейства Самостей, которые редко нами осознаются. Мы смутно сознаем, что есть в нас что-то более драгоценное, чем все остальное, и чтобы защитить эту ценность, мы готовы пожертвовать всем. Когда существует угроза Персоне, на ее защиту, мобилизуются все наши силы. Это не инстинкт телесного самосохранения, принадлежащий не Самости, а организму: инстинкт работает благодаря автоматизму и может быть отключен, когда есть сильный приток чувствительной энергии - например, в случае, когда интенсивное возбуждение отключает у человека страх за свою собственную жизнь.

В самой сердцевине экзистенции существует глубоко укоренившаяся потребность - потребность иметь и удерживать свое место, в схеме вещей. Это загадка материи, Семейство Самостей укоренено в Существовании, и если оно теряет его поддержку -а это нечто большее, чем сама жизнь, - оно разрушается. Мы не можем поэтому применить морального отношения неодобрения по отношению к экзистенциальному самолюбию. Лишь с пробуждением Истинной Самости может начаться постепенное осознание Реальности, существующей за пределами Существования, и в этой Реальности нет нужды "занимать место".

Именно поэтому иллюзия или неведение (авидья) рассматривается в Буддизме как источник всяческого человеческого страдания. В этом кроется важная истина. Человек, живущий в состоянии, описываемом тетрадой, где сознание и чувствительность слиты так, что объективное самосознание невозможно, не может стоять позади самого себя и видеть, что в нем самом есть более высокая природа, которая не зависит от экзистенциальной поддержки. И до тех пор, пока человек не узнает о существовании другой Реальности, к которой он может стремиться, он будет зависеть от всего, что он получает извне самого себя. Но даже такое знание не может просто перевесить жажду существования (желание), укоренившуюся в Семействе Самоотей. Пока не произойдет глубокого внутреннего изменения - разрушения барьера между высшими и низшими частями Самости, - большее, что может быть достигнуто, - это "правильная жизнь".

Итак, самость, или "эго", может жить совершенно по-разному. Поведение Самости может соответствовать, и весьма близко, тому, что приходит от Космической Индивидуальности - если принимать в расчет Ее бытие; но Самость может также дегенерировать до такой степени, что деструктивный эгоизм прочно установится в фокальной точке внутреннего значения.

Теперь мы можем сформулировать два главных условия.

Персона, или центральное значение, Эссенциального Человека есть Индивидуальность, то есть чистая Воля: это Человек как Завершенный Индивидуум. Персональная Индивидуальность[72] никогда не может удовлетвориться одним лишь Существованием.

Ее стремление направлено к интеграции с Универсальной Индивидуальностью и окончательному союзу с Космической Индивидуальностью*. Жажда отдаленного существования преодолена, и ее сменяет любовь к Единению. Осуществление такого шага называется "смертью Эгоизма" - это переход от экзистенциальной зависимости к эссенциальной независимости, и это трансформация Персоны. Экзистенциальный человек в своей активности зависит от тела. Эссенциальный человек может создать для себя проводник и инструменты, которые ему требуются. Индивидуальность может проецировать себя в Существование; но Семейство Самостей не может проникнуть в эссенциальное состояние до тех пор, пока оно не подчинит себя полностью Индивидуальности. Только тогда Самость становится проводником и инструментом Индивидуальности.

Эти два условия позволяют нам определить два типа человеческой Судьбы-Предназначения. Экзистенциальная Самость может быть только инструментом. И если она не стала инструментом собственной индивидуальности, она будет использована Универсальной Индивидуальностью посредством Демиургических Сил. Такая Судьба может быть исполнена блаженства и свободы -но это не реальность. Она может быть живой и полной принуждения - но это тоже не Реальность. Реальность может достигнута Самостью лишь посредством завершения своей собственной "внутренней триады", и такое завершение осуществляется тогда, когда Персональная Индивидуальность устанавливается в фокусе внутреннего значения. Выражаясь обычным языком, Персональная Индивидуальность - это "Я ЕСМЬ", где "Я" обозначает Индивидуальность, а ЕСМЬ означает Самость в качестве проводника и инструмента.

Теперь мы можем завершить обе пентады, назвав Персону Экзистенциального Человека Эгоизмом. Не следует Забывать, что эгоизм может быть как "хорошим", так и "плохим". Хороший эгоист действует правильно, не навлекая на себя болезненных последствий или чувства вины; но он делает так ради собственного "спасения" или же "безопасности", что просто означает, что главная забота направлена на усиление своего влияния в Существовании.

Прежде чем идти дальше, мы представим обе пентады с помощью символа раздела 14.37.8.:

 

                                                                 Космическая

                                                                 Индивидуальность I

                              Демиургический

                  Интеллект II

 

Индивидуальность

       (Я ЕСМЬ) III

 

Самости IV

                                                                 Герминальные V

                                                                 Силы поиска

 

Рис.39.10. Эссенциальный дух Человека.

 

                                                                 Демиургический

                                                                 Интеллект A

                              Высшие Центры B

 

 

         Семейство

         Самостей

       (Эгоизм) C

 

                              Низшие Центры D

                                                                 Вегетативные силы

                                                                 cамосохранения E

 

Рис.39.11. Экзистенциальный Дух Человека.

 

Верхним внешним пределом, или Господином Эссенциального Человека, является Космическая Индивидуальность. Высочайшим и наиболее полным выражением значения человека и его возможностей является Единение с Космической Индивидуальностью[73].

Соответствующей целью Экзистенциального Человека является слияние с Демиургическим Интеллектом. Приблизительно это различие можно проинтерпретировать ссылкой на две части душ.[74]Низший проводник души может достичь такой степени интеллекта, что станет инструментом Демиургической Воли, в то время как высший проводник души наделен возможностью достичь такой степени чистоты, чтобы стать местом пребывания Космической Индивидуальности. Если развитие ограничивается экзистенциальной природой, душа не может найти за пределы Существования и вынуждена поэтому оставаться зависимой от иной воли, чем собственная. Вот почему Демиургический Интеллект оказывается на нижней диаграмме в качестве верхнего внешнего предела, в то время как у совершенно эссенциального человека он показан как часть его собственной природы.[75]

Низшие пределы взяты из изучения Эссенциальных Классов. Основное различие между двумя состояниями здесь заключается в том, что Экзистенциальный Человек остается таким, как он есть (вегетативное начало), а Эссенциальный Человек трансформируется (герминальное начало). Внутренние пределы соответствуют потенциальностям человека - в его природном состоянии или же в состоянии трансформации.

Персону интерпретировать более трудно. Экзистенциальный Человек, не будь он затронут эгоизмом, был бы "естественным человеком", "естественной человеческой душой". Эгоизм "загрязняет" Семейство Самостей и человек становится "неестественным". В силу этого на рис.39.7. представлена не норма Экзистенциального Человека, но условия его возникновения и его жизнь на Земле сегодня.[76]

Этот очерк о Духе Человека мы завершим кратким рассмотрением десяти связей в каждой пентаде.

Структура Души Эссенциального Человека дается треугольником I-II-III. Семейство Самостей Экзистенциального Человека отмечено фокальной точкой А-В-С.

Четыре связи, исходящие из термина "Космическая Индивидуальность" Эссенциального Человека (т. е. его Персона) символизирует его космическую роль как моста между природной и сверхприродной реальностями. В нем завершаются герминалъные (зародышевые) побуждения природы и он сам завершает себя в Космической Индивидуальности. Его душа объемлет полный спектр активности от материального мира (Материальная Самость) до Демиургического Интеллекта, направляющего судьбу Человечества.[77]

Четыре соответствующие связи Экзистенциального Человека показывают его как существо, ограниченное земными условиями. Он не имеет Персональной Индивидуальности и его Персона может существовать лишь как часть Мировой Души.

Остаются две перекрестных связи: II-V и I-V - у эссенциального человека; B-E и A-D - у его не трансформированного собрата. Связь II-V показывает, как человек, достигший Индивидуальности, может непосредственно получать жизненные энергии; связь I-V - как человек, став единым с Космической Индивидуальностью, освобождается от проблем Семейства Самостей: у него нет конфликта лояльности или понимания, ибо его воля созвучна Воле его Источника. Соответствующие связи Экзистенциального Человека символизируют его зависимость от внешней природы и его неспособность быть ответственным за свою собственную жизнь[78].

 


ВОЛЯ КАК СРАЩИВАЮЩИЙ ФАКТОР

 

Мы определили Волю как несводимый элемент опыта, который заставляет себя почувствовать в отношении, то есть через триаду. Мы ассоциировали Волю с Индивидуальностью на всех уровнях, а также с Семейством Самостей, которые мы определили как "Волю, вовлеченную в Существование". Однако, мы не пытались свести эти различные аспекты Воли к какой-либо связной схеме. Теперь мы предпримем это для целей нашей Антропологии, не вдаваясь при этом в еще более неясную проблему нечеловеческой Воли или воль.

Мы не откажемся от первоначального понятия Воли как принципа отнесенности, но будем проводить различие между эссенциальными и экзистенциальными операциями Воли. Это даст нам две триады - или гексаду, которая может быть представлена символом печати Соломона, введенным в главе 37, то есть два пересекающихся треугольника.

Воля по своей ультимативной природе, не только Одна, но и трансцендентна, а потому и совершенно непостижима для любого конечного понимания, В этом смысле Воля не входит и не может войти в нашу антропологическую схему. Поэтому мы должны начать с Космической Индивидуальности, Логоса. или Слова Высшей Воли - это Глава и Краеугольный Камень как универсальной, так и персональной Воли. Именно поэтому Универсальная и Персональная Индивидуальности различны в человеческой природе. Это дает нам три термина Эссенциальной Воли.

Эссенциальной Воле противостоит экзистенциальная, или воплощенная, Воля, которая может рассматриваться как отражение - то есть перемена направления - Эссенциальной Воли, исходящей Источника. Лучший способ это понять - представить Волю фрагментируемой таким образом, что частицы ее входят во все, что существует. Такая фрагментированная Воля связана в человеке со всеми его преходящими и переменчивыми настроениями, состояниями, импульсами и даже различными функциями и подфункциями. Таким образом, есть воли видения, слышания, осязания и мышления. Есть воли, связанные с каждым эмоциональным состоянием и импульсом, каждой мыслью и идеей. Такие фрагментарные и большей частью мимолетные воли могут быть названы "множеством я", потому что каждая мысль, каждая эмоция, каждой инстинктивный импульс говорит: "я". Множественность "я" -основное состояние личной жизни человека. Более продолжительно длящиеся "я" назовем "личностями".

Есть два пути интегрирования множества "я": первый - в четыре Самости и второй - в "Истинное Я" или Эго, которое является экзистенциальный двойником Индивидуальности. Так мы получаем второй - экзистенциальный - треугольник, являющийся инверсией первого, эссенциального треугольника. Оба треугольника могут быть представлены с помощью шестиугольного символа:

 

                                                      Космическая

                                                      Индивидуальность

 


                              Самость                                        (Я ЕСМЬ)

 

                  Универсальная                                      Персональная

                  Индивидуальность                                  Индивидуальность

 

 

                                                      Множество "я"

 

Рис.39.12. Структура человеческой Воли.

 

В соответствии с этой схемой, все человеческие воли имеют общую вершину в Космической Индивидуальности.

Мы уже привели много доводов в пользу убеждения, что космическая Индивидуальность является Логосом, Словом, Согласующим и Творческим Актом Высшей Воли, которая есть Источник Бытия и Существования. Такая идентификация Космической Индивидуальности со Второй Ипостасью Христианской Троицы может быть лишь предварительной, и мы пока не осмеливаемся утверждать, что это так. Однако такая идентификация находится в согласии со всей мистической теологией, утвержденной, что воля совершенного человека слита и едина с волей Христа. Эта Совершенная Бесконечная Воля не может действовать в пределах Существования без проводника. Универсальная и Персональная Индивидуальности репрезентируют два модуса воли-действия, завершающей эссенциальную волю - структуру человека.[79]

Нижняя вершина обращенного треугольника лежит во множественности материальных форм, которые входят в жизнь и опыт человека. Множественность воль - антитезис Единства Воли в верхней вершине. Так же, как Космическая Индивидуальность рождена Высшей Волей, множественность воль есть порождение Природы о ее сложностью форм. В пределах экзистенциальной триады мы видим Истинное Я и Семейство Самостей, репрезентирующих два характеристических волевых модуса Человека.

В соответствии с этой суммирующей схемой, все, что существует, обладает своей собственной волей и. таким образом проявляет свое утверждение реальности. Неодушевленные объекты не имеют свободы реагирования, они могут быть лишь тем, что они есть в данный момент времени и места. Такие целиком пассивные "воли" есть и в человеке, но они не относятся к антропологии, поскольку являются общими для всех материальных объектов. Каждое человеческое "я" обладает по крайней мере моментальной свободой реакции. "Я хочу" или "я думаю" может остаться мимолетным ненамеренным импульсом, но может вылиться и в действие, которое повлияет на всего человека в целом. По своим проявлениям частичная воля неотличима от полной воли; вот почему мы относимся к множественности наших воль так же, как к множественности "я". Поскольку, в общем случае, лишь одно из них присутствует в настоящий момент, у нас создается иллюзия действия единой самости или единственного "я". Мы не обладаем ни гостоянством воли, ни непрерывностью сознания, но - по различным причинам - имеем лишь иллюзию того и другого. В этом основная причина, почему человек нелегко схватывает реальность своей собственной ситуации.

Прежде чем расстаться с гексадой, следует рассмотреть, как она влияет на формы человеческого поведения и человеческих типов.

Операции Воли в терминах гексады - это осуществление событий. Это выражается системным атрибутом сращивания (см.14.37.9). Мы обсудим термины гексады в форме шести триад, изученных нами в главе 29 Второго тома. Будучи отнесенными к человеку и его природе, эти шесть триад дают нам как характерные паттерны поведения, так и принципиальные типы человеческих существ, являясь связями Второго Порядка и потому выражаемыми в терминах Функции.

 

Человек как личность

 

Тождественность 2-3-1

 

Триада показывает нам, что центром личности является внутренняя спонтанность ума. Индицирующий фактор - сенситивность, или присутствие. Мы узнаем личность по ее "присутствию", но влияние ее "силы" можно ощутить лишь через посредство его чувствований. То, чего мы не можем ощутить, это спонтанная активность его ума - но именно это делает его личностью, способной комбинировать спонтанность идей и образов с направлениями в жизни, основывающимися на памяти и предвидении. Эти свойства связаны с интеллектуальным центром. Человек, в котором эта триада достаточно устойчива, заставляет почувствовать себя в обществе. О нем говорят, что это "сильная личность",

 


Чело век как член общества

Взаимодействие 1-3-2

 

И здесь "сила" мысли является скрытым звеном.[80] Чувства как утверждающий импульс являются инициирующим фактором в социальных отношениях, но они должны направляться умом. Гибкость и адаптируемость также приходят из интеллектуального центра. Внешнее проявление осуществляется через присутствие. Мы входим в наши социальные отношения посредством ощущения /sensaition/, как пассивного, так и активного; но движущей силой социальных отношений является чувствование /feeling/. Качество взаимодействия зависит от уровня сознания, но человек, в котором эта триада сильна, осознает свою тесную связь с людьми. В соответствии с уровнем его Семейства Самостей он легко входит в отношения с товарищами или же имеет хороший контакт с миром вещей.

Человек как руководитель

 

Порядок 3-1-2

 

Сила мышления дарует способность к руководству. Когда есть сочетание силы мысли с силой чувствования, человек приобретает власть над своим окружением, человеческим и природным. Его присутствие имеет качество доминирования. Восприимчивость (пассивный импульс) может принять форму захвата или любви к власти, но может также проявляться как стремление служить и помогать другим. Это зависит от качества энергии присутствия и уровня Семейства Самостей. Совершенно очевидно, что Триада Руководства будет действовать по-разному в человеке Истинной Самости и в человеке с доминированием одной из низших Самостей. Тем не менее характер силы всегда тот же самый:

это прежде всего способность видеть то, что другие не могут увидеть. Эти качества даруются человеку, мощь мышления которого является инициирующим фактором в его социальных отношениях.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!