ИСТОЧНИКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ТОТАЛЬНОСТИ



 

Жизненный цикл человека интересен, потому, что он драматичен. Человек рождается, он ищет ответ на вопрос о назначении жизни и причине человеческих ошибок и успехов. Но не это является предметом изучения антропологии. Человеческая драма -не в реализации ценностей, но в реализации способностей воли. Это касается Сферы Гармонии, или Реализации, и места, которое человек занимает в Драме Вселенной. В настоящей главе будет рассмотрена личная драма человека, следующая глава будет иметь дело с социальной драмой человеческой жизни.

Так как мы использовали выражение Тотальный Настоящий момент для описания цикла человеческого существования, то будем использовать слово Тотальность по отношению как к содержанию этого существования, так и к его эссенциальной сущности. Это поможет нам привлечь внимание к тому потенциалу, которым обладает человек для преобразования Самости и в Индивидуальность - то есть трансформации.

Монада - это целостность человека в терминах его природы и положения в ней как человеческого существа; Тотальность же -целостность человека в терминах его природы и его положения как потенциального Индивидуума. Тотальность человека включает в себя его Функциональную активность, его Бытие и его Волю, причем каждая из них рассматривается как экзистенционально, так и эссенциально. Это подразумевает "невидимого" человека в той же степени, что и "видимого"; человека как потенциального, так и актуального; бесконечную Сущность в такое же мере, как и конечное существование.

Мы приняли, что Тотальность начинает формироваться в момент зачатия, и в течение жизни она приобретает дополнительное содержание. Ясно, однако, что по крайней мере некоторая часть Тотальности присутствует в экзистенции до зачатия. Это очевидно, например, в отношении генетической конституции, наследуемой от родителей, и физико-химических веществ, из которых строится организм. И тем не менее есть достаточное основание для того, чтобы принять момент зачатия в качестве отметки сращения основных составляющих Тотальности человеческого бытия.

Принимая в качестве отправного пункта двумерное деление на Сущность и Существование и трехмерное деление на Функцию, Бытие и Волю, мы получаем шесть источников человеческой Тотальности. Мы дадим краткое описание составляющих, которые исходят из этих источников, а в следующем разделе рассмотрим их активность.

 

Эссенциальная Функция

 

Кажется, что в терминах заголовка есть противоречие, поскольку Функция познаваема, а эссенциальная Сущность непознаваема. Дело в том, что в человеческой жизни присутствует невидимый паттерн, который определяет правильное направлено жизни индивидуального мужчины или женщины. Это функциональный паттерн в той степени, в которой он требует активности для свершения работы. Это подразумевает, что у каждого из нас есть место в схеме вещей, заключающееся в выполнении нашего частного "делания".

Понятие паттерна не является ни причинным, ни целевым. Если выразить его в терминах детерминирующих условий, то мы сказали бы, что он скорее вечен, чем временен по своей форме и гипарксичен по своему содержанию. Это означает, что его содержание заключается в степени завершенности, которой каждая человеческая личность способна достичь в своей жизни. Но степень завершенности сама по себе не является "Эссенциальной функцией", которая есть не менее чем сложная структура деятельности, свершение которой приходится на нашу долю и которая будет выполнена более или менее адекватно каждым из нас.

В Эссенциальной функции есть место и для адаптации и для творческого обогащения. Такие возможности варьируются от одной личности к другой, и таким образом жизнь отдельного индивидуума привязана как к его собственной судьбе, так и к тотальному паттерну событий, в котором он должен сыграть свою партию.[82]

 


Эссенциальное Бытие

 

Мы будем использовать термин Вещество Души для обозначения сырого материала будущего бытия, которое вовлекается в человеческую Тотальность в момент зачатия, Вещество души человека есть комплекс энергий, который обеспечивает возможность центра переживания (опыта), то есть ума.

Слово "вещество души" используется с целью указать, что человек зачат лишь с потенциальностью сформировать душу. Эта потенциальность пребывает в массе энергий, которые входят в Тотальность при зачатии и остаются в ней на протяжении всей жизни. В "сыром" виде эти энергии не имеют организованной структуры, но они тем не менее принадлежат к рангу, который делает возможным сам опыт. В человеке вещество души состоит главным образом из чувствительной (Е5) и сознательной (Е4) энергий.

Источник Вещества Души - это хранилище общего опыта человечества. Мы будем называть его Резервуар Вещества Души, или Вместилище Вещества Души (ВВД). Природа ВВД будет рассмотрена в следующем разделе.

 

Эссенциальная  Воля

 

Каждая человеческая тотальность уникальна, потому что она является местопребыванием автономной Индивидуальной Воли. В главе 27 Второго тома мы пришли к заключению, что может быть лишь одна Высшая Воля, но что эта Воля может и разделяет себя на отдельные воли актом "Самоограничения".

Когда такой Акт повторяется, он вводит Эссенциальную Высшую Волю в ограничения Существования, и тогда она становится Универсальной Волей что мы называем Универсальной Индивидуальностью. Тем не менее она остается при этом эссенциальной и потому "не существует". Универсальная Воля, в актах дальнейшего самоограничения, входит в отдельные существа в качества Персональной Индивидуальности. Это - третья эссенциальная составляющая Человеческой Тотальности.

Приведенное описание согласуется с интуитивным видением (инсайтом) бесчисленных мистиков и философов, утверждающих, что в человеке есть "частица Божества", "Божественная искра", связывающая его с Бесконечным.

Допустим, что Персональная Индивидуальность всегда связана с Тотальностью, хотя в неразвитых людях не "присутствует" во времени и месте. Тогда, вероятно, что Персональная Индивидуальность - то же самое, что "Дух" в традиционной триаде: Тело, Душа и Дух; хотя последняя концепция является одним из слабых мест большинства религиозных антропологии. Мы можем надеяться лучше понять все ситуации, если постараемся уловить в понятии Воли смысл власти (авторитета которая может быть испытана лишь при наличии проводника и инструментов, посредством которых она производит акты действий. Проводники и инструменты репрезентируются в Тотальности как Вещество Души и Организм; но они должны быть соответственно развиты, прежде чем смогут сыграть эту свою роль. Понятие Воли - "бестелесной" и "неосознаваемой" и тем не менее облеченной властью и авторитетом, отнюдь не легко схватить, но это понятие играет важную роль в картине Человеческой Тотальности, которую мы пытаемся здесь нарисовать.

 

Экзистенциальная Функция

 

Это организм с его центрами функционирования, описанными в предыдущей главе (15.39.4.2). Источником этой части Тотальности является наследственность. Она передается родителями в момент зачатия.

 

Эксистенциальное Бытие

 

Источник существования должен лежать в пределах самого Существования. Внешние влияния, действующие на Тотальность, продуцируют паттерн, являющийся экзистенциальным паттерном души - Личностью.[83] Личность начинает формироваться в момент зачатия под влиянием психического состояния обоих родителей, и она не сформирована полностью до тех пор, пока психика не прекратит ассимилировать влияния из внешнего мира.

 

Экзистенциальная Воля

 

Для каждой из четырех самостей характерен свой модус воления. Материальная и Реагирующая самости формируются под воздействием окружения и не являются истинной характеристикой человека. Разделенная Самость содержит скрытый поведенческий характер, который правильно называть Характером, и этот паттерн привлекает соответствующие внешние условия, формирующие Судьбу как Рок. Поскольку характер является частью экзистенциального человека - но не частью его эссенциальной реальности, - можно сказать, что экзистенциальная Воля восходит к характеру. Это верно даже вопреки фактам, когда личность может породить паттерны поведения, совершенно отличные от паттерна характера. Таким образом, характер и тип можно ассоциировать с паттерном доминирующих проявлений Воли, накладываемым на новую человеческую Тотальность синхронным паттерном в моменты зачатия, рождения и другие критические фазы жизни.[84] Источник может быть назван "Мировым Паттерном".

Шесть составляющих Тотальности сращиваются в гексаду и могут быть представлены следующим символом:

 

                                          Судьба - Провидение

 

 


                  Личность                                      Рок

 

 

                  Вещество                                      Индивидуальность

                  Души

 

 

                                            Организм

 

Рис.40.1. Составляющие Человеческой Тотальности.

 

Итак, мы обозначили шесть составляющих человеческой Тотальности и описали их источники. Это можно суммировать в следующей таблице:

 

Природа Элемент Источники Составляющая

Эссенциальная

Функция   Реальность Судьба - Провидение
Бытие   Вместилище Вещества Души Вещество Души
Воля Универсальная Индивидуальность Персональная Индивидуальность

Экзистенциальная

Воля   Мировой Паттерн Характер
Бытие   Влияние Среды Личность
Функция   Наследственность Организм

Рис.40.2. Источники и составляющие.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 315; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!