Свобода утверждения может проистекать только из внутреннего состояния чистой восприимчивости. 9 страница



Человек, который хронически находится в таком состоянии, доминируем Материальной Самостью. Это состояние, в котором существование Самости не отличается от существования материального объекта: оно отрезано от человеческой сущности и остается спящим в высших районах Самости.

Под "Существованием без Сущности" следует понимать судьбу зависимой части, изолированной от эссенциального целого. Ничтожество - это "мертвая точка" системы, в которую Реагирующая Самость попадает, когда перестает вмешиваться Закон Свободы. Различные уровни Воли в человеке "практически" изолированы друг от друга, но есть каналы, через которые высшие влияния могут спускаться в низшие миры.

Таким образом, хотя Мир XCVI почти полностью отрезан от сущностных импульсов, остатки свободы в нем существуют. Это нуль-мир, но лишь относительно. Полное ничто энергетических трансформаций достигается только в Мире Атомов, где бипотентные частицы появляются посредством унипотентных корпускул из ноль-потентного недифференцированного основного состояния хилэ. Сравнивая каждый мир со следующим за ним в нисходящем ряду, мы видим резко возрастающие ограничения, которым подвергаются сущности. В сравнении с "нормальным" Миром XLVIII нашего обычного опыта. Мир XCVI кажется таким, в котором "абсурдность" достигает предела. Это совершенно справедливо, если мы рассматриваем его с точки зрения человека как свободного индивидуума; но рассматриваемый в перспективе медленного проявления сущностей, способных к самосознанию. Мир XCVI - это точка соприкосновения между механичностью и сознанием. Мир XCVI - это сцена наибольшего страдания, которое делает возможным проявление Согласующего Импульса в привязанной к земле Самости.

Страдание, рассматриваемое как форма зла, возникает из-за взаимной изоляции двух неисчезающих компонент диады "удовольствие-боль". Наличная боль оценивается безотносительно к соответствующему удовольствию, которое может быть изолировано в каком-то отдаленном районе пространства и времени; она кажется состоянием не искупленной негативности. Точно так же зло - это следствие разделения реальной и воображаемой деятельности; каждое воображаемое "доброе" действие должно породить соответствующее действие, которое испытывается как "злое". Хотя "доброе" дело - воображаемая триада, соответствующее "злое" действие имеет реальные последствия. Таким образом "объективное зло" становится возможным, хотя в высших мирах и нет зла.

Таким образом, мы имеем парадоксальную ситуацию, что удовольствие и боль принадлежат нуль-Миру XCVI. Реагирующая Самость - это всегда нуль; и все же как удовольствие, так и боль могут быть испытываемы раздельно, и этот опыт - не просто иллюзия, а феномен - такой же, как любой другой. "Злые" проявления Воли - это те, в которых мы испытываем чувство потери и разочарования. Мы охотно бы поверили, что где-то и как-то бесполезность столь многих земных страданий должна быть компенсирована созданием каких-то позитивных ценностей. Простые примеры показывают, как такие компенсации могут происходить в нуль-мире. Человеку, у которого нет денег, дают сотню фунтов в долг. Он получает удовольствие, но потом должен расплатиться, а для этого он должен страдать. В конце концов, он опять остается без единого пенни. Колесо совершило полный круг - нуль вернулся в нуль; но опыт, полученный в этом процессе, не исчезает. Он оставляет свою печать на физическом организме, который "немного приблизился к смерти". Он также оставил следы в памяти, то есть в "Я", и, может быть, повысил его шансы на пробуждение. Нуль-ность ситуации возникает из-за наличия в Самости двух противоположных воль - Воли Разделенной Самости в Мире XLVIII и Воли Материальной Самости в Материальном Мире. Будучи сведенными вместе, они порождают состояние нуль-ности в Мире XCVI. Реагирующая Самость как нуль-ность - это неестественная ситуация, которая возникает из-за иллюзии, что негативные триады могут существовать без компенсации. В результате этой иллюзии Реагирующая Самость лишается способности различения экзистенциальных и эссенциальных импульсов. Отрезанная этим от высших частей Самости, Реагирующая Самость становится ничем, нуль-ностью. Чтобы восстановить контакт, Реагирующая Самость должна вернуться к своей истинной роли чувствительного инструмента, служащего Воле Истинной Самости.

 


11.31.4. Экспансия в низших мирах

 

( I ) Независимая и зависимая Инволюция в мире XLVIII

 

Главная характеристика взаимного исключения зависимости и независимости состоит в том, что триады Мира XXIV разделяются на два ряда: один имеет общую космическую значимость, второй приложим только к частным ситуациям. Не может быть "Космической Зависимости", так что все неполные триады, инициируемые в Существовании, должны относиться к отдельным Самостям. Четыре триады Экспансии, передаваемые Истинной Самостью Разделенной Самости, порождают независимые и зависимые формы, которые можно изобразить в следующей диаграмме:

 

Мир III       1     Трансцедентальное Утверждение

           

           

           

           

Мир VI                   1-2-3 Универсальная Экспансия

 

 

Мир ХII      1-2-3                                                   1-2-3* Индивидуальное Творчество

 

 

Мир XXIV  1-2-3                       1-2*-3                     1-2-3*                     1-2*-3*

 

 

Мир XLVIII 1-2-3    1*-2-3     1-2*-3 1*-2*-3   1-2-3* 1*-2-3* 1-2*-3* 1*-2*-3*

                   Творчество              Рост              Экспансия Порождение и Причинность

 

 

Рис.31.3. Модусы творческого действия.

 

В этой диаграмме, как и в последующих, не делается попытка приписать точное значение каждой триаде; указывается скорее общее движение от эссенциальных к экзистенциальным формам. Эссенциальный Закон Экспансии, 1-2-3, обозначен как Творчество, экзистенциальный закон, 1*-2*-3*, назван Причинностью. При игнорировании различия между Сущностью и Существованием творчество и причинность кажутся тождественными процессами.

Здесь нет необходимости проводить такой же детальный анализ, как для триад Мира XXIV. Ключом к интерпретации является дуализм Разделенной Самости. Одного примера достаточно, чтобы проиллюстрировать метод. Сравним триады 1-2-3* и 1*-2*-3*. Первая организует форму и функцию во всяком индивидуальном существовании, это несущая паттерн способность, которая действует как изнутри, так и снаружи воплощенных самостей. Триада 1-2-3* проявляется посредством Существования, и ее следует отличать от "Божьей Силы", проявляющейся в эссенциальной триаде 1-2-3. Вторая триада нашей пары 1*-2-3* - это особое действие причины и следствия. Они действуют на сому, удерживающую эссенциальный паттерн своего происхождения, на что указывает эссенциальный характер воспринимающего импульса триады. Вместо "учения от совести" мы имеем "учение на опыте". Посредством триады причины и следствия Самость принуждаема приспосабливаться к условиям своего существования.

Продолжая пример, мы можем рассмотреть, как две триады, 1-2-3* и 1*-2*-З* согласуют теории творения аb hoc и теории естественного отбора. Вряд ли есть взгляды более непримиримо противоположные, чем "фундаменталистские" и "дарвинистские" представления о происхождении видов. Но когда мы рассматриваем сходство и различие двух триад, мы можем видеть, что оба действия необходимы: одно - начинающееся в Сущности, второе - в Существовании. Благодаря их совместному действию появился привычный нам мир жизни на Земле.

Подобный анализ триад 1-2*-3 и 1*-2*-3 может согласовать два противоположных отношения к творческому действию сексуальности в человеке. Как эссенциальный пол, так и экзистенциальный пол играют свою роль в жизни Разделенной Самости. Первый ведет к пробуждению Истинной Самости, в то время как второй является цепью, приковывающей ее к земному существованию.

 

(II) Негативный 3акон Воображения -(1-2-3)

 

В Мире XCVI есть восемь негативных законов экспансии. Чтобы рассмотреть их все, даже в применении только к человеку, пришлось бы пройти весь диапазон человеческой бессмысленности. Но мы рассмотрим лишь наиболее коварный, являющийся отрицанием эссенциального закона космического творчества 1-2-3. Это Закон Воображения -(1-2-3), состоящий в подмене актуального не-актуальным.

Воображение - это негативная экспансия. Ее результатом является обращение всех возможностей. То, что должно было бы стать актуальным, остается в потенциальном состоянии; то, что должно было бы удерживаться в потенции, теряется в актуализации. Ограничения пространства игнорируются, возможности возвращения остаются нереализованными.

Субъективное воображение - это характерная форма воли Нуль-ности. Ни одна часть человека не может жить в воображаемой триаде. Нуль-ность слепа к различию между позитивными и негативными триадами. Это состояние иллюзии (delusion).

Воображение - это не то же, что не-экспансия; скорее это видимость экспансии без субстанции. Реагирующая Самость в состоянии нуль-ности, в котором она не отличает воображаемого от субстанциального, "строит воздушные замки", живет в том, что могло бы быть, и теряет соприкосновение с реальными трансформациями, которые происходят с разных сторон.

Можно лучше понять негативные триады, обратив внимание на то, что воображение обладает всеми формальными характеристиками триад экспансии. Оно начинается с утверждения - импульс интереса или желания, даже плана или паттерна действия. Это самообновляющийся процесс: будучи начатым, он продолжается, пока есть ассоциации или грезы, его питающие. На нуль-ность в пассивном состоянии действуют ее грезы, и она не имеет силы изменить их. Таким образом, форма безусловно соответствует триаде 1-2-3, более того, все импульсы имеют эссенциальную видимость и могут быть названы псевдо-эссенциальными, что совершенно отлично от не-эссенциальных.

Воображаемая деятельность играет большую роль в жизни людей, чей внутренний мир почти всегда заполнен Нуль-ностью, занимающей место "Я" Истинной Самости. Воображаемые триады могут завладеть событиями большого масштаба. Это можно видеть в росте организаций, которые выполняют все меньше и меньше из тех задач, ради которых они создавались, и, в конце концов, становятся огромными механизмами для продлевания зла под именем добра.

Негативные триады возникают только "с определенной точки зрения". В этом они сходны с косо-параллельными псевдоевклидовой геометрии, которые не расходятся в космическом множестве, хотя их компоненты, будучи спроецированными в начало, имеют конечное расхождение. Негативные триады воспринимаются Нуль-ностью как "факты", но пробужденное "Я" видит, что они не имеют последствий. Это не означает, что они тривиальны, ибо они могут вести к инициации триад, влияющих на ситуации в других мирах. Например, вся Самость обнаруживает, что она вынуждена принимать последствия воображаемой деятельности Нуль-ности. Когда Нуль-ность подписывает чек, Самость должна платить; если возникают серьезные последствия, даже Истинная Самость с ее "Я" могут быть вовлечены в это. Только Индивидуальность, будучи свободной от Существования, находится за пределами досягаемости для бед, причиной которых может стать Нуль-ность. Таковы неприятные последствия синхронического Закона Организации и Дезорганизации.


В жизни человека возникает множество ситуаций, являющихся результатом воображаемой деятельности. Есть множество триад, на которые Самость не может влиять; но Нуль-ность может воображать, что она обладает способностью изменить их. Движение реформ и усовершенствований, начинающиеся без понимания ограниченности человеческих способностей, скоро попадают под влияние "Нуль-ностей". Тогда они представляют собой смешное зрелище сражений с ветряными мельницами или слепых, ведущих слепых.

 

11. 31. 5. Концентрация в низших мирах

 

( I ) Независимая и зависимая Эволюция в Мире XLVIII

Восемь законов Концентрации могут быть представлены в следующей диаграмме:

 

Мир III       2     Трансцедентальная Восприимчивость

           

           

           

           

Мир VI                   2-1-3 Универсальная Концентрация

 

 

Мир ХII      2-1-3                                                     2-1-3* Индивидуальная Эволюция

 

 

Мир XXIV  2-1-3                       2-1*-3                     2-1-3*                     2-1*-3*

 

 

Мир XLVIII 2-1-3    2*-1-3     2-1*-3 2*-1*-3     2-1-3* 2*-1-3* 2-1*-3* 2*-1*-3*

                   Эволюция    Ответ  Концентрация Стремление Порождение Приобретение

 

 

Рис.31.4. Модусы Концентрации.

Здесь эссенциальный закон Концентрации, 2-1-3, назван Эволюцией, посредством которой Самость может слиться с Индивидуальностью. Экзистенциальный закон, 2*-1*-3*, называется Приобретением (asquisition), являющимся процессом внешнего разрастания, посредством которого Самость увеличивает не то, что она есть, а то, чем она обладает. Посредством Приобретения Разделенная Самость удовлетворяет свои импульсы к поискам внешней поддержки, но остается внутренне бедной. Посредством Эволюции Сущность может помочь пробуждению "Я" и затем участвовать в борьбе "Я" за исполнение своего предназначения.

Мы опять возьмем один пример для иллюстрации различия между двумя смешанными триадами - на этот раз триадами 2-1-3* и 2*-1-3*.Первая из них - это стремление (striving) привести экзистенциальную природу в соответствие с ее эссенциальным паттерном. Это стремление быть поистине собой - принять свою судьбу и исполнять ее. Вторая - это стремление изменить то, что нечто есть: скорее изменение Существования, нежели стремление к реализации Сущности. Обе триады, имея в своей сердцевине эссенциальное утверждение, являются истинно эволюционными законами и могут принести подлинное изменение уровня; но если первая проистекает от эссенциального импульса, который может привести Разделенную Самость в гармонию с Истинной Самостью, то вторая, будучи экзистенциальной по истоку, может лишь согласовать Разделенную Самость с ее экзистенциальным окружением. Первая может быть описана как борьба за освобождение от условий воплощенного существования; вторая - как стремление к улучшению самих этих условий. Триада 2-1-3* инициируется импульсом, который достигает Самости сверху, в то время как триада 2*-1-3* инициируется неудовлетворенностью, испытываемой Разделенной Самостью от собственной зависимости.

Поскольку Разделенная Самость зависит в инициации триад от импульсов, внешних для нее, она склонна попадать под влияние низших сил Реагирующей Самости - таких, как желание удовольствия или страх боли, или она попадает под действие других самостей. Может также случиться, что Разделенная Самость попадает под влияние сил, возникающих на более высоком уровне, чем она сама, и она может с их помощью предпринять ряд действий с тенденцией к концентрации. Таким образом, может быть установлено нормальное отношение дополнения между личностью и Психе, посредством чего обе освобождаются - по крайней мере частично - от дуалистических тенденций и могут начать видеть реальность - то есть Сущность и Существование в их истинной значимости. Личность может тогда предпринять поиск эссенциальных ценностей и таким образом найти путь к контакту с Истинной Самостью Мира XXIV. Тем не менее, отрицающая роль Разделенной Самости по отношению к Индивидуальности должна раньше или позже стать очевидной, и борьба тогда переводится из Разделенной Самости в "Я" Истинной Самости".

Роль Личности как утверждающего элемента в триаде концентрирующего стремления может быть лишь временной. Из-за ее зависимой природы ей суждено быть инструментом. Инструмент может иметь ценность, только когда он правильно употребляется. До пробуждения "Я" как инструмент может использоваться только та часть Разделенной Самости, которая попала под влияние сил, возникающих на более высоком уровне.

Из действия смешанных триад могут возникнуть различные оттенки концентрирующего стремления - от поиска истины до желания личных достижений и доминирования над другими. Изучение таких смешанных триад - ключ к человеческой психологии. Вся чувствительная жизнь вовлечена в стремление к единству. Это состояние, которое обще для человека и всех жизней во Вселенной, но чтобы изучать его в целом, нужно рассмотреть природу Самости, в особенности Мира XCVI, в нечеловеческих формах. Это потребовало бы изучения земных сил как проявления Воли - предмет достойный, но лежащий за пределами наших нынешних целей.

 

(II) Самопочитание или нарцисизм -(2-1-3)

 

Высшая и самая чистая триада концентрации, доступная для Самости - это ее слияние с Универсальной Индивидуальностью. Ее отрицание - это спуск Реагирующей Самости в чистое существование. Все триады Концентрации - это стремление к единству. Даже полностью экзистенциальная триада 2*-1*-3*, Закон Приобретения - это стремление к концентрированию материального единства владения и власти. В негативных триадах остается стремление к концентрации, но оно направлено к внешнему видимому существованию Материальной Самости. Вместо Индивидуальности Нуль-ность пленяется привлечением к существу, которое она видит отраженным в нереальном компоненте нуль-триады. Индивидуальность, не вовлеченная в Существование, находится вне кругозора Реагирующей Самости, которая может осознавать только силы, действующие в пределах ее собственного опыта, и видит негативные триады реальными, будучи неспособна воспринимать их позитивных двойников.

Импульс к самопочитанию действует на каждую Реагирующую Самость, отказывающуюся знать себя такой, какова она реально есть. Подчиняясь этому импульсу, она теряет более высокий потенциал к реагированию; возникающее в результате этого состояние иногда называют нарциссизмом. Это странное и ужасное проявление Воли; оно представляется стороннему наблюдателю аспектом абсурдности, поскольку Нуль-ность стремится к тому, что нереально, и отворачивается от своих истинных потенциальностей.

Нарциссизм, или негативная концентрация, может принимать различные формы. Центральная триада, -(2-1-3) - это отрицание всех эссенциальных импульсов. Это обращение Материальной Самости к "Ложному Внутреннему Богу", который есть корень зла - то есть утверждение, отрицающее свой собственный источник. В состоянии самопочитания всякий контакт с совестью отрезается и поток инволюционных импульсов, дающий жизнь Самости, пресекается. Негативная концентрация - это живая смерть. Материальная Самость, занимающая место "Я", не обладает ни способностью, ни ее использованием, она постоянно действует под влиянием нуль-триад. Поскольку Материальная Самость остается привязанной к телу, могут возникать внешние проявления, которые включают разнообразные иллюзорные концентрации, входящие в представление об эгоизме.

Из всех грехов воплощенной Самости эссенциальный эгоизм наиболее тяжек для искупления, поскольку он имеет форму эволюции, но не ее содержание. Самопочитание, переведенное в действие, может произвести результат, который кажется благоприятным для Самости. Вот почему его называют "успехом". В человеческом опыте нередко встречаются "удачливые ничтожества", которые кажутся сильными и независимыми, но боятся смерти. Носитель Реагирующей Самости - гипархический регулятор - не менее смертен, чем телесный организм, и он может иметь ценность только как инструмент Истинной Самости. Но Материальная Самость не желает признавать это и бежит от мыслей о собственной смертности, так что нарциссическое стремление приводит к деятельности, имеющей качество "живой смерти". В течение жизни телесного организма такое Ничтожество может использовать способности, но таким образом, что каждое действие каким-то образом превращается в нуль противоположным. Таково значение возмездия, являющегося неизбежным следствием самопочитания.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 139; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!