Молитва святых крещений вкратце, како младенца крестити страха ради смертного



Обрядовый порядок

Оглашение при кратком крещении оставляется, начинается крещение, как и обычное, словами: Благословенно царство… По прочтении «трисвятого» и«Отче наш», читается положенная на ряду молитва на освящение воды, и, по окончании ее, священник тотчас, омочив стручец в сосуд с елеем, трижды крестообразно проводит им (влагает елей в воду) по воде в купели, помазует младенца елеем же и крещает его.

Образ сих священнодействий тот же, что и в обыкновенном крещении.

Последующия за сим действия, если младенец еще жив, совершаются по чину обыкновенному, (т.е. младенец облачается, помазуется миром, молитва же, читаемая пред миропомазанием, опускается, совершается трижды хождение вокруг купели, читаются Апостол, Евангелие и молитвы на омовение и пострижение власов) (Тулъск. Еп. Вед. 1874 г., №17).

Церковные правила

Лица крещающие

Право совершать крещение принадлежит строителям тайн Божиих – священникам (Апост. прав. 46, 47, 49, 50).

Если бы представилась необходимость безотлагательно крестить младенца, при опасении за его жизнь, а местный священник не может почему-либо прибыть в нужной скорости, в таком случае ни один священник не вправе отказаться от совершения крещения (Уст. Дух. Консист. ст. 97).

В случае крайности, когда готовящемуся к крещению грозит смертная опасность, за отсутствием священника, могут совершить крещение и миряне; при этом требуется только: а) чтобы крещающий был православный, б) чтобы точно произносил форму крещения при троекратном погружении и в) если за сим крещающийся чрез мирянина будет жив, то крещение над ним должно быть дополнено молитвами и обрядами, относящимися к крещению (Но-мок. в, бол. треб. 204, 205. Книг, о долж. пресв. §84).

На такой случай, в требнике Петра Могилы имеется правило: «аще тамо будет священник, он да крестит, а не диакон; аще же диакон, он, а не иподиакон; аще же кой-либо буди от клирик, он, а не простец; аще муж, он, а не жена. Разве точию студа ради, достоит жене паче, неже мужу крестити младенца, или аще жена лучше умети будет изрещи форму крещения и водою облияти» (Требн. Петр. Могил. л. 8).

Для предупреждения случаев смерти детей без крещения, священник должен научать своих прихожан и в особенности женщин, служащих при рождении, тому, как они должны поступать в случаях близкой смерти младенцев, т.е. чтобы они знали совершительную форму крещения и могли бы сами совершить крещение над опасным младенцем, а также увещевать их, дабы в таких случаях немедленно давали бы ему знать (О долж. пресв. приход. §84).

Лица крещаемые

Младенцы. Все дети православных родителей должны быть крещены по рождении своем (Карф. соб. пр. 124).

Детей мертворожденных не должно крестить; «да не подвигнется невежество пресвитера крестити (также) скончавшихся уже» (Того же соб. 26. Кн. о долж. пресв. §85).

Подкидыши, о которых с достоверностью не известно – крещены ли они, или нет, каждый раз, когда не обретается достоверных свидетелей, утверждающих, что младенцы крещены, и, когда сами они, по малолетству, не могут дать потребный ответ о преподанном им таинстве, должны быть без всякаго недоумения крещаемы, чтобы чрез такое недоразумение они не были лишены очищения чрез это таинство (VI Вселен. соб. пр. 84. Карфаг. пр. 83. Кн. о долж. пресв. §86).

Если бы при таких детях нашлась записка, в которой говорилось бы, что дитя крещено; но не было бы указано – ни священника, который крестил, ни места, ни времени – где и когда совершено крещение, т.е. не было бы никакой возможности навести справку и удостовериться в справедливости того, что сказано в записке, в таком случае непременно должно совершить крещение над найденным младенцем (Карфаг. соб. пр. §3. VI Всел. 84. Кн. о долж. пресв. §86).

Вообще, в сомнительных случаях подобного рода, т.е. когда с достоверностью нельзя определить, что младенец крещен, или не крещен, должно крестить его в условной форме: Крещается раб Божии (или раба Божия), аще не крещен есть, во имя Отца, и т.д. (Требн. Петр. Могил, о крещ. Кн. о долж. пресв. §86).

Если родители-нехристиане обращаются в христианскую веру, то с ними крестятся и дети их (VII Всел. соб. пр. 8. С. 3. т. XIV Уст. о пред. и прес. прест. ст. 97).

Православный священник может крестить детей иноверных родителей, также и раскольников, по их желанию, но не иначе, как по отобрании от них подписи в том, что они будут воспитывать сих детей в духе и правилах православного исповедания, и сия подписка представляется епархиальному преосвященному (Уст. Д. Конст, ст. 28 Ук. Св. Син. 1862 г. 13 Map. №1085).

Взрослые. Относительно возрастных, ищущих святого крещения, должна быть соблюдаема предосторожность, чтобы не допускать к таинству крещения недостойных, т.е. таких, которые неискренно обращаются к вере и, оставаясь по духу язычниками, или иудеями, притворно, по какой-либо нужде или по каким-либо выгодам просят крещения (II Всел. соб. пр. 7. VI-95. VII-8 Кн. о долж. пресв. §81 и др.).

Вообще же, правилами церковными положено, чтобы, исключая случаи необходимости, не спешить крещением возрастных, и присоединять их к Церкви не иначе, как после самого строгого и тщательного испытания их образа мыслей, намерений и всей прежней жизни; также после достаточного наставления их в вере и благочестии (Всел. соб. пр. 2, VI всел. пр. 78. Чин прим. инов.). Такое наставление известно в Церкви под именем оглашения.

Оглашаемые, прежде крещения их, должны быть испытаны от епископа, или кому он поручит, насколько они успели, в период оглашения, в познании веры, в чувствах благочестия, в заучении молитв и в знании ответов, которые должны быть даны ими при самом совершении крещения (Лаодик. соб. пр. 46.VI всел. пр. 78).

Со дня оглашения – первого дня, в который дается имя христианское иноверцу (иудей, магометанин или язычник), ищущий крещения, обыкновенно в продолжении 40 дней, под руководством священника должен изучать христианскую веру и по 40 днях креститься. Впрочем, это время может быть сокращено или увеличено, смотря по успехам и поведению оглашенного (Чин прин. иноверц.).

Если оглашенный, во время приготовления к крещению, впадет в тяжкий грех, то крещение его должно быть отложено до раскаяния его и исправления. Но если и затем снова впадет в тяжкий же грех, то должен быть удален от Церкви (Неокес. соб. пр. 5).

Удаление таковых от Церкви в этом последнем случае должно продолжаться три года, а по истечении трех лет, они могут быть крещены(1Всел. соб. пр. 14).

Но если до истечения этого срока оглашенный будет находиться в смертной опасности, то должен быть крещен (Кирил. Алексан. 5). При этом наблюдается – во-первых, чтобы к крещению таких лиц приступать по надлежащем удостоверии в том, что они не находятся в состоянии безпамятства, лишающего их возможности с сознанием и разумением выразить свою волю, и во-вторых – чтобы о совершении крещения по нужде было безотлагательно доносимо епархиальному начальству (Уст. Д. Консист. ст. 31).

Больные. Сокращается также и вообще не обязателен этот срок для больных, которые, «и мало что научившись о Святой Троице и о Христе Иисусе», могут быть крещены; но по выздоровлении они обязаны восполнить свои познания о православной вере (Кн. о долж. пресв. §51. Чин прин. инов. Лаодик. соб. пр. 47. Ук. св. Син. 1849 г. 20 февр.).

Больные, которые сами за себя не могут отвечать (по слабости, лишению языка и пр.), да будут крещены, если, по их желанию, будут отвечать при крещении другие под собственною ответственностию в том, что крещающийся искренно обращается к христианской вере (Карфаг. соб. пр. 54).

Женщины, в дни обычного им очищения, не должны быть крещаемы до окончания очищения (Тимоф. Алексан. пр. 6); но беременность не препятствует хотящим креститься (Неокес. соб. пр. 6).

Крещение бесноватых, также страждущих сума-шествием, должно быть отлагаемо до выздоровления, но в случае смертной опасности не запрещается крестить их (Уст. Д. Консист. ст. 31).

Иноверцы

Священники сами, без разрешения от своего епархиального начальства, не могут приступать к принятию иноверцев – евреев, магометан и язычников. Но епархиальное начальство, смотря по обстоятельствам, дозволяет крещение иноверцев и без особого на всякий раз разрешения, или же требует, чтобы испрашивалось предварительно разрешение от него (Ус. Д. Конс. ст. 31. Ук. св. Син. 1849 г. 30 Февр.).

Над малолетними евреями, магометанами и язычниками, не достигшими четырнадцатилетнего возраста, совершается таинство святого крещения не иначе, как с согласия их родителей, или опекунов, изъявленного письменно. Изъятия из сего правила могут быть допускаемы лишь по усмотрению важных к тому причин, с резрешения Святейшего Синода (Ук. св. Син. 1849 г. 20 Февр. Уст. Дух. Коне. ст. 31).

Над иноверцами, достигшими уже четырнадцатилетнего возраста, таинство святого крещения может быть совершаемо и без согласия их родителей или опекунов, если будет с совершенною достоверностью приведено в известность, что сами обращающиеся желают и требуют присоединения к Церкви Православной и что они имеют достаточные сведения в ее догматах и учении (Ук. св. Син. 1849 г. 20 Февр.).

Не достигшие совершеннолетия, т.е. двадцати лет с годом, иноверцы, которые готовятся к святому крещению, наставляются во всех существенных основаниях веры в течении шести месяцев; для наставления же иноверцев совершеннолетних (от 21 года) оставляется в своей силе древний сорокадневный срок с допущением, как прежде, и теперь более краткого срока по нужде и смотря по успехам наставляемых как совершеннолетних, так и не достигших совершеннолетия (Там же).

Раскольников, обращающихся к Православной Церкви, которые уже крещены были в расколе, «от попов», т.е. беглых священников, не должно крестить снова, но если крещение над ними было совершено «от мужика проста», то они, должны быть крещены православным священником «за неизвестие перваго крещения» (Синод, указ. 1722 г. В том и другом случаях они также должны быть записаны в метрич. книгу. Уст. Д. Консист. ст. 22).

Восприемники

При крещении как младенцев, так и возрастных необходимо должны быть восприемники (Const apost 3. 16, св. Дион. Ареоп. De eccl. bapt. cap. 2 Тертул. о крещ. 8. Прав. катих. 81 стр. Треб. крещ. и пр.).

При крещении возрастных, восприемники служат свидетелями и поручителями веры и обетов крещаемого и, таким образом, устраняют в крещении их всякий обман, подлог, лицемерие и пр., и отвечают на вопросы при крещении за таких, которые, по болезни, не могут давать ответов сами за себя (VI всел. соб. пр. 59. VII всел. соб. пр. 14. Карф. пр. 54).

При крещении детей, восприемники произносят за них исповедание веры и необходимые ответы, а в последствии обязаны принять на себя попечение о их духовном воспитании, т.е. утверждении их в вере и благочестии (О долж. пресв. §87 прав. Кат. 81, стр. и пр.).

Восприемников обыкновенно бывает два: мужщина и женщина. Впрочем, их может быть и больше; но все другие лица, кроме первой пары, считаются уже не восприемниками, а свидетелями крещения (Синод, ук. 1834 г., 18 Июн.).

В случае же нужды, при младенце мужского пола довольно одного только восприемника, и при младенце женского пола – одной только восприемницы; наконец, в нужде смертной крещение может быть совершаемо даже и без восприемников (Болъш. треб. указ. пред крещ. Л. 7 на обор.).

Восприемниками могут быть только лица православнаго исповедания и «знающие нужные члены веры ко спасению; понеже восприемник зде держит лице крещаемаго и обеты за него Богу творит» (О долж. пресв. приходск. §80).

Если же по причинам «политическим» случилось бы быть и иноверному лицу восприемником, то он обязан читать Символ веры Православной Церкви(Там. же, примеч. 2-е.).

Не должны быть восприемниками:

-несовершеннолетние;

Церковное совершеннолетие для мужчин 15 лет, для женщин 13 лет (Син. указ. 1837 г., 27 Авг.).

-монахи и монахини (Номок. при бол. треб. Синод. у к. 1844 г., Окт. 17).

Муж и жена не могут быть восприемниками одного младенца, но у одних родителей могут воспринимать разных детей разновременно (Там же. Указ. св. Син. 17 Окт. 1884 г.).

Отец и мать не могут быть восприемниками своего дитяти, в противном случае супружество их должно быть расторгнуто (Номок. пр. 209).

Не должны, наконец, допускаться восприемниками явные грешники и все вообще лица, низко упавшие в общественном мнении по своему нравственному поведению, – равно как преступники и безумные (Треб. П.М. о восприемн.)

Разрешение недоумений

Можно ли при крещении употреблять Богоявленскую воду, опуская чтение молитвы на освящение воды, положенной в чине крещения?Молитва на освящение воды в чине крещения, по содержанию своему, не одинакова с таковою же в чине «великаго освящения воды»; в требнике, в случае крещения младенцев, страха ради смертного, положена одна только молитва, но и та, как видно из ее содержания, приспособлена к освящению воды для крещения. На этом основании, если когда и может быть допущено употребление при крещении Богоявленской воды, то только в тех случаях, в каких допускается употребление воды даже неосвященной, т.е. при крещении младенца мирянином, а не священником (Мин. Еп. вед. 1874 г. №18 и Курск. Еп. вед. 1874 г. №4).

Как дополнять крещение, совершенное мирянином? Священнику только должно дополнить крещение молитвами и совершением действий, последующих за троекратным погружением в воду, с произношением слов «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», – т.е. молитвами, миропомазанием и прочими обрядами, за сим следующими (Смоленск. Еп. вед. 1871 г. №17).

Как совершать хождение, положенное при пении «Елицы во Христа крестистеся», когда крещение дополняется? Если крещение, совершенное мирянином, дополняет священник, то, при пении «Елицы во Христа крестистеся», можно совершать хождение или вокруг стола, на котором лежит крестильный ящик, или же, если бы не было стола, то вокруг крестильного ящика, держимого священником или диаконом; но поставлять нарочито для этой цели купель с водою не нужно, так как в ней в это время нет никакой надобности (Тулъск. Еп. вед. 1874 г. №17).

Позволительно ли совершать крещение в одной епитрахили? По чину Богослужения, священник всегда облачается в фелонь (ризы), когда на том или ином священнодействии полагается чтение Евангелия (см. Типик, гл. 2 служб. дек. 24, янв. 5. Послед. понед. стр. и пр. и сравн. гл. 9 и гл. 14); поэтому и крещение должно быть совершаемо с облачением в фелонь, а не в одной епитрахили (Пособ. к изуч. Уст. Богосл. Николъск. 42 стр. Рук. для селъск. паст. 1869 г. т. 1. стр. 479). «Без епитрахилиа же и фелона никогда же священник крестить и миропомазывать да дерзает, разве в смертной и наглой беде» (Треб. Петр. Могил. о св. мире и елее), следовательно тогда, когда и мирянину позволено крестить младенца, он может совершить крещение в одной епитрахили и даже без нее, при невозможности иметь ее под рукою на то время.

Обязателен ли обычай, по которому отец не присутствует при крещении своего дитяти? В виду того, что: а) есть правило, дозволяющее отцу-священнику крестить свое дитя, если нет другого священника, и б) что отец-мирянин также может совершить крещение над своим младенцем в крайнем случае, обычай отсутствовать родному отцу во время крещения его дитяти – не имеет законного основания, а тем более силы обязательности (Рук. для селъск. паст. 1864 г. т. III стр. 194).

Должно ли – и как должно совершать крещение над уродами? Если рожденное от женщины не будет иметь никакого человеческого вида, то и крестить его не должно; если же есть сомнение в том, животное ли это, или, может быть, человек, то должно крестить условно: «аще человек есть, крещается раб Божий»… и т.д. (Требн. Петр. Могил. лист. 10).

Если же родится дитя «многовидное», то, не приступая к крещению его, должно сперва рассмотреть: одну или две головы, а также одну или две груди, отчетливо разделенных, имеет родившееся дитя. Когда окажется, что дитя имеет две головы и две груди, то значит – и два человека; и тогда каждый из них должен креститься особо – чрез обливание на голову: сперва одного обливать трижды и произносить совершительную форму крещения, а затем также и другого. Только в таком случае, когда детей «беда смертная» наступает и времени не достает, чтобы обоих крестить отдельно, можно крестить их за одним разом, произнося совершительную форму крещения во множественном числе: Крещаются рабы Божии (имя того и другого) и т.д. Но когда урод будет иметь два лица, две головы и две груди, но не отчетливо разделенных, так что явится сомнение – одно ли это существо, или два сросшихся, тогда должно крестить чрез обливание сперва одного – обыкновенною формою крещения, а потом другого -под таким условием: Аще не крещен есть, крещается раб Божий (имярек) и т.д. (Там же).


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 320; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!