УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ВЫДОХА ПРИ ЗАИКАНИИ



Заикающийся находится в положении лежа на спине. Рука ребенка ле­жит на верхней части живота (диафрагмальная область). Внимание ребен­ка обращается на то, что его живот «хорошо дышит». Можно положить на живот игрушку для привлечения внимания. Это упражнение длится в среднем 2 - 3 минуты. Упражнение должно выполняться без усилий, что­бы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса.

Задуй свечку

Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось. Логопед отмечает тех детей, кто дольше всех дул на «свечу».

Лопнула шина

Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг - «шину». На выдохе дети произносят медленно звук «ш-ш-ш». Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и на­оборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исход - ное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Накачать шину

Детям предлагают накачать «лопнувшую шину». Дети «сжимают» пе­ред грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку «насоса». Медлен­ный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрям­лении вдох производится непроизвольно.

Воздушный шар

Выполнение упражнения аналогично упражнению «Лопнула шина», но во время выдоха дети произносят звук «ф-ф-ф».

Жук жужжит

Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад словно крылья. Выдыхая, дети произносят «ж-ж-ж», опуская руки вниз. За­нимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Ворона

Исходное положение: руки поднять через стороны вверх. Медленно опуская руки и приседая, дети произносят протяжно «К-а-а-а-р». Логопед хвалит тех «ворон», которые медленно спустились с дерева на землю. За­нимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Гуси

Исходное положение: руки поставить на пояс. Медленно наклонить ту­ловище вперед, не опуская голову вниз. Произнести протяжно «Г-а-а-а». Принимая исходное положение, произвести вдох.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ГОЛОСОМ ПРИ ЗАИКАНИИ

Упражнение 1

Речевой аппарат устанавливается для произнесения звука [А] (расстоя­ние между зубами равно двум пальцам, язык лежит плоско, кончик у ниж­них передних резцов), но губы в отличие от положения при звуке [А] сом­кнуты; гортань должна быть опущена, глотка раскрыта, маленький язычок и небная занавеска подняты.

Проверить опущенное состояние глотки можно следующим образом: положить палец на хрящ гортани (адамово яблоко) и сделать глубокий вдох носом. Если палец ощутит движение хряща вниз, то это значит, что гор­тань опустилась и приняла нужное для свободного течения звука положе­ние, глотка при этом раскрылась, как она обычно раскрывается при зевке: небная занавеска и маленький язычок поднялись вверх.

Встать прямо, проверить, нет ли мышечного напряжения шеи, головы, рук, всего тела; гортань и речевой аппарат установить в основное поло­жение для свободного течения звука. Сделать вдох через нос и, сохраняя основное положение, послать выдыхаемую на звуке [М] струю так, чтобы ощутить звучание в верхних передних зубах. Звучащая струя воздуха как бы идет от диафрагмы и «ударяется» в верхние передние зубы. Звук дол­жен быть легким и не очень продолжительным. Приложив руку к губам и верхней челюсти, можно ощутить некоторое дрожание-вибрирование. Это значит, что звук идет верно, без препятствий, что он попал в маску, то есть в кости лица, и отражается в ней.

Упражнение 2

Вывести в маску звук [М], который как бы разрывает сомкнутые губы гласным звуком [А]. Нижняя челюсть естественно опускается. Звук дол­жен быть довольно продолжительным; следить за тем, чтобы при разрыве губ не появлялось призвука гнусавости, которая вызывается тем, что неб­ная занавеска не поднимается и не закрывает прохода звука в носовую по­лость. Сочетание звуков [МА] взять в разных высотах.

Упражнение 3

На одном дыхании вывести сочетание звука [М] с тремя гласными - [А], [О], [У] и [И], [Э], [Ы]. Стараться все звуки произносить на одной вы­соте и направлять в маску. Следить за отсутствием напряжения, опорой и точной артикуляцией всех звуков.


Протяженность звуков характеризует определенную мелодию, которую принято называть «распевной интонацией», так как это звучание прибли­жается к протяжному певческому. В отличие от «распевной интонации» в тренировке голоса развивается такое звучание, которое называется «рече­вой интонацией». «Речевая интонация» отличается отсутствием протяжен­ного звучания гласных и приближается к разговорной мелодии.

Упражнение 4

Задача упражнения - добиться правильного посыла звука в маску в ре­чевой и распевной интонациях. На одной высоте нужно постараться про­изнести сочетание звука [М] с тремя любыми (более верными) гласными, затем новый вдох - и новое сочетание.

Последовательность упражнения:

а) вдох носом;

б) на одном вдохе - МА, МО, МУ или НА,

в) вдох носом;

г) на одном выдохе - МИ, МЭ, МЫ или НИ. В процессе упражнения необходимо следить за тем, чтобы не форсировать звук, посылать его в маску, держать опору.

Проделать упражнение в различных высотах.

Упражнение 5

Произносить на одном выдохе следующие согласные: ЖЖЖЖЖЖЖЖ - 3333333333 - НЬНЬНЬНЬНЬНЬ. Эти звуки по своей тембральной окраске тя­готеют к различным резонаторам: Ж - ближе грудному звучанию, 3 - сере­дине или «смешанному», среднему резонатору, НЬ - верхнему (головному, лицевому). Произнося подряд все согласные, постарайтесь проверить вибра­цию звука во всех резонаторных полостях, прикладывая руку к груди, к лице­вым костям (иначе маска). Попробуйте переводить звучание всех согласных в различные резонаторы.

Упражнение 6

На звуке [У] воспроизведите гудок трех теплоходов: большого, средне­го и маленького. Последовательность гудков безразлична. Вы должны ус­лышать три различные высоты вашего голоса. Проверьте резонаторы. Хо­рошо вытягивайте губы вперед при образовании звука [У]. Три услышан­ные и верно воспроизведенные высоты будут в какой-то степени опреде­лять диапазон вашего речевого голоса.

Упражнение 7

Взять воображаемый мяч, определить для себя, какой он величины и начать «играть», ударяя им об пол. При этом считать до десяти, на каждый счет ударяя по мячу, чтобы он «отскакивал» от пола. Затем, также считая до десяти, подбрасывать мяч на каждый счет вверх, потом снова ударять мячом об пол и считать до десяти. Каждый раз считать на одном выдохе. Повторить эту игру несколько раз. Вы услышите, что с изменением поле­та мяча изменится и высота вашего голоса: мяч внизу - звук голоса ниже, мяч вверху - звук голоса выше. Следить, чтобы звук не был напряжен­ным, не тянуть сильно вверх шею, когда мяч летит вверх.

Упражнение 8

Собака (назовем ее Бобик) убежала, ее надо вернуть домой. Звать бу­дем три раза: один раз с далекого расстояния, затем с более близкого, и, наконец, собака будет около вас. Повторять кличку собаки несколько раз в быстром темпе, кроме последнего (собака около вас). Последователь­ность упражнения: произнести слово «Бобик» на одном дыхании десять раз (собака далеко) - остановка - произнести слово «Бобик» десять раз (собака подошла ближе) - остановка - повторить кличку несколько раз, но более медленно (собака подошла к вам). В упражнении должна ме­няться высота звука.

Упражнение 9

Принцип и задача те же, что и в предыдущем упражнении, но теперь собака бежит на зов без остановки, поэтому повторять ее кличку от высо­ких нот к низким через средние без остановки на одном дыхании. Произ­носить кличку столько раз, насколько хватит дыхания.

Упражнение 10

Вспомнив различие высот вашего голоса, которое появилось в преды­дущих упражнениях, посчитайте до десяти на одном дыхании в трех раз­личных высотах; после каждого счета до десяти нужно делать остановку, чтобы взять дыхание и услышать следующую высоту.

Упражнение 11

Произнести фразу «Я вам приказываю» с повышением по строчкам, на­чав с удобной нижней высоты. Всего пройти пять-шесть ступеней, не уходя в крик. Произнести данную фразу, оправдывая ситуацию (оправданием мо­жет быть, например, то обстоятельство, что приказ не выполняется).

Упражнение 12

В упражнении участвуют два человека. У первого фраза «Накажу!», у второго «Нет!». Первый произносит свою фразу в повышении по строч­кам, второй идет на понижение. Первый приказывает, второй отвечает. Не­обходимо оправдать диалог предлагаемыми обстоятельствами.

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................................. 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ        5

1.1. Анатомо-физиологические механизмы речи.................................... 5

1.2. Звукопроизносительные характеристики устной речи................. 9

1.3. Акустические характеристики устной речи.................................. 13

1.4. Речевой онтогенез.................................................................................. 20

ГЛАВА II. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ.......................... 27

Раздел 1. Технология логопедического обследования...................... 27

2.1.1. Этапы логопедического обследования....................................... 27

2.1.2. Технология логопедического обследования детей

раннего возраста................................................................................................... 42

2.1.3. Особенности логопедического обследования при различных нарушениях речи     49

2.1.4. Нейропсихологический подход к обследованию речи.......... 56

Раздел 2. Технологии коррекции звукопроизношения..................... 57

2.2.1. Этапы коррекции звукопроизношения........................................ 57

2.2.2. Технология постановки разных групп звуков........................... 59

2.2.3. Особенности коррекции звукопроизношения при дизартрии.... 64

2.2.4. Особенности коррекции звукопроизношения при ринолалии ... 70


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 367; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!