Глава 8. Игровые методы проведения учебных занятий



Организация и проведение игрового обучения в вузе

Игры, применяемые в педагогической практике вузов, относятся к активным методам обучения. Это объясняется тем, что в них, как пра­вило, преобладает продуктивно-преобразовательная деятельность обуча­ющихся.

Для учебных игр характерны:

♦ многовариантность и многоальтернативность решений, из которых требуется произвести выбор наиболее рационального;

♦ необходимость принимать решения в условиях неопределенности и в обстановке условной практики;

♦ многообразие условий проведения игры, отличающихся от стан­дартных, появление которых возможно в будущей практической деятель­ности специалиста;

♦ сжатые временные рамки, возможность неоднократной повторяе­мости ситуаций;

♦ наглядность последствий принимаемых решений;

♦ интеграция теоретических знаний с практикой профессиональной деятельности, приобретение навыков работы по специальности;

♦ широкие возможности индивидуализации обучения.

В игре развивается продуктивное творческое поисковое мышление сту­дентов, но не вообще, а применительно к выполнению будущих долж­ностных обязанностей и функций. В ходе игры имеется возможность от­менить решение, которое оказалось неудачным, вернуться назад и при­нять другое, для того чтобы определить его преимущества и недостатки по сравнению с уже опробованными. При этом одна и та же игровая си­туация может проигрываться несколько раз, для того чтобы дать воз­можность обучающимся побывать в разных ролях и предложить в них свои решения.

Учебные игры развивают и закрепляют у студентов навыки самостоя­тельной работы, умение профессионально мыслить, решать задачи и вести управление коллективом, принимать решения и организовывать их вы­полнение. В ходе игры у обучающихся вырабатываются следующие уме­ния и навыки:

  • сбора и анализа информации, необходимой для принятия решений;
  • принятия решений в условиях неполной или недостаточно достоверной информации, оценки эффективности принимаемых решений;
  • анализа определенного типа задач;
  • установления связей между различными сферами будущей профессиональной деятельности;
  • работы в коллективе, выработки коллегиальных решений с использованием приемов группового мышления;
  • абстрактного и образного мышления как основы эффективного твор­ческого использования системного подхода к исследованию процессов и явлений.

Как и любой другой метод, игра в обучение полифункциональна и может быть использована для формирования и развития разных психоло­гических свойств и качеств человека: профессиональной направленнос­ти, умственной самостоятельности, знаний, умений и навыков в той или иной сфере деятельности, творческого решения познавательных и профессиональных задач, организаторских и коммуникативных качеств, оценки и самооценки и т.д. Среди функций игрового обучения можно выде­лить инструментальную — формирование умений и навыков; гностичес­ кую - формирование знаний и мышления; социально-психологическую - формирование коммуникативных качеств студента. Наряду с названны­ми в игровом обучении чаще всего реализуются диагностическая, мотива ционная, моделирующая, организационная и креативная функции, а также функции контроля и коррекции.

Необходимо указать, что игры в высшей школе являются одним из важнейших элементов волевой подготовки будущих специалистов. Участвуя в них, студенты приучаются решать профессиональные задачи в слож­ных, близких к реальным, условиях, проходят своеобразную психологи­ческую закалку.

В настоящее время в высшей школе накоплен значительный арсенал различных игровых методов обучения. Рассмотрим дидактические возмож­ности некоторых из них, нашедших наиболее широкое использование в педагогической практике российских вузов.

Игра как метод обучения отличается не только активностью участни­ков, но и большим, по сравнению с традиционными методами, интел­лектуальным и психическим напряжением студентов. Преподаватели, разрабатывая, планируя и проводя игровые занятия, должны ясно пред­ставлять себе и учитывать их дидактические особенности.

Для преподавателя дидактические игры являются довольно трудоем­ким видом учебных занятий. Подготовка к их проведению требует как глубокого понимания процесса обучения в новых условиях, так и боль­ших временных затрат педагога. Опыт показывает, что 1 час работы в группе из 15 человек над конкретной ситуацией средней сложности тре­бует 12—15 часов подготовительной работы[4].

Возникает вопрос: не слишком ли трудоемки игровые методы обуче­ния по сложности, затратам времени и сил на их разработку? Не проще ли читать традиционные курсы лекций и проводить практические заня­тия? Однако если взвесить все преимущества игр, то окажется, что выгода от их применения значительно перекрывает затраты на разработку. Разумеется, целесообразность разработки игры необходимо ставить в соответствие с объемом дисциплины, целями и задачами, решаемыми при ее изучении, вкладом в профессиональную подготовку студентов.

При оценке игр как метода обучения следует иметь в виду ряд обсто­ятельств.

Во-первых, игры по сравнению с другими методами обучения облада­ют одним неоспоримым преимуществом: свойством интегрировать полу­ченные знания применительно к избранной профессии.

Во-вторых, однажды разработанная хорошая игра может использо­ваться в течение многих лет как эффективный инструмент обучения не­скольких поколений студентов. Конечно, содержание игры должно об­новляться в соответствии с изменением содержания самой науки.

В-третьих, игровые методы обучения, с помощью которых студенты осваивают профессиональную деятельность и приобретают знания без прямого вмешательства или помощи педагога (последний остается как бы за сценой), — мощное средство пробуждения интереса к содержанию этой деятельности. В условиях увеличения доли самостоятельной работы обучающихся игры представляют собой эффективную форму ее реализа­ции.

В-четвертых, трудно переоценить целесообразность приобретения навыков принятия ответственных решений в обстановке условной прак­тики. Обучение в игре может предотвратить реальные ошибки, которые возникают у будущих специалистов при переходе к самостоятельной про­фессиональной деятельности.

В-пятых, в игре процесс обучения можно успешно сочетать с задача­ми исследования, таким образом наглядно демонстрируя обучающимся исследовательский метод в действии. Поэтому при разработке плана про­ведения игры предусматривается ряд вопросов (проблем), подлежащих исследованию, а также выделение отдельной группы участников игры, в обязанность которой входит хронометраж ификсирование частных ре­зультатов.

В-шестых, неоценимым для будущего специалиста является приобре­тение опыта комплексной постановки проблемы, согласования индиви­дуальных приоритетов при групповом выборе решения и его реализации.

В-седьмых, игра способствует развитию группового мышления, уме­нию действовать в составе коллектива, добиваясь выработки обоснован­ного общего решения.

В-восьмых, игры позволяют опробовать новые формы и правила, струк­туры управления, нормативы и методики, проверяя их, как на испыта­тельном стенде, в качестве которого выступает сама игра.

Таким образом, игры обладают широкими дидактическими возмож­ностями. С их помощью можно формировать чрезвычайно широкий спектр умений, навыков и профессионально-значимых качеств личности в зависимости от того, как организуется подготовка и проведение игры, какие мотивы закладываются в ее основу разработчиками и преподавателями. Высокая эффективность игровых методов обучения обусловлена су­щественными преимуществами по сравнению с традиционными. Некото­рые из них хотелось бы выделить особо:

♦ наглядность последствий принимаемых решений: в игре можно пренебречь деталями, исключить из информационного массива так называемый «шум», порожденный свойствами реальных процессов, которые не относятся к делу;

♦ переменный масштаб времени: игра позволяет «жить быстрее» или «медленнее», ускорять и замедлять ход событий. В обстановке условной практики, которую создает игра, можно за несколько часов «прожить» несколько лет;

♦ повторение опыта с изменением установок (накоплением навыков
в ходе обучения): в игре можно несколько раз проигрывать одну и ту же ситуацию, подходя к ее решению каждый раз по-новому;

♦ возможность изменить масштаб охвата, что может значительно сократить сроки поиска принципиальных решений в разных условиях.

Кратко рассмотрим основы планирования, а также порядок организации и проведения учебных занятий с использованием игровых методов обучения.

Решение о включении игры в учебный план принимается на этапе разработки общего графика обучения по специальности. Перед этим вы­являются и устанавливаются узловые точки подготовки специалистов, в которые целесообразно ввести игровые методы обучения. Лучше разме­щать их в учебном плане так, чтобы каждое занятие требовало накопле­ния знаний не по одной, а по нескольким смежным дисциплинам. При этом игровые занятия должны усложняться по мере перехода от млад­ших курсов к старшим, охватывать все более реальные, чаще всего име­ющие место на практике проблемы и задачи. В данном случае велика роль межпредметных и межкафедральных связей, существующих в вузе.

На завершающем этапе обучения желательно проводить комплекс­ные факультетские деловые игры, охватывающие ряд дисциплин, препо­даваемых несколькими кафедрами, вовлекая по возможности, обучаю­щихся разных специальностей.

Педагогическая практика ведущих вузов России показывает, что целе­сообразно в вузе планировать и проводить в каждом семестре 1-2 игры и не менее 2-3 игровых занятий типа имитационных упражнений, анализа конкретных ситуаций, разыгрывания профессиональных ролей. Таким образом, при пятилетнем сроке обучения студенту придется участвовать в 8—12 играх и 16-18 игровых занятиях.

При планировании времени проведения игры следует, кроме общих требований, предъявляемых к расписанию занятий, дополнительно иметь в виду следующие моменты:

♦ игру целесообразно планировать после того, как прочитаны основные лекции курса и обучающиеся теоретически подготовлены к участию в ней;

♦ для игры рекомендуется выделять отдельные, не загруженные другими занятиями дни, чтобы сосредоточить внимание и силы участников
на самой игре. Если же игра занимает 2 или 4 часа, то целесообразно ею завершать учебный день, так как студенты после игры не могут сразу выйти из роли, переключиться на другие дисциплины;

♦ перед игрой должно быть предоставлено время на подготовку, для
чего необходимо предусмотреть, чтобы время самостоятельной работы
накануне было свободно от каких-либо занятий, кроме подготовки к игре;

♦ если игра занимает более одного учебного дня, нужно обдумать,
следует ли назначать эти дни подряд или лучше сделать перерыв. За время
такого перерыва обучающиеся могут выполнять отдельные домашние
задания, а отставшие на первых порах ее участники смогут догнать идущих в нормальном темпе и тем самым не затруднят продолжения игры;

♦ игра занимает много времени и внимания обучающихся, поэтому
необходимо согласовать время ее проведения с общим графиком работ,
выполняемых в семестре.

Важное значение при проведении учебных игр имеет их информацион­ ное обеспечение. Коротко остановимся на этом.

Информационное обеспечение учебных игр включает ряд составляю­щих:

♦ описание закладываемой в игровое занятие ситуации;

♦ регламент проведения и критерии оценки результатов игрового за­нятия с учетом их сложности и значимости;

♦ документы планирования и организации игрового занятия;

♦ нормативные и справочные данные.

Игровые ситуации составляют основу программы игрового занятия и, как правило, включают ее детальное описание. Последнее может быть представлено к началу игры в форме исходных данных и пополняться, уточняться в процессе ее проведения с помощью вводных заданий.

В регламенте проведения игры фиксируются права и обязанности пре­подавателя и обучающихся, последовательность, содержание и распре­деление во времени отдельных стадий, этапов и шагов, охватываемых занятием, порядок взаимодействия его участников.

Важной составляющей информационного обеспечения игры являет­ся документация, которая включает исходные и плановые документы, выдаваемые участникам для отработки и отражающие принятые ими ре­шения; наконец, отчетные документы, в которых зафиксированы ре­зультаты выполнения этих решений. Такие результаты в играх чаще всего выявляются с помощью экспертных оценок, выставляемых группой наи­более подготовленных обучающихся или преподавателями, проводящи­ми эти занятия.

Нормативно-справочные данные, как правило, представлены специ­альным набором документов, которым пользуются участники игрового занятия. Нормативы могут быть постоянными, т.е. неизменными на все время игры или постоянными лишь в течение конкретного этапа, либо принимать определенное значение (с учетом установленных вероятнос­тей) из диапазона возможных значений. Значения некоторых нормативов могут меняться в зависимости от принимаемых участниками занятия ре­шений.

Развитое информационное обеспечение позволяет создать игровую модель, составляющую основу игрового занятия.

Успех игр как метода обучения в гораздо большей степени, чем тра­диционных, зависит от материально-технического обеспечения, в состав которого входят аудитории (классы), специально оборудованные для игр, средства отображения информации, средства управления, тренажеры, вычислительная техника и т.п. Разумеется, состав материально-техни­ческого обеспечения и размещение в решающей степени зависят от фор­мы игрового занятия, числа участников и многих других факторов.

Опыт ведущих вузов страны свидетельствует, что для успеха игровых занятий особую важность имеет система стимулирования и оценкидея­тельности обучающихся.

Оценка деятельности участников игры всякий раз складывается из оценки анализа обстановки, выработанного и принятого решения, а так­же его реализации в установленное нормативами время.

Анализ каждой отдельной ситуации — это тренировка не столько в выборе решений, как иногда считается, сколько в анализе, который является преддверием их принятия. В ряде случаев анализ бывает важнее самого решения, хотя многим обучающимся труднее всего дается имен­но последнее.

Педагогическая практика использования в вузах игровых методов обу­чения свидетельствует о целесообразности построения системы стиму­лирования на основе арбитража.

Арбитраж деловой игры представляет собой комплекс непрерывных контрольных мероприятий, осуществляемый несколькими постоянны­ми арбитражными группами. Число и состав этих групп заранее определя­ются руководителем игры исходя из количества ее участников. Обычно в состав арбитражной группы назначается представитель руководящего состава игры (преподаватель) и необходимое число ассистентов (обуча­ющихся). Арбитражные группы в ходе игры осуществляют непрерывное наблюдение за участниками игры и оценивают их действия, начисляя баллы при успешной деятельности или каких-либо нарушениях. Система оценок различных видов деятельности слушателей в ходе игры разраба­тывается заблаговременно и выдается арбитражной группе для руковод­ства.

Итоговая оценка каждого участника игры в баллах определяется как сумма отдельных оценок (с учетом штрафных баллов). Примерная систе­ма оценок различных видов деятельности студентов в ходе игры приведе­на в таблице 8.1[5].

Ограничения и контролируемое время, которое дается участникам игры для решения задач, мобилизуют каждого, повышая тем самым эф­фективность обучения. Из опыта известно, что в группах, где режим игры не принимался во внимание, на решение аналогичных задач требовалось времени на 30-40% больше. Причем уровень усвоения учебного материала одновременно снижался на 10% (по сравнению с другими группами). Опыт применения арбитража показывает, что указанным способом удается успешно решать ряд важных дидактических и воспитательных задач, среди которых выделяются:

 ♦ оперативная и обоснованная оценка всех видов практической деятельности отдельных групп и каждого участника игры, а также степени их подготовленности к выполнению соответствующих функциональных обязанностей;

♦ направление работы участников игры в русло, намеченное планом игры;

♦ подготовка материалов для оценки игры в целом и определение эффективности организации учебного процесса по данной дисциплине. Если обобщить опыт проведения игр, то становятся ясны проблемы, которые неизбежно возникают в этом случае. Первая, и одна из самых сложных, с которой сталкивается руководитель игры, состоит в том, что надо на протяжении всей игры обеспечивать ее участников сравнительно равномерной и непрерывной рабочей нагрузкой. Трудности образуются в связи с тем, что большинство решений принимается последовательно, в логическом порядке руководства игрой. А отсюда становятся неизбежными потери времени на ожидание решений или рабочих результатов.

 

Другой проблемой является объективная оценка индивидуальной работы каждого участника игры. Ведь результат игры в ряде случаев не свя­зан с деятельностью конкретного студента. Эту проблему можно решить только активным участием в игре преподавателей-руководителей, кото­рые могут в данном случае получить более полное представление о спо­собностях обучающихся и использовать эти выводы для оценки результа­тов.

Существенную роль в увеличении эффективности игрового процесса играет заключительный этап игры, в особенности обсуждение ее итогов. Опыт ряда вузов свидетельствует, что если после игры обсуждение не проводилось, то приобретенные в ходе игры навыки быстро утрачивают­ся. Следовательно, послеигровое обсуждение итогов, раскрывающее при­чины получения тех или иных результатов, так же важно, как и сама игра.

Обсуждение итогов целесообразнее всего проводить методом конфе­ренции, чтобы каждый имел возможность высказать свое мнение о ме­тодической необходимости и итогах такого занятия.

Разумеется, конференция заканчивается выступлением руководите­ля, который не только подводит общий итог, но и дает оценку работе каждого участника игры.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 1426; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!