Человеку, мстить за причиненную боль. Гибель волчат в результате 8 страница



Таким был Алесь Иванович в мирное время. Когда же началась война, он не покинул родные места, не уехал скоропалительно в Минск вместе с райкомовцами, а добился разрешения у немецких властей продолжать работу в школе. Мороз считал, что «не для то­го он очеловечивал этих ребят, чтобы их потом расчеловечили». В отличие от тех, кто претерпел превращение из помощника проку­рора в полицая, а из хозяйственного колхозника в яростного нена­вистника Советской власти, Алесь Иванович остался самим собой, остался учителем, помогал партизанам.

Но поистине суровые испытания выпадают на долю ребят, без­заветно преданных своему наставнику. Пытаясь спасти от ареста Мороза, ребята оказываются в плену у немцев. Но даже под пытка­ми фашистов, которым подвергаются ребята, никто из них не гово­рит об Алесе Ивановиче.

Добровольная сдача Мороза немцам может быть расценена раз­ными читателями по-разному. Я же полагаю, что этот поступок Алеся Ивановича был сообразован не с отвлеченными правилами поведения, а с требованиями его личной совести, с его пониманием своего человеческого и учительского дома: он не мог предать своих учеников, не мог бросить их одних в предсмертный час. И до по­следнего момента Мороз оставался благородным человеком, не счи­тая себя героем. Он старался подбодрить, успокоить ребят. К сча­стью, перед казнью одному из мальчиков удалось бежать, он был тяжело ранен, но смог выжить, а через много лет продолжил дело своего учителя.

Алесь Иванович Мороз встретил смерть вместе со своими деть­ми, как Янош Корчак, польский учитель, который пошел в газо-

366


вую камеру вместе с учениками. Автор нигде не упоминает этого имени, но аналогия возникает сама собой.

В. Быков обращается к вечным, «нетленным» темам. Идея доб­роты и самопожертвования всегда тревожила умы и сердца самых выдающихся русских писателей. Мы находим ее в раздумьях Бол­конского и Безухова, Раскольникова и князя Мышкина о жизни и смерти, о человеческом долге и гуманизме, в спорах Иешуа и Пи­лата об истинных человеческих ценностях.

Как и многие другие произведения писателя, повесть «Обелиск» производит большое впечатление, заставляет о многом задуматься. Я полагаю, что благородный человек, даже если он физически слаб (ведь Мороз был почти калекой), в одиночку способен совершить героический поступок, пойти на самопожертвование ради спасения еще более слабых и беззащитных.

Таким образом, рассказывая в своей повести о жизни и героиче­ском поступке своего героя, В. Быков пытался ответить на главный вопрос: как среди ужасов войны людям удается сберечь в себе ис­тинно человеческое: доброту, любовь, сострадание, готовность при­нять смерть за своих близких. И в этом плане главная мысль «Обе­лиска* выходит далеко за рамки описания событий войны и сопри­касается с лучшими традициями отечественной литературы — по­иском нравственных истин, к которым постоянно обращались в своих произведениях такие писатели, как Л. Толстой, Ф. Достоев­ский, М. Булгаков и многие другие.

Обелиски... Обелиски... Много их на моей родной земле.

Для меня они — символ величия духа павших и нравственной чистоты живущих.

Проходят десятилетия, но идеи самопожертвования во имя Ро­дины живут. Они живы в тех стариках, которые молодыми прошли войну, в «детях войны», которые вырастили новое поколение с иде­алами преданности Отечеству.

РЕЦЕНЗИЯ НА ПОВЕСТЬ В. В. БЫКОВА «КАРЬЕР»

В одном из журналов была опубликована повесть Быкова «Ка­рьер». И вновь о войне, о многострадальной земле Белоруссии, о трагических испытаниях, которые выдерживают или не выдержи­вают люди, оказавшиеся в ситуации, где возможность выбора огра­ничена гибелью или отступничеством, равносильным предатель­ству.

Лето и осень 1941 года. Первые недели и месяцы войны, обер­нувшиеся для сражающейся армии и для населения западных рай­онов страны тяжкой, такой неожиданной и до конца не объясни­мой бедой, маленький пристанционный поселок, накрытый беспро­светным пологом фашистской оккупации, первые массовые «ак­ции» против беззащитных, растерянных мирных жителей и пер­вые, еще не очень умелые шаги сопротивления захватчикам, каж­дый из которых оплачивается кровью. И наконец, взгляд на то, что когда-то произошло в этих краях из нашего «мирного далека», взгляд, упирающийся в конце концов в обелиск со скорбным спис-

367


ком погибших и в обрыв карьера, где когда-то расстреливали под­польщиков,..

Если вот так обнажить канву повести «Карьер», то может пона­чалу показаться, что все это узнаваемо и прежде всего по предыду­щим произведениям белорусского писателя. Но более вчитываешь­ся в страницы повести, тем более ощущаешь ее новизну, принципи­альную значимость для В. Быкова, ее прочные внутренние связи с новыми произведениями о наших днях Ч. Айтматова, В. Астафье­ва, В. Белова и В. Распутина. Да и у самого Быкова современность никогда ранее так властно не врывалась в повествование о про­шлом, никогда рассказу о наших днях не отводилось столько места в традиционном для писателя военном сюжете.

И дело не только в композиции повести. Именно современность становится здесь той нравственной точкой отсчета, от которой лю­ди, пережившие военное лихолетье, вглядываются в свое и чужое прошлое, судят и себя и тех, кто остался в этом прошлом навсегда.

А что же ищет в старом карьере этот немолодой -уже человек, вдовец и пенсионер, негромко, но, по всей видимости, достойно проживший жизнь? Может, им движет лишь ностальгия по ушед­шей молодости? В повести В. Быкова есть и этот мотив. Вся она пронизана щемящим чувством ускользающей памяти о такой, "ка­залось бы, недавней, но и такой далекой от текущих дел и событий ушедшей жизни. Сорок лет! Для истории срок невелик. А для лю­дей?

Совсем крохотная деталь в начале повести преисполнена глубо­кого смысла. Менялось название улицы, менялись хозяева дома, теперь совсем заброшенного, умирающего, а когда-то давшего при­ют раненому Агееву. И вот уже только совсем «глубокий старик в истоптанных валенках на тощих ногах», «постоянно находящийся во власти старческих дум*, может хоть что-то сказать о Варваре Барановской, передавшей тогда молоденькому командиру Красной Армии самое дорогое, что у нее было, — не просто документы, па­мять о своем погибшем сыне...

Пожалуй, впервые не только у В. Быкова, но и во всей нашей военной прозе так замедленно подробно и впечатляюще рассказано об операции, проведенной без какого-либо обезболивания в экстре­мальных условиях, об адской боли, которая обрушивается на чело­века, когда у него, предварительно сделав разрез, вытаскивают осколок, застрявший совсем рядом с бедренной костью. И как боят­ся солдаты ранения в живот, обрекающего человека на почти вер­ную и мучительную смерть. И то чувство полной опустошенности, охватывающее человека перед казнью, когда все уже изболелось и отболело и держится лишь сознание, что «вся жизнь прожита без остатка и прожита не так, как хотелось, — в беспорядке, не в ла­дах с совестью, с ошибками и неудачами».

Говоря о судьбах людей в бесчеловечных, противоестественных по самой сути ситуациях, в которые ставит их война, писатель идет порой, по его же собственным словам, на «упрощение и заост­рение отдельных характеров и положений», но они, заметим от се­бя, отнюдь не превращаются в результате подобного заострения в схемы.

368


Возможно, что автор «Карьера» в данном случае не ставил себе цели прямой художественной полемики, но перед нами еще один принципиальный взгляд этих прерывистых юношей сорок первого с его нетерпеливостью и максимализмом требований к себе и дру­гим, с отчаянной храбростью вступающих в схватку с врагом и почти неизбежно гибнущих в первых же столкновениях.

Как же разобраться Агееву в своих жизненных трудностях? Та­кому твердому человеку в своих убеждениях, старающемуся быть абсолютно честным перед самим собой, молодому человеку с весьма ограниченными знаниями и кругозором? Еще более сложным ока­зался вопрос об истории Белоруссии, о народных традициях, о чем с Агеевым впервые заговорил Ковешко. И как-то неожиданно от­крылось, что об одном и том же почти теми же словами мог гово­рить искренний патриот — отец Марии и прибывший вместе с фа­шистами агент СД.

Доверие. Необходимая в тех условиях настороженность. Прямая подозрительность. Человеческое участие. Равнодушие и бездушие. Все вырастает в проблемы, над которыми ранее Агеев как-то не за­думывался, а вот война поставила их перед ним обнаженно. Так же и вопрос о соотношении цели и средств, ведущих к ее осуществле­нию в условиях, где каждый шаг может быть оплачен слишком до­рогой ценой. Нельзя сказать, что Агеев рассчитывает эти шаги и при этом прячется сознательно за чью-то спину. Он упрям и спосо­бен к бескомпромиссной оценке мотивов своих поступков. Но все-таки: каков же конечный результат? И все, что происходит потом: его стойкость на допросе, его холодное презренье к полицаям, Ко­вешко и немецкому офицеру, пришедшему поговорить со странным русским офицером, — не может отменить в нем самом чувства ви­ны, остро ощущаемой даже в момент казни.

Выше уже шла речь о том, что повесть В. Быкова построена так, что сцены из сегодняшней жизни, переплетаясь со сценами во­енными, занимают в ней, пожалуй, не меньшее место. И пусть ограничен кругозор постаревшего Агеева, все же ему с опытом про­житой жизни многое видать.

Счет, принимаемый безоговорочно человеком честным, трудно, но достойно прожившим всю отпущенную ему волей жизнь. И хотя прибывшие на карьер бульдозеры оставляют ему крохотную надеж­ду на то, что Марию, может быть, миновала их общая участь, рас­коп собственной памяти и совести, который Агеев вел, два долгих летних месяца работая в карьере, закончен.

Пессимистичен ли финал повести? Думается, нет. Ибо он прони­зан верой автора в лучшее в человеке, и эту веру нам необходимо передавать из поколения в поколение.

РЕЦЕНЗИЯ НА РАССКАЗ В. А. СОЛОУХИНА «МСТИТЕЛЬ»

Владимир Алексеевич Солоухин современный писатель, автор многих замечательных произведений о природе и искусстве. В ряде его рассказов хорошо представлен мир детства, показано формиро­вание личности современного человека.

Название рассказа «Мститель» привлекает своей загадочностью.

369


Первая мысль, возникающая у читателя, скорее всего, о том, что в сюжете скрыта какая-то интрига, обман и месть за этот обман. Можно предположить, что далее начнется детективная история. Читатель фантазирует, представляя развязку сюжета, видит себя на месте мстителя, творящего добро и одновременно наказывающе­го зло.

Но что мы видим: история не о неуловимых мстителях, сюжет проще, но рассказ читается с не меньшим интересом.

Главные герои — школьники, учащиеся одной школы, одного класса. Один из них Витька Агафонов, другой, судя по повествова­нию от первого лица, — автор. Этот рассказ — воспоминание детст­ва с последующим переосмыслением.

В основе новеллы лежит конфликт-интрига.

Работая на пришкольном участке, ученики «веселились», наса­живая комья земли на гибкие прутья и бросая слепленные шари­ки в воздух. Один комок, брошенный Витькой, возможно нечаян­но, а может, я специально, попадает рассказчику в спину. С этого момента начинается внутренний конфликт. Героем овладевает обида, злость, а затем в его сознание закрадывается мысль о мес­ти.

К счастью, дети могут вовремя остановить себя. Они боятся от­вечать за свои поступки перед взрослыми. Отчасти поэтому умысел рассказчика не осуществляется. Возможно, герою было тяжело ударить по спине человека, который доверял ему. Тем более уда­рить по спине было бы не по-мужски. Потерпевший отказывается от возмездия, он сумел простить обидчика и тем самым облегчил себе жизнь. «Мне делается легко от приятного решения не бить Ви­тьку. И мы заходим в село как лучшие дружки-приятели».

В настоящее время многие конфликты, возникающие между взрослыми людьми, имеют трагический финал. Взрослого челове­ка, мечтающего отомстить, вряд ли что может остановить. Он пой­дет на все.

Новелла — художественно рассказанная жизненная история. Язык прост, нет никаких двусмысленных фраз и выражений. Ав­тор развивает сюжет по возрастающей линии. Описание обстанов­ки, места действия сюжета сменяется развитием конфликта: раз­мышлением о мести и пониманием того, что мстить не обязательно. Ведь мстить может каждый, но простить — только духовно силь­ный и благородный человек.

Что-то общее есть у этой новеллы с «Преступлением и наказани­ем» Достоевского. Раскольников обижен и зол, но, в отличие от ре­бенка, он приговаривает к смерти старуху и исполняет свой приго­вор. Такой финал противоречит моим нравственным устоям, ведь жизнь дал нам Бог, и только он вправе отобрать ее у нас.

На мой взгляд, «Мститель» подражает отпетым бандитам, зама­нивающим свою, жертву в лес, туда, где их никто не увидит. Что это? Трусость? Или, наоборот, смелость?

Каждый судит по-своему. Но я убеждена в одном: для человека тяжелее простить обидчика, чем наказать его..

370


РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ В. П. АСТАФЬЕВА «ЦАРЬ-РЫБА» (/ вариант)

Каждый писатель в любом своем произведении затрагивает тему природы. Это может быть простое описание места разворачиваю­щихся событий данного произведения или выражение чувств ге­роя, но всегда автор показывает и свою позицию, свое отношение к природе. Обычно здесь бывают две точки зрения: некоторые счита­ют, что человек — создатель и он должен покорить все живое, оби­тающее на земле; другие, напротив, доказывают, что природа — это храм, каждый человек обязан подчиняться ее законам. Каждый писатель настаивает на своем и зачастую отказывается понять и ос­мыслить позицию, противоположную своей. Астафьев в своем про­изведении «Царь-рыба» пытается разобраться в этой проблеме и найти ответ на этот важный для всех вопрос: что есть природа: . храм или раба человека?

Главный герой данного повествования в рассказах Игнатьич — рыбак. Всю свою жизнь он ловил рыбу и умеет делать это как нель­зя лучше. Ни одна рыба ни в одном месте реки, даже в самом уда­ленном и необитаемом, не сможет уйти из его сетей. Он покорил реку. Здесь он царь, царь природы. И ведет он себя как царь: он аккуратен, все свои дела доводит до конца. Но как же он распоря­жается богатством, вверенным ему? Игнатьич ловит рыбу. Но для чего она ему в таких больших количествах? Его семья достаточно обеспечена, чтобы прожить и прокормиться и без этой «наживы». Пойманную рыбу он не продает. А чтобы заниматься ловлей, ему приходится скрываться от рыбнадзора, ведь это занятие считается браконьерством. Что же движет им? И здесь мы видим нашего ца­ря природы с другой стороны. Всеми его поступками руководит жадность. Кроме него, в поселке много хороших рыбаков, и между ними идет необъявленное соревнование. Если твои сети принесут больше рыбы, то ты лучший. И из-за этого эгоистического желания люди истребляют рыбу, а значит, постепенно губят природу, рас­трачивают единственное ценное, что есть на земле. Но зачем приро­де такой царь, который не ценит то богатство, которым владеет? Неужели она покорится и не свергнет его? Тогда появляется царь-рыба, царица рек, посланная для борьбы с царем природы.

Каждый рыбак мечтает поймать царь-рыбу, ведь она — это знак свыше. Поверье гласит: если поймаешь царь-рыбу, отпусти ее и ни­кому не рассказывай о ней. Эта рыба символизирует особенность человека, поймавшего ее, его превосходство над другими. Что же происходит с Игнатьичем при встрече с этой посланницей приро­ды? В нем противоборствуют два чувства: с одной стороны, стрем­ление вытащить царь-рыбу, чтобы потом весь поселок узнал о его мастерстве, с другой стороны, суеверный страх и желание отпус­тить рыбу, чтобы избавиться от этого непосильного для него груза. Но все же первое чувство побеждает: жадность берет верх над сове­стью. Игнатьич принимает решение во что бы то ни стало выта­щить эту рыбу и прослыть лучшим рыбаком во всей округе. Он смутно понимает, что одному ему не справиться, но он подавляет в себе мысли о том, что можно было бы позвать на помощь брата,

371


ведь тогда придется разделить с ним и добычу, и славу. И жадность губит его. Игнатьич оказывается в воде один на один с «рыбиной». Израненные, царь природы и царица рек встречаются в равном бою со стихией. Теперь царь природы уже не управляет ситуацией, природа покоряет его, и постепенно он смиряется. Вдвоем с рыбой, прижавшись друг к другу и успокаиваясь от этого прикосновения, они ждут своей смерти. И Игнатьич просит: «Господи, отпусти эту рыбу!» Сам он этого сделать уже не в силах. Их судьбы теперь в ру­ках у природы. Так, значит, не человек сотворяет природу, а при­рода властвует над человеком. Но природа не так беспощадна, она дает шанс человеку исправиться, она ждет покаяния. Игнатьич — умный человек, он понимает свою вину и искренне раскаивается в содеянном, но не только в этом: он вспоминает все свои прошлые поступки, анализирует прожитую жизнь. Это происшествие застав­ляет его вспомнить все давние грехи и проступки и подумать о том, как он будет жить дальше, если выживет здесь.

Может показаться, что Астафьев своими размышлениями толь­ко еще больше запутал читателя, а не выстроил его мысли, но все же он дает ответ на непростой вопрос: природа — это храм, где че­ловек не может хозяйничать по своему усмотрению, но все же он должен помочь этому храму обогатиться, ведь человек — часть природы, и он призван оберегать этот единственный дом для всего живого.

Астафьев поднимает и другую, не менее важную, проблему: проблему отношений в семье. Всегда главным в семье был муж. Но какое же место занимает женщина? Семья — это единое целое. Ес­ли муж — голова семьи, то жена, хранительница домашнего очага, должна быть ее сердцем. Но как-то странно относится голова к своему сердцу: без любви и понимания, лишь с угрозой. Женщины в семьях живут в постоянном страхе. Они стараются во всем уго­дить своим мужьям и боятся, что могли что-то сделать не так. При­ветствуется только покорность жены, слепое поклонение и подчи­нение мужу. Страх внушается женщинам с детства, поэтому побо­роть его нелегко, только какое-либо чрезвычайное происшествие может помочь им в этом. Так, только смерть дочери заставила же­ну Командора преодолеть чувство страха перед мужем и открыто выступить против него. А каковы же отношения между братьями? И здесь царствует жадность. Игнатьич и Командор враждуют: Командор знает, что Игнатьич — лучший рыбак, и завидует ему, а Игнатьич не любит брата, потому что Командор не такой, как он. Значит, главное чувство, которое преобладает во всех отношениях между людьми в поселке, — это жадность.

- Произведение «Царь-рыба» написано как повествование в рас­сказах. Книга состоит из множества новелл, очерков, рассказов. Одни рассказы написаны в художественном стиле, другие в публи­цистическом. Это разнообразие позволяет намного точнее оценить ситуацию и разворачивающиеся события, посмотреть на проблемы с разных сторон и найти единственно правильное их решение. Так­же оно позволяет охватить большое количество проблем. Разные стили делают события, происходящие в повествовании, более реа­листичными.

372


Эта книга дала мне много хороших уроков и советов. Теперь, прежде чем что-то сделать, я задумываюсь, а не навредит ли это кому-нибудь, не причинит ли вреда природе. Я начала анализиро­вать свои поступки. И если я нахожу, что совершила когда-нибудь ошибку или какой-либо проступок, то я стараюсь это исправить. В этом произведении Астафьев как бы спрашивает тебя: а правильно ли ты используешь то, что тебе дано, не растрачиваешь ли ты впус­тую данное нам богатство — природу? Истина, написанная здесь, осветляет память и мысли и заставляет посмотреть на мир другими глазами.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!