Человеку, мстить за причиненную боль. Гибель волчат в результате 6 страница



Вика Люберецкая — самая загадочная и непонятная для одно­классниц девочка. Она, похоже, была морально старше их и пото­му до девятого класса не имела друзей. Вика восхищена своим от­цом, считает его идеалом, любит до самозабвения. Самое страшное для нее — это сомневаться в отце. И когда его арестовывают, Вика кончает жизнь самоубийством не из каприза, а как взрослый чело­век.

Взросление девочек происходит сначала физически, а затем мо­рально. Несколько по-другому взрослеют мальчики, они как бы тя­нутся за своими повзрослевшими одноклассницами. Так, хулигана Сашу Стамескина берет под свою опеку Искра, делает его отлични­ком, записывает в авиакружок, а затем помогает ему устроиться на авиазавод.

Жора Ландыс, верный друг и помощник всех мальчиков класса, влюбляется в Вику и стремится повзрослеть. Тот же процесс проис­ходит и с некоторыми другими ребятами.

В принципе можно сказать, что инициатором всех этих возраст­ных изменений невольно стал новый директор школы — Николай Григорьевич Ромахин. Его необычная система воспитания не ско­вывает взросление и духовный поиск детей, а, наоборот, провоци­рует взросление.

Антиподом Ромахина в повести является классная руководите­льница и учитель литературы Валентина Андроповна (Валендра, как ее называют ребята). Ее не устраивает распорядок нового ди­ректора в школе. В почти открытой борьбе с ним она использовала все средства, например, писала доносы в высшие инстанции, спо­рила и тому подобное. Однако Валентину Андроповну нельзя счи­тать отрицательным персонажем. Автор пишет, что она абсолютно искренно верила в правильность своих убеждений, в то, что новый директор губит школу. И эта искренность в конце концов позволи­ла ей найти общий язык с повзрослевшим классом и измениться.

Велико значение второстепенных персонажей в повести. Учите­ля литературы и директора нельзя отнести к ним, так как вокруг их взаимоотношений разворачивается основной конфликт повести. Второстепенные персонажи — это родители учеников и два учите­ля, не участвующие в конфликте. Родители, воспитывая своих де­тей, создали свою точную копию, со своими чертами характера, но все они с пониманием восприняли взросление своих детей, их новое понимание действительности. И даже товарищ Полякова — мать Искры, — «железная» женщина, привыкшая командовать доче­рью, как подчиненным, встретив отпор повзрослевшей Искры, сми­ряется, поняв, что это должно было произойти. То же можно ска­зать и об отце Вики Люберецкой, который невольно изменил жизнь многих ребят, став их идеалом.

Тематика произведения выражается именно этим взрослением

12-3959                                     353


(о котором я говорил выше, описывая героев отдельно). Основной идеей, пронизывающей мыслью произведения является то, что ни & коем случае взрослым нельзя влиять на взросление детей, воспиты­вать их, конечно, необходимо, но взросление идет своим особым путем.

Впрочем, такая идея прослеживается лишь в основной части по­вести, а в прологе и эпилоге появляется новая идея. Тема пролога и эпилога — воспоминания автора о своей молодости. А идея выра­жается в том, что запоминается в жизни только самое прекрас­ное — юность. Повесть называется — «Завтра была война», но о войне в ней практически ничего не сказано, и это не случайно. Война не фигурирует в действии повести, а как бы вытекает из ее содержания, логически завершая школьные годы. Борис Васильев пишет, что разница между поколением его молодости и нынешним заключается в том, что они знали, что война будет, а мы знаем, что ее не будет, и искренне в это верим.

И сейчас, через сорок лет, в поезде, символизирующем жизнь, эти вечные девятиклассники вспоминают не войну, не то, как горе­ли в танке и шли в бой, а то, что было до этого.

Эта повесть тронула меня до глубины души. На многое открыла глаза, многое в жизни разъяснила и помогла понять. Борис Васи­льев, безусловно, талантлив, так как повесть читается на одном ды­хании и оставляет в душе неизгладимый след. Мне, как ребенку, хотя и взрослеющему, было весьма полезно взглянуть со стороны на собственную жизнь, что-то пересмотреть в своем мировоззрении.

Я ХОЧУ РАССКАЗАТЬ ВАМ О КНИГЕ Б. Л. ВАСИЛЬЕВА «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ...»

Все дальше уходят в прошлое события Великой Отечественной войны, но они не становятся историей. Книги о войне не восприни­маются как исторические произведения. Почему? Военная проза семидесятых—восьмидесятых годов заострила существенные для жизни современного человека проблемы: нравственного выбора, ис­торической памяти. В этих книгах происходят утверждения тех нравственных норм, без которых нет и «мирной жизни». «От уме­ния жить достойно очень многое зависит в наше тревожное время», — считает Б. Васильев, один из лучших авторов лейтенан­тской прозы. Все, о чем писал автор, — не по наслышке. Васильев добровольно ушел на фронт после окончания школы. Был лейте­нантом. Писатель видел, как на войне не просто гибнут солдаты. На войне убивают не людей вообще, а человека. Живого, теплого, думающего. И вполне конкретного: со своей фамилией, именем, любовью и радостью. Все свои чувства, мысли Васильев передал в повести. Автор хочет, чтобы люди другими глазами посмотрели на мир. В годы Великой Отечественной войны мы потеряли несколько миллионов человек. К этому прибавим любовь, которая недолюби­ла; мечты, которые недомечтали; песни, которые недопели; детей, которые не родились.

Васильева интересовала не сама война, не сражения, а жизнь и смерть человеческой души на войне. Действующих лиц в произве-

354


дении немного, время действия сжато. И вот на таком узком участ­ке ведется глубинное исследование характеров, поступков и моти­вов этих поступков. Герои в повести «А зори здесь тихие...» попа­дают в драматические ситуации, их судьбы — оптимистические трагедии. Герои — вчерашние школьники, а теперь участники вой­ны. Васильев, как бы проверяя персонажей на прочность, ставит их в экстремальные обстоятельства. Писатель считает, что в таких ситуациях наиболее ярко проявляется характер человека.

Б. Васильев подводит своего героя к последней черте, к выбору между жизнью и смертью. Умереть с чистой совестью или остаться жить, запятнав себя. Герои могли сохранить себе жизнь. Но какой ценой? Нужно лишь чуть-чуть отступиться от собственной совести. Но герои Васильева не признают таких нравственных компромис­сов. Что нужно для спасения девушек? Бросить без помощи Васко-ва и уйти. Но каждая из девушек совершает подвиг в соответствии со своим характером. Девушки были чем-то обижены на войну. У Риты Осяниной убили любимого мужа. Остался ребенок без отца. У Женьки Комельковой на глазах расстреляли немцы всю семью.

О подвигах героев почти никто не знает. В чем состоит подвиг? В этой жестокой, нечеловечески трудной борьбе с врагами остаться человеком. Подвиг — это преодоление себя. Мы выиграли войну не только потому, что были гениальные полководцы, но были и такие незаметные герои, как Федот Васков, Рита Ооянина, Женя Комель- кова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич.

Истинно человеческие отношения между «бойцами» покажет Б. Васильев. Комендант разъезда старшина Васков заботится о каждой девушке. Следит, чтобы не сидели на камнях, не промочи­ли ноги, не заболели. Не забывает похвалить и сказать душевно. «Лапнику ей приволок. Устелил, шинелью своей покрыл:

— Отдыхай, товарищ боец.

— А вы как же без шинели-то?

— А я здоровый, не боись. Выздоровей только к завтраму.
Очень тебя прошу, выздоровей». «Хотел на камнях сесть, да Гур­
вич вдруг задержала, быстро шинельку свою подсунула». Герои —
Рита и Женя — удивительно добросовестные: не бросили в беде
старшину, а попрощались, обнялись и приняли свой последний
бой. Лично мне читать это произведение было очень тяжело. На
войне убивают солдат, но люди свыклись с мыслью, что солдат —
мужского рода. Это — брат, сын, это — муж и отец, это — люби­
мый, это — друг и товарищ. Это — всегда мужчина. На войне были
убиты не только мужчины, но женщины и дети. И, убивая их, вой­
на совершала преступление против человечности, против совести,
против разума. Убивая женщин, война совершала преступление
против будущего. Потому что вместе с женщиной убивала детей,

. внуков. Убивая женщин, фашизм рубил корни человечества.

Сороковые годы — роковые в нашей истории. Россия была не подготовлена к войне. Подготовленных мужчин было мало, а в бой шли женщины и дети. Правительство не обеспечивало материально людей. Люди без крова, без семьи, голодные. Это страшная карти­на.

Мне понравилось, что заканчивается повесть не совсем трагиче-

355


ски. Васильев нам показывает, что добро всегда побеждает зло. Еще есть надежда на спасение. Девушки погибли, ио остался стар­шина Басков. Сын Риты живет с хорошим человеком, который его воспитывает. Басков и Ритин сын расскажут эти трагическую исто­рию следующему поколению. И эти мужественные, сильные духом девушки навсегда останутся в памяти человечества как герои Вели­кой Отечественной войны.

РЕЦЕНЗИЯ НА ПОВЕСТЬ Б. Л. ВАСИЛЬЕВА «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ...» (/ вариант)

Много книг на свете, всех их за жизнь мне не перечесть. Но я хочу рассказать о произведении, где затронута глубоко волнующая меня проблема — проблема войны.

Борис Васильев — один из авторов произведений о Великой Оте­чественной войне. Он родился и жил в Смоленске. Но началась война, и он в рядах добровольцев отправляется на фронт. Пройдя войну с начала и до конца, Васильев вынес с фронта главные мыс­ли и идеи своих будущих произведений, написанных в семидеся­тые годы. Одним из произведений «лейтенантской прозы» является повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие...».

В этой повести Васильев описывает жизнь и гибель пяти деву­шек-зенитчиц. Пришедшие на войну по собственной воле, почти не умевшие стрелять, они погибают от рук фашистской разведки, за­щищая себя и Родину. Женщины и девушки, совсем юные и моло­дые, война не ставит границ возраста и пола, здесь все и каж­дый — солдат. В тылу были немцы, и каждый солдат чувствовал свой долг перед Родиной. Остановить и уничтожить врага любой ценой. И они остановят его, но ценой своей жизни. Повествование ведется от имени коменданта разъезда Васкова. Вся повесть постро­ена на его воспоминаниях. В рамках послевоенного времени идет повествование о прошедших ужасах бесчеловечной войны. И это играет важную роль в идейно-художественном восприятии повести. Эта повесть написана человеком, побывавшим и прошедшим всю войну, поэтому вся она написана правдоподобно и захватывающе, с ярким выделением всех ужасов войны. Свою повесть автор посвя­щает нравственной проблеме формирования и преобразования ха­рактера и психики личности в условиях войны. Наболевшая тема войны, несправедливой и жестокой, поведение разных людей в ее условиях показано на примере героев повести. У каждого из них свое отношение к войне, свои мотивы борьбы с фашистами, кроме основных, и все они разные люди. И именно этим солдатам, моло­дым девчонкам, предстоит проявить себя в условиях войны; кому-то впервые, а кому-то и нет. Не все девушки проявляют героизм и мужество, не все остаются твердыми и стойкими после первого боя, но все девушки погибают. Только старшина Басков остается в жи­вых и доводит выполнение приказа до конца.

Тема войны актуальна в любое время, потому что там погибают люди. И автор при помощи своего таланта и мастерства смог дока­зать еще раз ее актуальность. Все тяготы, несправедливости и жес­токости автор описывает с неподражаемой простотой и краткостью.

356


Но это не вредит восприятию повести. Сцены из жизни девушек емки и кратки, но дают полное представление о каждой героине, В своих героях автор показывает разные типы людей, их поведение, и это у Васильева, на мой взгляд, получается особенно хорошо. Ва­сильев не просто писатель, а писатель-психолог. И этому он учился не по книжкам, а сама жизнь, точнее, война научила и помогла по­нимать психологию людей.

Прочитав произведение Бориса Васильева, мне кажется, каж­дый не раз еще задумается о войне с ее бессмысленностью и послед­ствиями. Это произведение должно оставить неизгладимое впечат­ление у современного поколения, чтобы каждый задумался о том, чтобы война не повторилась. После прочтения «А зори здесь ти­хие...» мне показалось, что я сама вместе с девушками побывала в боевых условиях, видела врага и гибель зенитчиц. Это еще раз под­черкивает мастерство писателя. На мой взгляд, произведение напи­сано интересно и убедительно, все правдиво и естественно. Каждая деталь, начиная с описания разъезда, леса, дорог и заканчивая ге­роями и сценами их гибели, важна для единого, целого восприятия повести. И Борис Васильев, мне кажется, нигде не преувеличил.

Я не могу сказать, что эта книга моя самая любимая. Одну, са­мую любимую книгу очень трудно выделить из многообразия книг. Я считаю, что произведение написано на высоком уровне, просто и доступно для любого читателя. В наше неспокойное время такие произведения просто необходимы, поэтому мне и хотелось расска­зать об одном из них. Именно мастерство таких писателей, как Ва­сильев, раскрывает и подчеркивает бесчеловечность войны. И мне кажется, что такие произведения, как повесть «А зори здесь ти­хие...», актуальны и звучат как предостережение нам.

РЕЦЕНЗИЯ НА ПОВЕСТЬ Б. Л. ВАСИЛЬЕВА «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ...» (П вариант)

Васильев Борис Львович родился 21 мая 1924 года в семье командира Красной Армии в городе Смоленске на Покровской горе. Член КПСС с 1952 года. Добровольцем ушел на фронт. Отец его был кадровым командиром. В 1969 году Б. Васильев написал по­весть «А зори здесь тихие...», в 1974 году — роман «В списках не значился», которые посвящены теме Великой Отечественной вой­ны.

Современная проза о войне примечательна многообразием тем и жанров. Но при всем этом разнообразии авторских подходов и сти­лей особого внимания заслуживает единство современной советской литературы о войне в той ее части, которая раскрывает секреты на­шей победы, объясняет причины и истоки подвига народа.

Интересно отметить, что за последнее время появилось много книг о войне, герои которых вынуждены действовать в особо труд­ных условиях: то в условиях внезапного окружения, то сдерживая отчаянный натиск врага. То есть писатели создают образы людей, которые перед лицом страшной опасности, как «при свете дня», раскрывают душевные качества, воспитанные в них новым стро-

357


ем, — именно те, которые и определили победоносный исход вой­ны.

Это прежде всего — максимальная отдача сил, вызванная яс­ным и неукоснительным пониманием своего личного долга, где бы ни оказался боец.

В повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие...» трагиче­ские действия происходят на мало кому ведомом 171-м разъезде, в лесу, в стороне от которого немцы круглосуточно бомбят Мурман­скую дорогу. Название повести является полной противоположно­стью событиям самой повести. До символа, и героического и траге­дийного одновременно, возвышается подвиг старшины Васкова и пяти девушек-зенитчиц.

Сильное эмоциональное впечатление, которое эта повесть произ­водит при первом чтении, еще более возрастает, когда начинаешь читать ее аналитически. Оказывается, она чрезвычайно коротка: немногим больше тридцати журнальных страниц! Это значит (по­скольку содержание ее видится огромным), что в данном случае ла­пидарность произведения соответствует глубинной специфике ис­кусства: автор остановил наше внимание лишь на тех моментах действительности, которые общеинтересны и способны взволновать каждого лично, и до минимума свел элемент безлично-информаци­онный.

Максимальное раскрытие возможностей человека в своем деле, которое вместе с тем и одновременно является народным делом, — таков смысл обобщения, извлекаемого нами из истории страшной и неравной борьбы, в которой победили раненный в руку Басков и погибшие все до одной его девушки, которым еще только предстоя­ло узнать радость любви, материнства.

«Одно знал Басков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцу ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно — держать...

И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федот Евграфыч Басков, был сейчас ее последним сынком и защитником. И не было во всем ми­ре больше никого: лишь он, враг да Россия».

Таким образом, небольшая по числу страниц повесть Б. Василь­ева дает большие основания для многоаспектного и серьезного раз­бора идейно-художественных достоинств современной советской литературы.

Но здесь о ней говорилось лишь в связи с тем, что книги о войне убедительно раскрывают такой секрет нашей победы в Великой Отечественной войне, как массовая инициатива советских людей всюду, где бы им ни довелось сражаться, — выковывая ли победу в тылу, сопротивляясь захватчикам в плену и в оккупации или воюя на фронте.

Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Помнить о войне, о героизме и му­жестве прошедших ее дорогами, бороться за мир — обязанность всех живущих на Земле.

«А зори здесь тихие...» Э^а повесть Бориса Васильева произвела

358


на меня сильное впечатление. Она поразила своей глубиной и важ­ностью поднятых проблем.

Интересна манера писателя: он нигде не обрушивает потока слов в адрес героев, не дает их прямых характеристик, как бы же­лая, чтобы мы сами разобрались в них.

Повесть заставляет над многим задуматься. Самое главное в ней — она не оставляет нас равнодушными.

РЕЦЕНЗИЯ НА ПОВЕСТЬ Б. Л. ВАСИЛЬЕВА «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ...» (III вариант)

«А зори здесь тихие...» — это повесть о войне. Действие проис­ходит в годы Великой Отечественной войны. На одном из железно­дорожных разъездов службу несут бойцы отдельного зенитно-пуле-метного батальона. Эти бойцы — девушки, а командует ими стар­шина Федот Евграфыч Басков. Сначала это место было тихим угол­ком. Девушки иногда по ночам стреляли по самолетам. В один день случилось нечто непредвиденное. Появились немцы. Преследуя их в лесу, девушки во главе с Васковым вступают с ними в неравный бой. Они гибнут одна за другой, но ярость и боль, желание ото­мстить помогают Васкову победить.

Вся повесть написана легко, разговорным языком. Благодаря этому лучше понимаешь мысли героев и то, что они делают. На фо­не ужасных событий мая 1942 года этот разъезд выглядит курор­том. Сначала это действительно было так: девушки загорали, устраивали танцы, а ночами «азартно лупили из всех восьми ство­лов по пролетающим немецким самолетам».

В повести шесть основных героев: пять девушек-зенитчиц и старшина Басков.

Федоту Васкову тридцать два года. Он закончил четыре класса полковой школы, а за десять лет дослужился до старшинского зва­ния. Басков пережил личную драму: после финской войны его же­на бросила мужа. Своего сына Басков вытребовал через суд и к матери в деревню отправил, но там его убили немцы. Старшина всегда чувствует себя старше своих лет. Он исполнителен.

Младший сержант Рита Осянина вышла замуж за «красного командира» в неполные восемнадцать лет. Своего сына Алика она отправила к родителям. Ее муж геройски погиб на второй день вой­ны, а Рита узнала об этом только через месяц.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 163; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!