Человеку, мстить за причиненную боль. Гибель волчат в результате 7 страница



Соня Гурвич — сирота. Ее родители, скорее всего, погибли в Минске. Она в это время училась в Москве, готовилась к сессии. В отряде она была переводчицей.

Галя Четвертак не знает своих родителей. Ее подкинули в дет­ский дом. Привыкнув окружать все таинственностью, она застави­ла поволноваться из-за этого. Галя говорила всем, что ее мама — медицинский работник. Я считаю, что это была не ложь, а жела­ния, выдаваемые за действительность.

Лиза Бричкина была дочерью лесника. Однажды к ним в дом отец привел гостя. Лизе он очень понравился. Он обещал устроить ее в техникум с общежитием, но началась война. Лиза всегда вери­ла, что завтрашний день наступит и будет лучше, чем сегодня.

359


Женя Комелькова, первая красавица разъезда, выросла в хоро­шей семье. Она любила развлекаться, и в один прекрасный день влюбилась в полковника Лужина. Он-то и подобрал ее на фронте. У него была семья, а Женьку за связь с ним отправили на этот разъезд.

Однажды девушек перевели с передовой на объект (разъезд). Рита попросила послать туда именно ее отделение, потому что отту­да было легче добираться до города, где жили ее родители и сын. Возвращаясь из города, именно она обнаружила немцев.

Майор приказал Васкову догнать диверсантов (Рита видела дво­их) и убить их. Именно в этом походе и разворачивается основное действие повести. Басков помогает девушкам во всем. Во время остановки на перевале между ними царят дружеские отношения.

Появляются немцы. Оказывается, что их шестнадцать человек. Васков отправляет Лизу обратно на разъезд. Первой умерла Лиза Бричкина. Она утонула в болоте, возвращаясь на разъезд: «Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила». Она до последне­го мгновения верила, что завтра наступит и для нее.

Соню Гурвич застрелили, когда она вернулась за забытым кисе­том Васкова.

У Гали Четвертак не выдержали нервы, когда она сидела со старшиной в дозоре.

Риту Осянину ранило гранатой, и Женя погибла, отводя от нее немцев. Рита, зная, что ее рана смертельна, выстрелила себе в висок.

Вместе с автором переживаешь эти смерти и боль Васкова, су­мевшего победить.

Повесть написана очень живо, понятно. На фоне войны показа­ны оптимистически настроенные девушки. Победа Васкова симво­лизирует победу русских над немцами. Тяжело давшуюся, полную потерь победу.

В конце повести, в эпилоге, Борис Васильев показывает пару ге­роев — Альберта Федотыча и его папу. По-видимому, Альберт — это тот самый Алик, сын Риты. Федот Васков усыновил его, маль­чик считает его настоящим отцом.

Это значит, что, несмотря на все трудности и лишения, русский народ жив и будет жить.

Очень интересно изображение природы. Красивые виды, нари­сованные автором, оттеняют все происходящее. Природа как бы смотрит на людей с сожалением, участием, как бы говоря: «Нера­зумные дети, остановитесь*.

«А зори здесь тихие...» Все пройдет, а место останется тем же. Тихим, безмолвным, красивым, и только будут белеть мраморные могильные плиты, напоминая о том, что уже прошло.

Это произведение служит великолепной иллюстрацией к собы­тиям Великой Отечественной войны.

Эта повесть меня очень поразила. Первый раз я ее читала, сидя с носовым платком в руке, потому что удержаться невозможно. Именно из-за этого сильного впечатления, так запомнившегося мне, я и решила написать об этом произведении.

Основная идея этой повести — непобедимость людей, сражаю­щихся за свободу Родины, за правое дело.

360


РЕЦЕНЗИЯ НА ПОВЕСТЬ Б. Л. ВАСИЛЬЕВА «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ...» (IV вариант)

Недавно я прочла повесть Бориса Васильева «А зори здесь ти­хие...». Необычная тема. Необычная, потому что написано о войне так много, что не хватит одной книги, если вспоминать только од­ни названия книг о войне. Необычная, потому никогда не переста­нет волновать людей, бередя старые раны и душа болью сердца. Не­обычная, потому что память и история в ней слились воедино.

Я, как и все мои ровесники, не знаю войны. Не знаю и не хочу войны. Но ведь ее не хотели и те, кто погибали, не думая о смерти, о том, что не увидят больше ни солнца, ни травы, ни листьев, ни детей. Те пять девчонок тоже не хотели войны!

Повесть Бориса Васильева потрясла меня до глубины души. Ри­та Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Галя Четвертак. В каждой из них я нахожу немного от себя, они мне близки. Каждая из них могла бы быть моей мамой, могла рассказывать мне о пре­красном, учить жить. А я могла бы оказаться на месте любой из них, потому что мне тоже нравится вслушиваться в тишину и встречать такие вот «тихие-тихие зори».

Я даже не знаю, кто из них мне ближе. Они все такие разные, но такие похожие. Рита Осянина, волевая и нежная, богатая ду­шевной красотой. Она — центр их мужества, она — цемент подви­га, она — Мать! Женька... Женя, Женечка, веселая, смешливая, красивая, озорная до авантюр, отчаянная и уставшая от войны, от боли, от любви, долгой и мучительной, к далекому и женатому че­ловеку. Соня Гурвич — воплощение ученицы-отличницы и поэти­ческая натура — «прекрасная незнакомка*, вышедшая из томика стихов Александра Блока. Лиза Бричкина... «Эх, Лиза-Лизавета, учиться бы тебе!» Учиться бы, повидать бы большой город с его те­атрами и концертными залами, его библиотеками и картинными галереями. А ты, Лиза... Война помешала! Не найти тебе своего счастья, не писать тебе лекций: не успела увидеть все, о чем мечта­ла! Галя Четвертак, так и не повзрослевшая, смешная и неуклюже детская девчонка. Записки, побег из детского дома и тоже мечты... стать новой Любовью Орловой.

Никто из них не успел осуществить свои мечты, просто не успе­ли они прожить собственную жизнь. Смерть была у всех разная, как разными были и их судьбы: у Риты — усилие воли и выстрел в висок; у Жени — отчаянная и немного безрассудная, она могла бы спрятаться и остаться в живых, но не спряталась; у Сони — удар кинжалом в поэзию; у Гали — такая же болезненная и беспощад­ная, как она сама; у Лизы — «Ах, Лиза-Лизавета, не успела, не смогла одолеть трясину войны...».

И остается старшина Басков, о котором я еще не упомянула, один. Один среди боли, муки; один со смертью, один с тремя плен­ными. Один ли? Впятеро больше у него теперь сил. И что было в нем лучшего, человечного, но спрятанного в душе, все раскрылось вдруг, и что пережил, перечувствовал он за себя и за них, за его девчонок, его «сестричек».

Как сокрушается старшина: «Как же жить-то теперь? Почему

361


это так? Ведь не умирать им надо, а детей рожать, ведь матери — они!» Поневоле навертываются слезы, когда читаешь эти строки.

Но надо не только плакать, надо и помнить, потому что мертвые не уходят из жизни тех, кто их любил. Они только не стареют, оставаясь в сердцах людей вечно молодыми.

Почему же все-таки именно это произведение памятно мне? На­верное, потому, что писатель этот — один из лучших писателей на­шего времени. Наверно, потому, что Борис Васильев сумел повер­нуть тему войны той непривычной гранью, которая воспринимает­ся особенно болезненно. Ведь мы, и я в том числе, привыкли соче­тать слова «война» и «мужчины», а здесь женщины, девушки и война. Васильев сумел так построить сюжет, так все связать воеди­но, что трудно выделить отдельные эпизоды, повесть эта — единое целое, слитное. Прекрасный и неразделимый памятник: пять деву­шек и старшина, вставшие посреди русской земли: леса, болот, озер, — против врага, сильного, выносливого, механически убива­ющего, который и по числу значительно превышает их. Но они не пропустили никого, стояли и стоят, вылитые из сотен и тысяч по­хожих судеб, подвигов, из всей боли и силы русского народа.

Женщины, русские женщины, победившие воину и смерть! И каждая из них живет во мне и других девчонках, просто мы не за­мечаем этого. Ходим по улицам, говорим, думаем, мечтаем, как они, но наступает миг, и мы ощущаем уверенность, их уверен­ность: «Смерти нет! Есть жизнь и борьба за Счастье и за Любовь!»

РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОИЗВЕДЕНИЯ Б. Л. ВАСИЛЬЕВА О ВОЙНЕ

Правда в памяти! У кого нет памяти, у того нет жизни.

В. Распутин

Когда в мирную жизнь людей врывается война, она всегда при­носит горе и несчастье в семьи, нарушает привычный порядок ве­щей. Русский народ испытал на себе тяготы многих войн, но ни­когда не склонял голову перед врагом и мужественно переносил все невзгоды. Великая Отечественная война, затянувшаяся на пять долгих лет, стала настоящей катастрофой для многих народов и стран, а для России особенно. Фашисты преступили законы челове­ческие, поэтому оказались сами вне всяких законов. И юноши, и мужчины, и даже старики поднялись на защиту Отечества. Война дала им возможность проявить все свои лучшие человеческие каче­ства, показать силу, мужество и отвагу. Так уж исторически сло­жилось, что война — это дело мужское, требующее от воина смело­сти, стойкости, самопожертвования и даже порой черствости серд­ца. Но если человек равнодушен к несчастьям других, то он не смо­жет совершить героического поступка; его эгоистическая натура не позволит ему сделать этого. Поэтому многие писатели, затрагивав­шие тему войны, подвига человека на войне, всегда уделяли много внимания проблеме человечности, гуманности. Война не может

362


ожесточить честного, благородного человека, она лишь раскрывает лучшие качества его души.

Среди произведений, написанных о войне, мне особенно близки книги Бориса Васильева. Все его герои — люди сердечные, отзыв­чивые, с нежной душой. Одни из них героически ведут себя на по­ле боя, храбро сражаясь за Родину, другие — герои в душе, их пат­риотизм никому не бросается в глаза.

Роман Васильева «В списках не значился» посвящен молодому лейтенанту Николаю Плужникову, героически сражавшемуся в Брестской крепости. Молодой боец-одиночка олицетворяет собой символ отваги и стойкости, символ духа русского человека.

В начале романа Плужников — неопытный выпускник военного училища. Война резко меняет жизнь юноши. Николай попадает в самое пекло — в Брестскую крепость, первый русский рубеж на пу­ти фашистских орд. Оборона крепости — это титаническая схватка с врагом, в которой погибают тысячи людей, ведь силы не равны. И в этом кровавом человеческом месиве, среди развалин и трупов, зарождается юношеское чувство любви молодого лейтенанта Плуж-никова и девушки-калеки Мирры. Зарождается, как огонек надеж­ды на светлое будущее. Не будь войны, возможно, они бы и не встретились. Скорее всего, Плужников дослужился бы до высокого звания, а Мирра вела бы скромную жизнь инвалида. Но война све­ла их, заставила собраться с силами для борьбы с врагом, В этой борьбе каждый из них совершает подвиг. Когда Николай идет в разведку, идет напомнить, что защитник жив, что крепость не сда­лась, не покорилась врагу, он не думает о себе, его беспокоит судь­ба Мирры и тех бойцов, которые сражаются рядом с ним. Идет же­стокая, смертельная схватка с фашистами, но сердце Николая не очерствело, он не ожесточился. Он бережно заботится о Мирре, по­нимая, что без его помощи девушка не выживает. Но Мирра не хо­чет быть обузой для смелого солдата, поэтому она решает выйти из укрытия. Девушка знает, что это последние часы в ее жизни, но ею движет только одно чувство: чувство любви. Она не думает о себе, ее заботит судьба Николая. Мирра не хочет, чтобы он видел ее страдания и винил в этом себя. Это не просто поступок — это по­двиг героини романа, подвиг нравственный, подвиг-самопожертво­вание. «Военный ураган невиданной силы» закрывает героическую борьбу молодого лейтенанта. Мужественно встречает Николай свою смерть, даже враги оценили храбрость этого русского солдата, ко­торый «в списках не значился».

Война не обошла стороной русских женщин, фашисты застави­ли воевать и матерей, настоящих и будущих, в которых самой при­родой заложена ненависть к убийству. Стойко работают женщины в тылу, обеспечивая фронт одеждой и продовольствием, ухаживая за больными солдатами. Да и в бою женщины не уступали опыт­ным бойцам по силе и отваге.

Повесть Васильева «А зори здесь тихие...» посвящена героиче­ской борьбе женщин и девушек на войне. Пять совершенно различ­ных девичьих характеров, пять разных судеб. Отправляются девуш­ки-зенитчицы в разведку под командованием старшины Васкова, у которого «в запасе двадцать слов, да и те из уставов». Несмотря на

363


ужасы воины, этот «пенек замшелый» сохранил лучшие человече­ские качества. Он сделал все ради спасения жизни девушек, но его душа все равно не может успокоиться. Он осознает свою вину перед ними за то, что «мужики со смертью их оженили». Смерть пяти девчат оставляет глубокую рану в душе старшины, он не может най­ти оправдания ей даже в своей душе. В скорби этого простого чело­века заключен высший гуманизм. Он совершил подвиг, взяв в плен немецких разведчиков, он может гордиться своими действиями. Пытаясь захватить врага, старшина не забывает и о девушках, он все время старается увести их от грозящей опасности. Нравствен­ный подвиг совершил старшина, пытаясь защитить девушек.

Поведение каждой из пяти девушек — это тоже подвиг, ведь они совершенно не приспособлены к военным условиям. Страшна и в то же время возвышенна смерть каждой из них. Мечтательная Лиза Бричкина гибнет, желая поскорее перейти болото и позвать подмогу. Эта девушка умирает с мыслью о своем завтрашнем дне. Впечатлительная Соня Гурвич, любительница поэзии Блока, тоже погибает, возвратившись за оставленным старшиной кисетом. И эти две «негероические» смерти, при всей их кажущейся случайно­сти, связаны с самопожертвованием. Особенное внимание писатель уделяет двум женским образам: Рите Осянинои и Евгении Комель-ковой. По словам Васильева, Рита «строга, не смеется никогда». Война разбила ее счастливую семейную жизнь, Рита все время бес­покоится о судьбе своего маленького сына. Умирая, Осянина пору­чает заботу о сыне надежному и мудрому Васкову, она покидает этот мир, осознавая, что никто не сможет обвинить ее в трусости. Ее подруга гибнет с оружием в руках. Писатель гордится озорной, дерзкой Комельковой, посланной на разъезд после штабного рома­на. Вот как описывает он свою героиню: «Высокая, рыжая, белоко­жая. А глаза — детские, зеленые, круглые, как блюдца». И эта чу­десная девушка погибает, погибает непобежденной, совершая по­двиг ради других.

Многие поколения, читая эту повесть Васильева, будут вспоми­нать героическую борьбу русских женщин в этой войне, будут чув­ствовать боль за прерванные ниточки человеческих родов. О под­вигах русского народа мы узнаем и из древнерусских былин и ска­заний, и из знаменитого романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». В этом произведении подвиг скромного капитана Тушина никем даже не замечен. Героизм и храбрость охватывают человека внезапно, одна-единственная мысль владеет им — победить врага. Для достижения этой цели необходимо объединение полководцев и народа, необходима моральная победа человека над своим страхом, над врагом. Девизом всех смелых, храбрых людей можно провоз­гласить слова генерала Бессонова, героя произведения Юрия Бон­дарева «Горячий снег»: «Стоять — и о смерти забыть!»

Таким образом, показывая подвиг человека на войне, писатели разных времен особое внимание уделяют силе русского националь­ного духа, нравственной стойкости, способности к самопожертвова­нию ради спасения Отечества. Эта тема вечна в русской литерату­ре, и поэтому мы не раз еще будем свидетелями явления миру ли­тературных образцов патриотизма и нравственности.

364


РЕЦЕНЗИЯ НА ПОВЕСТЬ В. В. БЫКОВА «ОБЕЛИСК»

Прекрасные человеческие ка­чества с особой силой проявляются именно в момент наибольшей опас­ности.

И. Панин

Огромный интерес представляет творчество известного белорус­ского писателя Василя Быкова. Большое количество повестей, рас­сказов было посвящено Великой Отечественной войне, героизму и мужеству наших людей. Расцвет творчества писателя пришелся на шестидесятые—семидесятые годы. Именно в то время увидели свет такие крупные произведения автора, как «Сотников», «Дожить до рассвета», «Волчья стая» и другие.

События Великой Отечественной войны с течением времени не теряют своего значения. Не случайно писатели и поэты, публици­сты и драматурги вновь и вновь возвращаются к этой теме. В раз­ные периоды истории нашего Отечества она раскрывалась по-разно­му.

Для литературных произведений первых военных лет было ха­рактерно стремление писателей к эпическому охвату и осмыслению действительности.

В художественной литературе послевоенных десятилетий на первый план выступают темы пережитого во время войны и переос­мысления событий тех лет. Именно к этому периоду относится и творчество В. Быкова.

Несмотря на то что большинство его повестей посвящены теме войны, они значительно отличаются от произведений других авто,-ров, писавших об этом времени. Писателя в первую очередь интере­суют не столько эпизоды войны, сколько психология героев, а так­же мотивы, определяющие их поступки.

Нравственная проблема в творчестве В. Быкова служит как бы «вторым оборотом» ключа, открывающего дверь в произведение. «Первый же его оборот» позволяет нам войти в мир героев и ока­заться свидетелями тех событий, которые происходят с ними в эти трагические военные дни.

Другой отличительной чертой произведений В. Быкова является то, что герои писателя, попадая в необычные ситуации, раскрыва­ются с совершенно неожиданной стороны. Вот как сказал один из героев В. Быкова: «Вот что значат условия. Наверное, в одних условиях раскрывается одна часть характера, а в других — другая. Поэтому у каждого времени свои герои». Наиболее ярко это прояв­ляется в непростых условиях войны. В своей повести «Сотников» писатель показывает, как очень сильный физически и на первый взгляд идейный парень на самом деле, попадая в сложную обста­новку, оказывается трусом и негодяем, а внешне слабый и мягкий по характеру Сотников — духовно сильным и честным человеком.

Но в наибольшей степени проблема нравственного выбора отра­жена в повести В. Быкова «Обелиск», в которой автор рассказыва­ет о непростой, трагической судьбе обыкновенного сельского учите­ля Алеся Ивановича Мороза. В сердцах своих односельчан он на-

365


всегда остается истинным героем, хотя официально таковым и не был признан. И уже по прошествии многих лет после войны один из молодых чиновников утверждает, что поступок учителя нельзя назвать подвигом.

Впервые об Алесе Ивановиче мы узнаем из рассказа Ткачука, присутствующего на похоронах учителя, Павла Миклашевича, ко­торый всю свою жизнь посвятил тому, чтобы поступок Мороза все же был оценен как подвиг, а его имя внесено в список героев, в па­мять которых в селе был поставлен обелиск,

Алесь Иванович дарил свою любовь и заботу ученикам, которые за долгие годы общения стали ему родными. Одних он провожал поздним вечером домой, других защищал от гнева родителей, брал на себя вину детей, совершивших неблаговидные поступки, считая, что это его недосмотр как педагога. Но главное, Мороз не пытался сделать из своих учеников «отличников учебы и послушных зуб­рил», прежде всего, он старался помочь стать им настоящими лю­дьми. И все дальнейшие события подтвердили правильность этого выбора.

В повести есть прекрасные строки о сельских учителях, и нель­зя не отметить, с какой достоверностью рассказывает автор об их огромной роли в духовном развитии народа. «Мороз был одним из них, кто сделал для людей много, подчас на свой страх и риск, не­взирая на трудности и неудачи».


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 173; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!