What Is And What Should Never Be 5 страница



17 октября четвертый за год американский тур стартовал в Нью-Йорке «Led Zeppelin» стали первой рок-группой, выступавшей в «Карнеги Холл» после 1964 года, когда там выступали «The Rolling Stones». На этот раз тур оказался непродолжительным — всего восемнадцать выступлений, и 8 ноября тур закончился тремя выступлениями в Сан-Франциско. Усталость стала сказываться на всех членах команды, поэтому последние выступления оказались несколько вяловатыми. По меркам «Led Zeppelin», естественно.

 22 октября - в США и 31 октября — в Великобритании альбом «Led Zeppelin II» поступил в продажу. Предварительные заказы на него в США составили 400 тысяч экземпляров, а в Англии — 56 тысяч.

 

LED ZEPPELIN II

Наивысшее место в хит-параде Великобритании 1

Количество недель в ТОР-10 22

Наивысшее место в хит-параде США 1

Количество недель в ТОР-10 34

Дата релиза компакт-диска март 1987 года

1. Whole Lotta Love (Page — Plant - Jones - Bonham). Выход данного альбома, по мнению музыкальных критиков всего мира, открыл совершенно новую эпоху в развитии рок- и поп-музыки - эру «тяжелого» рока, эру, которая, по большому счету, продолжается до сих пор. Эта композиция оказалась достойным предвестником нового времени — словами совсем нелегко передать весь драив и мощь этого опуса. Средняя часть, построенная по большей части в психоделическом ключе, поднимает адреналин в крови за счет умелого «раскачивания» звука из канала в канал. Причем адреналин поднимается не только у простых смертных, но и у таких классиков, как Оззи Осборн. После прослушивания этой вещи Оззи, наконец, выбрал путь для «Black Sabbath». Для версии, транслировавшейся по радио, как, впрочем, и для двух американских синглов, на которых была издана эта вещь, среднюю часть подвергали безбожной редакции, что сказывалось на качестве всей композиции. Постоянный концертный номер, но адекватного воспроизведения альбомной версии на сцене Зеппелины добиться не смогли, поэтому пускались в 20-30-минутные импровизации, создавая многослойные попурри. На мои взгляд, единственное стоящее концертное исполнение продемонстрировал Роберт Плант во время своей сольной карьеры на фестивале в Монтре в 1993 году, при этом Po6epт использовал на сцене сразу четырех (!) гитаристов. К сожалению, и эта вещь стала поводом для судебных разбирательств. На этот раз обидели Хаутинга Вулфа (Howling Wolf) — он посчитал, что весь текст заимствован у него. На эту песню были сняты два клипа один в середине 80-х, а второй - относительно недавно, в 1997 году. Первый представляет собой образчик весьма примитивного толкования творчества группы — в нижней части экрана играет группа, а над ними танцуют полностью обнаженные девицы Кадры, отдаленно напоминающие вступления к фильмам «бондианы». А вот второй клип можно смело назвать произведением искусства — достаточно умело смонтированы кадры выступлении группы с 1969 по 1980 год собранные со всех на иболее значимых концертов. Выражаясь на сегодняшнем емком сленге «полная чума»!

2. What Is And What Should Never Be (Page - Plant)

Великолепная композиция, к которой я до сих пор испытываю малообъяснимую слабость. Достаточно сложно передать ее очарование и прелесть. Даже трудно представить себе, что вещь «собирали» по кусочкам и в разное время настолько гармоничной и законченной она выглядит. Постоянный концертный номер до 1973 года.

3. The Lemon Song (Page - Plant - Jones - Bonham)

Пейдж с большой долей вкуса использовал свои фирменный прием — смену темпа. В средней части композиции Пейдж с Плантом организуют вокально-гитарный поединок, «подсмотренный» у черных блюзменов. Над композицией работали тоже довольно долго - почти два месяца записывали и микшировали. Под названием «Killing Floor» исполнялась еще во время первого американского турне. Затем ее вовсю играли в Европе в 1973 году, и еще два раза в Америке в 1975-ом. Последнее исполнение состоялось 3 февраля 1975 года (Madison Square Garden, New York).

4. Thank You (Page - Plant)

В этой вещи Плант дебютировал как композитор и посвятил ее своей жене Мориин. Джонс прекрасно стилизовал звучание органа под церковный инструмент, и в композиции возникла атмосфера святости, что для «Led Zeppelin» абсолютно несвойственно. Композиция достаточно сложная для исполнения «вживую», тем не менее эта вещь исполнялась неоднократно, несколько раз - на бис.

5. Heartbreaker (Page — Plant - Jones - Bonham)

Второй гимн хард-рока и второе прочтение нового звучания для Пейджа на этом альбоме. «Живьем» эта композиция исполнялась постоянно — или в основном сет-листе, или на бис. Свой проигрыш в средней части вещи Пейдж иногда растягивал на несколько минут, вставляя туда фрагменты разных композиции. Самой любимой для него была «Bouree» Иоганна Себастьяна Баха. Ее, кстати, очень любил и использовал на концертах Ян Андерсон (Ian Anderson) из «Jethro Tull».

6. Living Loving Maid (She's Just A Woman) (Page - Plant)

Абсолютно забойная и драивовая вещь, которую почему-то никогда не играли на концертах полностью - лишь частями или фрагментами. Несколько необычное название посвящено некой чересчур услужливой горничной в одном из отелей Нового Орлеана

7. Ramble On (Page - Plant)

История создания этой композиции не может не вызвать улыбку - настолько она типична для Зеппелинов. Дело было в бунгало в одном из лос-анджелесских мотелей. Пьяная ватага человек эдак 15 -20 гуляла до утра. Где-то в третьем часу Плант вывалился из номера прямо на пляж (благо бунгало находилось прямо на берегу океана). Пейдж вышел ему «помочь», и друзья заснули прямо на берегу. Утреннее пробуждение от холода совпало с созерцанием фантастической по красоте картины восхода солнца над океаном. Остальное являлось делом техники. Плант в то время увлекался Толкиеном - отсюда и некоторые заимствования в тексте песни. Однако главным героем я бы назвал Джонса - игра басиста не просто впечатляет, а потрясает. Джон Пол моментами «тащит» основную тему, да так, что дух захватывает. В «живом» репертуаре отсутствует — просто рук не хватало. Несколько раз краткие фрагменты этой композиции звучали в попурри разных лет. Зато Плант, выступавший соло, а позже и проект Плант — Пейдж очень даже любили играть опус. На концертах количество рук участвовавших музыкантов такую возможность уже давало.

8. Moby Dick (Page - Jones — Bonham)

Фирменная композиция Джона Бонэма, его брэнд, его коронный концертный номер иногда Бонзо солировал до получаса! Исполнение данной композиции в конечном итоге обросло множеством легенд и слухов. Блестящий образец «тяжелого» рока! На первом американском туре Бонэм исполнял свое соло в вещи «Pat's Delight», но мелодическое построение этой вещи ничего общего с «Moby Dick» не имеет.

9. Bring It On Home (Page - Plant)

Дань блюзовым увлечениям Планта и Пейджа — Роберт впервые использует губную гармонику, и делает это весьма успешно. Пейдж использует другой свой фирменный прием — достаточно спокойное течение композиции вдруг сменяется каскадом пронзительных и возбуждающих звуков. Несколько позднее Пейдж использовал аккорды этой песни в качестве вступления к «Black Dog». Как самостоятельный номер исполнялась часто во время гастролей 1970 года последний раз - в «Форуме» летом 1972-го.

 

Выпуск данного альбома стал настоящим прорывом не только для «Led Zeppelin», но и для всего хард-рока в целом. Это направление стало модным почти на целое десятилетие.

В первую же неделю продаж альбом дебютировал на 15 месте в ТОР-100 журнала «Billboard». Еще через неделю он переместился на 3 место — впереди были только «Abbey Road» группы «Beatles» и «Let It Bleed» их «исторических» конкурентов из «Rolling Stones». Всего в мире на сегодня реализовано 24 миллиона экземпляров альбома - он занимает 36 место в списке ста самых продаваемых в мире альбомов.

20 декабря в лондонском отеле «Савой» Зеппелины в полном составе присутствовали на знаменательном событии. Мистер Гвинет Данвуди, председатель парламентской комиссии по внешней торговле, прибыл лично поблагодарить группу за их вклад в «дело экспорта английской продукции». Что и говорить - конкуренты отдыхают.

27 декабря «Led Zeppelin II» поднимается наконец на вершину хит-парада и смещает «Beatles» и «Rolling Stones» на ступень ниже. Многие увидели в этом не только простую смену одного альбома другим на верхней ступени пьедестала, — такое постоянно происходило и раньше, — а сумели разглядеть смену двух музыкальных эпох. На смену «бурным» шестидесятым пришли «ревущие» семидесятые. Десятилетие, когда британский рок во главе с «Led Zeppelin» достиг невиданного могущества и популярности, доминируя на всех континентах. Зеппелины вступали в декаду не просто в роли пионеров, они выступали в качестве символа десятилетия, олицетворения эпохи. Не случайно именно об этом времени один из критиков сказал: «...« LedZeppelin » — это « Beatles » семидесятых»...

Зеппелины прожили нелегкий, но счастливый год. Выпустили два альбома, дали 161 концерт в Англии и США, побывали в драках, полицейских участках, выпили целое море алкоголя — короче говоря, стали главной надеждой британского рока, что и признал музыкальный журнал «Melody Maker». К концу года в США было реализовано 5,5 миллионов (в Англии - 100 тысяч) экземпляров их альбомов, а группа «Led Zeppelin» стала одной из самых значимых величин на звукозаписывающем рынке, и в мировой рок-музыке вообще, а также — первооткрывателем хард-рока.

 

 


1970

 

Грант не позволил своим подопечным долго отдыхать. Питер твердо решил теперь покорить Англию. Для этого он договорился с Элистером Адамсом (Alister Adams), одним из видных британских промоутеров того времени, о коротком, но значимом турне по стране. Значимым, с точки зрения мест выступлений. В качестве ключевого мероприятия предполагалась так называемая «Презентация в Лондоне», а именно выступление в самом престижном зале «Roayl Albert Hall».

После нескольких репетиций группа начала турне 7 января в родном для Планта и Бонэма Бирмингеме. На сцене в качестве полноправного элемента сценического реквизита теперь присутствовал электроорган, и Джонс все чаще и чаще обращался к нему. Например исполнение такого номера, как «Thank You», или совершенно нового, только что отрепетированного «Since I've Been Loving You», требовало от Джонса демонстрации его музыкального таланта в качестве клавишника. С другой стороны, и партия бас-гитары не помешала бы. Пейдж с Джонси (а тогда все музыкальные вопросы они решали вдвоем) после длительной дискуссии пришли к выводу, что пятый член команды явно не помешает. Питер, поставленный перед подобной проблемой, вынужден был заняться опросом знакомых и незнакомых менеджеров на предмет свободных музыкантов соответствующего профиля. Первым на глаза попался Крис Сквайр (Chris Square), басист группы «Yes», с менеджером которого Брайаном Лэй-ном (Brian Lane) Грант контактировал почти неделю. Кроме того, по слухам, в поле зрения Гранта находился клавишник Кит Эмерсон (Keith Emerson). Честно говоря, трудно себе представить, как Пейдж и Эмерсон смогли бы ужиться в одной команде и поделить роли на сцене, но, к счастью как для «Led Zeppelin», так и для «Emerson Lake & Palmer», сотрудничества с Эмерсоном не случилось. Возникновение этих слухов годом позже привело к не очень приятной ситуации, но об этом в свое время.

В конечном итоге идея с пятым членом коллектива так и не была реализована, зато Грант нашел в Лондоне замечательного инженера Яна Найта (Ian Night). Яну в будущем будет принадлежать заметная роль в выдающемся успехе, которого добилась группа. Дело в том, что он занялся постановкой светового шоу группы, параллельно занимаясь вопросами спецэффектов. Именно Найт впервые додумался использовать на сцене лазерные установки, поднимающиеся и опускающиеся звуковые колонки, управляемые с пульта дистанционного управления, огромные неоновые надписи и множество других специфических новаций, которые в конечном итоге сделали представление группы самым передовым в техническом отношении на долгие годы. Но это будет в скором будущем, а пока Найт получил задание попроще. Грант объяснил суть проблем, с которыми Зеппе-лины сталкивались на сцене. В голове Найта, этого британского Кулибина, после долгих бесед с Джонсом родилась идея усовершенствовать стандартный меллотрон. Этот инструмент Джонс заказал себе как раз перед британским туром. Путем нехитрых манипуляции Найт сумел добавить еще одну педаль, благодаря которой Джонс, играя на клавишном инструменте, имитировал звук бас-гитары с достаточно большой степенью достоверности. Надо ли говорить, что подобная игра - практически одновременно на двух инструментах — требовала от Джонса просто феноменальных музыкальных способностей. Впрочем, люди с другими способностями в «Led Zeppelin» не играли. Со временем Найт изобрел специализированную студийную установку, использующую сдвиг сигнала во времени, и это позволило обеспечить исполнение на сцене сложно построенных композиций. Одним словом, знания и интеллект этого человека оказались востребованными в полной мере, хотя еще в январе 1970 года он был обычным безработным и еженедельно ходил отмечаться на биржу труда.

Всю прелесть изобретения Найта Джон Пол Джонс оценил уже в первом турне этого года, и остался в полном восторге.

Для этого тура стали характерными не только игра Джонса, но и следующий момент - Зеппелины полностью отказались от «разогревателей», в полной мере полагаясь на свои силы и считая, что они сами в состоянии дать полноценное представление публике. По тем временам это был очень рискованный шаг, но он себя в конечном итоге оправдал.

После выступления в Бирмингеме последовал концерт в Бристоле, и наконец группа прибыла в Лондон. Грант использовал в максимальной степени свои связи, и сумел затащить на концерт почти всех ведущих музыкальных журналистов - как репортеров газет, так и диджеев с радио.

Это выступление оказалось одним из лучших в истории группы – по эмоциональному накалу с ним можно сравнить только игру на фестивале в Бате и «Earl's Court». Зеппелины появились на сцене достаточно вызывающе - Пейдж, Бонзо и Плант вышли с сигаретами — и выглядели несколько расслабленными. Но с первыми аккордами «We're Gonna Groove» расхлябанность улетучилась. Группа играла потрясающе - даже трудно было вообразить, что на инструментах на сцене играют всего три человека, настолько плотный и насыщенный звук выдавала команда. Трудно утверждать, чем «закинулись» Зеппелины, но состояние очевидной истеричности внушало некоторое опасение — выдержат ли до конца? Выдержали! И еще выдали потрясную игру на бис - с двумя мощными попурри. По ходу дела Плант выдал такую сентенцию: «В течение трех месяцев мы подарим вам новый альбом — называться он будет Led Zeppelin 19».

За кулисами находились Роджер Далтри с женой Хитер и французская модель Шарлотта Мартин (Sharlotta Martin), прилетевшая из Парижа с целью поздравить Пейджа с его 26-летием. В будущем Шарлотта станет матерью единственного ребенка Джимми - дочери Скарлетт (Scarlett).

Блестящее выступление не оставило равнодушными никого, лондонская пресса была переполнена восторженными рецензиями, а сразу два издания - «New Musical Express» и «Disc» — направили своих корреспондентов сопровождать группу в турне.

Но Зеппелины не были бы Зеппелинами, если бы с ними что-нибудь не произошло. На сей раз отличился Роберт Плант, открыв в истории группы такую «славную» страницу, как автомобильные происшествия. Трудно понять, почему в этом разделе биографии наших героев видят столько мистического и иррационального. Ведь все достаточно легко объяснимо — Зеппелины постоянно водили транспорт в нетрезвом состоянии, поэтому рано или поздно с ними должно было что-то произойти. Вот и сейчас: Роберт на своем «Ягуаре» спешил в Эдинбург, где на следующий день должно было состояться очередное выступление. Плант не справился с управлением, разнес свою машину вдребезги и попал в госпиталь в Киддерминстере с легким сотрясением мозга и несколькими ушибами. На вопрос полицейских, кого он знает и хотел бы оповестить о происшествии, Плант ответил, что нужно ввести в курс дела единственно близкого ему человека - Джеймса Патрика Пейджа. Запомните, дорогие друзья, это признание.

Отмененный концерт в Эдинбурге состоялся после того, как Роберт вполне восстановил свои кондиции. За время вынужденного простоя группа лишь слегка поработала над новым альбомом, к которому уже были готовы три номера. Заодно Роберт переписал текст к «Since I've Been Loving You» — слишком примитивным он был в первых версиях этой песни.

24 февраля «Led Zeppelin» начали свои первые полномасштабные гастроли по Европе. Открыли турне в Скандинавии, затем перебрались в Центральную Европу, играя, в основном, в Германии. 28 февраля в Копенгагене группа была вынуждена временно заменить название: пожилая графиня Ева Фон Цеппелин, родственница знаменитого конструктора дирижаблей, заявила, что использовать знаменитую фамилию без разрешения она никому не позволит. А тем более «шайке пьяных и вопящих волосатых обезьян». Свое отношение к престарелой аристократке и ее требованию группа выразила, взяв «подменное» имя «The Nobs», в определенных лондонских кругах обозначавшее мужской половой орган.

7 марта по приглашению известного швейцарского промоутера
Клода Нобса (Claude Nobbs) Зеппелины выступили в «Казино» в
Монтре. С этого момента с Клодом установились многолетние дружеские отношения. Группа, а позже и Плант, и Пейдж, и даже Джон Пол Джонс не раз использовали возможность выступить в Монтре, где их всегда ждал теплый прием.

В Германии Зеппелинов ожидали трудности следующего плана.
Концерт во Франкфурте был отменен и перенесен в Гамбург, так как
внутренности зала оказались полностью разрушенными после выступления накануне «Jethro Tull». Кроме того, огромную проблему создавали анархисты, которые в тот год расплодились в Европе в огромном количестве. Практически любое выступление они сопровождали достаточно обидными выкриками в адрес музыкантов.

12 марта концертом в Дюссельдорфе европейская кампания была завершена, а уже через девять дней, 21 числа, группа играла в канадском Ванкувере, открыв свое пятое турне по Северной Америке.

В Америке тоже не все было в порядке — после убийства четырех студентов Университета Кент (штат Огайо) страна просто бурлила, и политическая обстановка была далека от идеальной. На бытовом уровне любой молодой человек, имеющий длинные волосы, воспринимался полицией как потенциальный революционер и бузотер, протестующий против войны во Вьетнаме. Грант вынужден был взять в турне восемь телохранителей — видимо, по два для каждого из своих подопечных. А Питер был сам себе охранником. Это подтвердил один эпизод в Атланте. Зеппелины прилетели туда на самолете из Шарлотта. Пока имела место обычная суматоха с багажом, трансферами на автобус и т.д., Плант и Бонзо заглянули в небольшой бар в аэропорту. Не успели они пригубить виски, как к ним подрулили два разбитных морячка с вызывающе короткой стрижкой на голове. Последовали вопросы на тему, что это себе «обезьянки (бедные приматы — если бы они могли сказать что-нибудь в свою защиту!) позволяют развлекаться в таком почтенном городе», и т.п. Плант и Бонзо робко молчали, поскольку у одного из морячков из кармана торчал пистолет Тут в баре появился Грант « Что за проблемы у тебя, затр...ный Папайя?» Последовал могучий удар - и первый морячок на несколько секунд ощутил себя пилотом сбитого реактивного истребителя. Не успел он приземлиться, как следом из распивочной вылетел его напарник. В Питтсбурге музыканты вообще прекратили выступление и ушли со сцены, когда полиция начала дубинками месить толпу перед сценой. В штате Джорджия несколько посети телей отеля остановили Пейджа и поинтересовались у него - ты девушка или нет? В Мемфисе их принял мэр города и сделал почетными гражданами города (кроме Зеппелинов этого удостоились в свое время только Элвис Пресли (Elvis Presley) и Карл Перкинс (Carl Perkins)), а вечером на концерте по его же приказу во время первой игры на бис в зале вырубили свет. Одним словом, и смех и грех.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 189; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!