Тематика и краткое содержание лекционных занятий



Лекционное занятие № 1

Тема: Понятие «Художественная концепция личности в русской литературе 20 века».

 Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1.    Понятие «художественная концепция личности».

2.    Анализ исследований, посвященных проблеме художественной концепции личности.

Лекционное занятие № 2

Тема: Концепция личности в творчестве А.А. Ахматовой.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1.    Сложность жизненной и творческой судьбы А.Ахматовой в дореволюционное и советское время.

2.    Тема любви в сборниках «Вечер», «Четки», «Белая стая». Глубина и многообразие человеческих переживаний.

3.    Патриотический пафос лирики 1914-1917 годов. Первая мировая война в лирике современников Ахматовой: Л.Н. Гумилев, С.А. Есенин, В.В. Маяковский и др.

4.    Обращение к гражданским мотивам в 1917-1921 гг. («Мне голос был...» и др.).

5.    Стихи о войне. Историзм «Поэмы без героя».

6.    Поэма «Реквием». История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос поэмы. Особенности жанра и композиции «Реквиема», роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

7.    Тема творчества в зрелой лирике Ахматовой. Связь с пушкинской традицией.

8.    Художественное своеобразие ранней и зрелой лирики (разговорность интонации и музыкальность стиха; фольклорные и литературные образы и мотивы в стихах, утонченный их психологизм, лаконичность средств поэтического выражения, особенности композиции и др.).

Лекционное занятие № 3

Тема: Концепция личности в творчестве М.И. Цветаевой.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1.    Трагический характер жизненной судьбы поэтессы.

2.    Сложность и противоречивость творческих поисков раннего периода. Сближение поэзии М.Цветаевой с фольклорными традициями как один из важнейших факторов поэтического роста.

3.    Личность лирического героя и ее характеристики. Основные темы творчества. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь.

4.    Своеобразие цветаевского поэтического стиля.

Лекционное занятие № 4

Тема: Концепция личности в творчестве Д. Бедного.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1.    Пролетарская поэзия, ее социально-политический пафос, основные мотивы. Особый характер сатиры.

2.    Лирический герой поэта: духовные характеристики.

3.    Специфика гуманизма поэта.

Лекционное занятие № 5

Тема: Концепция личности в творчестве Н.С. Гумилева.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Характерные черты личности. Путь в литературу.

2. Н.Гумилев и акмеизм.

3. Содержание поэзии. Основные циклы стихов.

4. Своеобразие творческой манеры.

5. Н. Гумилев и революционные события 1917 года.

Тематика и краткое содержание практических занятий

Практическое занятие № 1

Тема: Концепция личности в творчестве А.А. Ахматовой.

       Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1.    Сложность жизненной и творческой судьбы А.Ахматовой в дореволюционное и советское время.

2.    Тема любви в сборниках «Вечер», «Четки», «Белая стая». Глубина и многообразие человеческих переживаний.

3.    Патриотический пафос лирики 1914-1917 годов. Первая мировая война в лирике современников Ахматовой: Л.Н. Гумилев, С.А. Есенин, В.В. Маяковский и др.

4.    Обращение к гражданским мотивам в 1917-1921 гг. («Мне голос был...» и др.).

5.    Стихи о войне. Историзм «Поэмы без героя».

6.    Поэма «Реквием». История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос поэмы. Особенности жанра и композиции «Реквиема», роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

7.    Тема творчества в зрелой лирике Ахматовой. Связь с пушкинской традицией.

8.    Художественное своеобразие ранней и зрелой лирики (разговорность интонации и музыкальность стиха; фольклорные и литературные образы и мотивы в стихах, утонченный их психологизм, лаконичность средств поэтического выражения, особенности композиции и др.).

ПРАКТИЧЕСКОЕ занятие № 2

Тема: Концепция личности в творчестве М.И. Цветаевой.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1.    Трагический характер жизненной судьбы поэтессы.

2.    Сложность и противоречивость творческих поисков раннего периода. Сближение поэзии М.Цветаевой с фольклорными традициями как один из важнейших факторов поэтического роста.

3.    Личность лирического героя и ее характеристики. Основные темы творчества. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь.

4.    Своеобразие цветаевского поэтического стиля.

ПРАКТИЧЕСКОЕ занятие № 3

Тема: Концепция личности в творчестве Д. Бедного.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1.    Пролетарская поэзия, ее социально-политический пафос, основные мотивы. Особый характер сатиры.

2.    Лирический герой поэта: духовные характеристики.

3.    Специфика гуманизма поэта.

Практическое занятие № 4

Тема: Концепция личности в творчестве Н.С. Гумилева.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Характерные черты личности. Путь в литературу.

2. Н.Гумилев и акмеизм.

3. Содержание поэзии. Основные циклы стихов.

4. Своеобразие творческой манеры.

5. Н. Гумилев и революционные события 1917 года.

Практическое занятие № 5

Тема: Концепция личности в раннем творчестве А. Серафимовича.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Путь в литературу. Критика социального неравенства в первых рассказах.

2. Творчество А.Серафимовича в годы первой русской революции.

3. Повесть «Пески»: проблематика, образная структура.

4. Тема капитализма в романе «Город в степи». А.Серафимович и М.Горький.

 

Практическое занятие № 6

Тема: Концепция личности в раннем творчестве А.Н.Толстого.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Сложность пути в большую литературу.

2. Тема угасания «дворянских гнезд» в цикле «Заволжье».

3. Критический накал повести «Приключения Растегина».

Практическое занятие № 7

Тема: Концепция личности в дореволюционной лирике И.А. Бунина.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1.    Путь И. Бунина в литературу.

2.    Поэзия 1889-1917 гг., ее традиционность и новаторство.

3.    Особенности стихов 900-х годов.

4.    Пейзажная и философская лирика начала XX века. Обращение к философским мотивам и традициям фольклора. Интимная лирика, ее своеобразие.

5.    Художественное мастерство Бунина. Его место в русской поэзии начала XX века.

Практическое занятие № 8

Тема: Концепция личности в повести И. Бунина «Деревня».

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1.    Сюжет и сюжетные мотивы в повести.

2.    Братья Красовы как национально-психологические типы. Типология персонажей повести.

3.    Споры о русском человеке в произведении.

4.    Изображение деревенского быта в повести. Символический смысл деталей и образов.

5.    Финал повести, его символическое содержание и смысл. Россия в изображении Бунина.

Практическое занятие № 9

Тема: Концепция личности в повести А.Куприна «Поединок»: между реализмом и натурализмом.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. «Поединок» А. Куприна и традиции изображения армейского быта в русской литературе («Севастопольские рассказы» Л. Толстого, «Четыре дня», «Воспоминания рядового Иванова», «Денщик и офицер» В. Гаршина, «Дуэль» Чехова, «Красный смех» Л. Андреева).

2. Очерковость и психологизм в повести А. Куприна, тип конфликта.

3. Типология персонажей. Ромашов и Назанский и их место в сюжетно-композиционной структуре повести.

4. Роль любовной коллизии в развитии событий.

5. Финал повести и смысл заглавия.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 212; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!