Автор благодарит владельцев за предоставленные фотографии. 50 страница




 

 

силу наших нестыкующихся характеров переношу... Одно время у нас было взаимопонимание. Но дружбы у меня с ним не получилось. Некая сумма отрицательных качеств в нем, для меня, к сожалению, слишком явственных, не превалирует над хорошими. На мой взгляд, он гениален как поэт и посредствен как музыкант. Выдающимся музыкантом я себя тоже не считаю, но в силу образования знаю намного больше. Другое дело, что в силу обра­ зования я могу мыслить более банально. Но если я буду мыслить банально, по-классически, поскольку таково мое образование, для рок-н-ролла это уже не будет ординарно. Основные стычки с Шевчуком у меня были по поводу музыкальных дел. Иное дело, когда мы не сдерживались в высказывании друг другу взаимных претензий. Тогда переходили на личности. Как человеку ему многое прощалось и до сих пор прощается теми, с кем он работает. Все, что сделал он мне плохого, я ему тоже уже простил. Хотя иногда мне бывает его жалко, а я очень не люблю жалеть людей. Это унижает. Юрка все-таки в какой-то степени один. Все время один. Одинокий. Даже нет, не одинокий, а как бы все время отдельно. Возможно, в силу характера, возможно, в силу таланта. Люди, которых он слушать в данный момент по большому счету не мог, просто подпевали. Доца, Вадик, если им что-то не нравилось, просто молчали. Люди иного склада, чем я. Не нравится — подчиняются его диктату. Нравится — делают все, чтобы звучало еще лучше.

 

Когда я пришел в «ДДТ», было еще то, что называется семьей. Потом мы, наверное, повзрослели чересчур. Появилось вокруг просто слишком много музыкантов. Причем, не сайдменов.

 

Пришел в группу дядя Миша. Люблю, легкий человек, очень контактный и без недостатков. Но в определенных ситуациях он меня изумляет. Первый раз это случилось в Лос-Анжелесе. Он подрался с Шевчуком и конкретно ему навалял. Потому как дядя Миша боксер, профессионал, по молодости чемпион Питера. Шевчук отобрал у Никиты гитару, чтобы поиграть, Никита кричал:

 

— Гитара как жена, не дам.

 

Дядя Миша решил вступиться. Слово за слово, и началась большая битва на лужайке.

Женя Мочулов хрипел себе в усы:

 

— Вот это рок-н-ролл!

 

Прибрал дядя Миша Шевчука. Юра, конечно, уфимский боец, но с профессионалом тягаться ему трудно. Тем меня и изумил дядя Миша, что, грубо говоря, не стал ложиться под руководителя. Второй раз удивил, когда заступился за меня. Хоть были ехидные люди, шипевшие:


 

 

— Потому заступается, что чувствует — следующая очередь его.

 

Не все было гладко с Сашей Ляпиным. Нужен был сильный гитарист, пригласили его. Не все устраивало, он — сложившийся музыкант. Каждое замечание в свой адрес воспринимает, как покушение на собственный авторитет. Но Ляпину никто не сказал, что он сайдмен. Долго это висело в воздухе. Та же история с Яшей Солодкиным. Шура Бровко. Взят гитарным техником. Человек со сложным характером. Зато гитары стали строить. А было время, я просил не выводить гитару мне в монитор, потому что от лажи у меня просто начинался рак уха. Шура сделал много. Но статус его опять же не беспределен.

 

Сейчас, на мой взгляд, идет избавление от людей, которые сегодня уже не нужны, свое дело они сделали и функцию выполнили. Но уход оригинален. Вот, может быть вломи я Юрию Юлиановичу во Франции, в Париже, как в свое время сделал это дядя Миша в Лос-Анжелесе, может, Шевчук меня бы и зауважал, и сегодня я был бы в группе, и к мнению моему прислуши­ вались бы. Но он бы меня прибрал. Я все-таки музыкант, а не борец. Как ни смешно, для Шевчука умение драться достаточно сильный аргумент, потому как он такой пацан, мальчишка! Уфимский хулиган. Для него решение таких вопросов играет роль.

 

Почему я не вернусь в группу «ДДТ»? До определенной степени я считаю это изменой. Мой уход мотивировался тем, что группе нужна новая кровь, начнется жесткая гитарная музыка. «Черным псом Петербурга» действительно закончился какой-то этап. Но это уже была симфоническая музыка. Там уже не было синтезаторного звука однозначно.

 

Шесть лет ты работал в «ДДТ» и ушел. Ощущаешь ли ты себя человеком не Юрия Шевчука, а именно «ДДТ» ?

 

— Специально я над этим не задумывался. Скажу честно, первые два месяца после ухода из группы мне было очень тяжело. Физически и психологически я был просто на грани нервного срыва. И, может, даже за гранью. Моей жене это знакомо больше. Я вел себя просто безобразно, напивался, хоть с ног и не падал. Но потом я как-то успокоился что ли... и ощутил большую свободу. Освобождение. Не от диктата Шевчука, нет. Просто чувство внутренней свободы. Я ЖЕ ХОРОШО ПОНИМАЮ, ЧТО ДАЛА

 

МНЕ ГРУППА «ДДТ». ОБЩЕНИЕ С ТАКИМИ ЛЮДЬМИ КАК ДОЦА, ВАДИК, НИКИТА И АНДРЕЙ... ОТЛИЧНО ПОНИМАЮ, ЧТО МНЕ ДАЛО ОБЩЕНИЕ С ТАКИМ ПОЭТОМ КАК ШЕВЧУК. Я НАМНОГО ВЫРОС В ПОНИМАНИИ МИРА. Но при этом что-то терялось. Я расплачивался за


 

это своей внутренней свободой. Сейчас я ее приобрел, и багаж тех лет тоже остался.

Я ГЛУБОКО БЛАГОДАРЕН ЗА ВСЕ, ЧТО СЛУЧИЛОСЬ И НЕ СЛУЧИЛОСЬ, ГРУППЕ «ДДТ». МОЕЙ ГРУППЕ.


 

У меня,как у всех детей,были мама и папа.Произвели онименя на свет 5 ноября 1953 года в Ленинграде. Здесь я родилась и прожила всю свою жизнь; в детстве — на Невском проспекте, в юности переехала на Васильевский остров, на Петроградскую сторону. Все обычно. Училась в школе. Потом швейное училище. Закончены разные курсы — водительские, бухгалтерские.

 

Уже здесь, на Петроградской стороне, когда мне было 14 лет, я позна­ комилась с ребятами, что живут в наших ленинградских дворах. Тогда было модно создавать всякие команды, выпиливать гитары, слушать «Дип Пепл», «снимать», как это называлось и играть в пионерских лагерях на танцах. Устраивать вечера в ЖЭКах. Вот тогда я и услышала впервые всю эту музыку, естественно, зарубежную. «ДДТ» я слушала еще на бобинных магнитофонах. На бобинах были «Башкирский мед», «Уфа». Это был другой, еще уфимский состав. Запись переписывалась десятки раз, с шумами, с треском. Даже в таком виде музыка «ДДТ» мне нравилась. Когда я узнала, что в Ленинграде во Дворце молодежи будет пятый фестиваль и на нем выступит «ДДТ», а билеты очень тяжело было достать, я попыталась это сделать, с большими трудностями достав, пришла. Так впервые увидела «ДДТ» в том составе, в каком они сейчас.

 

Наличие двух детей, кроме всех прелестей, подразумевает еще обязан­ ности. Матери с двумя детьми трудно быть тусовщицей, где-либо тусоваться. Во всяком случае, серьезные мероприятия я старалась не пропускать. На


 

«Машину времени» я ездила куда-то в пригород. Билетики были напечатаны на обоях с самодельным штампом. То есть старалась держаться в курсе. Мне это всегда было интересно. Из «ДДТ» по картинкам и опальным статьям

 

в газетах я знала только Юрия Шевчука.

 

Лида, как ты прошла путь от того первого концерта до «кормящей матери» «ДДТ»?

— Очень долгий путь. Для начала, как пятьдесят процентов наших, под­ черкиваю, советских женщин, я развелась со своим мужем. Развелась с ним, когда дети были совсем маленькими, но тем не менее отношения под­ держивала. У него был знакомый Игорь Леонов, работавший в МКЦ «Куп-


 

чино». Там была какая-то связь с ДК железнодорожников. Он знал музы­ кантов «ДДТ» и познакомил с ними моего бывшего мужа. Я попала на их концерт в ДК Ленсовета, меня по блату посадили в оркестровую яму. В самую середину. Из всего концерта я запомнила только одно: жутко бьют барабаны. У меня стало плохо с сердцем, я поползла через эту яму и выползла там, где раздеваются музыканты. В холле артистической тусовки я и дождалась конца концерта. Мой бывший муж довез меня до дому. Я сильно ругалась:

 

— Ты чуть меня не уморил, едва в могилу не вогнал!

 Он оправдывался:

— Не я же — это барабанщик.

После этого тот бессовестный барабанщик, узнав, что я умею шить, позвонил и попросил сшить ему чехлы. Я его «послала». Тогда он попросил через моего бывшего мужа, который и разболтал, что я шью. Миленький диалог:

— А нельзя ли чехольчики?

 

— Нет, нельзя! Ты меня чуть не угробил, а у меня двое детей.

 

Потом, в Париже, в 1990 году решили организовать фестиваль «Красный рок». Туда поехали «Эксперименты Ляпина», «ДДТ» «Телевизор», «Колибри». Этот мой экс-муж и Игорь Леонов вывозили группы «Колибри», Ляпина, «ДДТ». Так как детушек кормить надо, то я, если б этот фестиваль состоялся, продавала бы рекламную продукцию. Но дело все в том, что для фестиваля выбрали зал «Ля Зенит». Это очень престижный зал. В него ходят, как у нас раньше говорили: «Иду в оперу, на балет». То есть в «Ля Зенит» престижно ходить на все. Директор этого зала Ришар Маас. Фестиваль не состоялся по одной простой причине: Ришар Маас имеет право и возможность напрямую заключать с музыкантами контракты на концерты. Без посредников. А тут оказались какие-то посредники, начались неувязки. Короче, все прилетели в Париж, но фестиваль не состоялся. Два часа просидели в аэропорту на чемоданах, на скамейках — все-таки там цивилизованный аэропорт. Потом Володя Липник, мой бывший муж, как-то дозвонился и добился, чтоб при­ слали автобус. Всех привезли в комфортель «Луизиана». Такой небольшой, маленький чистенький комфортельчик. Но тут выяснилось: нас никто не собирается кормить, поить, содержать. И что фестиваль вообще не должен состояться. Естественно, французских денег не было с собой ни у кого. Однако были запасы продуктов. Стали группироваться. Потихонечку покупать двухфранковые багеты и мочить их в «Китайской стене» — это консервы такие. Сначала-то все гордо сливали соус, потом-то он как раз пошел в ход в виде супа с булкой. Так вот прожили несколько дней. Как-то


 

 

сидим в номере: все выпито, все съедено. Вдруг — удар ногой. Распахивается дверь. На пороге стоит Константин Кинчев и говорит:

 

— Кто сказал, что будет легко!

 

И входит с пятью канистрами красного вина. Ура! Тут питье, веселье, приподнятое настроение. Пока жили в Париже, ребята познакомились с парижским андеграундом — художниками, музыкантами, которые жили в разрушенном доме. Это такой интересный дом, у которого есть задняя и две боковых стены. А передней просто нет. Три этажа. Типа наших питерских трущоб. Вот они жили там. Самолет в Россию летает раз в неделю. У нас были обратные билеты. Музыкантам посольство выплатило какие-то ко­ пейки, чтоб не опухли с голоду. И оставалось ждать тот самолет, что полетит в субботу в Ленинград. Неделя оставалась абсолютно свободной. Можно даже зайти в любой шикарный магазин, понюхать, как пахнет сыр, посмот­ реть, как нарядно и великолепно одеваются люди. Зато совершенно бесплатно мы с дядей Мишей — саксофонистом, дошли пешком (денег-то не было) до Эйфелевой башни. Мы дошли до нее босиком, потому как стерли ноги. Расстояние приличное, как от аэропорта «Пулково» до центра. Но мы ее все время видели, и как это побывать в Париже и не потрогать пальцами Эйфелеву башню, не поболтать ногами в реке?!.

 

В Париже я познакомилась со всей группой «ДДТ». Все музыканты приехали с женами. Юра — с Эльмирой. Как вели себя музыканты в этих экстремальных условиях? Меня поразило, что когда им выдали незначи­ тельную сумму, не заканчивающуюся на ноль, а на какой-то франк, а нас, двое-трое барышен, которых, естественно, не считали музыкантами, посколь­ ку мы таковыми не являлись, соответственно, оставили без пособия — так вот, музыканты эти самые «лишние» франки скинули и отдали нам, чтобы мы смогли на них хоть что-то себе купить. Андрюша Муратов принес мне клубнику. Вадика я посылала за багетами куда подешевле. А Игорь Доценко почему-то к тому времени уже покупал мне бананы и сигареты. Так случилось, что с ним я провела больше времени. Мы разговаривали, гуляли по Парижу. Вот. Дружно собирались в номере. Ели и пили вместе, что у кого есть. Кипятили чай. На кипячении чая мы с Игорем и позна-комились. В гостинице никого не было. Я же, простая русская женщина, тогда еще не догадывалась, что наши вилки не подходят к их розеткам. И единственным, кто оказался на этаже, был Игорь Доценко. Я вежливо постучалась:

 

— Извините, помогите мне. С криком:

 

— Еб твою мать! Как что, так Доца!


 

Он пришел и стал обрезать эту несчастную вилку. А я смотрела на руки завороженными глазами и думала: «Боже мой, в эти бы руки да мою жопу!»

Когда он вышел из номера, подружка Маринка спросила:

 

— Лида, что это у тебя такие глаза?

 

Я ей повторила, о чем думала. Она мне:

— Ты что, с ума сошла, он же из «ДДТ»!

Я говорю:

— Да наплевать, хоть дворник с метлой, но такие руки! Крепкие руки, да, крепкие они, крепкие — хорошие.

 

За сутки до отъезда нас вдруг выселили из гостиницы. Просто на красивые

 

чистые улицы Парижа. Да, еще был благотворительный обед. Нас строем отправили в какую-то школьную столовую. И всю эту огромную тусовку накормили. Когда нас выкинули на улицу, андеграундные художники предложили провести, кому захочется, концерт. Группу «ДДТ», Сашу Ляпина с женами, инструментами загрузили в «рафик» и привезли в это разрушенное здание. Показали ангар или гараж, где должен был состояться концерт. Тут же все стали к нему активно готовиться. Какой-то русский эмигрант, дающий аппарат в аренду дискотекам и ресторанам, выделил его абсолютно бесплатно. И был концерт. Но перед этим пошли искать барабаны. Нашли в подвале с паутиной, где стояла грязная, едва ли не покрытая плесенью бочка, разорванная тарелка. Но все состоялось. Перед выступлением у Юры была температура 38°. Вокруг него хлопотала Эльмира, искали место, где бы отлежаться, давали таблетки. Отыграл Ляпин, отыграла группа «ДДТ». Мы шли под дождем по ночному Парижу, и было хорошо. Концерт все-таки состоялся. Художники накормили нас, напоили пивом и даже устроили пресс-конференцию. Утром тоже кормили дынями, кашами. Посадили в машину и привезли в аэропорт. Так состоялось мое близкое знакомство с «ДДТ».

 

Дальше уже личное. Когда садился самолет, я увидела Ленинград и была рада, что вот приеду домой, сниму джинсы, которые велики и которые просто держала руками, чтоб не свалились, потому как неделю не есть — это серьезно. Наконец-то я вымоюсь после этого андеграунда. Элементарно.

А с другой стороны, у меня капали слезы, и я думала:

— Вот все и кончилось. Все, до свидания. В 33 года я влюбилась, как самая последняя дура. Никогда я не ожидала от себя ничего подобного. Не думала, что женщина в таком возрасте может совершать такие глупые поступки. Игорь говорит:

— Ну, что ты плачешь-то?

 

Я:


 

 

— Вот и все, прилетели. Он:

 

— Умирать ты собралась, или что?

 

Но умирать я не собиралась. Стали мы с ним встречаться, общаться. Иногда он мне, правда, очень редко, дозволял приезжать на какие-то концерты на гастролях.

 

Я была на 10-летии группы в Уфе. Это было прекрасно. Юру в Уфе, естественно, знают, и там особая любовь к «ДДТ». Пришли музыканты из предыдущего состава. Они тоже принимали участие в концерте. Желающих было настолько много, что случилось то, чего не случалось в группе никогда. Это происходило 30 декабря 1990 года. Они отыграли концерт в 4 часа и потом еще в 7 вечера. В конце последнего концерта на сцену выскочили люди с шампанским, милыми сувенирами: игрушками, шариками и Дедом Морозом. Все было очень трогательно.

 

Я уже хорошо познакомилась с ребятами. То Андрей Муратов зайдет с «Мелодии», то Вадик Курылев заглянет, то Андрюша Васильев или Юра. Чайку, кофейку попить. Мы были знакомы чисто по-домашнему. По-хорошему. По-дружески. Начались репетиции «Черного пса Петербурга». Работа была очень напряженной. К репетициям приступили в сентябре, а 13 ноября уже был дан полностью концерт новой программы. И это было очень тяжело. Ребята репетировали просто по 12 часов в сутки. С 11 до 23. Условия позволяли только пить чай и кофе, кофе и чай. Материальное состояние группы было не столь шикарным, чтобы музыканты могли позволить себе (да и кто из рок-музыкантов может себе это позволить?!) отобедать в ресторане. Опять-таки это — время. Дома они у меня уже все ели, опробовали мои кулинарные способности. Я возьми да и предложи:

 

— Давайте, буду готовить. То есть буду приезжать и буду элементарно вас кормить. Потому как уже не мальчики, и не по 15 лет.

 

Да и просто жалко: они сидят в сыром подвале, целыми днями репетируют, на этом кофе, голодные. Перед туром я готовила обеды. Кто был свободен, заезжал на машине, потому как на 10 человек получалось все-таки большое количество еды. Я приносила туда еду, кормила их весь репетиционный период. Присутствовала на репетициях. Труд, конечно, глядя со стороны, очень тяжел. Что такое тяжело? Все равно, что меня заставить перешивать одну и ту же кофту, перекраивать и снова перешивать. Монотонно: одно и то же, из одного и того же материала. До тех пор, пока она не выйдет такой, что понравится всем десяти человекам, которые в это время рядом. Думаю, это подействовало бы на нервы и тебе. Возможно, чисто женское сравнение.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 188; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!