Притча о десяти девах (25:1-13).



 

1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. 2 Из них пять было мудрых и пять неразумных. 3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. 4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. 5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули. 6 Но в полночь раздался крик: «Вот, жених идет, выходите навстречу ему». 7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. 8 Неразумные же сказали мудрым: «Дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут». 9 А мудрые отвечали: «Чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе». 10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; 11 после приходят и прочие девы, и говорят: «Господи! Господи! отвори нам». 12 Он же сказал им в ответ: «Истинно говорю вам: не знаю вас». 13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

 

Притча о десяти девах находится только в Евангелии от Матфея.

Итак, «подобно будет Царство Небесное десяти девам». Таков буквальный перевод. Как мы уже неоднократно замечали, в действительности сравнивается не Царство с некими девами, но сравниваются две ситуации. То есть, говоря привычным нам языком, – «В случае с Царством Небесным ситуация подобна вот чему: десять дев взяли светильники…и так далее».

Образы этой притчи могут нам сегодня показаться не совсем понятными, но для жителей Палестины времен Иисуса Христа они были привычными. Речь идет о свадьбе и о брачном пире. «Девы» притчи – подружки невесты. Они должны были сопровождать жениха и невесту в дом родителей жениха, где и состоялся брачный пир. Древние свадебные обычаи сохранялись в Палестине многие столетия, вплоть до XX века. Чтобы сказанное в притче было понятнее, приведем часто цитируемый рассказ д-ра Джеймса Александра Финдли (Rev. Dr. James Alexander Findlay, 1880 - 1961) о том, что он наблюдал, путешествуя по Палестине:

« Когда мы приближались к воротам галилейского города, я увидел десять нарядно одетых дев, игравших на каких-то музыкальных инструментах и танцевавших на дороге перед нашим автомобилем. На мой вопрос, что они делают, переводчик сказал мне, что они составляют компанию невесте в ожидании жениха. Я спросил переводчика, можно ли увидеть само бракосочетание, но он покачал головой и сказал: “Может быть, оно будет сегодня вечером, или завтра вечером, или через две недели, никто никогда точно не знает этого”. … Жених прибывает неожиданно, иногда среди ночи; он, правда, должен, по общему мнению, послать впереди по улице человека, который выкрикивает: "Смотрите! Жених идет!", но это могло быть в любое время, и потому все должны были в любое время быть готовыми выйти на улицу, чтобы встретить его, когда бы он ни захотел прийти... Важно также отметить, что с наступлением темноты никто не может выходить на улицу без зажженной лампы, и что, если жених прибыл, то двери за ним закрывались, опоздавшим войти уже не разрешалось»[291].

 По иудейскому обычаю брачный пир длился целую неделю. Так что «неразумные девы» не только не были допущены на пир («двери затворились»), но и пропустили всю свадебную неделю общей радости.

В остальном эсхатологический смысл притчи прозрачен. Речь, как и прежде, идет о готовности и бдении. Десять дев разделились. Пять из них были «мудрыми», а другие пять – «неразумными». В буквальном переводе одни были «умные» (греч. fro,nimoi), а другие «глупые» (греч. mwrai,). Но речь идет не об интеллектуальных способностях девушек. В Библии глупые – это те, кто полагаются не на Бога, а на себя. Глупые девы притчи считали, что жених придет тогда, когда они его ждут, а не тогда, когда он соизволит прийти. Умные девы предусмотрительны, глупые – недальновидны и самонадеянны. В этом – «соль» притчи.

Притча «по определению» преследует одну главную цель и содержит один, редко два элемента сравнения. Все прочее в притче – простой оживляющий рассказ. «Иногда читателя неприятно поражает эгоизм и бессердечие умных девушек, но перед нами притча, цель которой – духовная готовность, а не иллюстрация прописной истины, что нужно делиться с ближним»[292]. То же можно сказать и о том, что неразумные девы – пусть и поздно – купили масло для светильников. Но это им не помогло, и дверь перед ними не отворилась. Жестоко? Но ведь цель притчи – не обсуждение вопроса милости и строгости, но один единственный вопрос – готовность и бдение. Неготовность может привести к плачевному результату.

Непосредственно притча была направлено против иудеев. Они были избранным народом, но оказались неподготовленными к пришествию истинного Мессии. Однако притча имеет и универсальное значение. Верующий человек должен быть постоянно готовым к встрече с Господом, зная, что в День Господень поздно будет занимать «масло» веры и готовности у других. Все это человек должен иметь сам.

 

Беседа № 74.

 

Сегодня мы завершим изучение эсхатологической речи Иисуса Христа, последней учительной речи перед Его Страстями. В этой речи мы исследовали несколько притч: о смоковнице, о неверном рабе и о десяти девах. Теперь за ними следует Притча о талантах. Это Мф 25:14-30. Притча о десяти девах заканчивалась словами: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф 25:13). Притча о талантах подхватывает эту мысль о бодрствовании и постоянной готовности к внезапному Второму пришествию.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 216; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!