Они погибнут, а Ты пребудешь;
И все они, как риза, обветшают,
и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся;
но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся» (Пс 101:26-28).
Вспомним и пророка Исаию:
«Трава засыхает, цвет увядает,
а слово Бога нашего пребудет вечно» (Ис 40:8).
Таким образом, слова Иисуса (« слова Мои») приравниваются к непреходящему и вечному Слову Божию.
О бодрствовании (24:36-44).
36 О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; 37 но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: 38 ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, 39 и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого; 40 тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; 41 две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. 42 Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. 43 Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. 44 Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.
Итак, знамения неизбежного Конца могут быть видны всякому, кто имеет очи, чтобы видеть, и ум, чтобы понимать это. Но конкретно «о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один». У евангелиста Марка (и в критическом тексте Евангелия от Матфея) добавлено: «никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец». Как? даже Сам Сын Божий, Иисус Христос не знал «о дне же том и часе»? Эти слова смущали и смущают многих. Уже евангелист Лука опускает эти слова в своем Евангелии. Он делает это по причине своих возвышенных христологических убеждений, стараясь не упоминать о каком бы то ни было незнании Иисуса Христа, как и вообще о Его человеческих немощах. Не принимали в прямом смысле эти слова о незнании Иисуса и древние святые отцы: Афанасий Великий, Ефрем Сирин, Кирилл Александрийский, Василий Великий и Иоанн Златоуст. Последний посвящает этому вопросу длинное рассуждение, в котором предполагает, что Иисус Свое знание «о дне же том и часе» умолчал от Своих слушателей преднамеренно, из пастырских соображений. Вот слова Златоуста:
|
|
«Он [Иисус], сказав обо всем, означив времена, лета и приведши учеников Своих к самым дверям (именно сказал: «близко, при дверях»), умолчал о дне. “Если о дне и часе ты спрашиваешь, не услышишь от Меня ничего,– говорит Он, – если же вообще о времени и предварительных признаках, то, не скрывая ничего, скажу тебе все подробно. Что Мне известен этот день, – на это Я представил много доказательств … и довел тебя до самого преддверия. Если ж Я не отворил тебе дверей, то это для твоей же пользы”».
|
|
«Для того, чтобы не заботились об одном только дне смерти, Христос не означает ни дня общей кончины, ни дня смерти каждого, желая чтобы люди всегда ожидали этого дня, – чтобы он был предметом непрестанной заботы. Поэтому и конец жизни каждого оставил в неизвестности»[287].
Но должны ли нас смущать евангельские слова о том или ином незнании Иисуса Христа? Нет, не должны. Возражения святых отцов были вызваны тем обстоятельством, что в ту эпоху еще далеко не угасли так называемые арианские споры. Напомню радиослушателям, что пресвитер Арий (256 – 336) утверждал, что Иисус Христос – не Бог, но сотворенный, хотя и совершенный, человек. Если говорить словами догматического богословия, то Арий учил, что Сын Божий не единосущен Богу Отцу. Учение Ария было осуждено Первым Вселенским собором в Никее (325), но получило распространение. Защитой православного учения о единосущии Сына Отцу было вызвано то обстоятельство, что, например, святитель Амвросий Медиоланский (337 – 397) даже обвинял Ария в том, что тот намеренно исказил текст Евангелий, вставив в них слова, что даже Сын не знает срока Конца сего мира, о котором, мол, знает только Отец[288].
|
|
Но мы не имеем оснований делать такие предположения хотя бы из догматического учения об истинности человеческого естества Иисуса Христа. Если мы, следуя апостолу Павлу, верим в то, что Сын Божий « уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп 2:7), если мы верим в то, что, будучи безгрешным, Христос совершил подвиг искупления, то есть принял на Себя следствия человеческой греховности – всяческие немощи человеческой природы вплоть до смерти, – то почему мы должны делать исключение для такого природного человеческого свойства как знание? Во Втором послании к Коринфянам апостола Павла есть такое глубокое и с трудом постижимое высказывание о том, что Иисус Христос понес на Себе все последствия нашей греховности: «Не вё1дёвшаго бо грёха2 по на1съ грё1хъ сотвори2» (2 Кор 5:21). В переводе Епископа Кассиана: «Не Знавшего греха Он соделал грехом вместо нас»; в переводе В. Н. Кузнецовой: « Того, Кто не знал греха, Бог ради нас сделал грехом». И наш грех был распят на Кресте! В этом весь смысл Воплощения и Искупления. – Посему, если мы станем отрицать, что Иисус по-человечески голодал, болел, не обладал всеми знаниями и даже по-человечески умер в страшных мучениях на Кресте, то тем самым мы будем отрицать истинность Воплощения.
|
|
О внезапности Второго Пришествия Иисус уже говорил. Оно будет неожиданным и в то же время для всех очевидным как вспышка молнии: «как молния …, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф 24:27). Всякие слухи и гадания, когда «вспыхнет молния», – бессмысленны. Однако, как две тысячи лет назад, так и сегодня: постоянно появляются люди с ложными предсказаниями. Не следует им верить! Пришествие Сына Человеческого будет неожиданным, внезапным.
Иисус предлагает ветхозаветную иллюстрацию к мысли о неожиданной внезапности Второго Пришествия и Суда Божия. Так было «во дни Ноя», пока внезапно «не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого». Люди удовлетворяли свои элементарные естественные потребности – они «во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж». Во всем этом нет ничего плохого: обычная жизнь. Внимание акцентируется на другом: на внезапности, которая застанет врасплох тех людей, которые живут так, будто никогда не наступит конец, которые не задумываются о конечном смысле всего, что они делают. Таким образом, как ложное и парализующее ожидание конца света, так и жизнь в бесцельной суете, как если бы этой жизни не было конца, безо всякого ожидания вообще, – и то и другое – жизнь иллюзорная.
Далее Иисус иллюстрирует Свою мысль о внезапности двумя примерами из повседневной жизни. Вот два мужчины работают на поле, вот две женщины мелют жерновами зерно.… Но когда наступит мгновение Второго Пришествия, тогда внезапно один из двух мужчин и одна из двух женщин будут взяты на встречу Господа. Оставшиеся будут лишены этой радости. Здесь, как мы видим, речь уже идет о том, что Второе пришествие будет сопровождаться Судом и разделением людей на спасенных и осужденных.
Если даже Учитель не знает о дне и часе Второго пришествия, то ученики – и подавно. Поэтому вместо расспросов, гаданий и вычислений сроков, надо просто бодрствовать, то есть не впадать в духовную спячку. Об этом говорит пример о хозяине дома и воре, который, разумеется, не станет предупреждать хозяина о времени кражи. Просто следует всегда быть на стороже и предпринимать меры, чтобы вор не смог проникнуть в дом.
Эта метафора характерна для новозаветных авторов. Вспомним слова Нагорной проповеди: « Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут…» (Мф 6:19-20). Или из апостола Павла: «Вы достоверно знаете, что День Господень так придет, как тать ночью» (1 Фесс 5:2). Или слова Иисуса Христа из Книги Откровения: «Если не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя» (Откр 3:3). Если нас удивляет сравнение пришествия Господа с пришествием вора и грабителя, то надо помнить, что конец века сего в представлении верующих был связан (да и ныне связан) с ожиданием эсхатологических бедствий. Об этом говорят все апокалиптические тексты. У верующих I века много острее, чем сегодня, присутствовало ожидание близкого Христова пришествия, которое подразумевало и Конец века сего.
Итак, человек не должен рассуждать о «временах и сроках», которые Бог положил в Своей власти, но должен быть на страже. «Будьте готовы» – этим призывом Иисус завершает свою речь о бодрствовании.
О постоянной готовности к тому, чтобы дать ответ на Суде Божием в День Второго Пришествия, говорят и следующие евангельские притчи.
О неверном рабе (24:45-51).
45 Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? 46 Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; 47 истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. 48 Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: «Не скоро придет господин мой», 49 и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, – 50 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, 51 и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.
Эта простая притча, которую Иисус поведал Своим ученикам, содержится также в Евангелии от Луки (Лк 12:41-48). В ней звучит призыв к бодрствованию и готовности дать ответ на грядущем Суде, ибо срок Второго Христова пришествия нам неизвестен, и «Господин» может вернуться в любой момент: может быть, совсем скоро, а может быть, и запоздает.
Притча, как всегда, излагает учение в понятных образах повседневной жизни. Самому верному и разумному рабу господин во время своего отсутствия поручает быть старшим среди домашней прислуги и заботливо обходиться с нею. И «блажен» такой раб, у которого будет порядок, и который оправдает доверие. Его ожидает награда: он будет сделан управляющим всем имением господина. Заметим, что слово «блажен», очень редкое у евангелиста Матфея, у нас ассоциируется прежде всего с «заповедями блаженства» Нагорной проповеди (Мф 5:3-11). Там «блаженными» названы наследники Царства Небесного.
Верному и благоразумному рабу противопоставляется «злой раб», который «скажет в сердце своем: “Не скоро придет господин мой” и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами». Иначе говоря, он станет вести себя так, как, по его неразумному рабскому мнению, положено себя вести богатому господину: грубо обходиться с рабами, роскошествовать, вкусно есть и пьянствовать с дружками. – Здесь безрассудное пьянство противопоставлено рассудительной трезвости, – образ, типичный для Писаний Ветхого и Нового Завета. – Так в Евангелии от Луки: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы День тот не постиг вас внезапно» (Лк 21:34). Так у апостола Павла: «Не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами Дня, да трезвимся» (1 Фесс 5:6-8).
Но внезапно вернувшийся господин сурово накажет неверного раба. Он «рассечет[289] его, и подвергнет его одной участи с лицемерами». Этот образ может удивлять своей жестокостью. Кроме того, эти слова не совсем понятны. Если неверный раб будет страшным образом казнен, то о какой последующей «участи с лицемерами» может идти речь? Скорее всего, здесь говорится о двух «участях» – земной и посмертной. Земная участь – жестокая казнь. Посмертная участь – приговор Суда Божия, который будет вынесен двуличным «лицемерам». Иисус неоднократно называл «лицемерами» фарисеев и иудейских учителей Закона. Им, как рабу притчи, «было много дано, им было вверено Слово Бога, но они злоупотребили доверием Господина и будут сурово наказаны». В ситуации той Церкви, в которой и для которой Матфей писал свое Евангелие, «притча поменяла свой изначальный смысл: ее адресатами стали христиане и прежде всего лидеры общины. Если они, опьяненные властью, забудут о том, что Господин обязательно вернется, и станут злоупотреблять своим положением и деспотично обращаться с теми, заботиться о которых они были поставлены, их ждет самое суровое наказание»[290].
В следующей «притче о десяти девах» еще раз говорится о бодрствовании и готовности, равно как о Суде и разделении. В предыдущей притче разделение пролегало между двумя рабами: верным и «злым», безответственным. В новой притче Суд разделяет людей (в притче – девушек) на «мудрых» и «неразумных».
Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 197; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!