II. «Законы» Царства Небесного (13:24-53).



 

Притча, следующая за притчей о сеятеле, тоже имеет дело с привычными образами из сельского хозяйства. Это притча о пшенице и плевелах. В ней речь снова идет о посеве, которому угрожает опасность, и о конечном урожае.

 

Притча о пшенице и плевелах (13:24-30).

 

24 Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; 25 когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; 26 когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. 27 Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? 28 Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? 29 Но он сказал: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, 30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

Нелогичным кажется начало притчи: «Царство Небесное подобно человеку…». Но мы, прочитав притчу, прекрасно понимаем, что в ней Царство Небесное не сравнивается с каким-то человеком. Речь в ней идет совсем о другом. Всё дело в неуклюжем дословном переводе. В данном случае (как и во многих других притчах: Мф 13:24,31,33,44,45,47; 18:23; 20:1; 22:2; 25:1) слова Иисуса Христа переведены с арамейского языка на греческий, а потом и на русский, буквально. В арамейском языке фраза «подобно чему-то», – в данном случае «подобно человеку», – означает не сравнение с конкретным человеком, но сравнение с ситуацией. То есть смысл выражения таков: «В случае с Царством Небесным ситуация подобна вот чему: некий человек посеял доброе семя на поле своем и так далее»[166].

О чем же говорит новая притча? Она тоже говорит о том, что не следует смущаться трудностями миссионерской проповеди, ибо в конце Царство Небесное все равно проявит себя в полной мере, а препятствия будут устранены. Но если в предыдущей притче препятствием для Царства называлась неглубокая вера людей или их бездействие, то здесь речь идет о более принципиальных вещах – об изначальном зле, которое олицетворяет враг Бога и человека, то есть диавол. Так будет истолковано ниже.

В принципе, притча очень простая. То, что сельские жители, враждуя между собой, могли вредить друг другу, засевая поле соседа сорняками, видно из римского законодательства, которое предусматривало суровое наказание за такое преступление. Ранняя прополка пшеницы может быть губительной для самой пшеницы. Поэтому хозяин дома советует подождать жатвы, и тогда уже собрать плевелы, связать их в снопы и сжечь их в печке, как это и делали в Палестине, – а добрую пшеницу собрать в житницу.

Совершенно очевидно, что эта притча имеет эсхатологический смысл, который и раскрывается в толковании притчи. Это толкование Иисус предлагает ученикам. Но чтобы перейти к нему, нам надо перепрыгнуть через несколько стихов, пропустив притчу о горчичном зерне (Мф 13:31-32) и притчу о закваске (Мф 13:33-35). К ним мы вернемся позже. А сейчас перейдем к объяснению притчи о пшенице и плевелах.

 

Объяснение притчи о пшенице и плевелах (13:36-43).

36 Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле. 37 Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; 38 поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого; 39 враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. 40 Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: 41 пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, 42 и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; 43 тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!

 

Войдя в дом и оставшись наедине с учениками, Иисус изъясняет им притчу о плевелах на поле. Каждый элемент притчи получает свое толкование. Таким образом, притча представляет собой аллегорию. Посеявший семя хозяин дома – это Сын Человеческий, то есть Мессия (для читателей Евангелия от Матфея, конечно, Сам Иисус Христос). Поле, на котором Сын Человеческий сеет семя, есть целый мир. Доброе семя – это не Слово Евангелия как в предыдущей притче, а «сыны Царствия», то есть верующие христиане, которым предназначено Царствие Божие. – Но «враг», то есть «лукавый», «диавол», сеет в мире свое сорное семя, «сынов лукавого». Жатва – традиционный образ Судного Дня, который будет совпадать с Днем конца этого века и наступлением века Царствия Божия. Судиёй выступает Сын Человеческий, грядущий в Своей небесной силе и славе. Он пошлет на землю жнецов – Своих Ангелов, которые соберут плевелы, то есть «сынов лукавого», которые теперь названы «делающими беззаконие». Они, а также никакие «соблазны» не будут допущены в Царствие Божие, но будут «ввергнуты в печь огненную, где будет плач и скрежет зубов». Обычно в Евангелиях образ окончательной гибели грешников – геенна огненная. Здесь – печь огненная, которая, вероятно, заимствована из книги пророка Даниила (Дан 3:6). Только там сожжение в раскаленной печи ожидало праведников, которые отказывались поклониться золотому истукану. А здесь печь огненная угрожает, напротив, беззаконникам и грешникам. Нам уже предоставлялся случай говорить о том, что все эти яркие традиционные образы эсхатологических ужасов с их зубовным скрежетом мы не должны понимать буквально. Речь идет о вещах невыразимых, таинственных. Не надо забывать также о том, что слова Иисуса Христа носят предостерегающий, увещательный и учительный характер. Оттого и напоминание: «Кто имеет уши слышать, да слышит!».

Что касается конечной участи жителей Царствия Божия, то они, будучи праведниками, «воссияют, как солнце, в Царстве Отца их». Сияние – тоже традиционный образ славы и присутствия Бога. Праведники будут причастны этой славе. Возможно, и в этом случае мы имеем намек на пророка Даниила, на его описание конечной славы праведников, которые «будут сиять как светила..., как звезды, вовеки, навсегда» (Дан 12:3).

Распространено нравственное толкование этой притчи, которое призывает христиан не торопиться со своими суждениями. Право окончательного суда принадлежит только Богу, который будет судить не по какому-то одному поступку человека, но по делам всей его жизни. Короче говоря, притча в своем нравственном аспекте напоминает нам заповедь Нагорной проповеди «н е судите, да не судимы будете» (Мф 7:1), заповедь, о которой в свое время мы подробно рассуждали.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 224; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!