Возвращение нечистого духа (12:43-45).



 

43 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; 44 тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; 45 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом.

Это похожее на притчу высказывание Иисуса Христа, на первый взгляд, вставлено в Евангелие без видимой литературной связи с контекстом, но существует глубокая богословская связь с предыдущим текстом. Ведь только что Иисус произносил слова, осуждающие сей « род лукавый и прелюбодейный», называя этот род злыми «порождениями ехидниными» (Мф 12:34.39). К этому «злому роду» обращена и прочитанная нами притча. Непосредственно речь идет о книжниках и фарисеях, религиозное учительство которых сводилось преимущественно к требованию строгого соблюдения письменных и устных заповедей Закона. Запрещено делать то, запрещено делать это…. Но религия, которая только запрещает, обречена на неудачу. Человеку можно запретить поступать плохо, то есть очистить его. Однако жизненная практика показывает, что это очищение, как правило, бывает временным: сохранить человека в чистоте гораздо труднее. Таков уж наш мир, в котором зло может быть придавлено, даже изгнано из того или иного места, но окончательно уничтожено быть не может. За примерами ходить недалеко. Достаточно посмотреть на несчастных людей, одержимых наркотической или алкогольной зависимостью.

Притча наглядно показывает, что простое изгнание нечистого духа еще не означает радикальной перемены. Вот некий нечистый дух выходит из человека, в котором жил. Судя по всему, он покидает человека не добровольно, но в результате изгнания. Изгнанный, он блуждает «по безводным местам, ища покоя, и не находит». «Безводные места» – это пустыня. По понятиям того времени, пустыня – естественное местопребывание злых духов. Вспомним, что искушения Иисуса Христа происходили именно в пустыне. Нечистый дух не находит себе покоя, так как его природа просто требует причинение зла человеку. Тогда он решает вернуться в свой дом. При этом он «находит его незанятым, выметенным и убранным», то есть вполне пригодным к поселению. Это означает, что человек, которого покинул нечистый дух, не озаботился тем, чтобы в него вселился Святой Дух, Который не впустила бы беса обратно. Дом остался пустым: и без нечистого духа, и без Духа Святого. Бес доволен таким положением, и на радостях приглашает семь своих дружков, еще худших чем он. Число «семь», как мы знаем, символическое и означает в данном случае полноту нечистой силы. Духи всей компанией овладевают человеком и живут в нем припеваючи.

Разумеется, притча об одержимости злом высказана Иисусом не только в адрес злых книжников и фарисеев, но, как предостережение, и ко всему Израилю, которому выпала счастливая доля встречи с Божественным Посланником, но который не только не принял Его, но Его убил. Израилю было много дано, но на Суде им придется труднее, чем покаявшимся язычникам – ниневитянам или царице южной, о которых говорилось в предыдущей речи Иисуса.

В этой притче заключена также и важная истина для каждого из нас: человеческое сердце не должно оставаться пустым. Недостаточно просто изгнать из него злые мысли и привычки. Человек должен быть чем-нибудь наполнен. Место зла должно занять деятельное добро. В противном случае к человеку может вернуться зло худшее прежнего – такое зло, от которого человек собственными силами избавиться неспособен. От бесовщины его может спасти только сила Божия. И это касается не только отдельных людей, но и целых народов.

 

Мать, братья и сестры Иисуса Христа (12:46-50).

 

46 Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. 47 И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. 48 Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? 49 И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; 50 ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

 

Этот знаменитый отрывок мы находим также в других Синоптических Евангелиях. Но в каждом из них он приведен в несколько различающихся вариантах. Так, из Евангелия от Марка мы узнаём о причине, по которой родственники Иисуса желали встретиться с ним. Там сказано, что ближние «пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя» (Мк 3:21), то есть одержим, сошел с ума. Матфей и Лука избегают такого скандального заявления. Правда, и в Евангелии от Матфея Иисус, исходя из Своего, видимо горького, опыта, предупреждает Своих учеников, что врагами человека могут быть и «домашние его» (Мф 10:36).

Следует обратить внимание на некоторые тонкости в начале этого рассказа. Во-первых, кто такие братья Иисуса? Несколько ниже, в 13-й главе Евангелия от Матфея приводятся имена четырех братьев Иисуса: Иаков, Иосия (или Иосиф), Симон и Иуда. Святой Иоанн Златоуст, на Беседы которого мы обычно ссылаемся, ничего о них не пишет. Но в истории толкования существовали разные мнения: святой Епифаний Кипрский считал, что это сводные братья по Иосифу от предыдущего брака последнего; некто Гельвидий утверждал, что это родные братья Иисуса, чтó, конечно, противоречит убеждению Церкви в приснодевстве Марии. Блаженный Иероним был весьма невысокого мнения об умственных способностях и образовании этого Гельвидия. Он называет его «глупым», «невежественным» и в споре с ним доказывает, что упомянутые братья Иисуса – это двоюродные братья от сестры Девы Марии[164]. Заметим, что законный отец Иисуса Иосиф вообще не упоминается. Надо полагать, что его к тому времени уже не было в живых.

Во-вторых, надо заметить, что Сам Иисус с учениками был в некоем доме, в то время как Его родственники находились снаружи, вне дома. Это имеет явно символическое значение. Дом – как бы прообраз будущей Церкви, и тем, кто в доме, с Иисусом, открываются тайны Царства Небесного, а тем, кто вне дома, Его учение представляется загадочным. Несколько позже Иисус Сам скажет об этом ученикам: «Вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано» (Мф 13:11). Из книг Нового Завета мы знаем, что родные Иисуса уверуют в Него только после Его смерти и воскресения. А при Его земной жизни, как сказано в Евангелии от Иоанна, « братья Его не веровали в Него» (Ин 7:5).

Указывая рукой на Своих учеников, Иисус говорит, что они – Его новая истинная семья. Тот Иисусу брат и сестра и мать, кто «будет исполнять волю Отца Моего Небесного». Но какова Воля Божия? Ее Иисус Христос объявил уже в начале Своей проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» (Мф 4:17). Нам остается только две возможности: стоять «вне» или стать «братьями и сестрами и матерью» Иисуса, следуя за Ним путем Евангелия. Эту семью скрепляют не биологические узы крови, национальности, земного гражданства или дружеской связи. Они собраны в Царство Небесное благодатью Святого Духа. В Евангелиях подчеркивается тот факт, что первые ученики Христовы пошли за Ним, оставив свои семьи. Божественное призвание влекло их за пределы земных связей.

Конечно, из прочитанного отрывка можно делать и более общий нравственный вывод, который диктуется человеку его житейской практикой. Ведь нередко человек чувствует себя ближе к чужим людям, нежели к родным. Самые тесные отношения между людьми – не кровное родство, а родство душ и мыслей. Только люди с общими целями, общими принципами и общими интересами становятся поистине близкими друг другу. – Но этот практический вывод «естественной» нравственности, конечно, не был целью рассказа Евангелия. Речь идет не о неизмеримо более глубоких и значимых вещах.

Однако, разумеется, из слов Спасителя нельзя делать вывод и о пренебрежительном отношении Его к Своей Матери и другим родным по крови. Святой Златоуст, пространно рассуждая об этом, говорит: «Он не хотел оскорбить их, но … мало-помалу привести их к правильному о Себе понятию и убедить, что Он не Сын только Матери Своей, но и Господь. … Он не сказал напомнившему о Матери: пойди, скажи Матери, что она не мать Моя; но возражает ему: «кто Матерь Моя?» Говоря это, Он имел в виду еще нечто другое. Что же именно? То, что ни они, и никто другой не должны полагаться на родство»[165].

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 227; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!