Изреку сокровенное от создания мира».



 

Евангелисту Матфею и его церкви надо было понять, почему учение Иисуса Христа, подкрепленное Его чудесными деяниями, не вызвало в израильском народе ожидаемого отклика, веры. Почему народные массы иудеев остались глухими, а то и враждебными к провозглашенному Иисусом Евангелию? Почему лишь небольшая группа учеников составила – и то не сразу – раннюю церковь в Иерусалиме и в Галилее? На эти волнующие вопросы евангелисты пытаются ответить. Один из возможных ответов сводился к тому, что Иисус « говорил народу притчами, и без притчи не говорил им». С одной стороны, притчи кажутся простыми рассказами. Но с другой стороны, они же представляются загадочными. Далеко не каждый может постичь их глубинное измерение. Это мы сейчас, спустя две тысячи лет христианства с его богословием, проповедями и библейскими исследованиями способны с относительной легкостью понимать притчи Иисуса. Но народ, окружавший Христа, был в этом отношении не похож на нас. Для того народа и мысли, и учение и поведение Иисуса Христа были чем-то невиданным и неслыханным, чем-то революционным. Далеко не все имевшие уши слышать, слышали Иисуса, то есть мало кто понимал услышанное от Него. Даже своим ближайшим ученикам Он должен был, как мы видели, подробно растолковывать смысл притч.

В том, что Иисус учил загадочными притчами, с точки зрения Матфея, исполнилось «реченное через пророка». Правда, далее евангелист приводит цитату из книги Псалмов, а не из того или иного пророка:

«Открою уста мои в притче

 и произнесу гадания из древности» (Пс 77:2).

Дело в том, что евангелист считал всё Священное Писание пророческим. Всё оно указывало на грядущего Мессию, то есть на Иисуса Христа. Вот и вольно цитируемый евангелистом 77-й Псалом тоже предвозвещает способ учения Иисуса Христа притчами, сокровенными «гаданиями» (то есть «спрятанными» загадками) из древности.

 

Беседа № 48.

 

Притчи о Царстве Небесном заполняют всю 13-ю главу Евангелия от Матфея. Мы уже прочитали притчу о сеятеле, притчу о пшенице и плевелах, о малом горчичном зерне и о малой закваске. Движемся далее. Следующая – притча о скрытом сокровище.

 

Притча о скрытом сокровище (13:44).

 

44 Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то.

 

Предыдущие притчи говорили о том, как Царство Небесное постепенно охватывает всё более обширные области земли и населяющих ее народов. Сегодня малоприметное горчичное зерно завтра вырастет в ветвистое дерево, сень которого будет укрывать многих птиц, то есть народов. Сегодня маленькая закваска завтра сквасит такое количество теста, из которого можно напечь хлебов на целую армию. Человеку в этом процессе роста Царствия отводится малое место. Он лишь должен посеять на своем поле горчичное зерно и «спрятать» малое количество дрожжей в большом сосуде с мукой. А далее самостоятельный рост дерева и увеличение размера вскисающего теста символизируют активность Божию, Его творческую силу, которая из малого, почти неприметного начáла христианского движения производит великое движение вселенского христианства. Иначе говоря, мы не должны смущаться малоприметными результатами нашего благовествования, если таковое нами вообще осуществляется, и слабыми или искаженными проявлениями Царствия Божия в земном «царстве кесаря». Всему своё время, и истина Божия всё равно возьмёт своё.

Притча о скрытом сокровище и следующая притча о драгоценной жемчужине несколько смещают акцент. В них говорится о человеческой активности в обретении Царства Небесного. В первой притче некий человек, который является нанятым работником, обрабатывающим чужое поле, случайно находит закопанный в земле клад. Он, естественно, обрадовался своему везению, никому не рассказал о находке, а потом купил поле, на котором клад. Чтобы найти деньги для такой покупки, ему пришлось продать всё, что он имел. Приобретенное такой ценой сокровище символизирует в притче Царство Небесное.

Похожих историй о зарытых кем-то и кем-то найденных кладах рассказывались всеми народами древности. Да ведь и сегодня время от времени люди находят спрятанные то тут, то там клады с деньгами или драгоценностями. Далее, в 25-й главе нашего Евангелия мы еще раз встретимся с человеком, который закопал деньги в земле, чтобы они были в сохранности и безопасности. А где еще хранить драгоценности? В банковских ячейках? Но для простых людей Древнего мира таковых не существовало. «Для денег есть только одно безопасное место – земля», – гласила еврейская поговорка.

При этом, правда, возникают вопросы нравственного характера, которые в разных юридических системах решаются по-разному. В одних государствах поступок нашего человека из притчи сочли бы беззаконным. Палестина была под Римом. А в Римской империи, клад принадлежал собственнику поля, и посторонний человек не имел права его утаивать, если он его нашел. В современной России клады принадлежат государству, и человек, нашедший клад, обязан по закону отдать его в государственную казну. Разумеется, за некоторое вознаграждение. Так что, с точки зрения многих законодательств, человек из притчи является мошенником. Но в Иудее того далекого времени, хотя она была римской провинцией, в будничных делах действовало не римское, а традиционное иудейское право, которое позволяло присвоить найденное чужое сокровище нашедшему его. Правда, и в этом случае остаются какие-то нерешенные вопросы. Зачем было человеку тратиться на покупку поля с сокровищем, если оно ему досталось бы и без того? Так что притча Иисуса Христа могла поставить слушателей в тупик. Но на то и жанр учения притчами, чтобы заставлять слушателей насторожиться, прислушаться, задуматься. Кроме того, в притче всегда заложена одна главная идея, по отношению к которой всё остальное – лишь красочное обрамление. Вопрос о том, прав или не прав человек, вопросы нравственности и законности – не имеют никакого отношения к идее притчи. А идея эта в том, что человек так обрадовался находке, что решился продать всё свое имущество, чтобы присвоить себе сокровище, которое, как сказано в начале притчи, подобно Царству Небесному. Оно – столь великая ценность, что ради него стóит пожертвовать очень многим.

Очень похожа на притчу о найденном и утаённом сокровище следующая притча о драгоценной жемчужине.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!