Основные направления работы с детьми



Nbsp;

Л.А. ГРИБОВСКЛЯ

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО И ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

Методическое пособие для воспитателей

Допущено

Министерством образования и науки

Российской Федерации

2-е издание

МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2006


Грибовская А. А.

Народное искусство и детское творчество : метод, посо­бие для воспитателей / А. А. Грибовская. — 2-е изд. М. : Просвещение, 2006. — 160 с. : ил.

Пособие адресовано воспитателям, работающим по программе вос­питания, образования и развития детей в условиях детского сада «Радуга». Его цель - помочь им познакомить детей 3—7 лет с раз­ными видами народного декоративно-прикладного искусства.

В пособии представлены перспективные планы работы, описань занятия с детьми каждой возрастной группы. В приложении даютс сведения о видах народного декоративно-прикладного искусства.

Пособие может быть использовано преподавателями изостудий.

Издательство «Просвещение», 2004 Художественное оформление. Издательство «Просвещение», 2004 Все права защищены


Посвящается памяти Н . П . Сакулиной

ВВЕДЕНИЕ

Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей младшего и дошкольного возраста. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и муд­рость народа, которые передаются из поколения в поколе­ние. Это традиции, обычаи, особенности жизни.

Каждый образ в народе имеет свое значение, символ. Так, например, птица — это символ счастья, радости, она оли­цетворяет собой душу наших предков. Часто встречается образ птицы-сирин или изображение двух птиц на древе жизни. Птиц мы встречаем на полотенцах, на досках, ви­дим их воплощение в посуде (например, ковш в виде птицы).

Конь — это символ солнца, медведь — символ могуще­ства, пробуждения природы, баран и корова олицетворяют собой плодородие, козел — добрую силу, олень — изобилие, удачный брак.

Издавна предметы быта расписывались различными узо­рами (орнаментом), что тоже являлось своеобразной симво­ликой: волнистая линия символизировала воду; две парал­лельные линии и точки между ними — землю и зерна; точ­ки, капли, косые линии — дождь; спирали — ход солнца по небу, космос; ромбы — плодородие; круги — идею со­вершенства, солнце, дом; кресты — веру; наклонные крес­ты — связь с солнцем и огнем. Иногда одинаковые элемен­ты росписи народных изделий, например дымковской иг­рушки, имеют разное значение: на одной и той же фигурке оранжевый круг символизирует солнце, красный — дом.

Конечно, сегодня смысл этой символики утрачен, од­нако образы, о которых говорилось выше, входят в нашу жизнь с самого детства. То же самое можно сказать и о ставших уже привычными узорах, орнаментах.

Трудно переоценить значение народного декоративно-при­кладного искусства в эстетическом воспитании детей. Ис­следования Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, А. П. Усо­вой, Е. И. Васильевой, Е. Г. Ковальской, Т. С. Комаро­вой, Б. М. Маршак, Ц. Н. Шейтановой, Ю. В. Максимо­ва, Е. С. Рогалевой, 3. А. Богатеевой, Е. А. Горунович, Н. Б. Халезовой, Р. Н. Смирновой, Т. Г. Казаковой, Р. Г. Казаковой, Т. Н. Дороновой, А. А. Грибовской и др. позволили включить знакомство с этим видом искусства в программы дошкольных образовательных учреждений.

3


Пути использования народного декоративно-прикладного искусства различны, выделим наиболее общие из них:

1. Широкое использование образцов народного искусства
(в силу их доступности для восприятия детей) в оформле­
нии интерьера дошкольного учреждения. К ним отно­
сятся дымковская, филимоновская, тверская, богородская
игрушки, изделия с хохломской, городецкой, жостовской,
гжельской росписью.

Сегодня практически в каждом дошкольном образователь­ном учреждении имеются различные предметы народного декоративно-прикладного искусства.

2. Создание образцов на основе узоров народного декора­
тивно-прикладного искусства:

— использование отдельных элементов для создания ди­
дактических образцов (прямое следование, варианты образ­
цов, итоговое занятие по замыслу — Е. И. Васильева);

— создание образцов на основе определенного вида народ­
ного искусства, когда передаются элементы, цвет, иног­
да композиция (Н. П. Сакулина, Е. Г. Ковальская,
Б. М. Маршак, Ц. Н. Шейтанова, Т. С. Комарова, Е. С. Ро-
галева, 3. А. Богатеева, Р. Н. Смирнова и др.).

Используются также дидактические образцы и образ­цы, в основу которых положены природные мотивы: цветы, листья, ягоды (Е. Г. Ковальская, Б. М. Маршак).

3. Использование народного декоративно-прикладного ис­
кусства в качестве образца:

— влияние близких по содержанию образов (птиц, цве­
тов, барышень) разных видов народного искусства на дет­
ский рисунок (Т. Г. Казакова, Ю. В. Максимов);

— обучение декоративному творчеству и формирование
детского творчества на основе подлинных предметов опреде­
ленного вида искусства (Н. Б. Халезова, А. А. Грибов-
ская).

Рассмотрим последний из перечисленных выше путей ис­пользования народного декоративно-прикладного искусства в практике детского сада.

Для обучения декоративной деятельности и формирова­ния детского творчества берутся только подлинные предме­ты народного искусства и их изображения (иллюстрации, фотографии, диапозитивы). Отбираются доступные для вос­приятия детей определенного возраста предметы и игруш­ки, которые имеются в дошкольном учреждении. Узоры на них должны быть простыми: полосы, круги, кольца, точ­ки, овалы. Они проходят через все возрастные группы, но расширяется их содержание, выделяются новые средства вы­разительности, характерные особенности, традиции каждо­го вида. Воспитатель в каждой последующей группе возвра­щается к знакомому виду. Затем к работе привлекаются


предметы и игрушки с растительным узором (городецкая, хохломская, гжельская, жостовская роспись). Задача педа­гога — показать разнообразие и традиции вида: характер­ные особенности, своеобразие композиций.

Работа строится в трех направлениях.

Первое направление. Знакомство с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Детям да­ются некоторые сведения о промысле, содержании, назна­чении предметов, материалах, из которых они сделаны, ха­рактерных признаках. Выделяются средства выразитель­ности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, ком­позиции (расположение узора на предмете), связь формы предмета и узора с его назначением.

Формирование у детей потребности в прекрасном.

Задачи работы с детьми:

Младший дошкольный возраст. Развивать интерес к на­родной игрушке, учить узнавать знакомые образы (птица, конь, барышня, матрешка), видеть их яркость, нарядность, любоваться ими, выделять некоторые элементы, их цвет.

Средний дошкольный возраст. Учить узнавать знакомые народные игрушки, называть их, давать представления о характерных признаках, средствах выразительности (элемен­ты узора, их цвет, расположение на форме), различать два-три вида народных игрушек (дымковская, филимоновская, тверская глиняная игрушка, матрешка, богородская игруш­ка) по некоторым признакам.

Старший дошкольный возраст. Учить различать и на­зывать знакомые народные игрушки, их характерные осо­бенности, знакомить с новыми видами игрушки (каргополь-ская, абашевская и др.), с растительными узорами (горо-дец, хохлома, жостово, гжель и др.), учить видеть разно­образие материалов (дерево, глина, металл, фарфор) и их отличие друг от друга, красоту геометрических, расти­тельных узоров, стилизацию знакомых форм (трава, ягода, цветок, лист), особенности изображения общих для всех ви­дов декоративно-прикладного искусства образов (птица, конь и др.).

Учить выделять средства художественной выразительно­сти: элементы узора, их цвет, типичные сочетания (коло­рит росписи, ритм элементов, цветовых пятен в узоре, их чередование, симметричные и асимметричные компози­ции) — видеть связь узора с назначением предмета, его формой, материалом изделия.

Учить различать виды народного декоративно-приклад­ного искусства, дать некоторые сведения о промысле, ха­рактерных признаках. Воспитывать гордость за свой народ, уважение к мастерам и желание самим создавать работы для оформления детского сада и дома.


Знакомить с русским народным костюмом, рассказывать о значении узора, его особенностях, принципах оформления женских и мужских костюмов, головных уборов, росписи ткани, типичных сочетаниях элементов.

Второе направление. Обучение декоративному рисованию, аппликации, лепке на основе народного декоративно-при­кладного искусства, знакомство с некоторыми приемами на­родных мастеров в рисовании, аппликации, лепке.

Задачи работы с детьми:

Младший дошкольный возраст. Учить украшать изобра­жения предметов, используя следующие элементы: полосы, мазки, круги, кольца, точки; выбирать цвет бумаги (фон) и элементов узора, располагать их на всем листе, ритмич­но заполняя лист одинаковыми элементами (по форме, ве­личине, цвету) или чередуя их.

В аппликации составлять узоры на полосе, квадрате, кру­ге, выделяя кайму, середину, углы одинаковыми элемента­ми (круги, квадраты) или чередуя элементы по форме, цве­ту, величине, учить чередовать элементы, развивать чувство ритма, симметричности.

Средний дошкольный возраст. Учить составлять узоры на основе некоторых видов народной игрушки (тверская, фи-лимоновская, дымковская), выделяя геометрические эле­менты росписи: круг, кольцо, точки, овалы (мазки), линии (прямые, широкие, тонкие), черточки, характерные цвета определенного вида, их сочетания (цвет фона, элементов). Учить составлять узор на полосе, прямоугольнике (рисунок как на ткани), чередовать элементы по форме, цвету, вели­чине, составлять симметричный узор на квадрате, круге, розете, выделяя кайму, середину, углы.

Старший дошкольный возраст. Учить составлять узоры на основе некоторых видов народного декоративно-приклад­ного искусства (народная игрушка, росписи: дымковская, городецкая, хохломская, жостовская, гжельская), украшать на бумаге декоративные ткани, платки, полотенца, ковры, как это делали народные мастера, выделять элементы узо­ра (геометрические, растительные), образы птиц, коней, пе­редавать колорит росписи, характерные композиции — сим­метричные, асимметричные, украшать объемные изделия (лепка, работы из папье-маше), раскрашивать бумажный тарелки, стаканчики, деревянные заготовки — «белье» (по­суду, доски, матрешек и др.).

Учить создавать узоры для русского костюма: тесьма, пояса, кокошники разной формы, ткань на сарафан, платье и т. д.

Третье направление. Формирование детского декоратив­ного творчества.

Обучение видению на предметах каждого вида народного


декоративно-прикладного искусства вариативности элемен­тов, сочетаний цветов, композиций, умения мастера созда­вать новый, неповторимый узор, не выходя за пределы вида, традиций росписи. Формирование на основе этого декоратив­ного творчества умения создавать узор на любой форме, сво­бодно выбирая сочетания цветов, композицию в зависимос­ти от назначения узора, формы предмета, материала.

Задачи работы с детьми:

Младший дошкольный возраст. Выбирать элементы и их цвет.

Средний дошкольный возраст. Выбирать элементы, их цвета, затем форму бумаги, композицию.

Старший дошкольный возраст. Выбирать вид народного искусства, его элементы, сочетания цветов, композиций, со­здавать творческие композиции, определив только назначе­ние предмета (задачи дети решают по-своему).

Такое творческое применение полученных знаний, уме­ний и навыков по декоративному рисованию, аппликации, лепке при создании предметных, сюжетных композиций по­кажет, насколько осознанно дети понимают принципы и за­кономерности в декоративном искусстве.

Рассмотрим пути решения поставленных задач.

Перед организацией цикла занятий с детьми каж­дой возрастной группы целесообразно составить перспектив­ный план работы на год, в котором определяются виды де­коративно-прикладного искусства, последовательность их изучения и освоения с учетом возможностей детского сада (наличие предметов народного искусства, расположение по­близости музеев, выставочных залов и т. д.).

Формы работы могут быть самыми разными.

Знакомство с тем или иным видом декоративно-приклад­ного искусства и его дальнейшее изучение трудно предста­вить без организации выставки (одного предмета, одного вида, одного образа, двух-трех видов, а в конце года и всех видов для сравнения).

Занятия по знакомству с некоторыми видами искусства детей старшего дошкольного возраста можно проводить в форме экскурсии в самом детском саду (в помещении груп­пы, в зале, музее дошкольного учреждения). Такие экскур­сии проводятся в каждом детском саду, где имеется боль­шое количество предметов декоративно-прикладного искус­ства. В некоторых дошкольных учреждениях созданы «из­бы», «горницы», где представлены предметы народного быта, народная игрушка, русский костюм и т. д. Кроме предме­тов народного искусства, имеющихся в детском саду, для демонстрации используются и те, которые могут периоди­чески приносить на некоторое время родители.

Интересной и плодотворной формой работы являют-


ся встречи с народными мастерами, художниками, родите­лями-умельцами и другими людьми, от которых можно узнать много полезной информации о том или ином виде народно-прикладного искусства, увидеть, как изготовляют­ся предметы быта и игрушки.

Экскурсии вне детского сада — в музеи искусств, крае­ведческие музеи, выставочные залы, в мастерскую худож­ника — приобщат детей к прекрасному, покажут значение коллекций. В музее ребенок совсем по-иному увидит знако­мые произведения искусства, познакомится с новыми. Это вызовет радость, гордость за свой народ.

Задача воспитателя — научить дошкольников рассматри­вать предметы народного декоративно-прикладного искус­ства так, чтобы дети затем могли выделить средства выра­зительности у любого нового вида. Поэтому при знакомстве с первым видом важно заложить основы умения рассмат­ривать, а затем и сравнивать, находя сходство и различие разных видов народного искусства.

В процессе обучения воспитатель не только постепенно знакомит детей с конкретным видом, но и подводит к об­щим закономерностям декоративно-прикладного искусства, средствам выразительности и традициям.

Самой продуктивной формой работы являются, безуслов­но, занятия по декоративному рисованию, аппликации, леп­ке, где дети на основе конкретного вида будут создавать узо­ры, аппликацию, лепить народную игрушку. Воспитатель выделяет только те средства выразительности, которые най­дут отражение в рисунке, аппликации или лепке. Напри­мер, на занятиях по лепке выделяются форма игрушки, ее частей, способы лепки, создание пластического образа. На занятиях по декоративному рисованию после общего рассмат­ривания, любования игрушкой выделяются один или не­сколько элементов, их цвет, расположение (кайма на фарту­ке, клетчатая юбка), украшения (точки, черточки). Чем стар­ше дети, тем больше внимания уделяется вариантам в изоб­ражении одного мотива, сочетаниям цветов, расположению на поверхности предмета, плоскости.

Таким образом, педагог постепенно знакомит детей с за­кономерностями той или иной росписи, декоративного ис­кусства в целом.

Количество занятий по декоративному рисованию, ап­пликации, лепке зависит от наличия предметов, их изоб­ражений (иллюстрации, диапозитивы), а также от постав­ленных задач.

Необходимо помнить, что главная задача воспитателя за­ключается в приобщении детей к истокам народного искус­ства. Нужно дать возможность ребенку после усвоения некоторых знаний, навыков уметь составить тот или иной


узор, расписать ту или иную игрушку и в конечном итоге почувствовать радость творчества.

Составляя с детьми узоры по мотивам определенной рос­писи, необходимо учитывать построение узора, которое ти­пично именно для нее. Например, для дымковской игруш­ки характерна роспись, напоминающая рисунок на тка­ни — в полоску, в клетку, узоры на круге, розете и т. д. Городецкая роспись — это чередование цветов на полосе, на круге, симметричный узор от середины формы (зеркаль­ная симметрия), а также свободная композиция (цветы рас­положены как бы на ветке).

При знакомстве с одним направлением декоративно-при­кладного искусства могут сочетаться несколько видов дет­ской деятельности. Например, освоение темы «Дымковская игрушка» предполагает составление узора на бумаге разной формы, лепку и роспись вылепленных изделий. При зна­комстве с жостовской и городецкой росписью, вологодским кружевом дети составляют композиции в рисовании, ап­пликации и т. д.

На каждом занятии воспитатель должен поставить кон­кретные учебные и творческие задачи, определить, как ре­бенок может проявить выбор, самостоятельность. Например, на занятиях, посвященных дымковской игрушке, детей 4—5 лет учат рассматривать и рисовать один из элемен­тов росписи, располагать его на полосе. На первом же заня­тии ребенок должен выбрать цвет элемента из определен­ной гаммы для данной росписи. Дети рисуют столько эле­ментов, сколько необходимо для заполнения пространства листа.

Таким образом, с первых занятий ребенок проявляет са­мостоятельность в выборе некоторых средств выразительно­сти в пределах традиций росписи.

Чем старше дети, тем больше задач они решают само­стоятельно. После каждого цикла занятий по одному виду искусства проводится итоговое занятие, на котором ребята составляют узор в стиле росписи, но сами выбирают эле­менты, цвет, композицию, форму бумаги или расписыва­ют заготовленные формы: вылепленные изделия, работы из папье-маше, готовое «белье» — заготовки из дерева, бума­ги и т. д.

Периодически проводятся занятия творческого характе­ра, на которых детям предлагается придумать узор для но­вых предметов, вещей. Например, нарисовать для Снежной королевы ткань на платье, украсить кокошник, придумать сказочный букет, сказочный лес и т. д. На этих занятиях ребята используют полученные знания о закономерностях декоративной деятельности, составляют новые элементы узо­ра, выбирают цветовые сочетания в соответствии с образом


(добрый, злой, солнечный, холодный, радостный, печальный и др.)» решают композиционные задачи (расположение на листе).

Чем старше дети, тем больше нужно давать творческих заданий с учетом интересов каждого ребенка, событий, про­исходящих в детском саду, дома. Это может быть роспись декораций, обоев, домов, костюмов для героев сказки, ра­мок для портретов и т. д.

Занятия по замыслу являются показателем развития дет­ского декоративного творчества (внимание обращается на яркость образов, необычность цветов, оригинальность ком­позиций). Если в начале года ребята повторяют одну из пройденных росписей или некоторые ее элементы, а новые решения проявляются у двух-трех детей, то к концу года мы видим осознанный подход к использованию полученных знаний и проявление индивидуальности в этом виде дея­тельности практически у каждого ребенка.

В процессе обучения декоративному рисованию, аппли­кации, лепке для активизации детей, осмысленного усвое­ния задач могут использоваться разные методы и приемы. К ним относятся:

— создание игровой ситуации в начале занятия и во вре­
мя анализа детских работ («одевание» дымковских игрушек,
работа в «мастерских» народных умельцев, игра в магазин,
посещение «выставок народного искусства» и др.), что по­
вышает интерес к занятиям;

— связь рассматривания с последующими занятиями по
изобразительной деятельности, выделение тех задач, кото­
рые затем найдут отражение в рисунке, лепке;

— сравнение двух элементов, композиций для обучения
пониманию закономерностей росписи, вариантов сочетания
отдельных элементов узора при создании нового мотива;

— использование движения руки (очерчивающий жест)
для выделения элементов узора на предмете и определения
расположения их на листе бумаги, последовательности его
заполнения;

— упражнения в начале занятия с детьми 5—7 лет при
изображении новых или сложных элементов после рассмат­
ривания; впоследствии лист для упражнений дети исполь­
зуют по желанию;

— показ изображения новых элементов для детей 4—
5 лет, наиболее сложных элементов для детей 5—7 лет;

— использование фланелеграфа для обучения расположе­
нию узора, поискам вариантов построения;

— называние элемента узора или действия при его вос­
произведении в процессе рисования, аппликации («завиток
вверх, теперь вниз»);

10


— взаимосвязь видов деятельности (рисования, лепки, ап­
пликации) в решении задач по декоративной деятельности;

— использование художественного слова в создании об­
раза в рисовании, лепке, аппликации;

— сочетание музыки и изобразительной деятельности: со­
здание образа, повышение эмоциональной отзывчивости в
процессе выполнения задания;

— показ техники рисования и приемов кистевого письма
народных мастеров (что помогает в процессе обучения вы­
работке легких ритмичных движений, быстроты в создании
узоров), способов лепки, вырезывания в аппликации.

В пособии представлена система занятий по разным ви­дам народного декоративно-прикладного искусства. Преж­де чем ознакомиться с содержанием занятий в каждой воз­растной группе и приступить к ним, воспитателю необхо­димо проанализировать предлагаемые в пособии перспектив­ные планы. Он может составить и свой план работы, опре­делив последовательность изучения видов, количество заня­тий по рисованию, аппликации, лепке.

Перспективные планы работы подразумевают организа­цию выставок (на два-три месяца вперед) с учетом количе­ства занятий по рисованию, аппликации, лепке. При зна­комстве с перспективными планами воспитатель получит све­дения о характере выставок, их содержании, о том, с чего начинать знакомство с тем или иным видом народного ис­кусства, как его изучать. Впоследствии эти установки в по­собии обретут более конкретный характер (когда речь пой­дет об особенностях работы с детьми каждой возрастной груп­пы и будет раскрыто содержание занятий).

В каждой последующей возрастной группе часть занятий повторяется. При таком подходе дети смогут вспомнить, с чем их знакомили ранее, повышается уровень их воспри­ятия, четкость выполнения элементов, ребенок становится более самостоятельным в выборе и составлении узора.

В пособие включены схемы построения узоров, последо­вательности изображения элементов узора. Приемы народ­ных мастеров упрощены с учетом возможностей детей.

Пособие в первую очередь адресовано воспитателям до­школьных образовательных учреждений, работающим с деть­ми 3—7 лет по программе «Радуга». Надеемся, что оно ока­жет помощь в работе по художественному развитию детей средствами народного декоративно-прикладного искусства и в разработке своей системы знаний.


Младший дошкольный возраст

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ

Задача воспитателя — привлечь внимание детей к народ­ной игрушке (дымковской, филимоновской, тверской, бого­родской и другим ее видам), формировать у них интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с ней.

Знакомить детей с образами, характерными для русской игрушки (барышня, птица, конь, собака). Они встречаются в каждом виде народного искусства. Важно научить ребен­ка узнавать игрушку, видеть ее красоту и неповторимость.

Воспитатель периодически приносит в группу народные игрушки, а затем и их изображения — иллюстрации из учебно-наглядного пособия А. А. Грибовской «Народное де­коративно-прикладное искусство» (далее в пособии упоми­нается как учебно-наглядное пособие), открытки, другой ил­люстративный материал, привлекая к ним внимание детей. Вместе с малышами рассматривает их, учит выделять не­которые знакомые детям детали костюма (юбка, фартук, косынка), украшения.

Чтобы привлечь внимание детей к народной игрушке, воспитатель показывает ее разнообразие, заменяет одни иг­рушки и их изображения на другие, однако через какое-то время они снова приходят в гости к ребятам. Встреча со знакомым образом, его узнавание, создание игровой ситуа­ции, использование сюрпризных моментов — все это будет способствовать повышению интереса к народной игрушке.

Перспективный план работы по знакомству детей

с народной игрушкой: дымковской, филимоновской,

тверской, матрешкой, богородской

 

Название игрушек Основные направления работы с детьми
Дымковская барышня Выставка глиняной дымковской иг­рушки-барышни.

12


Продолжение


 


Название игрушек


Основные направления работы с детьми


 


 


Дымковские животные

Филимоновские игрушки

Тверские птицы


Узнавать образ женщины (барышня с собачкой, с ребенком, наряженная в расписную юбку, фартук, кокошник).

Выставка дымковских барышень и их изображений.

Узнавать знакомый образ — барыш­ню, находить ее изображение на иллю­страциях. Показать, какая из ба­рышень самая красивая, рассказать, что у нее в руках (ребенок, ведра, собака)

Выставка дымковских игрушек-жи­вотных и их изображений.

Узнавать знакомые образы животных (конь, козел, баран и др.) среди игру­шек на иллюстрации № 3 из учебно-на­глядного пособия, называть некоторые внешние признаки (грива, хвост, рога), украшения (круги, полоски, точки) и их цвет. Обыгрывать образы, применяя потешки или стихотворения о том или ином животном или его образе в игрушке.

Выставка дымковских игрушек-жи­вотных и их изображений.

Узнавать игрушки, называть их, отмечать характерные признаки (у коз­ла — рога, борода, у барана — рога и т. д.), находить на иллюстрациях № 3, 4 из учебно-наглядного пособия.

Вспомнить русскую народную сказку «Волк и семеро козлят», рассмотреть дымковские игрушки на иллюстра­ции № 4 из учебно-наглядного пособия, найти различия (детали украшения)

Выставка филимоновских игрушек и их изображений.

Рассмотреть игрушки, узнавать их на иллюстрациях № 5—8 (барышня, солдат, животные, птицы) из учеб­но-наглядного пособия. Обратить вни­мание на то, как они украшены (полос­ками синего и желтого цвета), что они держат (птичку, цветок, гармошку)

Выставка тверских игрушек-птиц и их изображений.


 


13


Продолжение


 


Название игрушек


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 648; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!