Традиции классицизма и интенции современности



В стихотворении «Летний сад»

Тема патриотизма, наиболее естественно и адекватно воплощаемая в традициях классицизма, впервые громко зазвучала в творчестве Ахматовой ещё с началом Первой мировой войны. Она была неотъемлемой частью её поэзии. Читатели сохраняли верность поэту, несмотря на неблагосклонность или прямую враждебность критики, именно потому, что её искренность была вне подозрений. Тем не менее, путь к читателю для стихов Ахматовой был почти перекрыт. Не потому, что читающая публика не хотела знать такого поэта с дореволюционным прошлым, а потому, что идеологические установки требовали от поэта не «патриотизма вообще», а патриотизма именно коммунистического толка и воздвигали между поэтом и читателем новые и новые препятствия. О гонениях, которые пришлось претерпеть и в довоенные, и в послевоенные годы, сама она высказалась с ироническим спокойствием: «“Pro domo mea” скажу, что я никогда не улетала или не уползала из Поэзии, хотя неоднократно сильными ударами вёсел по одеревеневшим и уцепившимся за борт лодки рукам приглашалась опуститься на дно» [45, т. 2, с. 284].

Вскоре после окончания войны, в 1946 году, печально знаменитое постановление ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» стало самым сильным ударом. Имя Ахматовой смешивалось с грязью, её поэзия была объявлена идеологически вредной. Известно, что новый арест сына вынудил её в 1950 году напечатать в журнале «Огонёк» цикл стихотворений «Слава миру», полный плакатной риторики и включавший похвалы Сталину. Сама она стыдилась этих стихов, заклеивала в напечатанных сборниках, пережила это событие настолько тяжело, что в результате слегла с обширным инфарктом. Но судьбу сына эти стихи не изменили.

Только после смерти Сталина (1953) и после доклада Хрущёва на ХХ съезде КПСС (1956) – спустя столько лет – ситуация начала меняться и Лев Николаевич Гумилёв вернулся из заключения. Началось возвращение в литературу и творчества Ахматовой, однако этот процесс был гораздо сложнее, поскольку сама так называемая «хрущёвская оттепель» была весьма противоречива. Показательна история второй публикации её стихов в газете «Правда» – едва не состоявшейся.

В ахматовском архиве в ОР РНБ, как сообщила в личном письме старший научный сотрудник отдела рукописей Российской национальной библиотеки Н. И. Крайнева, «сохранилось письмо из редакции «Правды» на официальном бланке за подписью Н. Абалкина от 23.06.1959 (орфография и пунктуация подлинника): «Уважаемая Анна Андреевна! Хотелось бы напечатать Ваши стихи в литературной странице, которую дает по воскресеньям "Правда". Будьте добры сообщить, можем ли мы на это расчитывать. Всего Вам доброго – здоровья и вдохновения». Сохранился и конверт. Шифр: ОР РНБ, ф. 1073, Ахматова А.А., ед. хр. 1677».

Видимо, не только просьба редакции дала Ахматовой основания поверить, что её стихи вновь будут в «Правде» уместны. 1959 год – время общего воодушевления, когда страну объединяли надежды, что к старому возврата уже не будет. Она послала в редакцию стихотворение «Летний сад»

Я к розам хочу, в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград,

Где статуи помнят меня молодой,

А я их под невскою помню водой.

В душистой тиши между царственных лип

Мне мачт корабельных мерещится скрип.

И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,

Любуясь красой своего двойника.

И замертво спят сотни тысяч шагов

Врагов и друзей, друзей и врагов.

А шествию теней не видно конца

От вазы гранитной до двери дворца.

Там шепчутся белые ночи мои

О чьей-то высокой и тайной любви.

И все перламутром и яшмой горит,

Но света источник таинственно скрыт. (241)

 

Однако стихотворение принято не было. Об этом известно со слов самой Ахматовой, переданных несколькими собеседниками [658, с. 538–539].

Есть основания предполагать, что написано оно было именно для «Правды». Самый ранний известный черновик, по сообщению Н. И. Крайневой, датирован 9 июля 1959 года [49, ед. хран. 145]. Другой, более поздний рукописный экземпляр помечен 9 июля – 15 августа [49, ед. хран. 122], что позволяет уточнить время начала работы, близкое к предполагаемому времени получения письма из газеты, и завершение работы 15 августа. А сообщение Ахматовой о нежелании редакции его напечатать сделано 21 августа – видимо, отказ был получен ею буквально накануне. Поскольку эти последние даты разделяет всего неделя, можно предположить, что, окончив стихотворение, она немедленно отослала его в редакцию и тотчас же получила отрицательный ответ. Время было предельно противоречивое и чреватое новыми трагедиями – уже началась травля Пастернака, шла скрытая борьба, многое ещё не вполне было ясно.                                                               

Возникает вопрос: почему Ахматова предложила именно «Летний сад»? Ответить на него отчасти помогает редкая возможность изучения работы над стихотворением.

Первый черновик заметно отличается от окончательного текста (здесь разночтения выделены шрифтом).

Я к розам хочу, в тот таинственный сад,


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 196; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!