Механизм психической деятельности 11 страница
Авивека – неведение; отождествление сознания с материей.
Авидья – ошибочное знание; восприятие невечного как вечного и вечного как невечного.
Авишеша – неспецифическое, общее; аханкара и пять танматр.
Авьякта – непроявленная субстанция, фундаментальная сила, ноумен.
Аджня-чакра – подкорковые области.
Акаша – лучистый эфир; состояние ума, в котором он свободен от всех волн психики и наполнен сияющим эфиром.
Аламбана – объект.
Анагата – будущее.
Ананда – Высшая Реальность и Блаженство.
Антахкарана – внутренний инструмент; весь ум в целом, включая буддхи, аханкару и манас.
Ану – атомы и атомные силы.
Апана – центробежная сила, посредством которой из тела выбрасываются отходы метаболизма.
Агшршраха – ненакопление, нестяжание.
Артха – цель.
Асанпраджнята-самадхи – отождествление индивидуального сознания с Брахманом; находится за пределами понятий причины, следствия, пространства и времени.
Асаны – позы и упражнения для очищения ума и тела, которые выполняются с целью изучения истины и предоставления (посредством действия физиологического механизма) возможности свободного протекания психических процессов.
Асмита – читта; отождествление читты с "Я"; эго.
Атита – прошлое.
Атман – Пуруша, Сознание; атман – пуруша, индивидуальная душа.
Аханкара – "я", эго.
Ахимса – ненасилие, непричинение вреда.
Ашрая – субстрат.
Бандха – контроль, связь.
|
|
Бахьякарана – "внешний инструмент": пять сенсорных и пять моторных органов.
Брахман – Всевышний, Одно-без-другого.
Брахмачарья – воздержание (особенно половое).
Буддхи – разум, мудрость, психологический аспект махата (космического разума).
Бхута – живые существа; материя и ее энергия.
Вайрагья – непривязанность, отрешенность.
Васина – привычка, тенденция желания; влекущая сила.
Васту – объект.
Веды – четыре древнейшие книги знания: 1) Ригведа, 2) Яджурведа, 3) Самаведа, 4) Атхарваведа.
Вивека – различение между сознанием и материей; способность отличить нереальное от Реальности; тождество индивидуального сознания с Чистым Сознанием.
Видеха – бестелесное, пронизывающее.
Викальпа – анализ; заблуждение, галлюцинация.
Викшепа – достижение ошибочной цели; рассеянность.
Викшипта – рассеянное состояние ума.
Витарка – логическое рассуждение; разрушительная инстинктивная сила влечения.
Вишеша – "специфическое"; грубые (физические) элементы; органы чувств, органы действия и ум.
Вичара – философское разграничение; мышление.
Вритти – трансформация, модификация, движение, изменение в читте (субстанции разума).
Вьякта – проявленное.
Вьяна – сила, посредством которой функционирует сердечно-сосудистая система.
|
|
Гита (Бхагавад-гита) – знаменитая книга по ведической философии, часть Махабхараты.
Гуна – космическая сила; качество.
Гунатита – чистое сознание, которое является владыкой гун, космических сил Природы.
Даршана – восприятие.
Двеша – отвращение к неприятным вещам; отторжение.
Деша – первоначало, естественный источник.
Джати – вид существования в материальном мире; социальный класс; биологический вид.
Джая – победа, овладение.
Джива – индивидуальное "я" и принадлежащий ему индивидуальный психофизиологический механизм.
Дживатман – отражение Всевышнего в перцептуальном механизме индивидуума; душа, живое существо.
Джняна – знание.
Дришта – "зрящий"; познающий; субъект; длительность психического потока; проницательность понимания.
Дришья – познаваемое; объект.
Дукха – страдание.
Дхарана – концентрация внимания на каком-то конкретном объекте или идее; соединение.
Дхарма – субстанция, являющаяся условием какого-то перманентного ряда; добродетель; движение ума от низшего плана к высшему плану сознания.
Дхарма-мегха – облако Сознания, Познания.
Дхьяна – фокусирование внимания на какой-то конкретной духовной идее в процессе непрерывной медитации.
|
|
Индрии – чувства.
Ишвара – личное проявление Всевышнего; Бог; Космическое "Я"; Космическое Сознание; Космическая Душа, владеющая космическими силами.
Йогамудра – движения ума, выражающиеся в виде физических проявлений; автоматическое и спонтанное отражение Высшего Сознания, в котором тело и ум входят в божественное и экстатическое настроение; любое настроение, выраженное спонтанным потоком сознания.
Кайвалья – Абсолютное Освобождение.
Кайя – тело.
Кала – время; прошлое, настоящее и будущее.
Карана – инструмент; причина.
Карма – действие и противодействие.
Кармашая – хранилище карм бесчисленных рождений.
Кашая – мирское наслаждение.
Клеша – аффекты читты (субстанции разума).
Крийя – действие.
Кришна – магнетическая сила Космического Ума.
Кшана – момент.
Кшипта – беспокойное состояние ума; рассеянность.
Лайя – поглощение; впадение в сон.
Лакшана – частные свойства или характеристики.
Манас – сознание ума; внимание; первичный принцип мышления.
Махабхута – грубый (физический) элемент.
Махат – космическая разумность, разум.
Майя – творческая сила космоса.
Мокша – освобождение.
Мудра – движение тела, согласованное с психической энергией; настроение.
|
|
Мудха – тупое, подавленное состояние ума.
Мукти – освобождение души.
Нада – звуковой поток; течение жизни и сознания; космическая и супракосмическая ритмическая вибрация.
Нидра – сон; модификация читты.
Ниранджана – недвижимый, бесформенный Принцип Чистого Сознания.
Ниродха – ограничение; контроль; концентрация.
Нируддха – абсолютно чистое состояние ума.
Нирвана – Абсолютное Освобождение; единение с Брахманом; просветление.
Нияма – пять методов деятельности тела и ума, позволяющих вести жизнь, направленную к Истине.
Оджас-шакти – психическая сила, руководящая всеми гормональными силами и всеми секрециями тела.
Падмасана – поза лотоса: тело прямое, ноги перекрещены, так что подошва одной ноги прижата к бедру, а другая нога покоится на первой и ее подошва повернута вверх и прижата к туловищу.
Параману – электронная, протонная и нейтронная сила.
Пракрити – Верховная Природа, бессознательный ноумен.
Пракритилайя – поглощенность Верховной Природой.
Прамана – источники достоверного знания.
Пранава – определимый Брахман, Звуковой Поток, слог Ом.
Пранаяма – контроль над праной (энергией); расширение индивидуальной энергии до космических масштабов.
Пратьяхара – отвлечение психической энергии с низшего плана и ее сублимация для высших целей.
Пурна – абсолютное.
Пуруша – Высшее Сознание, Сознательный Ноумен; пуруша – индивидуальная душа.
Рага – желание; привязанность к материальным удовольствиям.
Раджас – космическая сила движения.
Раджогуна – электронная сила, субстанция энергии.
Радха – магнетическая сила индивидуального ума.
Расасвапна – привязанность к частному опыту, догме и т.п.
Руна – форма; красота.
Сакши – свидетельствующее "я".
Самадхи – состояние сверхсознания; высшее состояние бытия; отождествление ума с Высшим Сознанием; состояние единения индивидуального сознания с Космическим Сознанием.
Самана – жизненная сила, ответственная за метаболизм.
Санкальпа – синтез.
Санкхья – в сфере метафизики – положительное знание, полученное посредством строгого перечисления и классификации составных частей, принципов мира нашего опыта.
Санпраджнята-самадхи – единение индивидуального сознания с Высшим Сознанием.
Сансара – круговорот рождений и смертей.
Санскары – отпечатки в бессознательной части субстанции разума.
Саньяма – мгновенное осознание в результате одновременного осуществления концентрации внимания, внушения и восприятия.
Сат – Вечное Бытие.
Саткарья-вада – теория предсуществования следствия в материальной причине.
Саттва – космическая сила сознания и порядка; психический механизм.
Саттвагуна – протонная сила; субстанция разума.
Сатья – истина.
Сиддха – освобожденное существо.
Сиддхасана – идеальная поза для медитации: одна нога над другой, руки лежат на коленях, грудь, шея и голова находятся на прямой линии.
Сиддхи – сверхъестественные способности, совершенства.
Смрити – память.
Сушумна – центральная нервная система.
Сутра – афоризм; формула.
Тамас – космическая сила инерции; нейтронная сила.
Тамогуна – сила инерции; субстанция массы.
Танматра – одно из пяти тонких состояний элементов, которые пребывают за пределами чувств обычного человека и являются как причиной, так и следствием; потенциальная энергия, более тонкая, чем электронная, протонная и нейтронная силы.
Тапас – самодисциплина.
Таттва – реальность; единство; элемент.
Тратака – медитация с открытыми глазами.
Тригунатита – состояние сознания, благодаря которому просветленный человек выходит за пределы космических сил; владыка космических сил.
Удана – физиологическая сила, посредством которой произносятся звуки.
Упанишады – философские сочинения, входящие в состав Вед.
Хету – причина.
Чит – Вечное Сознание.
Чити – Пуруша, Сознание.
Читта – субстанция разума, перцептуальный механизм.
Шунья – лучистый эфир.
Экагра – состояние ума во время глубокой концентрации; однонаправленность, единство намерения.
Яма – намерение исследовать природу психики и придерживаться особых ограничений, позволяющих вести жизнь в свете Истины.
Примечания редактора
· Подробнее об этом см. 2:21.
· Винду – "Знающий".
· Автор "Вьяса-бхашьи" – классического комментария к "Йога-сутрам", который принято датировать IV веком. Комментарий автора данной книги во многих местах является изложением комментария Вьясы.
· См. ниже.
· Другими словами, действие субстанции разума непросветленного человека подобно частичкам топлива, сгорающим в печи. Частички топлива попадают в печь, затем они "пронизывают ее внутреннее пространство" (т.е. пролетают некоторое расстояние) и, наконец, воспламеняются, ярко вспыхивают.
· О последовательности моментов времени см. 3: 53.
· Цитата из комментария Вьясы.
· Продолжение перевода цитаты: "...тремя способами получения знания обретается высшая йога".
· Ср.: "Среди тысяч людей едва ли кто-либо стремится к совершенству, из совершенных едва ли кто-либо воистину знает Меня" (Бхагавад-гита, 1:3).
· Ср.: "То, что сперва – как яд, а в конце подобно нектару, – такое рожденное чистотой душой и разумом счастье названо саттвичным" (Бхагавад-гита (18:37).
· Ср.: "Произнесение слов, которые не причиняют страданий, правдивы, приятны и благотворны, а также регулярное чтение Вед называется аскетизмом речи" (Бхагавад-гита, 17: 15).
· Цитата из комментария Вьясы.
· Об этом см. 3: 47.
· Ср.: "Эти два бесконечных, бессмертных подношения он совершает постоянно – бодрствуя и во сне. Другие же подношения имеют конец, ибо состоят из действий" (Каушитаки Упанишада 2:5).
· Пафос данного абзаца объясняется тем, что он представляет собой цитату из комментария Вьясы.
· Пяти органов восприятия и пяти органов действия. Ср.: "Когда йог, как черепаха, втягивающая в себя все конечности, отрывает чувства от объектов чувств, тогда его сознание становится стойким (Бхагавад-гита 2:58).
· Не запрещенное шастрами, священным писанием. Данный абзац взят автором из комментария Вьясы.
· Джайгишавья – древний автор трактата по йоге под названием "Дхарана-шастра". Достиг освобождения благодаря суровому аскетизму.
· Цитата из комментария Вьясы.
· Кабир (ХV в.) – выдающийся поэт-проповедник ниргуна-бхакти (любви к Богу, не ограниченной атрибутами). Выступал против религиозного фанатизма и вражды. Почитаем в Индии как индусами, так и мусульманами, а также (особенно) – сикхами.
· Вайшешика – одна из шести ортодоксальных систем (даршан) индийской философии; реалистическая онтология, опирающаяся на отточенную логику.
· Частое употребление в качестве примера слова "корова" вызвано не только важностью этого животного для древнеиндийских скотоводов, но и краткостью его санскритской формы (го).
· Аватья – древний мудрец из рода Авата, достигший освобождения.
· Пратияте артхо анена ити пратьяям. – Тот принцип, посредством которого познаются объекты, называется "пратьяя".
· Этот афоризм во многих изданиях отсутствует.
· Ср.: "Познавшие Брахман идут к Брахману, покинув тело во время влияния огня, света, дня, светлой половины месяца, шести месяцев движения Солнца на север. Йог, ушедший из мира в тумане, ночью, в течение двух недель убывающей Луны, шести месяцев движения Солнца на юг, достигает Луны и вновь возвращается" (Бхагавад-гита 8:24-25).
· На санскрите "сердце" – хрид, хридая. Именительный падеж существительного среднего рода "хридая" – хридаям. Аям – "этот, он".
· Ср.: "Из особой милости к ним Я, пребывающий в их сердцах, разрушаю сияющим светильником знания темноту, порожденную невежеством" (Бхагавад-гита 10:11).
· Цитата из комментария Вьясы. Ср.: "Как может он познать того, благодаря которому он познаёт все это? Как сможет он познать познающего?" (Брихадараньяка Упанишада 2.4:14).
· Шветашватара Упанишада (2:11).
· Шветашватара Упанишада (2:13).
· Вина – древний индийский музыкальный инструмент.
· Постулирование древними неделимого мгновения времени можно рассматривать как гениальное предвидение современной квантовой теории.
· Традиционно считается, что в животных формах жизни существо не создает новой кармы, а только искупает старую. Таким образом, "исключительно хорошие кармы" данная душа должна была когда-то заработать в человеческой форме существования.
· Одной из древнейших сохранившихся формулировок такого желания (ма на бхувам бхуясам) несколько тысяч лет.
· Ср.: "У несуществующего нет бытия, у существующего нет небытия. Таков вывод провидцев, рассмотревших обе категории" (Бхагавад-гита 2:16). – Прим.ред.
· С точки зрения ортодоксального индуса "с этим связано" не столько удовольствие (как мог бы подумать современный западный читатель), сколько страдание. Есть даже устойчивое словосочетание кама-кродха ("вожделение-гнев"), указывающее на две стороны этой "медали".
· Цитата из комментария Вьясы.
· Ср.: "Туда не проникает глаз, не проникает ни речь, ни разум. Мы не знаем, не распознаем, как можно учить этому. Поистине, это отлично от познанного и выше непознанного – так слышали мы от древних, которые разъяснили нам это. Что невыразимо речью, чем выражается речь – знай: то и есть Брахман, а не то, что почитают в этом мире люди. Что не мыслится разумом, чем, как говорят, мыслим разум – знай: то и есть Брахман, а не то, что почитают в этом мире люди. Что не видно глазом, чем видны глаза – знай: то и есть Брахман, я не то, что почитают в этом мире люди" (Кена Упанишада 1:3-7).
· Ср.: "Без ног и рук, он быстрый и хватающий: он видит без глаз, слышит без ушей. Он знает познаваемое, его же никто не знает. Его зовут изначальным Высшим Пурушей".
· "Мукам кароти вачанам пангум лангхаяте гирим".
· Ср.: "Руки, даже украшенные сверкающими браслетами, но не занятые служением Хари, подобны рукам покойника" (Бхагавата Пурана 2:3:21).
· Имеется в виду вайшванара-агни – "огонь пищеварения".
· Парафраз цитаты из комментария Вьясы.
· Дашаратха ("Имеющий десять колесниц") – отец Рамы (седьмого из десяти главных воплощений Вишну).
· Равана ("Ревун") – царь ракшасов (демонических существ), похитивший Ситу, супругу Рамы. Рамаяна рисует Равану десятиглавым.
· Вьяса считает, что выразители таких крайних мнений "достойны жалости".
· Т.е. его истинная природа.
· Ср.: "То, что ночь для всех существ, то время бодрствования для владеющего собой, а что время бодрствования для существ, то ночь для видящего истину мудреца" (Бхагавад-гита 2:69).
· "Рога лошади" – классический пример высказывания, не имеющего никакой связи с реальностью.
· Во многих изданиях последующие сутры отсутствуют.
· См. ч.1, гл.1: "Пракрити состоит из трех космических сил, или гун. Дословно "гуна" означает "веревка". Вещи, связанные веревкой, не рассыпаются: веревка удерживает их вместе. Так и гуны связывают все объекты нашей Вселенной (от атомов до звезд и галактик) в единое целое и держат их под совершенным контролем".
· Прашна Упанишада (2:5-13).
· Бандха (мышечный замок) – это поза, в которой определенные органы или части тела сжимаются и контролируются.
Т.К.В.Десикачар
ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 144; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!