Механизм психической деятельности 9 страница



паринама – последовательных

крама – изменений

С приходом дхарма-мегха-самадхи (Космического Сознания с "дождевым облаком знания") последовательные изменения космических сил заканчиваются, так как они уже сыграли свою роль.

Гуны существуют ради эмпирического познания, опыта и ведут человеческое сознание из мира относительности к Абсолюту. Две главные цели космических сил – эмпирическое знание и абсолютное знание. Когда обе эти цели достигнуты, роль космических сил в отношении индивидуума заканчивается.

Космические силы служат человеческому сознанию в качестве инструментов или средств передвижения. Когда работа завершена, инструмент больше не нужен. Если человек достиг места назначения, он не нуждается в повозке. Самый последний отрезок пути нужно пройти самому. Аналогично, пока не постигнут прямой метод исследования Пуруши, Брахмана, космические силы вместе со своими порождениями (телом, чувствами и субстанцией разума) и объективной Вселенной служат для того, чтобы вести человеческое сознание к эмпирическому познанию. Когда осуществлена высшая цель эмпирического познания и постигнут прямой метод исследования Пуруши, роль космических сил исчерпывается.

Свет лампы необходим ночью; при солнечном свете он не нужен. Аналогично, при свете Брахмана нет нужды в свете космических сил. Как другие виды света суть не что иное, как косвенное проявление Солнца, а солнечный свет есть его прямое действие, так и все порождения космических сил и пракрити (чувства, тело и субстанция разума) суть не что иное, как косвенное проявление Пуруши, Брахмана. С непосредственным постижением Пуруши освобожденный человек выходит за пределы сферы космических сил, так как поглощается Брахманом, Пурушей, который имманентен, трансцендентен, всепроникающ и всеобъемлющ.

В этом состоянии Брахман постигается посредством света Брахмана. Космические силы не могут влиять на Пурушу, а он может приводить в движение космические силы. Космические силы действуют в двойственном мире, а мир Абсолютного Пуруши есть Одно-без-другого, где весь этот мир объективности вибрирует в свете Пуруши.

Причина, почему космические силы не могут оказывать обратное действие на свободное "Я", заключается в том, что "Я" тоньше, чем космические силы. Тонкие силы могут воздействовать на грубые силы, но грубые силы не могут влиять на тонкие. По сравнению с энергией Сознания, Пуруши, скорость и частота космических сил невелика. Они действуют посредством последовательных изменений, а принцип Сознания пребывает вне такой последовательности. Он неизмеримо превосходит скорость всех космических сил, чувств, субстанции разума и других порождений пракрити, движение и проявление которых зависит от присутствия Пуруши, Брахмана. Космические феномены появляются и исчезают, а Пуруша, центральная основа всего, остается вечно неизменным.

* * *

Последовательность моментов.

33. кшана-пратийоги паринамапаранта-нирграхья крама

крама – последовательный ряд (трансформаций)

пратийога – (есть) непрерываемая череда

кшана – моментов

нирграхья – которые познаются как отдельные

апаранта – на последней стадии

паринама – эволюционного изменения

Кшана (процесс) есть последовательность моментов, которая воспринимается только в конце трансформации трех гун.

Последовательный ряд трансформаций – это непрерывная череда моментов, которые распознаются как отдельные только на последней стадии эволюционной трансформации.

Все явления космической эволюции состоят из действия, трансформации и движения. В каждом феномене постоянно происходят неприметные эволюционные и инволюционные изменения. За крохотный миг времени (кшану) всё во Вселенной подвергается трансформации, изменению. В нас и повсюду вокруг нас постоянно происходят серии последовательных изменений.

Каждая новая вещь утрачивает свою новизну. Проходя через моменты последовательных изменений, она постепенно стареет. В вечных вещах также происходят какие-то последовательные изменения.

Есть два вида постоянства:

1.вечное в совершенстве – кутастха-нитья;

2.вечное в эволюции – паринама-нитья.

Вечным в совершенстве является абсолютно неизменный вечный Пуруша, Брахман. В процессе эволюции вечным также является Пуруша, который пребывает во всех продуктах эволюции. Это вечное, что сокрыто в каждом порождении пракрити, можно постичь посредством концентрации, созерцания и медитации. В самадхи человек обнаруживает последовательную эволюцию сознания, которое является тем, что в эволюции вечно. Оно относительно постоянно и в конце процесса самадхи трансформируется в Абсолютного Пурушу, который абсолютно постоянен. Совершенная вечность принадлежит Пуруше; эволюционная вечность принадлежит гунам, космическим силам.

Вещь называется вечной, если ее сущность не разрушается, когда она проходит через изменения и трансформации; иначе говоря – если субстанция не разрушается в результате смены форм. Оба описанных вида имеют определенное постоянство, так как их сущностная природа никогда не разрушается.

Если из этих двух видов рассмотреть внешнюю видимость гун, субстанции разума и пр., то в этом случае наличие последовательности распознается на последней стадии трансформации, когда она уже достигает своего конца. Тонкие изменения космических сил, субстанции разума и других порождений пракрити никак нельзя распознать (за исключением йогического восприятия), потому что они находятся за пределами эмпирического восприятия и так как начало и конец действия тонких космических сил человек не в состоянии постичь.

Что касается вечного, то существование освобожденных душ, которые утвердились в своей собственной природе, также узнается благодаря последовательности, но начало и конец этой последовательности нельзя постигнуть, как нельзя сделать это в случае тонких форм космических сил. Однако ее можно распознать и сделать вывод о ее наличии на основе неотъемлемого свойства действий освобожденного существа – бескорыстного служения миру.

В эмпирическом мире пространство и время кажутся ограниченными и, как говорят, возникают из акаши, которая обусловлена сосуществующими в пространстве вещами и движущимися во времени телами.

Проявленный мир нельзя назвать реальным (ибо он преходящ) или нереальным (в том смысле, в каком нереальны рога лошади104). Мир не является ни отражением чего-то несуществующего, ни всего лишь абстрактной идеей. Он существует вечно в форме пракрити и непрерывно проходит через свои скоротечные проявления.

Космические процессы бывают созидательные и разрушительные. Творение – это развертывание в ходе последовательного течения времени различной упорядоченности в изначальной пракрити. Уничтожение – окончательное свертывание всего в исходную пракрити. В начале эволюции развивается Вселенная и различные ее элементы. При инволюции продукты в обратной последовательности возвращаются в пракрити. Все космические силы, являющиеся фундаментальной причиной эволюционных изменений на протяжении последовательной череды моментов, удерживаются в пракрити в полном равновесии вплоть до наступления нового цикла. Циклы эволюции-инволюции никогда не имели начала и никогда не будут иметь конца.

Хотя для освобожденного человека роль пракрити заканчивается, деятельность пракрити не прекращается, когда тот или иной человек достигает нирваны. Процесс эволюции-инволюции имеет множество форм – от индивидуальной до космической. Эволюция пракрити заканчивается инволюцией, а последняя заканчивается эволюцией. С утра до ночи человеческое сознание проходит через эволюционные изменения, а от засыпания до пробуждения оно подвергается инволюционным трансформациям. От рождения до смерти существа изменяются в процессе эволюции, а от смерти до следующего рождения они проходят через инволюционные изменения.

Последовательная череда моментов длится вечно. Только освобожденные вышли из этого цикла, так как им доступна скорость субстанции разума, которая превосходит временную и пространственную последовательности. Последовательность длится от конца одного момента до начала следующего. Человеческий ум неспособен уловить это изменение без йогических способностей или без помощи индуктивного и дедуктивного умозаключения.

Всем известно, что никакое изменение – будь то серьезное происшествие или заурядное событие – нельзя воспринять, если оно происходит в течение краткого момента времени. Возьмем, к примеру, автомобильную катастрофу: если попавший в нее человек выживет, то окажется, что последовательная цепочка событий (изменений), случившихся во время катастрофы, пронеслась мимо его внимания и неизвестна ему. Когда "я" освобождается от всех нечистых примесей, то его силы становятся такими тонкими и трансцендентальными, что изменения, обусловленные рождением и смертью, и череда аффектов и страданий не могут затронуть его.

* * *

Описывается кайвалья.

34. пурушартха-шуньям гунанам пратипрасава кайвальям сва-рупа-пратиштхй ва чити-шактер ити105

кайвальям – абсолютная свобода

гунанам – космических сил

шуньям – лишенных (действий)

артха – ради

пуруша – "я", индивидуальной души

пратипрасава – возвращение к своей исходной форме

ва – или

шактер – энергии

чити – пуруши

пратиштха – утвержденность

сва – (в) своей собственной

рупа – природе

ити – так

Абсолютная независимость (кайвалья) приходит тогда, когда космические силы (гуны), лишенные какого бы то ни было мотива действий ради пуруши ("я"), возвращаются к своей первоначальной форме; или же когда энергия Сознания ("Я") утверждается в своей собственной природе – в Абсолютном Пуруше, Брахмане.

Здесь даны два кратких определения кайвальи (абсолютной свободы). Они кажутся различными, но более глубокий анализ показывает, что они имеют один и тот же смысл и приложение. Итак,

1.кайвалья – это возвращение космических сил в свою изначальную форму и прекращение их деятельности ради пуруши (души);

2.кайвалья – это утверждение энергии пуруши в своей собственной природе – Пуруше, Брахмане.

Не поняв природу индивидуальной души (личностного пуруши) и Абсолютного "Я" (Абсолютного Пуруши), невозможно понять кайвалью. Индивидуальное "я" неделимо и неотделимо от Абсолюта. Тем не менее оно не ощущает своего единства со Всевышним. Индивидуальная душа лелеет свою индивидуальность в ее кажущейся отдельности от Абсолютного Пуруши; она начинает своим относительным способом манипулировать космическими силами. Космические силы приходят в движение, чтобы породить микрокосмический мир и мир относительности для этой индивидуальной души. Она ощущает себя обособленным объектом среди всех других вещей объективной Вселенной, хотя в действительности она никогда не была отделена от остальной Вселенной. Так возникает дуализм, и поэтому "я" начинают преследовать страдания рождений и смертей. Эта индивидуальная душа забывает свою собственную природу – всезнающую, всемогущую и вездесущую, и (в результате последовательных изменений моментов во времени и в пространстве, под воздействием механизма причины и следствия) отождествляется с продуктами космических сил – телом, чувствами и умом. Такова порабощенность "я", пуруши. Так "я" становится индивидом, ограниченным телом, чувствами и умом, и кажется вещью среди других вещей объективной Вселенной.

Когда человек достигает освобождения, космические силы возвращаются к своей первоначальной космической форме (пратипрасава). Чем больше расширяются космические силы, тем больше расширяется сознание, индивидуальное "я". В конце концов космические силы вместе с субстанцией разума возвращаются к завершенной космической форме, а субстанция разума приходит к космической субстанции разума, в которой абсолютно отражается Абсолютный Пуруша. Так освобождается индивидуальное "я".

Поняв механизм порабощения, можно легко понять и свободу. Механизм порабощения включает в себя два следующих процесса:

1.Течение космических сил (гун) с их порождениями (телом, чувствами и субстанцией разума) и объективной Вселенной в направлении индивидуальности. В этом процессе движение космических сил осуществляется ради индивидуальности. Индивидуальность укрепляется, и возникает чувство дуализма, являющееся причиной страдания.

2.Второй механизм (который связан с первым) – это отождествление "я" с "не-я". Чити, пуруша, "я", являющееся отражением Абсолютного Пуруши, отождествляется с модификациями субстанции разума и теряет свою истинную форму – вездесущесть, всезнание и всемогущество.

Таким образом, посредством второго механизма истинная форма Пуруши, "Я", скрывается, помрачается; а посредством первого механизма проецируется мир индивидуальности, двойственности и множественности. Пуруша забывает свою собственную истинную форму и отождествляется с изменениями ума. В результате возникает порабощенность.

Свобода требует противоположного действия этих механизмов; в противном случае избавление невозможно. Первый механизм – течение космических сил вместе с движением тела, чувств и ума – должен обратиться к своей изначальной форме, и отождествление "Я", Пуруши, с "не-я" должно быть устранено. Посредством второго механизма постигается абсолютное тождество с Абсолютным Пурушей и энергия сознания утверждается в своей собственной форме.

Ум подобен полноводной реке или электрическому току, который может течь в двух противоположных направлениях. Когда ум течет по направлению к индивидуальности, душа порабощается и страдает. Когда он течет к Абсолютному Пуруше, Брахману, "я" освобождается. Абсолютная свобода, кайвалья, приходит с прекращением деятельности космических сил, направленной на укрепление индивидуальности.

Какой бы ни была деятельность – хорошей или дурной, необходимым условием ее выполнения является наличие психологических и физиологических сил. Без этих сил ничего нельзя сделать. Конечно, результаты достойных действий совершенно отличны от результатов действий порочных. Аналогично, когда космические силы и их порождения (тело, чувства и субстанция разума) действуют в сфере относительности, они создают порабощенность. Когда же они текут в противоположном направлении (к Абсолютному Пуруше), то индивидуальная душа обретает освобождение.

В этом афоризме термин пуруша употребляется дважды. Это указывает на то, что индивидуальная душа должна освободиться от космических сил, порождающих индивидуальность, а также должна утвердиться в своей реальной форме – Абсолютном Пуруше, Брахмане.

В состоянии освобождения пракрити становится энергией Пуруши, подобно тому, как тепло и свет являются энергией Солнца.

Кайвалья, нирвана, определяется с двух точек зрения:

1.с точки зрения космических сил, гун;

2.с точки зрения индивидуального пуруши.

Либо движение космических сил устанавливается в пракрити, состоянии полного равновесия, либо индивидуальное "я" утверждается в Чистом Пуруше, который является Одним-без-другого. В том и другом случае результатом будет освобождение.

Это не означает, что Вселенная уходит в небытие, так как она продолжает существовать для всех тех, кто не достиг кайвальи. Для того, кто приобрел знание, видимая Вселенная утрачивает свою множественность и вместе со всеми своими силами вливается в ум. Ум погружается в эго, эго поглощается махатом (сверхсознанием, буддхи), а махат со своими космическими силами вливается в Прадхану, пракрити, Верховную Природу, которая является неотъемлемой энергией Абсолютного Пуруши.

Согласно системе санкхья-йоги, освобождение исключительно феноменально, так как порабощенность не принадлежит Пуруше. Рабство и свобода относятся к соединению и разъединению индивидуального "я" с "не-я", что проистекает соответственно из неразличения и различения. "Не-я", материя, всячески сковывает себя106, но она не в состоянии надеть оковы на "Я". Пуруша совершенно свободен от таких пар противоположностей, как достоинства и недостатки, боль и наслаждение, материальное счастье и несчастье, рождение и смерть, потеря и приобретение.

Порабощенность – это воздействие космических сил на того, кто не обладает различительным знанием. Освобождение – это деятельность, связанная с тем, кто способен различать. Когда субстанция разума деятельна, она улавливает отражение Пуруши и отбрасывает на него свое собственное отражение. Это кажущееся изменение в "Я" нереально и фиктивно.

Причина рабства – отождествление "Я" с "не-я", например с грубым телом, тонкими телами, субстанцией разума и т.п. Кайвалья – свобода от этого отождествления, плюс единение и отождествление с

Абсолютным Пурушей. До тех пор, пока объекты заслоняют истинную природу "Я", свобода не может быть достигнута.

Пуруша – вечный и неизменный Принцип, который пребывает в своей собственной форме на протяжении всех изменений тела, чувств и субстанции разума. Различительное знание сходно с химическим веществом, которое, очистив какой-то предмет, исчезает. Кажется, будто "Я" обладает различительным знанием, но на высокой стадии самоанализа ученик постигает, что "Я" не обладает знанием, любовью и красотой, что "Я" и есть знание, любовь и красота. Таким образом, с достижением кайвальи эта двойственность исчезает.

Кайвалья – это уход из нереального существования. Она не является уходом из Реального Существования. Согласно санкхья-йоге, свобода – это абсолютная независимость. Это соединение, единство и отождествление со Всевышним. Причина рабства – неведение. Следствием этого неведения является данное конкретное тело. Опорой последнего является субстанция разума, а его объектом – мирские наслаждения. До тех пор, пока не уничтожена авидья, индивидуальное "я" не в состоянии сбросить ее бремя. Эту авидью можно уничтожить с помощью различающего знания. Когда индивидуум обретает знание, все ложные концепции исчезают.

Верховная Природа похожа на ласковую мать, которая заботится о своих детях, пока они не обрели самостоятельность. Ее обязанность – воспитывать и обучать своих детей и сделать их самостоятельными. Раз ребенок завершил обучение и стал взрослым, значит, ее долг по отношению к нему выполнен и она посвящает себя другим детям, которые еще нуждаются в ее помощи.

Верховная Природа посредством своих проявлений показывает индивидуальной душе всю Вселенную и ведет индивидуальное сознание через различные тела все выше и выше, пока оно не постигнет во всей полноте величие "Я".

Через наслаждение и боль, через добро и зло бесконечная энергия Сознания неудержимо течет в океан Совершенства, постижения Абсолютного Пуруши, Брахмана.

* * *


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 200; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!