ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 13, 14



РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА РУБЕЖА XIX – XX ВЕКОВ»

(для направления 031000 «Филология»)

 

Уважаемые студенты!

Учебная дисциплина «Русская литература рубежа XIX – XX веков» предназначена для формирования научного подхода к анализу литературного процесса в России. Цель данного курса – формирование исторически корректного представления о закономерностях и особенностях развития русской литературы рубежа XIX – XX вв.

Методы и формы — дисциплина «Русская литература рубежа XIX – XX веков» предполагает лекционные, практические и семинарские занятия, а также блок самостоятельных работ студентов и различных форм текущего и итогового контроля.

По дисциплине «Русская литература рубежа XIX – XX веков» вам предстоит сдавать экзамен. Для получения допуска к сдаче экзамена вам необходимо успешно и вовремя выполнить все контрольные и самостоятельные задания, предусмотренные календарно-тематическим планом изучения дисциплины, выучить наизусть 10 стихотворений поэтов периода Серебряного века.

Предложенное руководство поможет вам представить режим работы по дисциплине в семестре и порядок проведения текущего и итогового контроля по дисциплине.

 

1. Календарно-тематический план поможет выстроить режим освоения нового материала и сориентироваться в графике контрольных мероприятий.

 

2. Планы практических занятий организуют вашу самостоятельную работу по подготовке к семинарским занятиям.

 

3. Терминологический минимум по курсу очертит круг терминов, с которыми вы будете работать в процессе освоения дисциплины.

 

4. Список рекомендованной литературы сориентирует вас в многообразии литературы по изучаемой предметной области.

 

5. Описание балльно-рейтинговой системы контроля знаний объяснит вам, что, когда и как будет оценивать преподаватель в течение семестра.

5.1. Общие положения.

5.2. Промежуточный контроль по дисциплине.

5.3. Итоговый контроль по дисциплине.

 

Желаю вам успехов, надеюсь на плодотворное и интересное сотрудничество!

Ваш преподаватель,

Елена Валерьевна Федорова


  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Модуль Темы модуля Виды учебной работы Дата или неделя п/п Контрольные мероприятия

1.

Вводный

1.1. Особенности отечественной литературы рубежного периода. Основные направления и течения в русской литературе к XIX - начала ХХ века.

Лекция №1    
ПЗ №1   Анализ стихотворения И.А. Бунина

2.

Своеобразие прозы

 А. И. Куприна.

2.1. Реализм Александра Ивановича Куприна

Лекция №2    
ПЗ №2    
ПЗ №3    

3.

Художественный мир И. А. Бунина.

3.1. РЛ рубежа веков. Художественный мир И. Бунина. Лекция №3    
3.2. Зрелое творчество И. Бунина. Поэтика повестей «Деревня» и «Суходол» ПЗ №4    

3.3. Поэтика прозы И. Бунина

ПЗ №5   Чтение наизусть стихотворений И. Бунина (по желанию студентов)
ПЗ №6    

4.

Стилевое своеобразие прозы Алексея Николаевича Толстого.

4.1. Стилевое своеобразие прозы Алексея Николаевича Толстого. Роль художественной детали. Дооктябрьское творчество М. Горького. Лекция №4    
4.2. Поэтика сборника А. Толстого «Заволжье» ПЗ №7    
5. Своеобразие раннего творчества М. Горького. 5.1. Черты романтизма в раннем творчестве М. Горького ПЗ №8    

6.

Творческий

метод Л. Андреева.

6.1. Синкретизм творческого метода Л. Андреева.

Лекция №5    
ПЗ №9    
ПЗ №10    
7. Творчество В. Розанова. 7.1. Концепция «преодоления литературы» в творчестве В. Розанова. ПЗ №11   Самостоятельная работа по творчеству В.В. Розанова.

8.

Черты поэтики символизма.

  8.1. Поэтика символизма. Лекция №6    
8.2. Символизм в искусстве и литературе ПЗ №12   Доклады по творчеству поэтов-символистов

8.3. Лирика А. Блока

ПЗ №13   Чтение наизусть стихотворений А. Блока
ПЗ №14    

9.

Эстетика акмеизма, его основные представители.

9.1. Эстетика акмеизма

Лекция №7    
ПЗ №15   Доклады по творчеству поэтов-акмеистов
9.2. Поэтический Мир Анны Ахматовой ПЗ №16   Конспект статьи Н.Л. Лейдермана о поэме А. Ахматовой «Реквием»

10.

Футуризм и его основные представители в русской литературе.

10.1. Эстетика Футуризма

Лекция №8    
ПЗ №17   Доклады по творчеству поэтов-футуристов
10.2. Поэтика ранней лирики В. Маяковского ПЗ №18   Чтение наизусть стихотворений В. Маяковского
11. Стилевое своеобразие прозы А. Белого. 11.1. Своеобразие художественного стиля А. Ремизова и А. Белого. Лекция №9   Конспект статьи Л.К. Долгополого о творчестве А. Белого

Итоговый контроль по дисциплине (экзамен)

 


ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

ОСОБЕННОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ РУБЕЖНОГО ПЕРИОДА

Практическое занятие проводится в форме практикума по анализу поэтического текста, представляет собой устный и письменный анализ предложенного преподавателем произведения. Завершается занятие самостоятельной работой студентов по анализу стихотворения.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2, 3

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ А. КУПРИНА

 

1. Молох капитализма и «естественный» человек в творчестве А. Куприна:

  • тема разлагающего влияния цивилизации (индустриализации) в повести «Молох». Символика названия. Цветосимволика в повести.
  • тема «естественного человека» в повести «Олеся».

2. Типология героя в творчестве А. Куприна.

3. Приёмы психологизма в повести «Поединок» (внутренние монологи, взаимодействие с другими персонажами, духовная эволюция героя). Поэтика заглавия.

4. Основные мотивы рассказа «Гамбринус».

Литература

1. Никулин Л. Чехов, Бунин, Куприн: Литературные портреты. М., 1960.

2.Крутикова Л. В. А. И. Куприн (1870­ –1938). Л., 1971.

3.Афанасьев В. А. И. Куприн. М., 1972.

4.Волков А. Творчество А. И. Куприна. М., 1981.

5.Михайлов О. Куприн. М., 1981.

                                                           

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

ПОЭТИКА ПОВЕСТЕЙ И. БУНИНА «ДЕРЕВНЯ» И «СУХОДОЛ»

Практическое занятие проводится в форме практикума по анализу прозаического текста, представляет собой устный и письменный анализ предложенного преподавателем произведения.

Задание:

1. К занятию студентам необходимо прочитать повести И. Бунина «Деревня» и «Суходол».

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5, 6

ПОЭТИКА ПРОЗЫ И. БУНИНА

 

1. Тематическое и стилевое своеобразие лирики И. Бунина. 

2. Особенности композиции в прозе И. Бунина («Сны Чанга»).

3. Принципы циклизации рассказов «Тёмные аллеи».

4. Анализ рассказов «Солнечный удар» и «Чистый понедельник». 

5.Концепция любви в творчестве А. Куприна и И. Бунина.

 

Литература

1.Волков А. Проза Ивана Бунина. М., 1969.

2.Михайлов О.Н. Строгий талант. Иван Бунин. Жизнь. Судьба. Творчество. М., 1976.

3. Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX – XX веков. М., 1990.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

ПОЭТИКА СБОРНИКА А. ТОЛСТОГО «ЗАВОЛЖЬЕ»

Практическое занятие проводится в форме практикума по анализу прозаического текста, представляет собой устный и письменный анализ предложенного преподавателем произведения.

Задание:

1. К занятию студентам необходимо прочитать сборник А. Толстого «Заволжье».

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

Черты романтизма в РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ М. ГОРЬКОГО

(«Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «О маленькой фее и молодом чабане», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике»)

 

1.Абсолютизация идеи свободы в ранних романтических рассказах М. Горького.

2.Ницшеанские мотивы.

3.Своеобразие стиля раннего творчества М. Горького: образы символы, экзотический пейзаж, риторический стиль, легендная основа сюжетов, дополнительная ритмизация.

 

Литература

1.Бабаян З. И. Ранний Горький. У идейных истоков творчества. М., 1973.

2.Певцова Р.Т. Романтизм молодого Горького// Литература в школе. 1985.№3.

3. Спиридонова А. Максим Горький – художник, мыслитель, Человек. М., 1999.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9, 10

СИНКРЕТИЗМ ТВОРЧЕСКОГО МЕТОДА Л. АНДРЕЕВА

 

1.Черты реализма в «Рассказе о семи повешенных» или «Губернатор».

2.Экспрессионизм в повестях «Красный смех» и «Иуда Искариот» (выписать примеры).

3.Черты символизма в пьесе «Жизнь Человека».

 

Задание:

1. Повторить термины «реализм», «символизм», «экспрессионизм» в любой справочной литературе, например, в Краткой литературной энциклопедии или Литературном энциклопедическом словаре.

 

Литература

1. Келдыш В.А. Русский реализм начала ХХ века. М., 1975.

2. Иезуитова Л.А. Творчество Андреева (1892-1906). Л.,1976.

3. Наумова А.И. Андреев и его творчество. М., 1983.

4.История русской драматургии. Вторая половина XIX-начало XX века. Л., 1987. С. 511-526,532-534.

5. Московина Н.И. Образы-символы в рассказах и повестях Андреева // Вопросы литературы. 1987. №1. С. 107-114.

6.Басинский П. Поэзия бунта и этика революции: реальность и символ в творчестве Андреева // Вопросы литературы. 1989. № 10. С. 132-148.

7. Михеичева Е.А. О психологизме Леонида Андреева. М., 1994.

8. Бугров Б.С. Леонид Андреев. Проза и драматургия: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. Изд-во МГУ, 2000.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11

КОНЦЕПЦИЯ «ПРЕОДОЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ» В ТВОРЧЕСТВЕ В. РОЗАНОВА

 

Практическое занятие проводится в форме самостоятельной работы, предполагающей анализ прозаического текста.

Задание:

Подготовиться к письменной работе по темам:

1. Жанровые особенности трилогии В. В. Розанова («Уединенное», «Опавшие листья. Короб 1», «Опавшие листья. Короб второй и последний»).

2. Композиция трилогии В. В. Розанова.

3. Черты импрессионизма в трилогии.

4. Своеобразие субъектной организации произведения.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 12

СИМВОЛИЗМ В ИСКУССТВЕ И ЛИТЕРАТУРЕ

 

Практическое занятие проводится в форме выступления студентов с докладами о жизни и творчестве поэтов-символистов: В. Брюсова, И. Анненского, К. Бальмонта, Д. Мережковского, З. Гиппиус, Ф. Сологуба, А. Белого, С. Соловьева, В. Иванова (по выбору студентов).

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 13, 14

ЛИРИКА А. БЛОКА

 

1.А. Блок и символизм. «Стихи о Прекрасной Даме». Особенности поэтики.

2.Эволюция любовной лирики Блока (циклы «Снежная маска», «Кармен», стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…»). Лирический герой.

3.Тема Родины в лирике Блока («Русь», «Россия», «На поле Куликовом», «Осенний день», «Осенняя воля», «На железной дороге», «Грешить бесстыдно, непробудно…», «Новая Америка», «Коршун»). Традиции русских классиков в поэтическом решении этой темы в творчестве Блока.

4.Основные принципы поэтики Блока: «двоемирие», особенности композиции, музыкальность, символика цвета. 

5. символика поэмы «12»

Литература

1. Крук И. Т. Поэзия А. Блока. М., 1970.

2. Орлов В. П. Гамаюн. Жизнь А. Блока. М.,1980.

3. Долгополов Л. К. А. Блок: личность и творчество. Л.,1980.

4. Минц З. Г. Символ у Блока. В мире Блока: Сб. статей, М.,1981.

5. Приходько И. С. Мифопоэтика А. Блока. М., 1993.

6.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 15

ЭСТЕТИКА АКМЕИЗМА

 

Практическое занятие проводится в форме выступления студентов с докладами о жизни и творчестве поэтов-акмеистов: Н. Гумилева, О. Мандельштама, С. Городецкого, М. Кузмина, Г. Иванова, Г. Адамовича, М. Лозинского, Е. Кузьминой-Караевой (по выбору студентов).

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 16

ПОЭТИЧЕСКИЙ МИР АННЫ АХМАТОВОЙ

 

1.   Художественное решение темы поэта и поэзии в творчестве А. Ахматовой (цикл «Тайны ремесла»). Образ Музы. 

2. Черты поэтики творчества А. Ахматовой. Роль художественной детали.

3.  Поэма-цикл «Реквием»: творческая история, время публикации, евангельские мотивы, своеобразие жанра и композиции.  

4. Целостный анализ стихотворения А. Ахматовой (по выбору).    

 

Литература

1.Жирмунский В. Творчество Анны Ахматовой. Л.,1973.

2. Жирмунский В. Преодолевшие символизм. Анна Ахматова // Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977. С. 112-121.

3. Павловский А. Анна Ахматова. Жизнь и творчество. М., 1991.

4. Хейт А. Анна Ахматова. Поэтическое странствие. М., 1991.

5. Яковлев А.В. О семантике некоторых произведений Анны Ахматовой // Русская литература. 1992. № 1. С. 170-174.

6.Лейдерман Н. Бремя и величие скорби («Реквием» в контексте творческого пути Анны Ахматовой) // Урал. 1994. № 12. С. 207-227.

7. Анна Ахматова: Pro et contra. СПб., 2001.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 17

ФУТУРИЗМ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

Практическое занятие проводится в форме выступления студентов с докладами о жизни и творчестве поэтов-футуристов: И. Северянина, В. Хлебникова, Д. Бурлюка, А. Крученых, Е. Гуро, Б. Лившица (по выбору студентов).

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 18

ПОЭТИКА РАННЕЙ ЛИРИКИ В. МАЯКОВСКОГО

 

1.Эстетика футуризма в ранней лирике Маяковского: эпатажность, романтический пафос ранней лирики Маяковского: мотивы одиночества творческой личности, противопоставления индивидуальности и толпы обывателей («А вы могли бы», «Ничего не понимают», «Нате!», «Вам!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Вот так я сделался собакой»); урбанистические мотивы («Уличное», «Адище города», «Утро», «А всё-таки»).  

2.Своеобразие любовной лирики Маяковского («Любовь» 1912 г. и 1926 гг., «Лиличка! Вместо письма», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Костров о сущности любви»).

3.Жанр сатирических «гимнов» 1913-1921гг.: адресаты «гимнов», приём фантастики и гротеска, особенности композиции.

4.Маяковский как поэт – новатор: формотворческие эксперименты, поэтика названий, звукопись, цветопись, экспрессионистские тенденции («Ночь», «Порт»), неологизмы, вклад в теорию и практику русского стихосложения.

 

Литература

1. Харджиев П., Тренин В. Поэтическая культура Маяковского. М., 1970.

2. Михайлов А. Мир Маяковского (взгляд из 80-х.). М.,1989.

3.Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского. М.,1991.

4. Тренин В. В мастерской стиха Маяковского. М.,1991.

5. Печоров Г. Маяковский и XXI век. Этический комплекс чести, эстетика и поэтика в его творчестве. М., 2003.

 

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

Серебряный век русской литературы

Теория сверхчеловека

Теория относительности

Синкретизм

Сверхобраз

Модернизм

Символизм

Акмеизм

Футуризм

Эгофутуризм

Кубофутуризм

Импрессионизм

Экспрессионизм

Реализм

Неореализм

Синтетический стиль

Миниатюра

Рождественский рассказ

Маленький человек

Симфония как литературный жанр

Трилистник

Сверхповесть

Заумный язык (заумь)

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 1119; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!