Глава 8. Служители и организации местной общины



Избрание достойных служителей важно для благополучия общины, которая должна проявлять особую тщательность в деле призвания братьев и сестер на эту ответственную, святую работу.

Общая подготовленность служителей

Высокая нравственность и духовная твердость. «Ты же усмотри из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь их над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками» (Исх.18:21).

«Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости: их поставим на эту службу» (Деян.6:3).

«Надлежит ему также иметь доброе, свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую» (1Тим.3:7).

«И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2Тим.2:2).

«Епископ [пресвитер] должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив; (83) учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую.

Диаконы также должны быть честны, -не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения. Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем. Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим. Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа, Иисуса» (1Тим.3:2-13; см. также Тит.1:5-11 и 2:1,7,8).

«Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением... Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя» (1Тим.4:12 -16).

Способность питать и охранять Церковь. Апостол Павел «призвал пресвитеров церкви» и дал им следующие наставления: «Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (Деян.20:17, 28-31; см. также 1Петр.5:1-3).

Оказание уважения пасторам и служителям Церкви. «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их (84) преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою» (1Фес.5: 12-13;, см. также 1Тим.5:17 и Евр.13:7,17).

«Однако верующим в Фессалонике досаждали люди, проповедовавшие фанатичные взгляды и учения. Некоторые поступали "бесчинно", ничего не делали, а суетились. Несмотря на то, что церковь была хорошо организована и ею управляли пресвитеры и дьяконы, некоторые своевольные и порывистые люди не хотели подчиняться рукоположенным служителям. Они отстаивали не только право на собственное мнение, но и право навязывать свои взгляды всей церкви. Именно поэтому Павел призывал фессалоникийцев оказывать должное уважение и почтение тем, кто был избран на ответственное служение в церкви». (Деяния апостолов, с. 261-262).

«Братья, занимающие в Церкви ответственные посты, могут, как и прочие люди, допускать оплошности ошибаться в своих суждениях, но, несмотря на это, Церковь Христа на земле наделила их полномочиями, которыми не следует пренебрегать» (Свидетельства для Церкви, т.4, с.17).

Не следует проявлять поспешности в избрании служителей. «Во многих местах мы встречаем людей, поспешно избранных на ответственное служение пресвитерами церкви, тогда как они не имеют для этого необходимых качеств. Они не могут надлежащим образом управлять собой и оказывают недоброе влияние. Церковь все время попадает в неприятности из-за плохого характера своего руководителя. На этих людей были слишком поспешно возложены руки».(Свидетельства для Церкви, т.4, с.406-407; см. также т.5, с.617 и 1Тим.5:22).

Противники единства непригодны для служения. «В последнее время среди нас появились люди, называющие себя слугами Христа, но своими делами разрушающие то единство, которое Господь установил в Церкви. У них есть оригинальные планы и методы работы. Они. хотят многое изменить в Церкви в соответствии со своими представлениями об успехе и воображают, что таким способом можно добиться замечательных результатов. Этим людям необходимо быть учениками, а не учителями, в школе Христа. Они не находят себе покоя, (85) стремясь сделать что-то великое, нечто такое, благодаря чему они смогут прославиться. Им нужно усвоить самый полезный из всех уроков - смирение и веру в Иисуса...

Учителя истины, миссионеры, администраторы Церкви смогут хорошо потрудиться для Господа: если очистят свои души через послушание истине» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с.238).

Опасно избирать на служение тех, кто отказывается сотрудничать; «Бог приобщает к церкви людей разных дapoваний и избирает их Себе в помощники, дабы через совокупную мудрость многих осуществлять Свои намерения. Люди, полагающиеся только на силу своего характера и не желающие трудиться совместно с другими, имеющими большой опыт в деле Божьем, будут ослеплены своей самонадеянностью и не смогут отличать истину от лжи. Небезопасно избирать таких людей руководителями церкви, ибо они уважают только собственные суждения и планы, не считаясь с мнением собратьев. И врагу легко действовать через тех, кто сам нуждается в советах, но предпочитает собственными силами опекать души, не желая уничижать себя подобно Христу» (Деяния апостолов, с. 279) (см. с.32-33,150-153).

Члены общины избирают своих служителей. Верующие-адвентисты седьмого дня, пользующиеся доброй репутацией, имеют право избирать руководителей той общины, членами которой они состоят (см.c.139-144). При этом допускаются исключения в отношении следующих лиц:

1. Студенты-адвентисты седьмого дня, пользующиеся доброй репутацией; которые получают образование вдали от дома и регулярно присутствуют на богослужениях в общине, находящейся в районе их временного проживания. 

2. Служащие конференции, назначенные ее руководством в качестве пасторов/руководителей двух или более общин (см. с.144-146).

3. Пресвитеры, которые в случае необходимости и по рекомендации комитета местной конференции могут быть избраны для служения в двух или более общинах одного района (см. с.90). (86)

Прочие исключения могут устанавливаться комитетом местной конференции.

Служить примером в возврате десятины. Все служители должны являть собой пример верности в возврате Церкви десятины. Лиц, которые не могут быть примером в этом важном вопросе, нельзя избирать служителями общины.

Служитель общины не может быть делегатом по должности. Ни один служитель общины не является делегатом по должности на съезде конференции. Если община желает видеть это лицо в качестве своего делегата, оно должно быть общиной в этом качестве избрано.

Распределение обязанностей. Община не должна возлагать слишком много обязанностей на небольшую группу усердных служителей, тогда как другие остаются недостаточно загруженными работой. Если этого не требуют обстоятельства; избрание одного лица на несколько должностей не следует поощрять.

Исключение и возвращение в Церковь. Если исключенный из Церкви служитель впоследствии восстанавливает свое членство, его прошлая должность не восстанавливается.

Сроки полномочий

Срок полномочий служителей общины и ее вспомогательных организаций составляет один год, за исключением случаев, когда община на деловом собрании решает проводить выборы один раз в два года с целью способствовать преемственности и развитию духовных даров, а также исключить работу, связанную с ежегодными выборами.  

Хотя и не рекомендуется одному человеку находиться на конкретной должности неопределенное время, служители могут переизбираться на новый срок.

Пресвитеры

Духовные руководители общины. Пресвитеры должны быть такими людьми, на которых члены общины смотрели бы (87) как на сильных духовных руководителей. Они должны также пользоваться доброй славой в самой общине и в той местности, где она находится. В отсутствие пастора пресвитеры являются духовными руководителями общины. Своим наставлением и примером они должны стремиться вести общину к более глубокой и полной христианской жизни.

Пресвитеры должны быть способны совершать богослужения в общине и проповедовать Слово и вероучение Церкви в отсутствие пастора. Однако при избрании пресвитеров следует смотреть главным образом не на их общественный статус или ораторские способности, а на их посвященную жизнь и способность быть руководителями.

Пресвитеры могут переизбираться на новый срок, однако не рекомендуется, чтобы они совершали служение в течение неограниченного периода. Община при этом вовсе не обязана переизбирать их и может избрать пресвитерами иных лиц, если это представляется целесообразным. После избрания новых пресвитеров прежние пресвитеры лишаются своих полномочий, но могут быть избраны на какое-либо другое служение в общине.

Рукоположение пресвитеров. Избрание на должность пресвитера само по себе не делает человека правом очным пресвитером. Прежде чем он получит право на это служение, его необходимо рукоположить. В период между избранием и рукоположением этот служитель может исполнять функции церковного руководителя, но не вправе совершать церковные обряды.

Рукоположение пресвитеров совершается только рукоположенным пастором, имеющим соответствующее удостоверение, выданное местной конференцией. Община также может оказать честь посещающему данную территорию рукоположенному пастору, пригласив его присутствовать на церемонии рукоположения пресвитеров. Тем не менее, такой служитель или отставной рукоположенный пастор может совершать рукоположение пресвитеров в данной общине только по просьбе руководителей конференции. (88)

Священный акт рукоположения совершается в присутствии общины и может включать краткие наставления о должности пресвитера, о требованиях, которые к ней предъявляются, и о главных его обязанностях при служении в церкви. После этого вступления рукоположенный пастор, при участии другого рукоположенного пастора и/или местных рукоположенных пресвитеров, участвующих в этой церемонии, рукополагают пресвитеров через молитву и возложение рук (см. с.38).

Если данный человек был уже однажды рукоположен как пресвитер, то, при условии, что он поддерживает постоянное членство в общине, нет необходимости рукополагать его вновь при переизбрании или при избрании его пресвитером в какой-либо другой общине. Такой служитель также имеет право осуществлять служение в качестве диакона.

Отношения с пастором. В том случае, если комитет конференции назначает в общину пастора (или пасторов), этот пастор (или старший пастор, если пасторов несколько) становится ее главным должностным лицом, а местные пресвитеры - его помощниками. Поскольку их служение взаимосвязано, они должны работать в тесном сотрудничестве. Пастор не должен брать на себя ответственность за все направления работы, а обязан разделять ее с пресвитерами и другими служителями. Работая в общине в качестве пастора на постоянной основе, такой служитель является одновременно председателем церковного совета (см.с.31,164-166). Однако в некоторых случаях целесообразнее возложить эту обязанность на пресвитера. Пасторское служение в общине должно быть распределено между самим пастором и пресвитерами. Пресвитеры должны, по согласованию с пастором, посещать членов общины, оказывать помощь больным, поощрять молитвенные собрания, организовывать или участвовать в обрядах помазания и посвящения детей, ободрять духовно слабых и унывающих, а также участвовать в выполнении других пасторских обязанностей. Будучи ближайшими помощниками пастора, пресвитеры обязаны постоянно проявлять неусыпную бдительность и заботу о пастве. (89)

Если пастор нерукоположен, местная община или несколько общин, в которых он служит, должны избрать его в качестве пресвитера (см.с.32).

Поскольку пастор для работы в местной общине назначается конференцией, он служит в общине в качестве работника конференции, подотчетен комитету конференции, должен проявлять дух понимания и сотрудничества и работать в соответствии со всеми планами и задачами местной общины. Пресвитеры избираются местной общиной и, соответственно, подотчетны ей и церковному совету (см. ниже).

Сфера деятельности пресвитера. Сфера деятельности пресвитера ограничивается лишь той общиной, которая его избрала. Недопустимо, чтобы комитет конференции путем голосования предоставлял пресвитеру статус, который имеет только рукоположенный пастор, - выполнять обязанности пресвитера и в других общинах. Если возникает необходимость в таком служении, то комитет конференции может рекомендовать общине, которая нуждается в наличии пресвитера, избрать и пригласить пресвитера близлежащей общины, чтобы он служил также и у них. Таким образом, через избрание один человек может, если это необходимо, осуществлять служение сразу в нескольких общинах. При планировании такого избрания необходимо обязательно посоветоваться с комитетом конференции. Однако избрание пресвитера является неотъемлемым правом местной общины, но не комитета конференции. Право на, повсеместное служение в Церкви дается человеку только через рукоположение на евангельское служение (см. с.31,88).

Проведение служений в общине. Как заместитель пастора и во время его отсутствия пресвитер отвечает за проходящие в общине служения и должен либо сам проводить их, либо поручать это другим лицам. Служение Святой Вечери всегда совершается рукоположенным пастором или местным пресвитером. Пастор обычно председательствует на деловых собраниях общины. В отсутствие пастора функции председателя должен выполнять пресвитер, если на это получено разрешение от самого пастора или президента конференции. (90)

Участие в обряде крещения. В отсутствие рукоположенного пастора пресвитер должен обратиться к президенту конференции с просьбой организовать обряд крещения для желающих присоединиться к Церкви (см. с. 49-54). Пресвитер не имеет права сам совершать крещение без получения на то разрешения от президента конференции.

Обряд бракосочетания. При бракосочетании наставление относительно супружеских обязанностей, торжественный обет и провозглашение законного брака совершается только рукоположенным пастором. Исключения из данного правила возможны лишь в тех регионах; в отношении которых комитетом дивизиона принято решение предоставить некоторым нерукоположенным пасторам; имеющим сан рукоположенного пресвитера, право совершать обряд бракосочетания (см. с. 31). В местном законодательстве может содержаться требование, чтобы лица, совершающие обряд бракосочетания, имели также соответствующую государственную лицензию/разрешительное свидетельство. Рукоположенный пастор, нерукоположенный пастор или пресвитер может прочитать короткую проповедь, произнести молитву и дать свое благословение (см. Примечания, 1 с. 227).

 Поощрение возврата десятины. Проявляя верность в возврате десятины, пресвитеры во многом способствуют тому, чтобы убедить членов общины следовать их примеру (см. с.173-175, 221). Пресвитеры могут поощрять возврат десятины, указав верующим на текст из Священного Писания, рассказывающий о преимуществах и ответственности верного домоправителя, а также лично побеседовать с каждым из них проявляя тактичность и благоразумие.  

Все финансовые вопросы, касающиеся членов общины, пресвитеры обязаны рассматривать как доверительные и не предоставлять эти сведения посторонним лицам.

Способствовать изучению Библии, молитвам и отношениям с Иисусом. Являясь духовными руководителями, пресвитеры ответственны за то; чтобы поощрять членов общины к развитию личных отношений с Иисусом, укрепляя их (91) навыки личного изучения Библии и молитвы. Пресвитеры должны быть образцом приверженности изучению Библии и молитве. Плодотворная личная молитвенная жизнь каждого верующего, оказывающего поддержку всем служениям и программам местной общины, усиливает миссию Церкви. Пресвитеры могут попросить церковный совет назначить специальный комитет, который будет содействовать такому развитию и воодушевлению верующих.

Забота обо всех направлениях работы. Работая под руководством и в сотрудничестве с пастором, пресвитеры являются духовными руководителями общины и ответственны за развитие всех ее отделов и направлений работы. Их отношения с другими церковными служителями должны быть взаимно полезными.

Сотрудничество с конференцией. Пастор, пресвитеры и все служители общины обязаны сотрудничать со служителями и директорами отделов конференции в осуществлении утвержденных планов. Они должны информировать общину обо всех регулярных и специальных сборах пожертвований, способствовать осуществлению всех программ и мероприятий общины и поощрять всех служителей оказывать поддержку планам и установкам конференции.

Пресвитеры обязаны вместе с казначеем общины следить за тем, чтобы все средства конференции своевременно отсылались казначею конференции в сроки, установленные конференцией. Они должны также следить за тем, чтобы в конце каждого квартала секретарю конференции своевременно отсылался отчет секретаря общины.

Пресвитеры должны ответственно относиться ко всей корреспонденции, присылаемой из конференции. Письма, о содержании которых необходимо оповестить общину, должны быть вовремя ей представлены.

Во время отсутствия пастора старший пресвитер (см. с. 145) должен следить за избранием делегатов на съезды конференции и за тем, чтобы секретарь общины вовремя отсылал списки этих делегатов в офис конференции. (92)

Поддержание всемирной миссионерской работы. Пресвитеры также должны способствовать осуществлению всемирной миссии Церкви, тщательно изучая это направление деятельности и призывая членов общины лично поддерживать миссионерскую работу. Вежливое, тактичное поведение пресвитера будет в значительной степени способствовать проявлению щедрости со стороны членов общины и на обычных богослужениях, и в Субботней школе.

Обучение и подготовка пресвитеров. Пасторская ассоциация при содействии отделов общины обеспечивает обучение и подготовку пресвитеров. Однако основная ответственность за обучение пресвитеров возлагается на пастора (см. Примечания, 2, с. 228).

Для эффективной работы пресвитеров их нужно освободить от других обязанностей. Нужно обратить особое внимание на то, чтобы пресвитеры были освобождены от посторонних обязанностей, позволяя им эффективно выполнять свои многочисленные функции. В некоторых случаях может оказаться целесообразным просить пресвитеров руководить миссионерской работой общины, но и этого следует избегать, если есть кто-либо другой, способный совершать данную работу.

Старший пресвитер. В больших общинах может оказаться целесообразным избирать несколько пресвитеров, поскольку обязанности, соответствующие данной должности, часто непосильны для одного человека. В таких случаях один из пресвитеров общины должен быть назначен старшим пресвитером, и всю работу следует распределить между пресвитерами в соответствии с их опытом и способностями.

Ограничение полномочий. Пресвитеры не имеют права принимать или исключать членов общины по своему личному усмотрению. Эти вопросы решаются исключительно всей общиной путем голосования. Только церковный совет может рекомендовать общине голосовать за принятие или исключение членов (см. с. 54,62). (93)

Руководитель общины

Порой обстоятельства складываются так, что в общине не находится человека, который обладал бы опытом и качествами, необходимыми для служения пресвитером. В этих случаях община избирает кого-либо из своих членов в качестве руководителя. В отсутствие пастора общины или пастора, назначенного конференцией, такой руководитель несет ответственность за проведение богослужений в общине, а также деловых собраний. Он должен или сам проводить их, или назначать для этого других лиц.

Руководитель общины не имеет права самостоятельно проводить церковные обряды, совершать крещение, Вечерю Господню, а также бракосочетание, не может он и председательствовать на деловых собраниях, где налагается церковное взыскание на провинившихся членов общины. Чтобы иметь председательствующего на таких собраниях, необходимо обратиться с просьбой к президенту конференции о направлении в общину рукоположенного пастора.

Диаконы

В Новом Завете служение диакона определяется греческим словом диаконос, откуда и происходит слово «диакон». Значение греческого термина можно выразить словами: «слуга, служитель, клерк, исполнитель», и в христианской традиции, воспринятой нами, оно воплощено в слове «диакон».

Служители, ставшие известными в качестве семи диаконов апостольской Церкви, были избраны и рукоположены, чтобы совершать службу в Церкви (см.Деян.6:1-8). Качества, которыми они должны были обладать, хотя и не такие строгие, как у пресвитеров, перечислены в 1Тим.3:8-13.

«Дьяконам надлежало заботиться о нуждах бедных, но это не мешало им учить и наставлять людей в вере, на что они имели полное право. Они ревностно взялись за дело и достигли большого успеха» (Деяния апостолов, с. 90). (94)

«Назначение семи ответственных за благотворительную деятельность принесло Церкви большие благословения. Эти служители тщательно изучали нужды каждого, а также общее финансовое положение Церкви. Своим мудрым руководством и примерным поведением они оказали неоценимую помощь другим служителям, направляя различные виды деятельности Церкви в единое целое» (Деяния апостолов, с. 89).

В настоящее время назначение диаконов через церковное избрание приносит такие же благословения в управлении общиной, освобождая пасторов, пресвитеров и других служителей от обязанностей, которые могут хорошо выполнять диаконы.

«Время и силы тех, кто по провидению Божьему занимает руководящее положение в церкви, должны расходоваться на решение более важных вопросов, требующих мудрости и великодушия. Богу не угодно, чтобы они отвлекались на решение второстепенных дел, с которыми прекрасно могут справиться другие» (Деяния апостолов, с. 93).

Совет диаконов. Если в общине имеется несколько диаконов, то в ней необходимо организовать совет диаконов под председательством старшего диакона, а секретарем этого совета будет другой диакон. Такой совет предоставляет возможности для распределения обязанностей и координирует вклад диаконов в общее благосостояние общины. Он также является важным органом воспитательной работы, где вновь избранные диаконы могут быть наставлены в отношении своих обязанностей.

Диаконы должны быть рукоположены. Новоизбранные диаконы не могут исполнять свои обязанности до тех пор, пока не будут рукоположены на это служение рукоположенным пастором, получившим удостоверение от местной конференции.

Святой обряд рукоположения должен быть скромен и совершаться в присутствии общины. При этом пастор может кратко рассказать о библейских принципах диаконского служения, о качествах характера, необходимых для его совершения, а также об основных должностных обязанностях диакона. После краткого наставления о верности в служении пастор - при (95) необходимости С участием пресвитера - совершает рукоположение диаконов посредством молитвы и возложения рук (см. с. 39).

Если новоизбранный диакон уже был ранее рукоположен в этом качестве и все это время сохранял свое церковное членство, то нет необходимости рукополагать его вновь, даже если он переехал в другую общину. В случае, если срок полномочий избранного диакона истекает, но есть необходимость в продолжении его служения диаконом, он должен быть избран вторично.

Пресвитерам, избираемым впоследствии на диаконское служение, нет необходимости быть рукоположенными в качестве диаконов, поскольку рукоположение в сан пресвитера дает им право совершать служение диаконов.

Отсутствие права председательствовать. Диаконы не имеют права руководить совершением церковных обрядов, председательствовать на деловых собраниях общины, совершать бракосочетание или руководить собранием при принятии и переводе членов общины.

Если в общине нет человека, уполномоченного выполнять эти функции, то община должна обратиться к конференции для получения необходимой помощи.

Обязанности диаконов. Работа диаконов охватывает множество видов служения для общины, а именно:

1. Помощь при проведении богослужений и собраний. Диаконы обычно ответственны за радушную встречу членов общины и посетителей при входе в церковь и помогают им, если это необходимо, найти место в зале. Они также содействуют пастору и пресвитеру в проведении всех собраний.

2. Посещение членов Церкви. Во многих общинах посещение на дому организуется путем распределения членов общины по районам и закрепления за каждым из этих районов одного из диаконов, предполагая, что он посетит каждый дом хотя бы один раз в квартал.

3. Подготовка к проведению обряда крещения. Диаконы должны делать необходимые приготовления для совершения обряда крещения (см. с. 54). (96)

4. Помощь при совершении обряда Вечери Господней. При совершении обряда ногоомовения диаконы и диаконисы обеспечивают все необходимое для этого служения: полотенца, тазы, воду и ведра. После совершения обряда они обязаны проследить за тем, чтобы вся утварь и полотенца были вымыты или выстираны и затем аккуратно хранились в надлежащем месте.

Остатки хлеба и вина не подлежат обычному употреблению, но с чувством уважения должны быть удалены диаконами и диаконисами после окончания Вечери Господней.

5. Забота о больных, помощь бедным и обездоленным. На диаконов и диаконис возложена обязанность по оказанию помощи больным, бедным и обездоленным, информированию общины о нуждах этих людей и привлечению членов общины к данной работе. Необходимые для этого денежные суммы должны выделяться из фонда поддержки бедных и нуждающихся. Казначей по рекомендации церковного совета передает диаконам или диаконисам такую сумму, которая может потребоваться для удовлетворения соответствующих нужд.

6. Забота о сохранении церковного имущества. В тех общинах, где забота о церковном имуществе и о его сохранении не входит в функции специально созданного комитета, эта обязанность возложена на диаконов и диаконис (см. Примечания, 3, с. 228).

Диаконисы

Диаконисы были включены в официальный штат служителей первых христианских общин.

«Представляю вам Фиву, сестру нашу, диаконису церкви Кенхрейской. Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому» (Рим.16:1-2).

Диаконис следует избирать с учетом их посвященности и других качеств, делающих их достойными исполнять свои обязанности в этой должности.

Совет диаконис. Если в общине избрано несколько диаконис, то в ней необходимо организовать совет диаконис под (97) председательством старшей диаконисы, а секретарем этого совета будет другая диакониса. Этот совет правомочен распределять обязанности между диаконисами и тесно сотрудничает с советом диаконов, в частности, чтобы обеспечить радушную встречу членов общины и посетителей и навещать членов общины на дому (см.с.94-97). Он также является важным органом воспитательной работы, где вновь избранные диаконисы могут быть наставлены в отношении своих обязанностей.

Рукоположение диаконис. Такой обряд может совершать рукоположенный пастор, имеющий действующее удостоверение, полученное от конференции. Обряд рукоположения должен быть скромен и совершаться в присутствии общины.

Если диаконисы уже были ранее рукоположены в этом качестве и все это время сохраняли свое церковное членство, то нет необходимости рукополагать их вновь, даже если они переехали в другую общину. В случае, если срок полномочий избранных диаконис истекает, но есть необходимость в продолжении их служения в качестве диаконис, они должны быть избраны вторично.

 

Обязанности диаконис. Диаконисы совершают в общине множество видов служения, а именно:

1. Приветствие гостей и членов общины, посещение членов общины на дому. Во многих церквах диаконисы участвуют в приветствии гостей и членов общины во время собраний, а также в посещении на дому тех членов общины, которые не могут присутствовать на богослужениях.

2. Помощь при обряде крещения. Диаконисы обеспечивают крещаемых женщин всем необходимым до и после этого обряда. Они также оказывают помощь и дают необходимые советы относительно одежды, подходящей для крещения. Необходимо обеспечить крещаемых специальными халатами из подходящего материала. Диаконисы должны следить за тем, чтобы халаты после крещения были выстираны и затем аккуратно хранились в надлежащем месте (см.с.54).

3. Приготовления к совершению обряда Вечери Господней. Диаконисы и диаконы обеспечивают наличие всего, что (98) не обходимо для данного служения, и заботятся о том, чтобы по окончании Вечери все использованные предметы были удалены (см.с.160).

До начала служения диаконисы готовят стол для совершения обряда Вечери Господней: приготовляют хлеб и вино, приводят в порядок стол, наливают вино, ставят тарелки с пресным хлебом и покрывают стол специально предназначенной для этой цели скатертью.

Диаконисы участвуют в совершении обряда ногоомовения, уделяя особое внимание женщинам-посетителям и новообращенным.

4. Забота о больных и бедных. Диаконисы помогают диаконам в заботе о больных, нуждающихся и обездоленных (см. с. 97).

5. Забота о сохранении церковного имущества. В тех общинах, где забота о церковном имуществе и о его сохранении не входит в функции специально созданного комитета, эта обязанность возложена на диаконов и диаконис (см. Примечания, 3, с. 228).

Секретарь общины

Нормальное функционирование общины во многом зависит от работы ее секретаря. Из-за важности и особенностей этой должности на нее целесообразно избирать человека, который может быть переизбран на повторный срок, чтобы обеспечить преемственность в ведении документации и представлении отчетов. В больших общинах при необходимости могут быть избраны также помощники секретаря. Если секретарь общины не может присутствовать на деловом собрании, на котором он обычно исполняет обязанности секретаря, он обязан позаботиться о том, чтобы на нем присутствовал его помощник и вел протокол (см. Примечания, 4, с.228-229).

Нельзя вписывать и вычеркивать фамилии членов Церкви без голосования общины. Секретарь не имеет права вносить или вычеркивать фамилии из церковного списка без голосования общины, которое требуется во всех случаях, когда ставится подобный вопрос, за исключением вычеркивания (99) умерших членов Церкви. В случае смерти члена Церкви секретарь регистрирует дату смерти в церковной книге (см.с.63).

Перевод членов Церкви. Секретарь контролирует переписку между членами Церкви и общинами при переводе членства (см.с.57-62).

Переписка с членами Церкви. Секретарь общины должен стараться поддерживать связь с ее отсутствующими членами (см. Примечания, 5, с.229).

Извещение о делегатах на съезд конференции. По поручению церковного совета секретарь своевременно извещает конференцию о том, какие делегаты были избраны общиной, чтобы представлять ее на съезде конференции, используя бланки или формы, предоставляемые офисом конференции (см.с.145).

Своевременное предоставление отчетов. Секретарь обязан своевременно предоставлять отчеты, требуемые конференцией. Некоторые из отчетов предоставляются ежеквартально, другие - один раз в год. Необходимо, чтобы отчеты общины отсылались секретарю конференции в точно установленные сроки, поскольку это важно для обеспечения правильности отчетов, подготавливаемых другими организациями всемирной Церкви. Сведения, необходимые для составления отчетов, секретарь получает от других служителей и руководителей отделов общины.

Церковные документы. Секретарь общины ведет церковную документацию, которую необходимо тщательно сохранять. Все документы и расчетные книжки всех церковных служителей являются собственностью общины и должны быть переданы вновь избранному секретарю общины по истечении срока служения действующего секретаря или же предоставляться общине в любое время в течение текущего срока его служения по требованию пастора или пресвитеров.

Казначей общины

В силу той важности, которую имеет должность казначея общины, на нее целесообразно избирать человека, который (100) может быть переизбран на повторный срок, чтобы обеспечить преемственность в ведении документации и представлении отчетов. В больших общинах, если потребуется, могут избирать помощников казначея.

Казначей может в значительной мере способствовать воспитанию верности в возвращении десятины и развивать дух щедрости в сердцах членов Церкви. Совет, данный в духе Господа, поможет верующим проявлять верность, отдавая Богу принадлежащую Ему часть в десятинах и дарах даже при материальных затруднениях.

Казначей - хранитель всех фондов общины. Казначей является хранителем всех фондов общины. Таковыми фондами являются: (1) средства, принадлежащие конференции; (2) средства местной общины; (3) средства, принадлежащие вспомогательным отделам местной общины.

Все фонды (конференции, местной общины и вспомогательных отделов общины) помещаются казначеем в банк или иное финансовое учреждение на депозитный счет на имя общины, если местная конференция не утвердит какую-либо иную систему хранения средств.

Излишек церковных средств может по решению церковного совета помещаться на сберегательные счета. Там, где для строительства и других специальных проектов используются большие средства, церковный совет может открыть для них отдельный банковский счет. Однако все операции, касающиеся таких счетов, выполняет только казначей, который отчитывается об этом перед общиной точно так же, как и обо всех остальных церковных фондах.

Все банковские счета общины предназначены исключительно для хранения церковных средств и никогда не должны смешиваться с личными счетами или средствами.

Фонды конференции. Все средства, которые принадлежат конференции, включая десятину, все регулярно собираемые средства для миссии Церкви и все средства для специальных проектов конференции и соответствующих учреждений лишь временно доверены общине. В конце каждого (101) месяца или по требованию конференции чаще казначей общины отсылает казначею конференции все средства, принадлежащие конференции и полученные на протяжении прошедшего периода. Община не имеет права занимать, употреблять или удерживать эти средства конференции для каких бы то ни было целей.

Фонды Субботней школы. Все пожертвования Субботней школы секретарь-казначей Субботней школы должен еженедельно передавать казначею общины, который обязан вести тщательную запись всех таких пожертвований. Эти миссионерские средства пересылают в офис конференции в соответствии с указаниями, данными в предыдущем пункте. Средства Субботней школы, идущие на ее собственные нужды, находятся на доверительном хранении и расходуются по распоряжению Совета Субботней школы (см. с. 120-121) на покрытие ее текущих расходов.

Фонды местной общины. К средствам, принадлежащим общине, относятся фонды для покрытия текущих расходов, строительные и ремонтные фонды, а также пожертвования для бедных. Эти средства принадлежат местной общине и выделяются казначеем только по решению церковного совета или делового собрания общины. Однако казначей обязан оплачивать из фондов для покрытия текущих расходов все счета за расходы общины, утвержденные церковным советом.

Фонды, принадлежащие вспомогательным отделам. К этим фондам относятся средства миссионерского отдела, отдела семейной жизни, Общества адвентистской молодежи, отдела благотворительного служения/общества Тавифы, средства на нужды Субботней школы, часть средств отдела служения здоровья, принадлежащих общине, а также могут относиться средства церковной школы. Все деньги, полученные этими отделами и для этих отделов, необходимо через секретарей отделов, диаконов или иных получателей средств незамедлительно направлять казначею общины. Эти средства принадлежат вспомогательным отделам общины. Их можно расходовать только по указанию этих отделов. (102)

Казначей дает расписки на все полученные средства. При получении денег от казначея общины секретарь вспомогательного отдела также дает казначею соответствующую расписку.

Гарантия расходования средств на намеченные цели. Если пожертвования собраны на всемирную миссионерскую деятельность или для осуществления какой-либо общецерковной или местной инициативы, то все деньги, положенные на тарелку для сбора пожертвований (кроме специальных даров, отмеченных дарителями), будут учтены как часть объявленного особого пожертвования. Все пожертвования и дары, вносимые отдельными лицами в конкретные фонды или на конкретные цели, должны быть употреблены только по назначению. Ни казначей, ни церковный совет не имеют права отвлекать эти средства на какие-либо другие цели, кроме той, для которой они предназначены.

Фонды вспомогательных отделов, часто состоящие из целевых пожертвований, собирают для осуществления той части церковной работы, ради которой и учреждены эти отделы. Такие средства находятся на доверительном хранении у казначея общины, и их также нельзя занимать или отвлекать на другие цели по желанию казначея или церковного совета.

Если вспомогательный отдел прекращает свою деятельность, то община может на своем очередном деловом собрании принять решение о том, как распорядиться остатками средств этого отдела, находящимися на его счету.

Средства на индивидуальные заказы литературы. При отсутствии местного Адвентистского книжного центра средства на индивидуальные заказы литературы (книг, брошюр, журналов), а также на подписку периодических изданий, собирает и пересылает казначей (см. Примечания, 6, с. 229).

Порядок внесения денежных сумм членами Церкви. Казначей должен следить за тем, чтобы все вносимые членами общины денежные суммы, помимо обычных пожертвований, были вложены в конверты для десятин и целевых пожертвований, если конференцией не предусмотрена какая-либо альтернативная процедура. При этом члены общины обязаны указать (103) на своих конвертах виды вложений и соответствующие суммы, а также проверить, чтобы вложенные деньги этим суммам соответствовали. Они также должны написать на конвертах свои фамилии и адреса, после чего положить эти конверты на тарелку для сбора пожертвований или отдать казначею. Последнему следует сохранять такие конверты в качестве подтверждающего документа до тех пор, пока все счета общины не будут проверены аудитором местной конференции.

Если же члены общины перечисляют свои десятины и пожертвования по чеку или почтовым переводом, то там, где это официально разрешено, они должны оформлять чеки и переводы на имя общины, а не на какое-либо конкретное лицо.

Квитанции для членов общины. За все полученные от членов общины деньги, независимо от суммы, следует сразу выдавать квитанции, и казначей должен вести строгий учет всех квитанций и полученных сумм. Все пожертвования от членов общины, поданные не в конвертах, казначей должен пересчитать в присутствии другого служителя общины, лучше диакона, и выдать ему квитанцию.

Надлежащий порядок перевода средств в конференцию. Пересылая денежные средства казначею местной конференции, следует все чеки, банковские тратты и почтовые переводы адресовать на имя организации, если это официально разрешено, а не на имя какого-либо отдельного лица. Вместе с переводом необходимо пересылать копии казначейских документов за соответствующий период времени. Бланки денежных переводов выдаются конференцией (см.с.172-173).

Сохранение финансовых документов. Следует хранить финансовые документы, расписки или счета на все суммы, полученные и выплаченные в соответствии с процедурой, установленной местной конференцией.

Необходимость проверки счетных книг. Казначей конференции или какое-либо другое лицо, назначенное комитетом конференции, проверяет финансовые документы общины, как правило, каждый год.

Книги казначея и другие финансовые документы, относящиеся к работе казначея общины, казначея церковной школы или (104) казначея любой другой организации, могут быть в любое время востребованы и проверены аудитором конференции, пастором общины, районным пастором, старшим пресвитером общины или другим лицом, уполномоченным церковным советом, но они не должны попадать в руки посторонних лиц (см. с. 180).

Отчеты обо всех полученных и выплаченных суммах следует представлять на очередных деловых собраниях общины. Копии этих отчетов должны передаваться руководящим служителям общины.

При указании в отчете количества лиц, возвращающих десятину, супругу/супруга и несовершеннолетних детей члена Церкви, не получающих заработной платы, но являющихся членами общины, следует отнести к данной группе вместе с главой семьи.

Конфиденциальность в отношениях с членами Церкви. Казначей должен всегда помнить, что его отношения с отдельными членами общины строго конфиденциальны. Он никогда и ни с кем, кроме лиц, вместе с ним ответственных за эту работу, не должен обсуждать суммы возврата десятины того или иного члена общины, его доход или другие подобные вопросы. Несоблюдение этого правила может нанести большой вред.

Координатор интересов

Для того чтобы разносторонние интересы и запросы людей, возникшие в результате миссионерской деятельности общины, были как можно быстрее реализованы, необходимо избрать координатора интересов. Такой служитель является членом церковного совета и совета по вопросам личного служения, и он работает непосредственно с пастором и председателем совета по вопросам личного служения.

Обязанности координатора интересов включают:

1. Составлять систематизированный перечень всех интересов и запросов, получаемых общиной из каждого источника.

2. Помогать пастору и председателю совета по вопросам личного служения привлекать членов общины, имеющих необходимые данные, для работы с новообращенными. (105)

3. Представлять церковному совету ежемесячный отчет о результатах работы с людьми, интересующимися истиной. Если эта работа достаточно обширна, к ней необходимо привлечь пастора.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 258; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!