Отношение к ритуальным преступлениям в Русской Церкви 47 страница



О.П.  Отец Дмитрий Дудко. Я часто с ним встречался. Он тоже сильно повлиял на мое отношение к жизни. Некоторые оптинские монахи, с которыми я сейчас часто советуюсь. Езжу туда на Пасху, на Рождество.

 

В.Б.  Сейчас иные известные патриоты впали в жутчайший пессимизм, не видят у России никакого будущего. Одно-два поколения проживут, а там конец России. Думаю, что вы, Олег Анатольевич, к ним не относитесь, иначе зачем бы вам затевать такую «Энциклопедию русского народа». Это же не памятник старины, а пособие для будущих поколений. Каким вам видится выход из тупика?

О.П.  Я не сомневаюсь, что Россия устоит, Россия выдержит, Россия переборет всех своих врагов. Наши враги сегодня находятся у края. Люди, считающие себя победителями в борьбе с Россией, впали в глубокий транс. Они сводят все проблемы своего существования к проблеме нефти, сырья, чисто материальным проблемам. Но человека все-таки определяет не вещь, как бы она ни была ценна и важна, а дух. Полнейшая бездуховность наших оппонентов не дает им возможности ответить на нынешний вызов мира. Действительно, у нас есть много оснований для пессимизма, но Бог поругаем не бывает, и Его истины никем не могут быть опровергнуты. Нам нужно твердо верить в ценности, которые несет в себе Россия. И каждый на своем месте должен создавать то, что в его силах. И силой духовной мощи мы победим любую гниль. Америка сегодня — наш главный противник. Но это колосс на глиняных ногах. Ее мощь носит экономический характер. Но реальная экономика составляет не более 20 процентов. Все остальное — это американская пирамида, которая в любой момент может обрушиться. Я написал книгу «Почему погибнет Америка?», но ту же самую проблему поднимает Джордж Сорос. Америка стоит перед своим концом.

Мы должны бояться другого. За Америкой может погибнуть и вся белая цивилизация. В белую расу вошел яд талмудизма, отравил ее и сделал беспомощной перед своими врагами. Талмудизм разрушает любую веру, в том числе и сам иудаизм, евреи сами погибнут со всей белой расой. Но в России пока еще царит Православие, и эта моровая беда может нас не захлестнуть. Мы должны быть в этой схватке в стороне от западного мира. Вот тогда-то, если мы удержимся от общей мировой беды, и воцарит у нас Святая Русь. Думаю, подтолкнет к гибели всю эту финансовую и экономическую пирамиду азиатская раса, которая сильна своим духовным приоритетом.

 

В.Б.  А не погибнем ли мы вместе со всей белой цивилизацией? Очень уж близко от центра схватки мы стоим, даже Америка куда дальше. Вы говорите: над нами Бог. Но за наши с вами грехи, за все наши слабости, за преступления наши не отвернется ли Бог от нас? На самом переднем крае будет не Америка, и даже не Европа, а Россия — и впереди набирающий силу и мощь Восток. Как нам с ними разминуться? До Америки или до Скандинавии, или до британских берегов, где нас учит смирению перед врагами лорд Джадд, ой как далеко, и потому Беслан оказался ударом по России. И пока еще белая раса Запада нас же будет подставлять и упрекать за наше сопротивление. Не ждет ли прежде всего нас удар и с Запада, и с Востока? А потом, поделив русское наследие и временно умерив аппетиты, азиатские колонны двинутся дальше. Не мы ли первая жертва?

О.П.  Уверен, сначала рухнут Америка и Запад. А потом уже начнется новая эра в мировой истории.

 

В.Б.  Вы думаете, Фукуяма писал о конце лишь западного мира, евроцентричной цивилизации? Думаете, Россию эти беды обойдут стороной? Уже сейчас в Сибири живут миллионы китайцев, и всего 10 миллионов русских. А что будет дальше? Чеченцев в русских городах живет гораздо больше, чем в самой Чечне. Попробуй мы и на самом деле отделиться, у нас быстро появится вторая Чечня где-нибудь в Астраханской или Саратовской областях, свой Грозный в Москве. Что мы можем противопоставить: пораженческие стихи Евтушенко, признающего право на месть только за чеченцами?

О.П.  Конечно, мы тоже белая раса. И из-за все того же талмудического яда мы потеряли стремление к жизни, сократили рождаемость населения. Нам нужно рожать по 8 человек, а мы и по одному уже боимся. Демографическая катастрофа недооценивается ни властями, ни интеллигенцией, ни самим народом. Русских исчезает с лица земли по миллиону в год. А в это время государство финансирует программы по контролю за рождаемостью. Это осознанное преступление.

 

В.Б.  Не является ли спасительной идеей ухода от этой мировой схватки белой и желтой расы идея евразийства? Не противостоять нашим исламским народам, а войти с ними в союз.

О.П.  Это чисто механистический подход. Не думаю, что подобный союз будет прочным. Никто не знает, какие Армагеддоны ждут нас. И Америка эту опасность уже достаточно хорошо понимает. Может быть, она и хочет заслониться от опасности русским щитом, но не получится. У нас свой русский путь.

 

В.Б.  Вернемся к вашей «Энциклопедии русского народа». Какова ее цель? Ее сверхзадача?

О.П.  Во-первых, хочу выполнить завещание владыки Иоанна и составить свод духовных сведений о России с древнейших времен до наших дней. Во-вторых, хочу дать возможность русской интеллигенции получить источники информации, которые для многих являются откровением.

Этот свод создается не как памятник, это толчок к нашим новым открытиям и завоеваниям. Бог делал неизбранные народы — избранными, и наоборот, первоначально избранных проклинал и гнал от себя. А некогда гонимые приобретали мощь. Но для мощи нужны знания о себе и своих возможностях. Вот мы и дадим знания о русском народе.

 

В.Б.  Почему-то «Евразийская энциклопедия» пользуется уважением и спросом в России, особенно в интеллигентской среде, есть энциклопедии других народов, живущих в России, но ваша «Энциклопедия русского народа» вызывает злость и нарекания со стороны многих русских же чиновников. Почему у власть имущих нет уважения к своему же народу? Почему никто не защищает права русских?

О.П.  В России почему-то принято, чем выше ты во власти, чем знатнее, тем дальше от народа своего же. Яд талмудизма проникает во все наши высшие слои. Надо иметь мужество, чтобы выстоять. Мужество, чтобы победить.

 

О ереси жидовствующих*

 

[* Выступление на Рождественских чтениях, январь 2005 года.]

 

Жидовствующие («ересь жидовствующих») — иудейское еретическое движение в Древней Руси последней трети XV века — начале XVII века. Пыталось насаждать в Русской Церкви иудаизм. Свое название оно получило от слова «жидовство». Продолжая тысячелетние традиции тайных иудейских сект, жидовствующие выступали против христианского учения, отрицали Святую Троицу, хуля Сына Божия и Святого Духа. Они отвергали Божество Спасителя и Его Воплощение, не принимали спасительных Христовых Страстей, не верили Его преславному Воскресению, не признавали они и всеобщего воскресения мертвых, отрицали Второе славное Пришествие Христово и Его Страшный суд. Они не признавали Духа Святого как Божественной Ипостаси.

Жидовствующие отвергали апостольские и святоотеческие писания и все христианские догматы, учили соблюдать закон Моисеев, хранить субботу и праздновать иудейскую пасху. Они отрицали церковные установления: таинства, иерархию, посты, праздники, храмы, иконопочитание, все священные предметы, службы и обряды. Особенно ненавидели они монашество.

Жидовствующие надругались над Честным Крестом, Святыми иконами и Мощами, совершая над ними бесчинства, непредставимые для человека, выросшего в Православной вере. По свидетельству святого Иосифа Волоцкого, глумясь над святынями, они говорили: «Надругаемся над этими иконами, как жиды надругались над Христом».

Продолжением этого глумления над всем святым были блуд и разврат. Жидовствующие священники совершали Божественную литургию, наевшись и напившись, после блуда, кощунственно ругались над Святым Телом и Честной Кровью

Христовой и совершали другие осквернения, о которых, по словам преподобного Иосифа Волоцкого, «нельзя и написать».

Жидовствующие возбуждали в малодушных и маловерных сомнение в некоторых местах Священного Писания, и, прежде всего, Нового Завета; соблазняли и с помощью распространяемых ими отреченных, т. е. осужденных Церковью, книг — пособий по тайным наукам — и искаженных списков Священного Писания; пользовались и всем доступным им арсеналом иудейского чернокнижия и колдовства.

В организации секты жидовствующих многое напоминало будущее масонство: строгая законспирированность, проникновение в высшие слои правительства и духовенства; ритуал, включающий «обряд» поругания святыни; формирование системы «учитель — ученик» вне традиционных православных представлений.

Являясь непримиримыми врагами христианства, жидовствующие скрывали ненависть к нему, втайне рассчитывая постепенно разрушить его изнутри. Перед людьми, твердыми в вере, еретики представляли себя «добрыми христианами» и «образцовыми ревнителями Православия».

Начало ереси относится к 1471 году, когда в Новгород в свите князя Михаила Олельковича из Киева прибыл жидовин Схария («Захарья евреянин», «Захарья Скарья жидовин»), князь Таманский. Этот хорошо образованный и обладавший большими международными связями жидовин принадлежал к иудейской секте караимов, имевшей широкую сеть своих организаций в Европе и на Ближнем Востоке. Караимы относились к одному из течений иудаизма, выполнявшему почти все его установления, но признававшему Иисуса Пророком. Караимство возникло в VIII веке в Вавилонии, вобрав в себя мелкие иудейские секты и восприняв традиции саддукеев. В отличие от иудеев-раввинистов, руководствовавшихся преданием и Талмудом, караимы считали себя вправе обращаться к закону Моисея без посредников.

К числу наиболее почитаемых книг в этой секте, кроме Пятикнижия Моисея (Торы), относились сочинения Анан бен Давида, Моисея Маймонида и Аль-Газали, а также труды по каббале, астрологии и другим оккультным наукам. Как сообщал святой Иосиф Волоцкий, основатель секты Схария «изучен всякому злодейства изобретению, чародейству же и чернокнижию, звездозаконению и астрологии». Еще с X века караимы имели тесные связи с Иерусалимом и Константинополем. Как сообщает историк З. Анкори, «Иерусалим X века был связан с Троками (местечко Трокай в Литве. — О. П.)  позднего Средневековья через плодотворное посредство караимского центра в византийском Константинополе». В XIV—XV веках караимы активизировались в Византии, Турции, Болгарии и на Руси.

Как писал Г. М. Прохоров, «когда обнаруживается, что византийско-турецкие жидовствующие были «сионитами», ревностнейшими из караимов, большие расстояния — географические и временные — между Малой Азией и Балканами XIV века и Великой Русью XIV—XVI веков оказываются преодоленными цепью взаимосвязанных караимских общин — в Крыму, Литве и Западной Руси. Караимы обитали на Крымском полуострове и прилегающих к нему землях задолго до XIV века — по крайней мере, судя по письменным данным, не позже, чем со 2-й половине XII в. От своих ближневосточных и балканских единоверцев северо-восточные караимы получали учительную литературу и учителей». В XII—XIII веках немецкие раввины в Регенсбурге получали сочинения караимов через Русь. Крымская и киевская общины постоянно получали религиозную литературу и сведущих в ней людей из Вавилонии, Палестины и Константинополя.

До возникновения ереси жидовствующих иудейская секта караимов уже предпринимала свое антихристианское наступление на Русь в XIV—XV веках. Это наступление можно усмотреть в секте стригольников, действовавшей в Пскове, от которого рукой подать до Трок в Литве — одного из главных центров караимов.

Создавая секту жидовствующих в Новгороде, караим Схария, по-видимому, выполнял задание одного из международных иудейских центров и учитывал опыт деятельности стригольников. В короткий срок этому иудейскому конспиратору удалось сколотить тайное общество, численностью, по меньшей мере, в 33 человека, из которых 27 составляли священники, их ближайшие родственники, дьяконы и клирики.

Быстрое распространение иудейской ереси в русской духовной среде объяснялось состоянием православного вероучения и церковной литературы в XIV—XV веках. Исторически сложилось так, что в состав служебных книг вошло немало элементов, отражающих скорее иудейскую, чем православную традицию вероучения. В русских рукописях оказалось значительное число материалов, входивших в «круг важнейших синагогальных праздничных и будничных чтений». Псалмы, найденные у еретиков, оказались еврейским молитвенником «Махазор». Архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Варлаам заметил по их поводу: «Ни в одном из псалмов этого перевода нет пророчеств о Христе». Н. С. Тихонравов сделал вывод, что это не Псалтирь Давида, а молитвы иудейские, употребляемые при богослужении, в которых ярко просвечивается иудейская оппозиция (неприязнь) учению о троичности лиц Божества.

В XV веке по еврейскому тексту было исправлено Пятикнижие Моисея, в иудейской (негреческой) традиции переведена книга Пророка Даниила. Иудейский перевод «Есфири» появился вообще в конце XIV века. И. Е. Евсеев отметил, что этот перевод свидетельствует о «высоком и исключительном уважении переводчика к еврейской истине. В местах христологических, пророческих выразительно внесено понимание раввинское». «Здесь мы имеем, — заключают исследователи, — вековую литературную традицию перевода с еврейского». «Шестокрыл» с иудейским летосчислением, «Логика» Моисея Маймонида, астрологические трактаты, атеистические сочинения Раймонда Луллия были широко распространены в русских рукописях XV—XVI веков.

Иудейские традиции просматривались и в так называемой хронографической редакции Толковой Палеи. Представленная рядом рукописей, начиная со 2-й половины XV века, она содержала большое количество апокрифического материала, имеющего иудейские источники.

Длительное существование иудейской книжной традиции на Руси объясняет в немалой степени успех пропаганды Схарии. Посеять сомнения, основываясь якобы на канонической книге, было основным способом обратить в ересь. Этот механизм обращения показан в сочинении инока Зиновия Отенского, разоблачающем ересь Феодосия Косого.

Некие крылошане пришли к иноку Зиновию спросить, истинно ли учение Феодосия Косого. Сами же они, как видно из их рассказа, склонялись к тому, что оно истинно. «Косой посему истинна учителя сказует, понеже в руку имеет книги и тыя разгибая, комуждо писаная дая, самому прочитати и сея книги рассказует. А попы и епископы православные — ложные учителя, потому что, когда учат, книг в руках не имеют».

Использование в русских служебных книгах текстов, чуждых православной традиции, вызывало у людей сомнения в правильности их исповедания христианской веры.

Первым внешним проявлением ереси жидовствующих уже в 1470-х стали иконоборческие демонстрации. Еретики, ссылаясь на Пятикнижие Моисеево, стали призывать к уничтожению икон. «Они, — писал Иосиф Волоцкий, — запрещали поклоняться Божественным иконам и Честному Кресту, бросали иконы в нечистые места, некоторые иконы они кусали зубами, как бешеные псы, некоторые разбивали».

Несмотря на неприличный, скандальный характер, который приобретала ересь жидовствующих, ее влияние усиливалось. Примерно в 1480 году еретики проникают и в Москву. Здесь они расширяют свою организацию за счет видных государственных деятелей из окружения самого царя Ивана III. Кроме священников главных соборов Кремля, еретики привлекли к себе многих бояр, руководителя русской внешней политики дьяка Федора Курицына и даже ближайшее окружение наследника русского престола. Участие в тайной организации значительного числа государственных людей во многом объяснялось хорошим отношением к жидовину Схарии самого Ивана III, вплоть до 1500 года приглашавшего этого иудея к себе на службу.

Деятельность секты была разоблачена в 1487 году архиепископом Геннадием, сообщившим о ней царю и митрополиту Геронтию. По указанию царя несколько еретиков, названных Геннадием, были арестованы и подвергнуты «градской казни» (наказание кнутом на торгу) за надругательство над иконами.

Высокопоставленные покровители жидовствующих не допустили осуждения ереси как таковой. На Соборе 1488 года были объявлены только незначительные преступники, а сама секта и ее руководители названы не были. В 1490 году главой Русской Церкви стал митрополит Зосима, втайне поддерживавший ересь жидовствующих, которого Иосиф Волоцкий назвал «вторым Иудой». Тем не менее, в этом же году, несмотря на противодействие митрополита Зосимы, Собор Русской Церкви уже публично осудил еретиков, назвав в своем приговоре дела их «жидовскими», а их самих «сущими прелестниками и отступниками веры Христовой».

Против жидовствующих встали все русские люди. Православная Церковь в лице ее лучших представителей: Иосифа Волоцкого, Нила Сорского, архиепископа Геннадия Новгородского — дала еретикам достойный отпор.

Прежде всего, были просмотрены церковные книги и из них изъято все чуждое русской православной традиции, ликвидированы иудейские синагогальные тексты, все сомнительные места, которыми еретики прельщали православных священников. По инициативе архиепископа Геннадия была полностью переведена Библия. Этот перевод окончательно обезоруживал еретиков, которым в своих аргументах против христианства оставалось прибегать только к открытому обману.

Архиепископ Геннадий организовал также перевод полемических сочинений, в которых представлялось систематическое опровержение иудейских сект. Были переведены сочинение магистра Николая Делира, «чина меньших феологии преследователя, прекраснейшие стязания, иудейское безверие в Православной вере похуляюще»; сочинение «учителя Самоила Еврейна на Богоотметные жидове, обличительно пророческими речьми» и др. сочинения против иудеев.

Преступления «жидовствующих» против христианства были раскрыты в сочинении Иосифа Волоцкого «Просветитель». Большую роль в борьбе против еретиков сыграл составленный Нилом Сорским сборник житий, куда он включил, в частности, жития Феодора Студита и Иоанна Дамаскина, осуждавших иконоборчество.

Пользуясь поддержкой высокопоставленных покровителей, жидовствующие добились назначения на должность архимандрита Юрьева монастыря еретика Кассиана. Владыка Геннадий, несмотря на все старания (Юрьев монастырь входил в его епархию), не смог изгнать нечестивца. Более того, жидовствующие путем интриг и клеветы сумели свести в 1503 году с Новгородской кафедры самого владыку Геннадия.

После Собора 1490 года, осудившего ересь жидовствующих, борьба с ними продолжалась еще почти 15 лет. Только в 1504 году царь Иван III принял решение созвать новый Собор. На нем еретики еще раз подверглись решительному осуждению, а их руководители после суда казнены.

 

Великий русский художник*

 

[* Выступление в Национальной галерее И. С. Глазунова, май 2005 года.]

 

Илья Сергеевич Глазунов родился в 1930 году. Мальчиком испытал на себе страшную блокаду Ленинграда, мучительную смерть близких и как истинный русский человек научился «выживать», преодолевать крайне неблагоприятные и смертельно опасные условия. Душа его закалилась в борьбе, он рано понял, что не только он, но и весь русский народ поставлен на грань выживания. Наверно, именно в эти годы его жизнь стала идентична мистической душе русского народа, главным выразителем которой он стал в своих многочисленных художественных полотнах, с невиданной доселе силой и глубиной воплотивших исторический путь России, ее героев, святых и подвижников. Идея духовного величия России передана им так, как это не удавалось ни одному из лучших русских художников (даже Нестерову и Корину).


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!