Требования к входным знаниям и умениям и навыкам, необходимым при освоении дисциплины и приобретенным в результате освоение предшествующих дисциплин.
На основе компетенций, сформированной в ходе обучения в общеобразовательной школе, студент должен:
знать элементарные сведения по теории литературы, основные линии развития литературы, программные произведения русской литературы;
умение анализировать художественный текст в формо-содержательном единстве;
владеть навыками восприятия учебного материала, способностями быть обучаемым.
ОБЪЁМ И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Объём дисциплины
Показатель объёма дисциплины | Форма обучения | |
Очная | Заочная | |
Объём дисциплины в зачётных единицах | 3 | 3 |
Объём дисциплины в часах | 108 | 108 |
Контактная работа: | 48 | 6 |
Лекции | 12 | 2 |
Практические | 36 | 4 |
Самостоятельная работа | 24 | 93 |
Контроль | 36 | 9 |
Форма промежуточной аттестации: экзамен во 2 семестре (очная форма); контрольная работа и экзамен в 3 семестре (заочная форма).
Содержание дисциплины
Очное отделение
Наименование разделов (тем) дисциплины с кратким содержанием | Кол-во часов | |
Лекции | Практические занятия | |
Тема 1. Введение в предмет. Литературоведение как наука. Литературоведение как наука, происхождение и развитие художественной словесности как вида искусства. Место литературоведения в системе гуманитарного знания. Состав литературоведения. Основные и вспомогательные дисциплины Мифологическая, биографическая, культурно-историческая, сравнительно–историческая, социологическая и духовно–историческая школы, формализм, структурализм. | 2 | 4 |
Тема 2. Литература как вид искусства. Искусство и его виды. Происхождение искусства. Образная природа искусства. Понятие мимесиса. Двойственная природа художественного образа. Художественность как критерий литературы. Художественная литература как искусство слова. Значение искусства. Понятие катарсиса. | 2 | 4 |
Тема 3. Форма и содержание художественного произведения. Целостность литературного произведения. Единство формы и содержания. Проблема их разграничения Состав художественной формы как научная проблема. Понятие структуры как соотнесенности элементов целого. Поэтическая идея как основа художественного содержания. Тема и идея. Категория пафоса. Типы художественного содержания. Интерпретация произведения. | 2 | 4 |
Тема 4. Литературные роды и жанры. Принцип деления литературы на роды. Происхождение литературных родов. Эпос. Лирика. Драма. Межродовые формы. Жанровая классификация литературных произведений. Принципы жанрового деления. Жанровые формы эпоса, лирики, драмы. Понятие художественного канона. Жанр и стиль. | 2 | 4 |
Тема 5. Язык и стиль. Эстетическая организованность художественной речи. «Внутренняя» и «внешняя» форма слова. Лексико-семантические особенности художественной речи. Интонационно-синтаксичекая выразительность художественной речи. Понятие стиля. Стиль как эстетическое единство. Элементы формы как носители стиля. Нормативные стили канонических жанров. Стиль и манера. Стилевое влияние, стилизация, пародия; эпигонство. | 4 | |
Тема 6. Ритмическая организация художественной речи. Системы стихосложения: метрическая, силлабическая, силлабо–тоническая, тоническая. Историческое развитие русского стихосложения. Основные понятия стихосложения. Метр и его виды. Размер. Гекзаметр. Дольник. Ритм. Цезура. Клаузула. Рифма и ее виды. Возникновение и развитие рифмы. Белый стих. Звукопись. Строфа и ее виды. Стих и проза. Верлибр. | 4 | |
Тема 7. Художественный мир произведения. Экспрессивность и символичность художественного произведения. Соотношение вымысла и реальности, жизнеподобие и условность художественного мира. Автор и герой. Авторский замысел. Система образов. Образы-символы и образы-аллегории. Образ-пейзаж и его эстетико-психологическая роль в тексте. Портрет и формы поведения персонажа. Персонаж, тип и характер. Типология литературных персонажей. Портрет героя. Имя литературного героя. Рама текста. Компоненты и предметные детали изображения. История развития психологизма в литературе. Прямой и косвенный психологизм. Сюжет и фабула. Типы сюжетов. Ситуация, конфликт, коллизия, интрига, завязка, перипетии, кульминации, развязка. Сюжетные и внесюжетные элементы. Пролог и эпилог. Композиция художественного произведения. Художественное время и пространство. | 2 | 6 |
Тема 8. Литературный процесс. Понятие художественной системы, творческого метода, литературного направления и течения. Проблема периодизации литературного процесса. Литературные традиции и новаторство. Национальное своеобразие литературы. Международные связи и влияния. Историко-функциональное изучение литературы. Эпохи литературного развития и типы художественного сознания. Художественные системы античности, раннего средневековья и эпохи Возрождения. Классицизм, сентиментализм, романтизм как ведущие направления в европейских литературах XVII- начала XIX вв.: эстетическая программа, творческий метод, система жанров и стилевых тенденций. Натурализм. Реалистический метод. Литературные течения и направления в XX –ХХI вв.: реализм, модернизм, авангардизм, постмодернизм и другие. Литературный процесс и читатель. Историко-функциональное изучение литературы. | 2 | 6 |
ИТОГО | 12 | 36 |
Заочное форма обучения
|
|
|
|
|
|
Наименование разделов (тем) дисциплины с кратким содержанием
| Кол-во часов
Мы поможем в написании ваших работ! |