СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ



Что подарил ребятам Чебурашка?

Цель. Развитие умения узнавать предмет по его признакам.

Оборудование. Чебурашка (игрушка или его изображе­ние), корзинка или коробка с игрушками (фруктами, учебными вещами).

Ход игры. Учитель рассказывает: «Чебурашка пришел к нам в гости и принес подарки. Он просит вас угадать, что это за подарки». Далее учитель, не вынимая игрушки из коробки, опи­сывает их, называя признаки каждого предмета в отдельности («Кра­сивая, голубоглазая, маленькая»). Отгадавший получает право поиг­рать с этой игрушкой на перемене.

Назови такой же.

Цель. Развитие умения соотносить предмет и его признак.

Ход игры. Учитель называет предмет и один из его приз­наков. Ученики перечисляют другие предметы, имеющие такой же признак. Например: «Цыпленок пушистый. Воротник тоже пушистый, шапка тоже пушистая, снег тоже пушистый, белка пушистая» и т.д. За каждое правильное соотнесение предмета и указанного признака ученик получает фишку.

Лото «Найди меня!».

Цель. Развитие умения соотносить предмет и его признак, ставить вопрос к словам, обозначающим признаки предметов.

Оборудование. У каждого ученика карточка лото с тремя картинками (стол, мяч, флаг, снег, лиса, книга, дерево, ежик, стакан, арбуз, девочка, гвоздь, река, ландыш, варежки, лес, дом, огурец) и три фишки; у ведущего маленькие карточки со словами: деревянный, резиновый, шелковый, пушистый, хитрая, интересная, высокое, колючий, стеклянный, спелый, аккуратная, железный, глубокая, душистый, теплые, дремучий, кирпичный, соленый.

Ход игры. Ведущий читает по карточке слово. Ученики находят у себя на картинках предметы, которым соответствует данный признак, и поднимают руку. Отвечающий называет предмет, ставит вопрос «какой?», «какая?», «какое?» или «какие?» и называет признак. Например: «Варежки (какие?) теплые». Ученику, не сумевшему дать правильный ответ, помогает один из одно­классников.

После этого все имеющие данную картинку, кроме допустив­шего ошибку, закрывают ее фишкой. Выигрывает тот, кто первым закрыл карточку.

Молчанка.

Цель. Развитие умения соотнести название признака и вопрос к слову, его обозначающему.

Оборудование. У учителя карточки со словами, обозначаю­щими признаки предметов и употребленными в разных формах; карточки с вопросами «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» — у каждого ученика один набор.

Ход игры. Учитель показывает карточку со словом-приз­наком, ученики поднимают карточку с соответствующим вопросом. Например: «Глубокая—какая?», «Трудолюбивые—какие?», «Прох­ладный — какой?», «Мокрое — какое?». Кто показал несоот­ветствующую карточку, получает штрафное очко (черный кружок). Нужно постараться как можно меньше получить штрафных очков.

Что из чего сделано?

Цель. Активизация слов, обозначающих признаки предмета по материалу; умение ставить к ним вопросы.

Оборудование. Набор картинок с изображением стола, платья, стакана, коробки, тетради, гвоздя, сумки, шубы.

Ход игры. Учитель показывает картинку и спрашивает: «Из чего сделан этот предмет?» Один из учеников отвечает, например: «Стол сделан из дерева. Он (какой?) деревянный». Правильно ответивший получает фишку.

Дальше учитель спрашивает, какие еще вещи (предметы) с таким признаком знают школьники. Ученик, назвавший такой предмет, также получает фишку.

Подбери картинку.

Цель. Развитие умения ставить вопрос, изменяя форму слова.

Оборудование. У каждого ученика на парте по 6 картинок: морковь, шар, апельсин, девочка, щенок, забор.

Ход игры. Учитель называет слово, обозначающее признак одного из данных предметов. Ученики должны показать соответ­ствующую картинку или две картинки, если признак присущ нес­кольким предметам. Например, признак «веселый» можно отнести и к щенку, и к девочке и составить словосочетания, изменяя окончания прилагательного: веселый щенок, веселая девочка.

По вызову учителя тот или иной ученик должен назвать предмет, поставить вопрос и указать признак, например: «Морковь (какая?) сочная», «Апельсин (какой?) сочный». Ответы оцениваются баллами или фишками.

Примерный материал. Слова: сочный, веселый, круг­лый, деревянный, удобный, яркий, вкусный, старый.

Подбери пару.

Цель. Развитие умения определять признаки предметов по цвету, ставить вопрос к прилагательным.

Оборудование. Предметные картинки с изображением раз­личной одежды, каждый вид которой представлен в двух вариантах: платье синее и голубое, брюки черные и серые, косынка красная и розовая, кофта фиолетовая и лиловая, юбка желтая и оранжевая, фартук зеленый и салатовый, пальто коричневое и бежевое.

Ход игры. Каждый ученик получает по одной картинке. Разыгрывается, кому начинать игру. Первый играющий выходит к доске, показывает свою картинку и говорит: «У меня на картинке платье. Платье (какое?) синее. У кого такой же предмет?» Выхо­дит ученик, также имеющий изображение этого предмета, и раз­бирает свою картинку: «У меня на картинке тоже платье, но оно (какое?) голубое». Правильный разбор позволяет отложить обе картинки и вызвать другого товарища к доске. Выигравшими считаются все, кто с первого раза нашел пару.

Комментарий для учителя. Подобного рода игру можно проводить на любом другом материале, противопоставляя предметы друг другу. Например: лента длинная, короткая; ремень широкий, узкий; мяч большой, маленький; куст высокий, низкий; кружка стеклянная, деревянная; сапоги кожаные, резиновые; веревка тонкая, толстая и т.д.

Кто точнее?

Цель. Развитие умения определять признаки предметов по цвету, ставить вопрос к прилагательным.

Оборудование. На доске крупным шрифтом записано слово хороший; под ним в один-два столбика слова: арбуз, пирог, цветок, костюм, рассказ, рисунок, котенок, ребенок, пес, пряник, кино­фильм, класс, товарищ, лес, гриб, день, обед, солдат и т.д.

Ход игры. Ученики по порядку читают с доски очередное слово, ставят вопрос и подбирают наиболее точный, конкретный признак. Например: «Рассказ (какой?) интересный», «Солдат (ка­кой?) смелый», «Обед (какой?) вкусный» и т.д.

Комментарий для учителя. Такую же работу можно проводить со словами плохой, большой, маленький. Слов, обо­значающих предметы, должно быть столько, сколько учеников в классе.

Заполни таблицу.

Цель. Развитие умения характеризовать предмет по заданным признакам, выбирать правильно вопрос и согласовывать с назва­нием предмета название признака.

Оборудование. Таблица, нарисованная на доске; предмет­ные картинки в первой графе таблицы.

Предмет Кто? Что?

Какой? Какая? Какое? Какие?

Цвет Форма Вкус
             
             
             
             

 

Ход игры. Играющие по порядку из каждого ряда харак­теризуют предмет по одному заданному признаку (цвету, форме, вкусу). Например, ученик первого ряда говорит: «Вишня (какая?) красная»; ученик второго ряда: «Вишня (какая?) круглая» и т. д. Каждый правильный ответ оценивается двумя баллами.

Комментарий для учителя. Слов, обозначающих на­звание предмета, должно быть в таблице столько, сколько учеников в классе; для таблицы можно выбрать любые другие параметры: величину, материал и т.д. Соответственно этому учитель под­бирает предметы, которые должны характеризоваться по всем дан­ным в таблице параметрам.

Мне нужен цвет.

Цель. Различение признаков по их значению. Упражнения в согласовании названий предметов и признаков.

Оборудование. Мяч.

Ход игры. Учитель предупреждает, что все должны называть цвет предметов. Он бросает мяч ученику и называет предмет. Поймавший мяч посылает его вновь учителю, составив словосоче­тание: лист зеленый.

Услышав несколько слов, обозначающих цвет, учитель может объявить, что теперь нужно называть слова, обозначающие форму предмета, и снова бросает мяч. Таким образом отрабатываются названия величины предмета, материала, из которого он сделан, характерных свойств и т.д. Если дети затрудняются в подборе разнообразных признаков и называют одни и те же слова, можно написать названия признаков на доске. Например: огромный, толс­тый, узкий, громадный, шершавый и т.д. Названия признаков прочитываются, а затем начинается игра.

Времена года.

Цель. Развитие умения характеризовать предмет по заданным признакам, выбирать правильно вопрос и согласовывать название признака с названием предмета.

Оборудование. На доске записана таблица.

Времена года Какая? Какое?
Зима        
Весна        
Лето        
Осень        

Ход игры. Ученики вспоминают признаки зимы, весны, лета, осени и записывают их в таблицу. Выигрывает та группа, которая записала больше признаков одного из времен года.

Магазин «Овощи — фрукты».

Цель. Развитие умения характеризовать предмет по нескольким признакам.

Оборудование. На доске картонное изображение двух корзинок; на желобке доски (на магнитной доске, фланелеграфе, наборном полотне) картинки овощей и фруктов.

Ход игры. Учитель-«покупатель» начинает игру. Он говорит, что ему нужен, например, овощ горький, круглый, желтый. Один из учеников-«продавцов», догадавшись, вставляет в корзинку для овощей картинку с изображением лука, после чего сам становится «покупателем». Если его описание оказывается неудачным, товари­щи-продавцы» помогают ему. Тот, кто оказал наибольшую помощь, становится «покупателем».

Опиши предмет.

Цель. Развитие умения характеризовать предмет по нескольким признакам.

Оборудование. Натуральные предметы: шар, яблоко, кле­новый лист, портфель.

Ход игры. Каждому ряду учитель по порядку называет и показывает один из предметов. Ученики должны ответить на вопрос, какой он. Выигрывает тот ряд, в котором играющие назвали больше признаков. При этом учитывается полнота и правильность ответа.

У кого какая игрушка.

Цель. Развитие умения характеризовать предмет по нескольким признакам.

Оборудование. Предметные картинки, изображающие иг­рушки.

Ход игры. Картинки раздаются учащимся. Начинает игру любой из них по вызову учителя. Он говорит: «У меня машина. Она зеленая, грузовая. А у тебя какая игрушка?» (Называет любого одноклассника.) Вызванный отвечает: «У меня мишка. Он коричне­вый, плюшевый». Ряд-победитель определяется по количеству игро­вых фишек, получаемых за каждое верно подобранное слово.

Найди пару.

Цель. Развитие умения подбирать слова, близкие по значению.

Оборудование. Карточки со словами-синонимами; три па­лочки разной длины.

Ход игры. Все ученики получают карточки со словами-синонимами. Начинает игру ряд, который вытянет самую короткую палочку. Ученик этого ряда читает слово на своей карточке. Ему отвечает тот его товарищ по ряду, у кого на картоне есть синоним этому слову. Затем зачитывает слово ученик второго ряда и т.д. Выигрывает тот ряд, который быстрее подберет себе пары.

Примерный материал. Большой — огромный, быст­рый — скорый, горячий — жаркий, знаменитый — известный, пре­красный — красивый, честный — правдивый, прочный — крепкий, радостный — веселый, сильный — могучий, смелый — храбрый, тайный — секретный.

Угадай.

Цель. Развитие умения точно характеризовать предмет с по­мощью нескольких признаков и определять его по этим признакам.

Ход игры. Класс делится на две группы — мальчиков и дево­чек. Представитель одной группы говорит: «Я задумал предмет. Он такой-то (называет признаки задуманного предмета). Какой предмет я задумал?»

Представитель другой группы должен угадать задуманное. Затем соперники меняются ролями. Выигрывает та группа, которая дала больше правильных ответов и более удачно характеризовала предмет.

Примерный материал.

Звонкий, быстрый, веселый — ручей.

Вкусный, алый, сочный — арбуз.

Желтые, красные, осенние — листья.

Холодный, белый, пушистый — снег.

Бурый, косолапый, неуклюжий — медведь.

Старательный, послушный, вежливый — ученик.

Серый, зубастый, голодный — волк.

Зеленый, продолговатый, сочный — огурец.

Маленькая, серенькая, пугливая — мышка.

Ветвистая, зеленая, колючая — ель.

Новая, интересная, библиотечная — книга.

Старый, кирпичный, четырехэтажный — дом.

Комментарий для учителя. Если водящий затрудняет­ся подобрать предмет, учитель подсказывает ему так, чтобы не слышал класс.

Сравни предметы.

Цель. Упражнения в подборе признаков и согласовании их с названиями предметов.

Оборудование. Игральные фишки или мяч.

Ход игры. Учитель начинает предложение, учащиеся по очереди его заканчивают, называя признак предмета, противопос­тавляемый признаку другого предмета. За каждый правильный выбор слова дается фишка. Выигрывает тот, у кого таких фишек окажется больше.

Эту же игру можно проводить, бросая мяч тому, кто должен ответить.

Примерный материал.

Грач черный, а ворона ... .

У грача клюв длинный, а у воробья ... .

Грач — крупная птица, а воробей ... .

Грач — перелетная птица, а ворона ... .

Комментарий для учителя. Речевой материал под­бирают из любой темы по развитию устной речи, противопоставляя один предмет другому. Можно также поупражняться в подборе названий признаков с оценочными суффиксами, согласуя их с названиями предметов. Например: «Заяц белый, а зайчик ... . (белень­кий)», «Платок синий, а платочек ...», «Лента узкая, а шну­рочек ...».

Грамматическая эстафета.

Цель. Закрепление знаний о названиях предметов, действии, признаков.

Оборудование. Два текста, записанные на доске или на листах бумаги.

Ход игры. Класс делится на две команды, представители которых по порядку подходят к своему тексту и подчеркивают в предложениях слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков соответственно одной чертой, двумя чертами и волнистой линией. Каждый ученик работает с одним предложением. Команда, которая выполнила правильно задание и первой отдала мел или карандаш учителю, считается победителем.

Узнал свое слово.

Цель. Закрепление знаний о названиях предметов, действий, признаков.

Ход игры. Класс делится на три команды: первая получает задание записывать только слова, обозначающие предметы, вторая — действия, третья — признаки. К доске выходят сразу три ученика (по одному от каждой команды). Учитель произносит в произволь­ном порядке три слова, обозначающие предмет, действие и признак. Ребята записывают выбранное слово в свою колонку. Их сменяют у доски следующие три ученика. Только в конце игры производится проверка слов постановкой вопроса и подсчитываются очки. За каждое правильно выбранное и записанное слово — два очка, за правильно выбранное, но записанное с ошибкой слово — одно очко.

Комментарий для учителя. Учитывая различный уро­вень овладения материалом, можно подбирать для каждого ученика слова, отличающиеся по степени трудности (слова, написание кото­рых не расходится с произношением, слова из словарика, слова с изученными орфограммами).

Загадки.

Цель. Отгадывание загадок; развитие умения узнавать предмет по его признакам.

Круглый, гладкий и пузатый.

Больно бьют его ребята. (Мяч.)

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается.    (Кошка.)

Быстрый, резвый зверек

По деревьям скок-поскок. (Белка.)

Колкую, зеленую

Срубили топором.

Колкая, зеленая

К нам приходит в дом. (Елка.)

Он пушистый,

Серебристый,

Белый-белый,

Чистый-чистый,

Ватой наземь лег.         (Снег.)

Маленькие зверьки,

Серенькие шубки,

Черненькие глазки,

Остренькие зубки.    (Мыши.)

Я длинный и зеленый,

Вкусный и соленый,

Вкусный и сырой.

Кто же я такой?  (Огурец.)

Белые горошки

На зеленой ножке. (Ландыши.)

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.  (Сорока.)

Быстрый прыжок,

Теплый пушок,

Красный глазок.   (Заяц.)

Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам. (Верблюд.)

Ножка деревянная,

Рубашка шоколадная.

На солнышке я таю,

Во рту я исчезаю.    (Эскимо.)

ПРЕДЛОГ

Соревнование.

Цель. Развитие умения выделять предлоги в тексте.

Оборудование. На доске записаны два-три стихотворения по числу рядов или команд.

Ход игры. Ученики каждого ряда по порядку читают свое стихотворение по одной строчке. Кто нашел знакомый предлог, выходит к доске и подчеркивает его. Если представитель одного из рядов выполнил задание быстрее соперников, его товарищ по ко­манде получает возможность раньше прочитать следующую строчку. Неверно выполненную работу исправляет ученик этого же ряда, но с потерей хода. Выигрывает тот, кто быстрее и без ошибок закончит работу.

Примерный материал.

Я с утра в лесу гуляю,

От росы я весь промок.

Но зато теперь я знаю

Про березку и про мох,

Про малину, ежевику,

Про ежа и про ежиху,

У которой за ежат

Все иголочки дрожат.    (Н. Матвеева.)

На ветру, на первом холоде

Старый дуб роняет желуди.

А в саду за нашей школою

Иней сел на ветки голые.

Под березами широкими

Галки ссорятся с сороками.

Пруд застыл, и речка скована,

Но по льду ходить рискованно.    (С. Смирнов.)

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз.

Во дворе у снежной бабы

Побелел морковный нос.

Под березой на пригорке

Старый еж устроил норку.

Два неопытных ежа

В листьях рядышком лежат.            (Г. Ладонщиков.)

Не пропусти.

Цель. Развитие умения выделять предлог из предложения на слух.

Оборудование. Набор карточек с предлогами у каждого ученика.

Ход игры. Учитель читает стихотворение, учащиеся подни­мают карточку с услышанным ими предлогом. Выигрывает ряд, у которого было меньше ошибок.

Примерный материал.

Сколько

Солнышка

Везде —

На траве

И на воде,

На березке,

На осинке,

На извилистой

Тропинке,

На болоте

У лягушек,

На заборе,

На крыльце!

Чуть поменьше,

Чем веснушек

У Галинки

На лице.    (С. Коган.)

Учил рисовать я сегодня братишку,

И вышел у нас симпатичный зайчишка.

Веселый, ушастый и быстроногий,

Бежал он из леса домой по дороге.

А с краю дороги у старенькой елки

Хитро притаились зубастые волки.

Двое уже за добычей погнались,

Но мы за ушастого не волновались:

Ведь зайчика сцапать легко на тропинке,

А вовсе не просто поймать на картинке.  (М. Полонская.)

Подбери по смыслу.

Цель. Развитие умения подобрать по смыслу нужный предлог.

Оборудование. У каждого ученика наборы предложений с пустыми окошками на месте пропущенных предлогов (предло­жения записаны на отдельных полосках бумаги); маленькие карточки с предлогами.

Ход игры. По сигналу ученики раскладывают на парте полоски с предложениями, читают их, находят отсутствующие пред­логи и вкладывают нужные карточки в пустые окошки. Пять первых учащихся, правильно выполнившие работу, получают отличные оценки.

Примерный материал.

I вариант. 1. Дети поют песни /о/ Родине. 2. Володя Дубинин отдал свою жизнь \за\ Родину. 3. Горько жить вдали /от/ Ро­дины.. 4. Жить /без/ Родины — все равно что без матери. 5. После долгой разлуки я вновь вернулся \на\ Родину. 6. Ни сил, ни жизни не жалей \для\ Родины своей. 7. Пусть будет всегда чистым небо /над/\ нашей Родиной.

II вариант. 1. /Около| парка собрались школьники. 2. /За/ детским парком построили стадион. 3. /Для/ парка привезли молодые саженцы. 4. /В/ парке состоится концерт детского хора. 5. /От/ парка до школы ведет тенистая аллея. 6. Мы подошли /к/ автобусному парку рано утром.

7. /Перед/ парком находятся газоны с яркими цветами.

III вариант. 1. С детства воспитывайте в себе привычку /труду/. 2. \Без\ труда не выловишь рыбку из пруда. 3. Я сшила брату халат \для\ уроков труда. 4. Человек находит свое счастье /в/ труде. 5. Ребята писали рассказ /о/ труде. 6. Суди о человеке \по\ его труду.

Комментарий для учителя. Для одной игры учитель может использовать различные наборы предложений с учетом ин­дивидуальных особенностей учащихся (состояния техники чтения, уровня усвоения данной темы, моторной, недостаточности, общего развития и т.д.), а также года обучения.

Кто первый?

Цель. Развитие умения изменять форму слова в зависимости от предлога и строить предложения, используя предлоги.

Оборудование. Для каждого ряда предметная картинка и таблица с несколькими предлогами к ней.

Ход игры. Представители каждого ряда по порядку выходят к доске и записывают слово, обозначающее название предмета на картинке, в сочетании с предлогом из своей таблицы. Остальные участники игры в это время обдумывают предложения с данными словами. Когда работа с таблицами закончена, соперники называют придуманные ими предложения. За каждое правильно составленное предложение ряд получает очко. Оригинальное высказывание может быть оценено двумя очками. Выигрывает ряд, допустивший меньше ошибок при записи слов с предлогами и набравший большее коли­чество очков.

Примерный материал.

                                

Где галчонок?

Цель. Развитие умения правильно употреблять предлоги и словоформы после них.

Оборудование. Набор картинок: галчонок, деревья раз­личных пород, скамейка, дорожка и т.п.

Ход игры. Учитель рассказывает, что в парке живет галчонок. Он еще маленький, и ему хочется играть. Он все время пере­прыгивает и перелетает с места на место. Мы покажем, куда галчонок перелетает, а другие ответят, где находится галчонок.

Один ученик передвигает фигурку галчонка, а другие состав­ляют предложения о нем. Например: «Галчонок сел на ветку», «Он поскакал под лавку», «Птичка скачет по дорожке» и т.д.

Адекватное составление предложения о местонахождении галчон­ка поощряется фишкой.

Где матрешка?

Цель. Отработка умения правильно употреблять предлоги и словоформы после них.

Оборудование. Матрешка и кукольная мебель.

Ход игры. Учитель меняет местоположение матрешки, уча­щиеся по очереди говорят, где находится игрушка в данный момент.

Комментарий для учителя. Для расширения круга употребляемых предлогов учитель может записать их на доске. Сначала предлоги прочитываются хором, а потом включаются в игру.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 304; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!