Жанровая структура современной детской песни



Жанр детской песни не представляет собой некий монолит и может быть дифференцирован по нескольким параметрам. «Жанровая классификация песен, – читаем в «Музыкальном энциклопедическом словаре» – может производиться по разным признакам: словесного и музыкального содержания…, социального функционирования…, фактуры и исполнительского состава…» [30, с. 420]. К этим трём критериям, по нашему мнению, необходимо добавить ещё один – исторический, о котором в частности, упоминает музыковед И. Шехонина. «Каждая эпоха и даже небольшой исторический период, примерно 15 – 20 лет, – пишет исследовательница, – отличается не только своеобразием ведущих сюжетов, тем, образов, но и специфическим кругом музыкальных интонаций, свойственных данному периоду» [39, с. 103]. Подобное, на наш взгляд замечание высказывает и М. Михайлов. «Понятие жанра, – пишет исследователь, – неотрывно от его конкретно-исторического выражения. Как не существует жанров «вообще», так не существует и «вечных» жанров (за исключением, быть может, основных, первичных). Любой жанр эволюционирует, либо, перерастая в новое качество, смешиваясь с другими жанрами, либо вовсе отмирая» [53, с. 98].

В диссертационном исследовании Л. Шубиной, посвящённом проблемам жанрообразования в массовой песне, читаем: «Многие песни бытуют и как концертные и как обиходные. Отсюда – отказ от жесткой классификации жанров…» [41, с. 9]. И далее, в другом месте: «Диффузность этих процессов, трудности разграничения жанров побуждают к рассмотрению жанровых групп, жанровых тенденций» [там же, с. 10]. Такая же диффузность процессов жанрообразования характеризует и детскую песню. Но в данном случае она имеет, кроме выделенных Л. И. Шубиной, и ещё одно проявление. Речь идёт о том, что в обширной музыкальной литературе можно без труда отыскать немало песен, в равной степени адресованных как взрослой, так и детской аудитории, либо же – пользующихся одинаковым успехом и у взрослых и у детей (приведём в качестве примера хотя бы «Солнечный круг» А. Островского на слова Л. Ошанина). Данное обстоятельство так же необходимо учитывать в процессе отбора музыкального материала для аналитического рассмотрения, что и будет сделано далее.

Итак, жанр детской песни, как уже было сказано, не представляет собой некий монолит. В нём можно выделить три основные образно-жанровые сферы – героико-романтическую, лирическую и шуточно-игровую. И хотя данная классификация во многом совпадает с классификацией образно-жанровых сфер «взрослой» песни, её реальное «художественное наполнение» в песенном творчестве для детей несколько иное. Остановимся более подробно на каждой из этих сфер.

Героико-романтическая сфера была достаточно обстоятельно представлена в детской песне в 60 – 80-е годы прошлого столетия. Нужно заметить, что песни с таким содержанием в известной степени уникальны, то есть они были представлено именно в конкретной стране и в конкретный исторический период и служили, по сути, своеобразным художественным отражением социалистической доктрины. Чем же привлекала детей данная образно-жанровая сфера? Дело, на наш взгляд, в том, что сюжеты входящих в неё песен, как правило, действенны, насыщены яркими, порой остродраматическими событиями, которые, к тому же, развиваются очень быстро – этого требуют небольшие размеры поэтического текста. Неудивительно, что такие песни, чаще всего, подчёркнуто эмоциональны. А ведь дети, в силу психолого-возрастных особенностей, рассмотренных нами ранее, гораздо острее и непосредственнее, чем взрослые, реагируют на остросюжетные события. Более того, они видят себя их непосредственными участниками. Если же к этому добавить, что и оценка, даваемая детьми событиям или герою (героям), тоже, как правило, радикальна (либо «хорошо», либо «плохо»), то и активное сопереживание, и живой эмоциональный отклик, проявляющиеся нередко даже в ритмических движениях, сопровождающих как пение, так и слушание песен, становятся вполне понятными.

Данная образно-жанровая сфера была представлена не только песнями утратившими актуальность для взрослых (песни о гражданской войне, Великой Отечественной войне, песни первых пятилеток и т.п.), но и песнями, написанными современными композиторами. Так, например, в 70-е годы XX столетия в детской среде пользовались большой популярностью песни из кинофильмов «Неуловимые мстители» композитора Б. Мокроусова на стихи Р. Рождественского и «Новые приключения неуловимых» (композитор Я. Френкель) (Проложение 1-2). В них ярко и убедительно передавалась романтика событий гражданской войны. Ведь детям необязательно было знать, что и как происходило на самом деле. Они легко мысленно переносились в ту эпоху, осознавая себя храбрыми и неуловимыми «Рыцарями Революции». А музыка этих песен, очень яркая и талантливая, этому всемерно способствовала. Другим, не менее ярким примером героико-романтической сферы может служить песня В. Лебедева и Ю. Ряшенцева «Не вешать нос, гардемарины» из многосерийного телефильма «Гардемарины, вперёд!». Важно отметить, что в этой песне, так же полной романтики, декларируются важные этические идеалы – дружба, взаимовыручка, честность, справедливость и патриотизм. И всё это сделано ярко и художественно убедительно, без назойливого назидательного «менторского» тона. Именно этим, на наш взгляд, объясняется тот факт, что и сегодня данная песня пользуется популярностью, как в среде младших школьников, так и в среде подростков.

Особое место в героико-романтической сфере занимает песня В. Шаинского «Крейсер Аврора» на стихи М. Матусовского из мультфильма «Аврора» (Приложение 3). Её уникальность в сочетании в себе черт патриотизма (тема революции, Гражданской войны, Великой Отечественной Войны) и лирической подачи музыкального материала. Песня решена не вимперативно-назидательном ключе, характерном для советского периода, а в спокойном диалоге с ребёнком, что воспринимается намного позитивней и непосредственней детской и юношеской аудиторией. К такому же исключению из правил можно отнести песню Ю. Чичкова на стихи К. Ибряева «Посвящение» (или «Барабаны, молчите») (Приложение 4). В ней тема «Ленин – вечный вождь и учитель» решена не в парадном ключе, а в сакрально-лирическом. Именно отсутствия помпезности и обращённость непосредственно к слушателю принесли огромную популярность этому произведению в 70-80-е годы XX века.

Впрочем, героико-романтическая сфера в детской песне отнюдь не исчерпывается остросюжетной событийностью. В ней нередки и более спокойные, «мирные» по характеру песни, которые, тем не менее, так же пользуются популярностью у детей. В качестве примера приведём песни А. Зацепина «Ты слышишь, море» из кинофильма «Свистать всех наверх» и А. Рыбникова – И. Кохановского «Млечный путь» из кинофильма «Большое космическое путешествие» (Приложение 5-6). Они, как показывает наш практический опыт, пользуется большим успехом у детей младшего школьного возраста и сегодня.

Впрочем, в наши дни героико-романтическая образно-жанровая сфера постепенно отходит на второй план. Песен с таким содержанием композиторы пишут всё меньше. В какой-то степени, этот дефицит компенсируется «взрослыми» песнями героического содержания (например, современными песнями о Великой Отечественной войне).

Важно отметить, что героико-романтическая сфера наиболее ярко представлена в среде именно младших школьников, что обусловлено характерным для неё игровым началом. И активное сопереживание, и воображаемое участие в событиях, о которых поётся в песне, – всё это именно игровая деятельность. По мере взросления дети во многом утрачивают остроту и непосредственность восприятия ярких сюжетов или же считают «детством» открыто проявлять такую реакцию. Моря, океаны, дальние страны и космические путешествия, герои и храбрые рыцари – всё это оттесняется на второй план другой образно-жанровой сферой – лирической.

Однако, не следует думать, что сфера, о которой идёт речь, – прерогатива именно подросткового возраста. В данной возрастной категории она не возникает, а скорее видоизменяется, приближаясь по содержанию к лирике «взрослой» песни. Лирическая образность не менее характерна и для аудитории младших школьников, причём, в данном случае, мы имеем дело именно с детской лирикой, полной непосредственности, чистоты и обаяния.

Следует заметить, что лирическая образность в детской песне – явление более молодое, чем образность героико-романтическая или шуточно-игровая. Несмотря на то, что первые образцы детской лирической песни («Школьный вальс» И. Дунаевского и М. Матусовского, «Школьные годы» Д. Кабалевского и Е. Долматовского) были созданы довольно давно, подлинный расцвет детской лирики приходится на 70-е годы XX столетия, что обусловлено закономерностями развития «взрослой» эстрадной песни. И всё же при известном сходстве музыкальных решений, детская лирическая песня отличается именно своим образно-поэтическим строем. Приведём в качестве примера песню С. Туликова и М. Пляцковского «Не повторяется такое никогда», появившуюся в начале 70-х годов XX столетия. Независимо от того, была ли она специально адресована детям или нет – наибольшую популярность эта песня имела у подростковой аудитории. В дальнейшем галерея детских лирических образов значительно расширилась: «Школьный корабль» Г. Струве и К. Ибряева, «Журавлиная песня» К. Молчанова и Г. Полонского, «Школьный романс» Е. Крылатова и Н. Пляцковской (Приложение 7), а также песнями из уже упоминавшихся выше телефильмов «Гардемарины, вперёд!» – «Дороги любви» В. Лебедева и Ю. Ряшенцева, и «Д’Артаньян и три мушкетёра» – Баллада Атоса («Есть в старом парке чёрный пруд») музыка М. Дунаевского, слова Ю. Ряшенцева. Из современных композиций – «Школьная пора» И. Зубкова и К. Арсенева и «Последний звонок» автор музыки и текста В. Байков.

На вопрос о причинах популярности данной образности у детской аудитории можно сказать следующее – секрет в том, что она созвучна самым сокровенным чувствам переживаниям подростка. Тот или иной лирический сюжет, а его содержание нередко – первая любовь и связанные с ней грустные меланхолические раздумья, мечты и надежды, воспринимаются им как «песня обо мне». Причём происходит такая экстраполяция не столько благодаря «теме любви» как таковой, сколько совершенно особому её преподнесению. Это и естественный для подростка «жизненный контекст» - школьный класс, летний лагерь, двор, и безыскусная лирика, и даже какая-то робость, стеснительность в описании сокровенного чувства. Всё это и создаёт атмосферу полной достоверности и доверительности. Яркий пример такого сюжета – только что упоминавшаяся песня «Школьная пора».

Впрочем, тема первой любви вовсе не исчерпывает лирическую сферу. Это, по сути, достаточно широкий круг образов и тем, располагающих к раздумьям, воспоминаниям, вызывающим у слушателей сопереживание. Примерами такой «детской» лирики могут служить песни: «Бьют часы на старой башне», «Крылатые качели» из телефильма «Приключения Электроника»; «Прекрасное далёко» из телефильма «Гостья из будущего» Е. Крылатова и Ю. Энтина; «Три белых коня» и «Снежинка» Е. Крылатова и Л. Дербенёва из кинофильма «Чародеи»; «Звездопад» и «Раненая птица» А. Пахмутовой (Приложение 8-9); а также ставшая детской песня «Маленькая страна» И. Николаева и «Золотая рыбка» В. Шаинского на слова М. Львовского (Приложение 10).

Весьма интересной с точки зрения восприятия детьми младшего школьного возраста лирической образности, представляется песня В. Шаинского на стихи А. Ламм «Пропала собака», написанная в конце 70-х годов XX столетия и пользовавшаяся долгое время огромным успехом в детской аудитории (Приложение 11). Этим успехом она обязана не только музыке, несомненно, яркой и талантливой, но в значительной степени – именно поэтическому тексту. Рассказ о пропавшей собаке (а ведь в сознании ребёнка это не просто собака – это совершенно определённая, конкретная собака «по кличке Дружок») неизменно вызывал и продолжает вызывать у детей живой эмоциональный отклик. Аналогичный эффект на детей производят две современных песни А. Ермолова – «Бедный Ёжик» на слова В. Осеевой и «Тигрёнок» на слова В. Кузьминой (Приложение 12-13). В них доступность образного текста и современная аранжировка мелодии вызывают бурю положительных эмоций. В воспитательном аспекте эти две песни учат сопереживанию и пониманию чувств другого живого существа. А так как, тема защиты животных является на данный момент популярной для обсуждения у «взрослых», это вызывает дополнительный интерес к произведениям.

Обратимся теперь к третьей из названных нами образно-жанровых сфер – шуточно-игровой. Важная её особенность состоит в том, что она, во-первых, в равной степени характерна для всех возрастных групп (от малышей до подростков), во-вторых, именно эта образно-жанровая сфера представлена в детской песне наибольшим количеством произведений. И это вполне закономерно, ибо шуточно-игровая образность наиболее близка, понятна детям, в силу возрастных особенностей их психики, сознания и мировосприятия, она особо любима ими. Причин для такого восприятия несколько.

Во-первых, уже само определение образно-жанровой сферы, о которой идёт речь, указывает на её теснейшую связь с игрой. А ведь именно игра, выполняющая в жизни ребёнка не только гедонистическую функцию, но и служащая средством общения, самовыражения, познания окружающего мира, является для него наиболее естественной и комфортной стихией. Вполне закономерно, что даже присутствие отдельных элементов игры в той или иной песне способно вызвать у детей живой эмоциональный отклик.

Во-вторых, шуточно-игровая образность – качество, исконно присущее детскому мировосприятию. Как мы отмечали ранее, в детскую песню она проникла не в результате «снижения» (термин О. Капицы) или заимствования из мира «взрослых», а из детского фольклора – считалок, дразнилок и т.п. Именно фольклорное происхождение имеют такие непременные атрибуты «весёлости», как многократное повторение одного и того же слова или слога, либо же – столь любимые детьми словесные каламбуры и прочие «лепые-нелепицы» (термин К. Чуковского). С фольклором, нужно сказать, связана и такая характерная сторона шуточно-игровой образности, как сказочность, привлекающая детей не только полюбившимися им сказочными сюжетами, но и спецификой «сказочной» лексики.

Ещё одна специфическая черта шуточно-игровой сферы состоит в том, что она имеет весьма широкое содержательное «наполнение», реализуясь в многочисленных и разнообразных по степени сложности сюжетах. Именно благодаря этой широте образно-содержательного «диапазона» охватывается вся потенциальная слушательская аудитория. Приведём лишь наиболее типичные из сюжетов: сугубо игровые (песни-игры и песни-загадки, пользующиеся огромным успехом у младших школьников и детей дошкольного возраста), забавные, комичные ситуации из жизни детей, а также сказочные сюжеты. Понятно, что среди такого разнообразия ребёнок любого возраста без труда отыщет то, что ему ближе всего.

Завершая краткое рассмотрение шуточно-игровой образной сферы, укажем несколько наиболее интересных, с нашей очки зрения, музыкальных примеров. Так, говоря о песнях для детей младшего школьного возраста, хотелось бы обратить внимание на две вокальные сюиты «Лесные барабанщики» К. Мяскова и «Отгадай-ка!» В. Подвалы, использующиеся сегодня в качестве музыкально-дидактического материала на уроках музыки в общеобразовательной школе. А так же на песни А. Ермолова «Лунатики» и «Мне сегодня скучно» на стихи С. Золотухина (Приложение 14-15), рассчитанные на сольное исполнение детей младших классов в ДМШ. Детям среднего и старшего школьного возраста адресованы многие из песен В. Шаповаленко (заметим, не только шуточных). Назовём, в частности, «Радостную песенку» на стихи К. Ибряева и «Большую перемену» на стихи В. Орлова и П. Синявского (Приложение 18-19). В достаточном количестве представлены также произведения для подростковой группы у упоминавшегося нами ранее А. Ермолова – «Мы вместе» слова и музыка А. Ермолова и «Я нарисую новый мир» на слова А. Белявской (Приложение 16-17). До сих пор пользуются огромной популярностью у детей среднего и старшего школьного возраста песни М. Дунаевского на слова Н. Олева из телефильма «Мери Поппинз, до свидания!». Этот перечень можно продолжить.

Одной из интересных особенностей развития жанра детской песни последних десятилетий, нужно признать появление целого ряда детских мюзиклов. Не опер, заметим, а именно мюзиклов. Думается, что появление данного жанра, в сфере детской музыки, было, в некоторой степени обусловлено появлением этого жанра в музыке «взрослой». Так в середине 70-х годов прошлого столетия появился мюзикл А. Рыбникова «Волк и семеро козлят» на стихи Ю. Энтина. А в начале 80-х годов – «Приключения кузнечика Кузи» Ю. Антонова стихи М. Пляцковского. В Частности большой популярностью в детской аудитории пользовалось песня «Утренняя песенка» из этого мюзикла. Музыкальный язык этих мюзиклов был подчёркнуто-современный («как у взрослых»), с использованием эстрадно-джазовых ритмов, интонаций и пр. В начале XXI столетия, эту галерею достойно, на наш взгляд, продолжил мюзикл А. Ермолова «Волк и семеро козлят» (сказка на новый лад), буквально изобилующий яркими, запоминающимися мелодиями и остроумными поэтическими текстами. Неудивительно, поэтому, что это произведение не утратило своей популярности и сегодня.

Таким образом, жанры детской песни в XXI столетии продолжают своё развитие и, как нам кажется, ещё привнесут яркие художественные результаты в песенное творчество для детей.

 


Список литературы

 

1. Алексеева, Л. Н. О некоторых тенденциях в советской песне 60 – 70-х годов / Л. Н. Алексеева // Советская музікальная культура. Истории. Традиции. Современность / Под общ. ред. Д. Г. Дараган : сб. ст. – М. : Музыка, 1980. – 206 с.

2. Асафьев, Б. В. Русская музыка о детях и для детей / Б. В. Асафьев // Асафьев Б. В. Избранные труды. – М. : Изд-во АН СССР, 1955. – Т. 4. – С. 97 ‒ 109.

3. Баженова, Л. М., Некрасова Л. М., Курчан Н. Н., Рубинштейн И. Б. Мировая художественная культура. ХХ век. Кино, театр, музыка (+CD) / Под общ. ред. Л. М. Баженова – СПб. : Питер, 2008. – 432 с.

4. Бореев, Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Бореев. – М. : Политиздат, 1988. – 496 с.

5. Василенко, А. І. Деякі аспекти художньо-дидактичного аналізу сучасної дитячої пісні / А. І. Василенко // Вісн. Луганськ. нац. пед. ун-ту. – 2008. – № 4 (143). – С. 58 – 66.

6. Василенко, А. И. О некоторых особенностях восприятия школьниками детских песен / А. И. Василенко // Вісн. Луганськ. нац. пед. ун-ту. ‒ 2002. – № 6 (50). – С. 139 – 144.

7. Василенко, А. І. Художньо-репрезентативний потенціал сучасної дитячої пісні / А. І. Василенко // Вісн. Луганськ. нац. пед. ун-ту. – 2007. – № 1 (118). – С. 24 – 33.

8. Глебов Игорь О сборниках детских песен // Вопросы музыки в школе / Под ред. И. Глебова: сб. ст. – Л. : Брокгауз и Эфрон, 1926. – С. 272.

9. Гольденштейн, М. Л. Очерки по истории пионерской песни / М. Л. Гольденштейн. – Л. : Советский композитор, 1963.– 97 с.

10. Додонов, Б. И. В мире эмоций / Б. И. Додонов. – К. : Политиздат Украины, 1987. – 140 с.

11. Дряпіка, В. І. Орієнтація студентської молоді на цінності музичної культури / В. І. Дряпіка. – Київ-Кіровоград : Державне Центрально-Українське видавництво, 1997. – 184 с.

12. Дряпіка, В. І. Розкриваючи світ джазу, рок і поп музики / І. В. Дряпіка. Київ-Кіровоград : «ТРЕЛАКС», 1997. – 184 с.

13. Ежова, Л. А. Дидактический анализ музыкального материала как фактор профессиональной подготовки учителя музыки / Л. А. Ежова // Подготовка учителя музыки к профессиональной деятельности в школе. Межвуз. сб. науч. трудов. Вып. № 7. – Ярославль : КГПИ им. Н. А. Некрасова, – 1985. – С. 112 – 121.

14. Зак, В. И. О закономерностях песенной мелодики / В. И. Зак. – М. : Совет. композитор, 1990. – 293 с.

15. Зак, В. И. О мелодике массовой песни : (Опыт анализа) / В. И. Зак. – М. : Совет. композитор, 1979. – 357 с.

16. Знаменская, И. А. Современная музыка для детей в учебно-воспитательном процессе (к проблеме музыкального развития младших школьников) : дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 / Знаменская Ирина Александровна. – М., 1985. – 228 с.

17. Капица, О. И. Детский фольклор. Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры: Изучение. Собирание. Обзор материала / О. И. Капица. – Л. : Прибой, 1928. – 222 с.

18. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. – М. : Просвещение, 1989. – 225 с.

19. Книга о музыке. Популярные очерки. / Сост. Г. Л Головинский, М. И. Ройтерштейн. – М. : Сов. композитор, 1988. – 220 с.

20. Кузик, В. В. Українська радянська лірична пісня / В. В. Кузик. – Київ : Наукова думка, 1980. – 112 с.

21. Кулаковский, Л. В. Песня, её язык, структура, судьбы: (На материале русской и украинской народной, советской массовой песни) / Л. В. Кулаковский. – М. : Совет. композитор, 1962. – 342 с.

22. Лармин, О. В. Искусство и молодёжь: Эстетические очерки / О. В. Лармин. – М. : Мол. гвардия, 1980. – 191 с.

23. Лесовиченко, А. М. Детская музыка как область композиторского творчества. / А. М. Лесовиченко. – Саарбрюккен : LAPLambert, 2012. – 296 с.

24. Лория, Н. А. Основные тенденции развития грузинской советской музыки для детей : дис. … канд. искусствовед : 17.00.02 / Н. А. Лория. – Л., 1982. – 174 с.

25. Мазель, Л. А. Проблемы классической гармонии / Л. А. Мазель. – М. : Музыка, 1972. – 616 с.

26. Мазель, Л. А. Вопросы анализа музыки / Л. А. Мазель. – М. : Советский композитор, 1978. – 352 с.

27. Мархасёв, Л. С. Серенада на все времена. Книга о русском романсе и лирической песне. Рассказы, заметки, впечатления / Л. С. Мархасёв. – Л. : Советский композитор, 1988. – 120 с.

28. Матутите, Е. А. Советская массовая песня 70-80-х годов / Е. А. Матутите. – М. : Знание, 1982. – 128 с.

29. Мироненко, Е. С. Творчество молдавских композиторов для детей (пути становления и проблемы развития) : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствовед : спец. 17.00.02 «Музыкальное искусство» / Е. С. Мироненко. – Вильнюс, 1987. – 25 с.

30. Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. – М. : Советская энциклопедия, 1990. – 674 с.

31. Назайкинский, Е. В. Логика в музыкальной композиции / Е. В. Назайкинский. – М. : Музыка, 1982. – 319 с.

32. Никитина, Л. Д. История русской музыки: Популярные лекции: Для студ. высш. и сред. учеб. заведений. / Л. Д. Никитина – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 272 с.

33. Никитина, Л. Д. Советская музыка. История и современность : учеб. пособ. / Л. Д. Никитина. – М. : Музыка, 1991. – 276 с.

34. Психологический словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Политиздат, 1990. – 494 с.

35. Ройтерштейн, М. И. Основы музыкального анализа: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений / М. И. Ройтерштейн. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 112 с

36. Семёнов, Ю. Е. Детская музыка. Музыкальный энциклопедический словарь / Ю. Е. Семёнов. – М. : Советская энциклопедия, 1991. ‒ 672 с.

37. Тараканов, М. Е. Традиции и новаторство в современной советской музыке / М. Е. Тараканов // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. – М. : Советский композитор, 1982. – 232 с. – С. 30-51.

38. Торшилова, Е. М. Эстетическое воспитание в семье / Е. М. Торшилова. – М. : Искусство, 1989. – 144 с.

39. Шехонина, И. Е. Творчество Т. Н. Хренникова : Исследование / И. Е. Шехонина. – М. : Совет. композитор, 1985. – 380 с.

40. Шаграева, О. А. Детская психология : Теоретический и практический курс : учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / О. А. Шаграева. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 368 с.

41. Шубина, Л. И. Проблемы жанрообразования в советской массовой песне : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения : спец. 17.00.02 «Музыкальное искусство» / Л. И. Шубина. – М., 1987. – 22 с.

42. Шульга, Р. П. Искусство в мире обыденного сознания / Р. П. Шульга. – К. : Наук. думка, 1993. – 160 с.

43. Шульга, Р. П. Искусство и ценностные ориентации личности : АН УССР. Ин-т философии; отв. ред. В. П. Михалев / Р. П. Шульга. – К. : Наук. думка, 1989. – 120 с.

44. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А. А. Беляева и др. – М. : Политиздат, 1988. – 447 с.

45. Алиев, Ю. Б. Детская музыка. / Ю. Б. Алиев // Музыкальная энциклопедия. – М. : Сов. энциклопедия, 1974. – Т. 2 – [Электронный ресурс]. – Режим доступа :
http://enc-dic.com/enc_music/Detskaja-Muzyka-2338/

46. Баталина-Корнева, Е. В. Подготовка педагога-музыканта к формированию ценностных ориентаций подростков в массовой музыкальной культуре: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Баталина-Корнева Екатерина Викторовна – М., 2003. – 152 c. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/podgotovka-pedagoga-muzykanta-k-formirovaniju-cennostnyh-orientacij-podrostkov-v.html

47. Беленький, Л. П. Авторская песня в отечественной песенной культуре второй половины XX века : дис. … канд. культурологии : 24.00.01 / Беленький Леонид Петрович. – М., 2016. – 194 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://files.msuc.org/diss/04/belenkiy_dis_d04.pdf.pdf.

48. Душечкина, Е. В. «Чтобы тело и душа были молоды…» : тема оздоровительной профилактики здоровья в советской детской песне. / Е. В. Душечкина // «Детские чтения». – СПб. : Ин-т русск. лит. (Пушкинский Дом) РАН, 2014. – №1 (005). – С. 191 – 200. – [Электронный ресурс]. –Режим доступа : http://elibrary.ru/item.asp?id=25014177

49. Комаровский, В. П. Влияние детской песни на гармоничное развитие внутреннего мира и здоровья ребёнка. / В. П. Комаровский, Ю. С. Чеботарев // Психология и педагогика : методика и проблемы практического применения. – Новосибирск: ООО «Центр развития научного сотрудничества», 2013. – № 31. – С. 73 – 82. – [Электронный ресурс]. –Режим доступа : http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-detskoy-pesni-na-garmonichnoe-razvitie-vnutrennego-mira-i-zdorovya-rebyonka

50. Кузнецова, О. Ю. Ценностный мир авторской песни для детей и его педагогический потенциал / О. Ю. Кузнецова // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. ‒ 2009. – № 91. – С. 126 – 133. – [Электронный ресурс]. –Режим доступа : http://elibrary.ru/item.asp?id=11697849

51. Лесовиченко, А. М. Детская музыка Д. Б. Кабалевского – самобытное явление отечественной музыкальной культуры и музыкального образования. / А. М. Лесовиченко // Музыкальная культура и образование: Вест. кафедры ЮНЕСКО, 2014. – № 3/7. – С. 48 – 58. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://elibrary.ru/item.asp?id=23056998.

52. Лесовиченко, А. М. Детская музыка как феномен культуры и её освоение в условиях педагогического вуза и колледжа. / А. М. Лесовиченко // Вестник кафедры ЮНЕСКО, «Музыкальное искусство и образование». – М. : Прометей, 2013. – № 3. – С. 100 – 106. – [Электронный ресурс]. –Режим доступа : http://elibrary.ru/ title_about.asp?id=50376

53. Михайлов, М. К. Стиль в музыке : Исследование / М. К. Михайлов. – Л. : Музыка, 1981. – 260 с. / М. К. Михайлов. ‒ [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.twirpx.com/file/1629760/grant/

54. Подчередниченко, Н. А. Функции детской музыки в культуре детства. / Н. А. Подчередниченко // Вест. Томск. гос. пед. ун-та, – 2013. – № 9 (137). – С. 161 – 166. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа :
http://elibrary.ru/item.asp?id=20933707.

55. Романова, Л. В. Национальная сфера в детской музыке конца советской эпохи / Л. В. Романова // «Политическая лингвистика». – Екатеринбург : Уральский гос. пед. ун-т. – 2012. – № 2. – С. 222 ‒ 228. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://elibrary.ru/item.asp?id=16529243.

56. Сергеева, И. В. Особенности коммуникационных процессов массовой музыкальной культуры : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 / Сергеева Ирина Владимировна. – Саратов, 2004. – 159 c. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.dslib.net/sociologia-kultury/osobennosti-kommunikacionnyh-processov-massovoj-muzykalnoj-kultury.html.

57. Интернет ресурс. – Режим доступа :

http://www.ermolov.ru/notes.php;                              

http://www.notarhiv.ru/detskie/spisok.html;              


Приложения

Приложение 1

Песня неуловимых мстителей

Из к/ф «Неуловимые мстители»

Ст. Р. Рождественский Муз. Б. Мокроусов

Не торопливо, маршеобразно

1.Не печалься о сыне, Злую долю кляня. По бурлящей России Он торопит коня. Громыхает гражданская война От темна до темна. Много в поле тропинок, Только правда одна. 2.Бьют свинцовые ливни, Нам пророчат беду. Мы на плечи взвалили И войну и нужду. Что ж, над нашей судьбою неспроста Пламенеет звезда. Мы ей жизнью клянемся Навсегда, навсегда.  

3.И над степью зловещей

Ворон пусть не кружит.

Мы ведь целую вечность

Собираемся жить. 

Если снова над миром грянет гром,

Небо вспыхнет огнем,

Вы нам только шепните,-

Мы на помощь придем!


Приложение 2

Песня неуловимых мстителей ( « Погоня » )

Из к/ф «Новые приключения Неуловимых»

Сл. Р. Рождественского Муз. Я. Френкель
Энергично. Стремительно  

1.Усталость забыта, Колышется чад, И снова копыта, Как сердце, стучат.   Припев: И нет нам покоя, Гори, но живи! Погоня, погоня, Погоня, погоня В горячей крови.   2.Есть пули в нагане, И надо успеть Сразиться с врагами И песню допеть.   Припев:   3.В удачу поверьте – И дело с концом. Да здравствует ветер, Который в лицо!   Припев:

 Приложение 3

«Крейсер «Аврора»»

Из м/ф «Аврора»

Сл. М. Матусовского Муз. В. Шаинского

Дремлет притихший северный город,

Низкое небо над головой...

Что тебе снится, крейсер «Аврора»,

В час, когда утро встаёт над Невой?

 

Может, ты снова в тучах мохнатых

Вспышки орудий видишь вдали?

Или, как прежде, в чёрных бушлатах

Грозно шагают твои патрули?

 

Волны крутые, штормы седые –

Доля такая у кораблей!

Судьбы их тоже чем-то похожи,

Чем-то похожи на судьбы людей.

 

Ветром солёным дышат просторы,

Молнии крестят мрак грозовой...

Что тебе сниться, крейсер «Аврора»,

В час, когда утро встаёт над Невой?


Приложение 4

«Посвящение» («Барабаны молчите»)

Сл. К. Ибряева Муз. Ю. Чичков

Барабаны, молчите, и фанфары, молчите,

Не мешайте заветным, задушевным словам.

Наш великий вожатый, самый главный учитель,

Эта песня простая посвящается Вам.

 

От сердец человечьих зажигается солнце,

Зажигаются звёзды от пылающих глаз.

Если небо смеётся и легко так поётся,

Значит Вы, наш учитель, рядом с нами сейчас.

 

Мы Вас нежно и просто называем – наш Ленин,

Посвящаем Вам песни и мечты, и дела.

С Вашим именем в сердце мы грозу одолеем,

Землю сделаем садом, чтобы лучше цвела.

 

Барабаны, молчите, и фанфары, молчите,

Не мешайте заветным, задушевным словам.

Наш великий вожатый, самый главный учитель,

Мы, как верные внуки, вечно преданы Вам.


Приложение 5

«Ты слышишь, море?»

Сл. М. Пляцковский Муз. А. Зацепин

Цепи якорей гремят в порту, Верят корабли в свою мечту, Всем ветрам назло я спешу на зов Дальних, неизведанных миров*.   Снятся (снятся) часто (часто) Мне по ночам дельфины. Снятся (снятся) чайки (чайки) И мачты бригантины.   След мой волною смоет, А я на берег с утра приду опять. Море, ты слышишь море Твоим матросом хочу я стать. Море подари свои шторма, Пусть до самых звезд летит корма. Палубу качай, с ног сбивай меня Брызгами холодными звеня.   Знаю (знаю), можешь (можешь) Ты черным стать и синим. Море (море), море (море), Стать помоги мне сильным.   След мой волною смоет, А я на берег с утра приду опять. Море, ты слышишь море Твоим матросом хочу я стать.

Приложение 6

«Млечный путь»

Из к/ф «Большое космическое путешествие»

Сл. И. Кохановского Муз. А. Рыбникова

Как будто по ступенькам

Все выше и вперед

Из детства постепенно

Нас юность уведет.

И, стоя у порога,

Решай, куда шагнуть.

А нас позвал в дорогу

Далекий Млечный Путь.

 

Нас ночь тревожит снами,

Волшебными почти:

Мы катимся на санках

По Млечному Пути.

И боязно немного,

И ветер хлещет в грудь.

Зовет, зовет в дорогу

Далекий Млечный Путь.

 

Как будто по ступенькам

Все выше и вперед

Из детства постепенно

Нас юность уведет.


Приложение 7

«Школьный романс»

Сл. Н. Пляцковской Муз. Е. Крылатов

1.Ресницы грустно опуская, Глядишь ты в школьную тетрадь. С косичкой девочка смешная Тебя заставила страдать. А ты сидишь на задней парте, Не понимая, что к чему… Смешались все моря на карте, И летом выпал снег в Крыму! 2.Молчишь, задумавшись о чём-то, А твой учитель не поймёт, Что с белым бантиком девчонка Тебя не любит и не ждёт. В окно стучатся ветки клёна И барабанит мелкий дождь. Ты помнишь номер телефона, Но на свиданье не зовёшь.  

3.Смеётся девочка, не зная,

Кто ей в портфель цветы кладёт.

Но эта преданность святая

Тебе наскучит и пройдёт.

Тебя найдёт любовь иная –

Большая взрослая любовь.

И всё же, детство вспоминая,

О той девчонке вспомнишь вновь!


Приложение 8

«Звездопад»

Сл. Н. Добронравов Муз. А. Пахмутова

2.Что пожелать вам, мальчишки, девчонки? Встретиться снова бы в нашем «Орлёнке»! Будет и солнце, и пенный прибой, Только не будет смены такой.   Припев: Звездопад, звездопад… Это к счастью, друзья, говорят… Мы оставим на память в палатках Эту песню для новых орлят…     3.Пусть пред нами дороги земные, Слышим мы дальних миров позывные. Юность и песню, и крылья дала Тем, кто поверил в созвездье Орла.   Припев.   4.Как бесконечные звёздные дали, Мы бы на яркость людей проверяли. Прав лишь горящий, презревший покой, К людям летящий яркой звездой…   Припев.

Приложение 9

«Просьба» («Раненная птица»)

Сл. Р. Рождественский Муз. А. Пахмутова

1.Раненая птица в руки не давалась, Раненая птица птицей оставалась. Этот сон давнишний до сих пор мне сниться: На траве кровавой вздрагивает птица.   Припев: Птицы, рыбы и звери в души людям смотрят. Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря! Ведь небо без птиц – не небо! А море без рыб – не море! И земля без зверей –не земля! 2.Люди-исполины, люди-великаны, Есть у вас винтовки, сети и капканы, Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно. И должно быть сердце. Сердце человечье.   Припев.   3.Люди-человеки, страны и народы, Мы теперь навечно должники природы. Надо с этим долгом как-то расплатиться – Пусть расправит крылья раненая птица! Припев.

Приложение 10

«Золотая рыбка»

Из к/ф «Завтрак на траве»

Сл. М. Львовский Муз. В. Шаинский

Приложение 11

«Пропала собака»

Сл. А. Ламм Муз. В. Шаинский

1.Висит на заборе, Колышется ветром, Колышется ветром Бумажный листок. Пропала собака! Пропала собака! Пропала собака По кличке Дружок! 2.Щенок белоснежный, Лишь рыжие пятна, Лишь рыжие пятна И кисточкой хвост. Он очень занятный, Он очень занятный, Совсем ещё глупый Доверчивый пёс.

3.А дождь забияка

Листочек закапал.

И буквы и строчки

Заплакали вдруг!

Найдите собаку!

Найдите собаку!

Вернись поскорее,

Мой маленький друг!

Приложение 12

«Бедный Ёжик»

Сл. В. Осеева Муз. А. Ермолов

 

2.На бочок приляжет – колко, Колется спина. Нелегко всю ночь под ёлкой Просидеть без сна. Нелегко всю ночь под ёлкой Просидеть без сна.   Припев: (2 раза) Бедный Ёжик, бедный Ёжик По ночам не спит, – Весь в иголках, лечь не может, Сядет и сидит. 3.Как себя он спать уложит? Снял бы шубку прочь. Бедный Ёжик, бедный Ёжик, Чем тебе помочь? Бедный Ёжик, бедный Ёжик, Чем тебе помочь?   Припев: (2 раза) Бедный Ёжик, бедный Ёжик По ночам не спит, – Весь в иголках, лечь не может, Сядет и сидит.

 


Приложение 13

«Тигрёнок»

Сл. В. Кузьминой Муз. А. Ермолов

2.Одному на свете, взрослый иль ребёнок, Не прожить без мамы, – думает тигрёнок. И во сне тигрёнка гладит лапой мама: «Спи, малыш мой милый, самый, самый, самый!»   3.Отпустите, люди, в лес амурский крошку, Сам найдёт он к маме верную дорожку. Пусть на самом деле гладит его мама: «Спи, малыш мой милый, самый, самый, самый!»   4.Пусть уснёт под утро он не в клетке тёмной, А, прижавшись к маме, к её лапе тёплой. Пусть в глазёнках круглых страх и боль растают, Пусть он вольным, гордым тигром вырастает.   5.Маленький тигрёнок с круглыми глазами, Смотрит он куда-то и грустит о маме, И во сне тигрёнка гладит лапой мама: «Спи, малыш мой милый, самый, самый, самый!

Приложение 14

«Лунатики»

Сл. С. Золотухин Муз. А. Ермолов


Приложение 15

«Мне сегодня скучно»

Сл. С. Золотухин Муз. А. Ермолов


Приложение 16

«Мы вместе»

  Муз. и сл. А. Ермолов


1.Что может быть прекрасней и чудесней,

Что может быть сильнее на Земле?

Когда друзья с тобой, когда мы вместе,

Когда мы рядом много-много лет.

Идя вперёд по жизненным дорогам,

Уверенны всегда мы лишь в одном:

Друзей хароших не бывает много,

С которыми ты рядом день за днём.

 

Припев: Вместе мы с тобой,

Мы всё время рядом:

Летом и зимой,

В дожди и холода.

Вместе мы с тобой,

Мы друг другу рады

И в мороз и зной,

А значит, будем вместе мы всегда!

 

2.Листая жизни прошлые страницы,

Мгновения давно прошедших лет,

Друзей я с грустью вспоминаю лица,

Того, кого сегодня рядом нет.

Но в миг уйдут печали и тревоги,

Друзей своих ты только позови,

И мы все вместе по одной дороге

Пойдём навстречу дружбе и любви.

 

Припев.(2р.)

Вместе мы с тобой,

Мы всё время рядом:

Летом и зимой,

В дожди и холода.

Вместе мы с тобой,

Мы друг другу рады

И в мороз и зной,

А значит, будем вместе мы всегда!

 


Приложение 17

«Я нарисую новый мир»

Сл. А. Белявская Муз. А. Ермолов


Приложение 18

«Радостная песенка»

Сл. К. Ибряев Муз. В. Шаповаленко

1.Когда я с рассветом встречаю зарю, Я «Доброе утор» земле говорю, А песенку эту Весёлому ветру И доброму, ясному солнцу дарю.   Припев: Ля-ля-ля...   2.Вхожу ли я в лес, выхожу ли на луг – Цветы и деревья танцуют вокруг. И сам я охотно, Легко, беззаботно Вступаю в их радостный праздничный круг.   Припев. 3.Я каждой пичуге и рыбкам в реке, И белке, и лосю в седом сосняке Несу угощенье – Конфеты, печенье В походном волшебном своём рюкзаке.   Припев.   4.Когда на закате иду я домой, Сто сказок весёлых шагают за мной. А песенка эта, Вдруг вспыхнув под ветром, Становиться звонкой вечерней звездой.     Припев.

Приложение 19

«Большая перемена»

Сл. В. Орлова и П. Синявского Муз. В. Шаповаленко

2.Каждый прыгает, как мячик, Кувыркается и скачет, И совсем не до задачек В этой шумной суете. Всё запело-закипело,(2р.) Закипело и запело,(2р.) Словно чайник на плите.   Припев: Потому, что у нас перемена Большая-пребольшая. Потому, что у нас перемена Смешная-пресмешная! Двадцать минут подряд (3р.) Ребята смешат ребят. 3.Всё кипит и всё хохочет, И бормочет и стрекочет, Всё несётся, всё грохочет, От звонка и до звонка. Мы не видим и не слышим,(2р.) Как подпрыгивает крыша,(2р.) Удивляя облака.   Припев.  

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 1251; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!