Особенности функционирования жанра детской песни



МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ОТДЕЛ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МАКЕЕВКИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ШКОЛА ИСКУССТВ №3 ГОРОДА МАКЕЕВКИ»

 

Вокально-хоровой отдел

 

 

А. В. СОКОЛОВА

Доклад

 

ЖАНР ДЕТСКОЙ ПЕСНИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ:

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЖАНРА ДЕТСКОЙ ПЕСНИ

 

   
     

 

Макеевка

2018


 

Содержание  
   
Введение 3
   
Особенности функционирования жанра детской песни 6
1. Феномен детской песни в контексте современной музыкальной культуры   6
2. Особенности восприятия детской песни в детской и юношеской аудитории   17
3. Жанровая структура современной детской песни 24
     
Список литературы 33
     
Примеры 39
   
   


Введение

 

Одним из ярких и самобытных художественных явлений в современной отечественной музыкальной культуре ХХ века советского периода стал жанр детской песни. Этот, в известной степени уникальный вид творчества, возник задолго до XX столетия, и был представлен как в фольклоре различных народов, так и в профессиональном композиторском творчестве (например, детские песни П. Чайковкого). Однако, в советский период отечественной истории музыки XX века, данный жанр приобрёл в высшей степени самобытные черты, вобрав в себя лучшие достижения мировой музыкальной классики. Известный лозунг «развитого социализма» – «Всё лучшее – детям!», в полной мере воплотился в сфере музыкальной культуры и, в частности, в жанре детской песни, лучшие образцы которого, органично сочетали в себе высокий художественный уровень, как поэтического текста, так и музыки, а также несли значительный воспитательный потенциал. Достаточно привести в качестве примеров многочисленные детские песни Ю. Чичкова, А. Пахмутовой, В. Шаинского, А. Островского и др.

В основе данного доклада лежит магистерское исследование «Жанр детской песни в контексте современной отечественной музыкальной культуры», проведённое на базе Луганской государственной академии культуры и искусств им. М. Матусовского под руководством Василенко Андрея Ивановича, старшего преподавателя кафедры теории и истории музыки.

Как свидетельствует практический опыт нашей работы, несмотря на жанрово-стилевые метаморфозы под влиянием изменений в массовой музыкальной культуре, наряду с яркими и талантливыми современными детскими песнями, остаются популярными многие произведения второй половины XX столетия. Однако на протяжении всего советского периода в отечественной истории музыки появилось лишь несколько музыковедческих работ в той или иной степени затрагивающих интересующий нас жанр. Это работы таких авторов как Б. Асафьев, М. Гольденштейн, О. Капица, Л. Кулаковский, Н. Лория, Е. Мироненко и А. Лесовиченко. Дело в том, что находясь в центре отечественной музыкальной культуры, детская песня оставалась за пределами научных интересов отечественных музыковедов, рассматриваясь, как нечто слишком упрощённое для серьёзного изучения в отличие, например, от симфоний, опер, балетов и т.д., что и обусловило актуальность данной темы.

Таким образом, объектом нашего исследования являлась отечественная музыкальная культура советского и постсоветского периодов, предметом – детская песня во всём многообразии её жанрово-стилевых связей.

Цель работы – изучение жанровых и стилевых связей отечественной детской песни второй половины XX – начала XXI века, а так же особенностей её восприятия «социальным адресатом» – детской и юношеской аудиторией.

Реализация данной цели предполагала постановку следующих задач:

1. Изучить степень исследованности данной проблемы в отечественном музыкознании;

2. Рассмотреть особенности функционирования жанра детской песни в контексте современной отечественной музыкальной культуры;

3. Выявить основные закономерности восприятия детской песни различными возрастными группами детской и юношеской аудитории;

4. Предложить вариант внутрижанровой структуры современной детской песни.

Методологической основой работы послужили труды отечественных музыковедов Б. Асафьева, М. Гольденштейн, Л. Кулаковского, В. Зака, В. Кузык и Р. Шульги, затрагивающих проблемы современной отечественной музыкальной культуры.

Апробация результатов исследования. Материалы магистерской диссертации были представлены автором работы на ІІ Республиканской очно-заочной научной конференции «Наука и мир в языковом пространстве» в ДНР г. Макеевка 23 ноября 2016 г., и размещены в «Сборнике научных трудов» ДонНАСА. Кроме того статья «Жанр детской песни в контексте современной отечественной музыкальной культуры» опубликована в журнале «Философско-культурологические исследования» №1, 2017 г. ЛГАКИ им. М. Матусовского.

В связи с ограниченностью объёмов доклада и подачи информации для практикующих специалистов ДШИ и МШЭВ, в работе мы подробно рассмотрим только одну часть магистерского исследования, а именно особенности функционирования жанра детской песни с музыкальными примерами.


Особенности функционирования жанра детской песни

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 692; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!